Проблема стилей родительского воспитания.Трудности детско – родительских взаимоотношений в процессе воспитания младших школьников
статья по теме
В статье представлены следующие моменты: группы семей по типу родительского отношения к ребенку; термины благополучная и неблагополучная семья, четыре параметра родительского поведения, ответственных за описанные паттерны детских черт; выявлены три группы детей: компетентные, незрелые, избегающие; черты неблагоприятных для ребенка типов отношения; основные психологические концепции и модели воспитания родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnosti.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудности детско – родительских взаимоотношений в процессе воспитания младших школьников
Впервые проблема стилей родительского воспитания была исследована А.Адлером. Он описывал неблагоприятные ситуации детства, связанные с родительским воспитанием, на основе которых ребенок формирует ошибочные представления о жизни. К ним относятся баловство ребенка и пренебрежение ребенком. Автор подчеркивает, что попустительство и вседозволенность со стороны родителей приводит к развитию неадекватных представлений о самом себе, об окружающем мире, способах конструктивного взаимодействия с людьми. Эмоционально отвергаемые, пренебрегаемые родителями дети будут недооценивать собственные силы, преувеличивать трудности жизненных неудач, у них могут быть трудности в межличностных отношениях.
Н.Ю.Синягина с соавторами на основе наблюдений предложила выделить группы семей по типу родительского отношения к ребенку как «благоприятные» и «неблагоприятные» и составила их типичные профили:
- благоприятные: понимающие, покровительствующие, безразличные;
-неблагоприятные: подавляющие, тревожные, отстраненные, отвергающие.
М .B. Буянов в своих исследованиях использует термины благополучная и неблагополучная семья, имея ввиду лишь неблагополучие по отношению к ребенку. Он отмечает, что неблагополучная для ребенка семья — это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. «Существует великое множество семей, о которых ничего плохого сказать нельзя, но, тем не менее, для данного конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной».
Встречаются семьи полные, но деструктивные[1], где нет согласия, где постоянные ссоры. Иногда семья внешне кажется крепкой, сплоченной, а копнешь глубже, посмотришь, какова она на самом деле, и видишь, что ее сплоченность — лишь видимость. По существу в ней нет взаимного уважения друг к другу, все друг другу если не враги, то уж недоброжелатели и соперники наверняка. Ясно, что неблагополучная семья — это в первую очередь та, где имеются явные проблемы взаимоотношений, хотя и это не единственный критерий выделения неблагополучной семьи. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений «семья — ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.
В книге «Как быть родителями: о психологии родительской любви» А.С.Спиваковская описала типы неблагополучных с точки зрения отношений к ребенку семей, вычленив совокупность детских черт: «Семья – санаторий», «Семья – крепость», «Семья – театр», «Семья – третий лишний», «Семья с кумиром».
Некоторые авторы, например, А.И. Захаров, Г.А. Ковалев, Д.Боумрид и др. выделяют четыре параметра родительского поведения, ответственных за описанные паттерны детских черт. Родительский контроль – контролирующие действия направлены на модификацию (управление) проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более успешное усвоение родительских стандартов и норм. Родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости: родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность. Воспитательное воздействие в ходе общения с детьми – родители с высоким баллом по этому показателю, чтобы добиться послушания, стремятся использовать убеждение, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать её с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают чётко и однозначно своих требований и недовольств или раздражения, но чаще прибегают к косвенным способам – жалобам, крику, ругани. Эмоциональная поддержка – родители выражают сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоции направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.
На основе совокупности детских черт, связанных с фактором родительского отношения, были выявлены три группы детей:
компетентные – с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем собственного поведения, с умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремящиеся к исследованию, а не избегающие новых ситуаций;
избегающие – с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками, избегающие новых и фрустрационных ситуаций;
незрелые – неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями тказа во фрустрационных[2] ситуациях.
Оказалось, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении всех четырех параметров – контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т.е. оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием. Н.Ю.Синягина отмечает, что трудные дети появляются у тех родителей, которые реже хвалят детей за хорошее поведение, уделяют плохому поведению слишком много внимания, хуже понимают, как следует реагировать на ту или иную ситуацию, ведут себя непоследовательно. В общем виде выделяются следующие черты неблагоприятных для ребенка типов отношения:
1. Низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания.
2. Высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности.
3. Выраженная степень опеки и ограничительства в каких-либо сферах жизнедеятельности детей.
4. Повышенная стимуляция возможностей детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений.
Таким образом, знание стилей родительского отношения, причин появления трудностей помогает учителю лучше, правильнее и быстрее понять, с какой семьей он имеет дело, какую психолого-педагогическую помощь он может оказать семье. Необходимо иметь в виду, что эффективность воспитания зависит не только от воспитательных позиций родителей, от отношений в семье. Результат воспитания зависит в большой степени от самого ребенка, от типа его нервной системы, особенностей темперамента, присущих ему к данному моменту личностных качеств. Это нетрудно заметить, когда в сходных по стилю воспитания семьях вырастают совершенно непохожие по своим личностным качествам дети. Следовательно, если говорить о ребенке в неблагополучной семье — значит говорить о том:
1) какие бывают неблагополучные семьи;
2) какие бывают дети со своими психологическими особенностями;
З) как отражается семейное неблагополучие на ребенке;
4) что должны — хотя бы в общих чертах — предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку,— ведь он-то не виноват, что живет в неблагополучных условиях.
Основные психологические концепции и модели воспитания родителей
Существуют различные модели помощи семье: педагогическая, диагностическая, социальная, медицинская, психологическая.
1.Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Субъект жалобы в таком случае обычно ребенок. Педагог вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер.
2.Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики – семья, а также дети с нарушениями отклонениями в поведении.
3.Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.
4. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни.
5.Психологическая (психотерапевтическая модель) используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Она предлагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении трудностей общения и причин его нарушений. Учителю начальных классов необходимо спланировать свою работу по оказанию диагностической, психологической и педагогической помощи семье.
Изучение семей своих учеников, положения детей в семье и условий их жизни, проблемы ребенка и причины их появления - один из важнейших этапов работы учителя. Главная особенность внутреннего мира младшего школьника в том, что он еще мало знает о содержании своих переживаний, поскольку они не в полной мере оформлены. Ребенок 6 – 9 лет еще не способен соотнести свои реакции с причинами, их вызывающими. Нужна специальная работа, чтобы родители вместе с педагогом вникли в проблемы ребенка, его переживания.
Следующий шаг учителя - диагностика трудностей детско-родительских отношений. Этот процесс требует включения в диагностическое исследование и ребенка, и его родителей, причем требуется активность и заинтересованность самих испытуемых. Естественно, что от взрослых требуются целенаправленные и осознанные усилия. Все диагностические процедуры должны превращаться в самодиагностику, когда родители ставят перед собой задачу самоизучения, анализа собственных психологических качеств и особенностей личности, путей самосовершенствования. Диагностическая работа проводится для определения задач и планирования работы педагога по родительскому воспитанию.
Следующим шагом по улучшению взаимоотношений «ребенок-родитель» является работа по воспитанию родителей — это просветительская работа, целью которой является накопление знаний и навыков по выполнению родительских функций и воспитанию детей. При этом под функциями воспитания детей подразумевается создание определенных взаимоотношений между родителями и детьми, а также их предпосылок, то есть определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов.
Воспитание родителей предусматривает значительное повышение уровня их педагогической культуры. Важный компонент педагогической культуры родителей – их педагогическая подготовленность: определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей. Взаимодействие всех видов педагогической деятельности обуславливает педагогическое мастерство. Им может и должен обладать каждый родитель. Важным компонентом педагогического мастерства родителей является педагогический такт, характеризующийся вдумчивым и внимательным отношением к детям, умением быть чутким, справедливым, но требовательным. «Высокий уровень педагогической культуры родителей немыслим без сочетания сознательной родительской любви к детям с высокой и разумной требовательностью к ним».
Основная роль в повышении педагогической культуры принадлежит целенаправленному психолого-педагогическому просвещению. Но оно не может дать родителям всю совокупность необходимых знаний. Важный путь пополнения, расширения и углубления полученных ими знаний – педагогическое самообразование.
Прежде всего родителям необходимы психологические знания. Психологическое просвещение – самое первое приобщение родителей к психологическим знаниям. Также педагог в свою работу включает психологическую профилактику. Это постоянная работа, направленная на предупреждение возникновения неблагополучия в детско-родительских отношениях. Однако психологические знания окажутся мертвым грузом, если они не подкреплены педагогическими знаниями – о путях, формах, способах и средствах эффективного воздействия на ребенка.
Повышение психолого - педагогической культуры родителей требует активизации форм и методов. Широко практикуются беседы, консультации, письменные обращения, педагогические поручения, посещение семьи (только в исключительных случаях), наглядная пропаганда, родительские собрания, родительский клуб, семинары по обмену опытом семейного воспитания, коллективные обсуждения статей, приобщение к чтению популярной педагогической литературы,. Также разработаны разнообразные нетрадиционные формы взаимодействия: интервью, анкетирование, практикумы и психологические тренинги, памятки для родителей, дни открытых дверей, родительские вечера вопросов и ответов, родительские ринги. Такая работа должна проводится планомерно и систематически.
[1] (деструктивность- «агрессия, ненависть, уничтожение, разрушение)
[2] Фрустрация – обман, неудача (лат.). Психологическое состояние, возникающее в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников»
«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно до...
«Система взаимодействия семьи и классного руководителя в процессе воспитания младшего школьника».
В статье представлены матермалы о взаимодействии родителей и классного руководителя направленные на создание классного коллектива....
Родительское собрание. Тема "Эстетическое воспитание младших школьников".
Формирвоание представлений об эстетической культуре и необходимости эстетического воспитания ребенка....
Родительский лекторий на тему "Условия успешного семейного воспитания младшего школьника"
Родительский лекторий на тему "Условия успешного семейного воспитания младшего школьника", презентация...
Процесс воспитания младших школьников в современной школе.
В статье предоставлен опыт работы по теме"Процесс воспитания младших школьников в современной школе"...
Родительское собрание "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящ...
Процесс воспитания младших школьников в современной школе.
Воспитание младших школьников - начальная школа....