«Музейная педагогика и ее возможности в процессе воспитания»
статья по теме
Потенциал школьного музея в решения вопросов воспитательной деятельности учащихся,
актуализация школьного музея как системы воспитания учащихся, сущность практического опыта и конечный результат педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Музейная педагогика и ее возможности в процессе воспитания» | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Азизова Гульнар Рушановна,
МБУ СОШ №86 г.о. Тольятти
педагог дополнительного образования
Школьный музей и его возможности в процессе воспитания
Актуальность представленного опыта
Потенциал школьного музея в решения вопросов воспитательной деятельности учащихся:
— позволяет в процессе воспитательной деятельности сформировать и развить все структурные компоненты содержания патриотизма как качества личности: эмоционального, интеллектуального, деятельностного, потребностно-мотивационного, волевого;
— позволяет проводить деятельность по пропаганде здорового образа жизни.
Актуализация школьного музея как системы воспитания учащихся связана с тем, что:
- он должен выступать побудителем творческой активности детей, способом улучшения и углубления их контактов с педагогом, средством обогащения учебного процесса;
- призван оставаться по преимуществу музеем детского творчества и детского труда;
- его правомерность существования и эффективность деятельности должна определяться, во-первых, степенью включенности в его работу учащихся той или иной школы (по возможности — всех учащихся, а не только членов актива музея) и, во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе (не только учителями-энтузиастами, а всем педагогическим коллективом).
Сущность практического опыта
Формы и методы, используемые для решения воспитательных задач на базе нашего школьного музея «Музея 17 квартала»:
- традиционные формы (экскурсии по школьному музею и кварталу,
встречи с ветеранами, интересными людьми и пр.);
- кружок «Музееведение» (обучение актива музея, изучение основных понятий «Музееведения», основ поисково-исследовательской работы, организации культурно-образовательной деятельности музея и пр.);
- интерактивнаые экскурсии в режиме мультимедиа, проводимые активом музея (например «Виртуальная экскурсия по Калуге»);
- уроки музейной педагогики различной тематики с учетом возрастных особенностей учащихся, проводимые руководителем музея для всех классов один-два раза в месяц по графику (например, «Ух – ух, разгорайся мой утюг», «Крутись - вертись, веретено» и т.п.);
- ежемесячные тематические выставки, которые готовят и проводят учащиеся всех классов школы (например, «Народная игрушка»);
- творческие занятия детей (например, урок рисования «Самый красивый уголок нашего квартала», изготовление тряпичных кукол и пр.);
- музейные праздники, посиделки, выступления учащихся из школьного фольклорного центра, проводимые в музее;
- уроки истории, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки, проводимые учителями предметниками на основе материалов музея;
- поисковая, научно-исследовательская работа актива музея над обновлением и пополнением фондов.
Конечный результат педагогической деятельности
Результат обучения актива музея: ребята неоднократно участвовали и становились победителями в городских конкурсах, традиционно принимают участие в смотре-конкурсе музеев и поисково-исследовательских экспедициях.
Результат выставочной работы: расширение кругозора, развитие интеллектуальных способностей детей, развитие речи, проявление себя.
Результат проведения уроков музейной педагогики, музейных праздников, экскурсий: развитие основ музейной культуры, воспитание бережного отношение к прошлому, мыслительной активности, смекалки, умения рассуждать и решать проблемные вопросы, повышение интереса к прошлому родного края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье»
Актуальными на сегодняшний день являются типы семейного воспитания. Что же это такое?...
Возможные нарушения процесса воспитания в семье.
Консультация для родителей о возможных нарушениях процесса воспитания в семье....
Проблема стилей родительского воспитания.Трудности детско – родительских взаимоотношений в процессе воспитания младших школьников
В статье представлены следующие моменты: группы семей по типу родительского отношения к ребенку; термины благополучная и неблагополучная семья, четыре параметра родительского п...
Музейная педагогика как средство обучения и воспитания младших школьников.
Опыт работы учителя начальных классов ГОУ СОШ № 258 с углублённым изучением физики и химииКолпинского района Санкт - Петербурга ДАММИ ЕЛЕНЫ ЭЙНОВНЫ...
Коррекция недостатков физического и психического развития у детей с ограниченными возможностями в процессе физического воспитания
В работе дана характеристика физических и психических недостатков у младших школьников с интеллектуальными нарушениями, и методы их корекции...
Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса
Выступление на ШМО учителей физической культуры с темой "Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса"....