Формирование милосердия у детей начальных классов - совместная задача семьи и школы
материал по теме
Сообщение о формировании милосердия у учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_miloserdiya_u_uchashchikhsya_nachalnykh_klassov.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ – СОВМЕСТНАЯ ЗАДАЧА СЕМЬИ И ШКОЛЫ
Сокрушительное развитие науки и техники, колоссальное убыстрение темпа жизни ведут к тому, что детство делается всё короче, словно вырождается. И очень часто родители, да и педагоги хватаются за раннее развитие, ранний уход детей в школу, как можно, более раннее поступление в институт, а уже учась в вузе, в шестнадцать-семнадцать лет стараются выйти работать…. А будет ли тогда, в этом могучем убыстрении, у стремительно взрослеющего ребенка время остановиться: прислушаться к совету взрослого, осмыслить чью-то просьбу о помощи, протянуть участливую руку попавшему в беду, вникнуть в ситуацию или событие общественной значимости, дать брошенному животному пищу и кров, просто из вежливости уступить место старику или хотя бы с сожалением заметить сломанную ветку дерева.
Воспитание милосердия у детей имеет глубокие корни в русской педагогической традиции. Вся жизнь человека, будь то его характер, чувство ответственности, добрые или худые привычки, умение преодолевать трудности и многое другое, во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Осознавая это, родители пытались привить ребенку те религиозно-нравственные начала, основываясь на которых он мог бы стать духовно-здоровой личностью. Известный русский философ Иван Ильин говорил: «Воспитать ребенка значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания».
Актуальность формирования милосердия у детей очевидна. Мир, в котором мы живем, деградирует на глазах. Равнодушие к человеку стало принятой нормой современного общества. Через средства массовой информации мы узнаем о страшных проявлениях жестокости, злобы и ненависти. Высок уровень детской преступности, а, значит, в скорости могут возникнуть серьезные проблемы, ведь дети – это наше будущее. Поэтому сегодня как никогда надо поднимать вопрос о воспитании в детях милосердия, любви и сострадания, так как без этих добродетелей никогда не будет жизнеспособного и здорового общества. Проблема воспитания милосердия у детей, волнует людей на протяжении уже многих веков. В 20 веке о проблеме воспитания детей высказывался Василий Александрович Сухомлинский, советский педагог и психолог. Он отмечал, что уже с дошкольного возраста необходимо обращать внимание детей на эмоциональное состояние окружающих, учить их видеть, когда ближнему причиняется боль, когда он находится в печали, когда страдает. Педагог отмечает, что расцвет духовных потребностей личности невозможен без деятельного соучастия в судьбе окружающих, сострадания к чужой беде, наслаждения чужой радостью. Он акцентирует внимание на том, что душевная красота невозможна без подлинной теплоты сердца, которой один человек должен согревать другого.
Семья играет основную роль в формировании как нравственных норм, так и мировоззрения. Эту мысль поддерживают почти все психологи и педагоги. Но уже в семилетнем возрасте ребенок совершает первый серьезный шаг, и связано это с тем, что перед ним открываются двери в новый мир – в школу. Если до школы на внутренний мир ребенка оказывал влияние по большей части семейного уклад и быт, то сейчас важную роль в формировании взглядов играет школьная атмосфера. «Если в этом возрасте педагог придет и скажет детям о том, что Бог любит их, детские сердечки радостно раскроются навстречу этой любви и, по крайней мере на уроке, будут всеми силами желать угодить Богу. Вот тут-то и открывается возможность с ними общаться, разбирая на примерах, как нужно жить. Еще римский оратор Квинтиллиан говорил: «Дети не из школы впервые выносят дурные привычки, но они приносят их с собой в школу. Они перенимают их у своих родителей, которые подают им дурной пример. Здесь они видят и слышат ежедневно такие вещи, с которыми они в продолжение всей своей жизни не должны бы быть знакомы. Все это обращается у них в привычку, а потом и во вторую природу, и злосчастные малютки становятся порочными прежде, чем они начнут знать, что такое порок».
Так же не следует забыть, что поступление детей в школу отнюдь не означает конец участия родителей в деле воспитания, напротив лишь усиливает ответственность в деле взаимодействия с педагогами и формирования в духовном и моральном плане здоровой личности. Организация преемственности в воспитании милосердия у детей предполагает реализацию на практике такого важного педагогического условия, как тесное сотрудничество родителей и учителей. Поэтому, было бы полезным введение совместных занятий для детей и родителей. Это может быть и как совместная организация досуга, праздников, так и участие в делах организаторских как школы, так и класса. Эта деятельность должна быть не навязчивой, но в радость делающим, а главное бескорыстной, на благо общей цели, тогда и ощущение собственной нужности и пользы будет неподдельным.
Немаловажным является и поощрение детей в их стремлении в делах милосердия и заботы о ближних. Как вариант, возможно использование чего-то вроде современного аналога паспорта добровольца (волонтёра), куда будут внесены участие в тех или иных акциях, оценка ответственного о проведённой работе. Причём важно осознавать грань между работой за поощрение и реальным стремлениям к проявлению душевных качеств, а потому чтобы и оценка не превратилась в рутину, ввести за правило оценивать не каждое дело и не каждого ребёнка, а менять кандидатов от раза к разу.
Чтобы происходило развитие деятельности и возможна была оценка со стороны, уместным будет организация выездных мероприятий в те же детские дома, приюты, больницы, дома престарелых, которым будет предшествовать совместная подготовка концертных номеров, самодельных сувениров на тот или иной праздник, что лишний раз подтвердит и теорию о том, что дела доброты и милосердия «по карману» любому и требуют лишь стремление души.
На любом этапе дел важно назначать ответственных за то или иное направление, пусть объём деятельности будет небольшой, под силу младшему школьнику, но чувство ответственности будет лишний раз движущей силой и внутренне дисциплинировать ребёнка, не пуская дело на самотёк и не оставляя всё под ответственность руководителям или старшим товарищам.
Любая работа делается не совсем верно, если не имеется возможности видеть ошибки в своей деятельности, а потому время от времени важно собираться и оценивать работу и перспективы развития дел милосердия, как с детьми, так и с их родителями. Подобная практика позволит укреплять связи педагогов и родителей в деле воспитания дел милосердия и доброты.
Таким образом, несмотря на все искушения и опасности, которые окружают детей, взаимосвязь школы и дома, родителей и педагогов, может дать свой добрый плод, и укрепить заложенные в семье добрые начала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Библия. Книги Священное Писание Ветхого и Нового Завета. – М.: Издание Московской Патриархии, 1993.
- Иоанн Златоуст, свт. Избранные беседы о повседневных вопросах христианской жизни. – М.: Отчий дом, 1999.
- Бондаревская Е. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования// Педагогика. М., 1997. №4.
- В доме Отца Моего. Сборник статей о роли христианской семье в религиозном воспитании ребенка. – М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, 2001.
- Зеньковский В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М., 1993.
- Княжева И. Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста. – Одесса, 1985.
- Колодина М. Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. – Омск, 2011.
- Ситаров В., Маралов В. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. – М., 2000.
- Смагина М. Методы активного социально-психологического обучения. – Ставрополь, 2008.
- Сухомлинский В. О воспитании. М., 1979.
- Владимир Мономах. Поучение [Электрон. ресурс] / Сайт «Православие. Ru». – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/ archiv/monomah.htm; 14.03.12. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
- Цыганкова Н. В. О милосердии [Электронный ресурс] / Сайт «Азбука веры. Православное общество». – Режим доступа: http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/miloserdie/5g16_4-all.shtml; 14.03.12. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность семьи и школы "Воспитываем Вместе"
План работы с родителями. Модуль к программе развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "Моя школьная Страна"....
Родительское собрание по теме: «Задачи семьи и школы по формированию здорового образа жизни у младшего школьника».
мАТЕРИАЛ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Совместное сотрудничество семьи и школы в воспитании ребёнка.
Семья – это целый мир, в котором ребенок живёт.........
Успешная социализация обучающихся как результат совместной деятельности семьи и школы
Коррекционная педагогика — область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, п...
Интеллектуальные игры в начальной школе. Логические задачи для детей первого класса. Логические задачи для детей второго класса.
Логические задачи для детей первого и второго класса. Материал может использоваться на уроках математики, во внеклассной работе учителями и родителями для развития логического мышления детей 6-8 лет....
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ГБОУ »
Цель проекта: повысить у ребят уверенность в себе через вовлечение их в социально – значимую деятельность. Задачи:1. формирование коммуникативных навыков общения. 2. Развитие навыков к...
Совместная работа семьи и школы в воспитании и формировании личности младшего школьника.
Совместная работа семьи и школы в воспитании и формировании личности младшего школьника. "Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимат...