Интеллектуальные игры в начальной школе. Логические задачи для детей первого класса. Логические задачи для детей второго класса.
олимпиадные задания по математике (1 класс) на тему
Логические задачи для детей первого и второго класса. Материал может использоваться на уроках математики, во внеклассной работе учителями и родителями для развития логического мышления детей 6-8 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnye_igry_v_nachalnoy_shkole.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальные игры в начальной школе.
Проведение интеллектуальных игр в начальной школе имеет большое воспитательное и обучающее значение. Интеллектуальные игры, соревнования позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени почувствовать в себе уверенность, служат развитию творческой инициативы ребёнка. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, воображение и т.д.), вызывают интерес и процесс познания.
Основными целями и задачами для организаторов проведения конкурсов знаний в этой связи являются:
- создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых детей, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации;
- пропаганда научных знаний и развитие у школьников интереса к научной деятельности;
- обязательный сравнительный анализ результатов участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах на разных уровнях;
- постоянная учебная работа с конкурсными заданиями, решение олимпиадных задач в процессе очной и заочной подготовки школьных команд;
- моральное и материальное стимулирование педагогов и учащихся к достижению высоких результатов выполнения заданий повышенной сложности.
Формы проведения интеллектуальных соревнований могут быть самыми разными: смотры знаний, интеллектуальные марафоны, КВН, викторины, конкурсы знатоков и т. д. Но наиболее эффективной формой работы является олимпиада.
Логические задачи. ( 1 класс)
- Что легче — один килограмм перьев или один килограмм железа? Весят одинаково.
- В магазине стоит очередь. Один и тот же человек оказался пятым с конца и третьим с начала. Сколько всего человек в очереди? Семь человек.
- Если собрать с дуба, клёна, ясеня и осины по три листа, то сколько листьев будет в осеннем букете? 12 листьев.
- В корзине и в пакете было ровно по пять яблок. Из корзины в пакет переложили два апельсина. На сколько меньше груш стало в корзине? Нет решения задачи.
- Торт разрезали на четыре одинаковые части, а потом каждую часть разрезали на две одинаковые части. На сколько человек хватит торта, если каждому положить на блюдце по одному куску? На 8 человек.
- Яйцо варится вкрутую четыре минуты. Если бросить пять яиц в кипящую воду в девять часов, когда можно выключить газовую плиту? В 9 часов 4 минуты.
- Сестра и брат получили по пять пирожных. Сестра съела три, а брат четыре вкусных лакомства. У кого пирожных осталось больше? У сестры.
- У меня в сумке три килограмма конфет, а у моего друга — три килограмма ваты. У кого груз тяжелее? Груз одинакового веса.
- После фигурного катания спортсмены разделись и оставили в раздевалке десять коньков. Сколько фигуристов тренировалось на катке? 5 человек.
- Можно ли сказать: «Большая половина месяца была дождливой?». Нет, половины всегда одинаковые.
- Винни-Пух и Пятачок нашли по одному грибу, причем Винни-Пух сделал это раньше, чем Пятачок. Который по счету гриб нашел каждый из них? Винни-Пух — первый гриб, Пятачок — второй.
- Если арбуз больше дыни, то что из них меньше весит? Дыня.
- Если шоссе длиннее аллеи, то что из них короче? Аллея.
- Вспомните популярную детскую сказку про репку, которую, хотя и с большим трудом, но вытянули. Сколько глаз увидел этот овощ? 12 глаз.
- На тарелке яблок намного больше, чем апельсинов, и немного меньше, чем груш. Каких фруктов меньше всего и больше всего? Яблок больше, апельсинов меньше.
- Ниф-Ниф старше Наф-Нафа, а Наф-Наф старше Нуф-Нуфа. Кто моложе всех? Нуф-Нуф.
Логические задачи (2 класс)
№ 1. Как с помощью двух бидонов емкостью 5 л и 8 л отлить из молочной цистерны 7 л молока?
Приводим один из способов решения задачи.
Ответ: два раза наполнить молоком 5-литровый бидон и вылить в 8-литровый бидон. Тогда в 5-литровом бидоне останется 2 л молока (5 + 5 — 8 = 2). В цистерну с молоком вылить молоко из 8-литрового бидона, а затем, уже в пустой бидон, перелить оставшиеся 2 л молока из 5-литрового бидона. Затем туда добавить еще 5 л (5 + 2 = 7). Получилось 7 л молока.
№ 2. Старший брат идет от дома до школы 30 минут, а младший — 40 минут. Через сколько минут старший брат догонит младшего, если тот вышел на 5 минут раньше?
Ответ: старший брат догонит младшего через 15 мин.
Если бы младший брат вышел на 10 мин раньше старшего, то старший брат догнал бы младшего у школы: 40 — 30 = 10 (мин). Значит, в случае, когда младший брат вышел на 5 мин раньше старшего, старший брат догонит младшего в середине пути. Это расстояние старший брат пройдет за 30 : 2 = 15 (мин).
№ 3. Как на чашечных весах уравновесить кусок олова массой в 47 г с помощью набора из пяти гирь: 1 г, 3 г, 9 г, 27 г, 81 г? Разрешается класть гири на обе чашки весов.
Ответ: на одной чашке весов — гири 3 г, 81 г. На другой чашке весов — кусок олова массой в 47 г, а также гири 1 г, 9 г, 27 г.
47 + 1 + 3 + 9 + 27 + 81 = 168
168 : 2 = 84 (г).
Тогда 3 + 81 = 47 + 1 + 9 + 27.
№ 4. По вертикальному столбу высотой 6 м движется улитка. За день она поднимается на 4 м, за ночь опускается на 3 м. Сколько дней ей потребуется, чтобы добраться до вершины?
Ответ: через 3 дня улитка достигнет вершины столба.
За первые сутки улитка поднялась на высоту 1 м. В конце вторых суток она будет на высоте 2 м: 1 + 4- 3 = 2. В конце третьего дня улитка достигнет вершины: 2 + 4 = 6 (м).
№ 5. На одной чашке весов 5 одинаковых яблок и 3 одинаковые груши, на другой чашке — 4 таких же яблока и 4 такие же груши. Весы находятся в равновесии. Что легче: яблоко или груша?
Ответ: масса одного яблока равна массе одной груши.
Если с каждой чашки весов убрать по 4 яблока и 3 груши, то на весах останутся 1 яблоко и 1 груша.
№ 6. В квартирах № 1, 2, 3 жили три котенка: белый, черный и рыжий. В квартирах № 1 и 2 жил не черный котенок. Белый котенок жил не в квартире № 1. В какой квартире жил каждый котенок?
Ответ: черный котенок жил в квартире № 3, белый — в квартире № 2, а рыжий — в квартире № 1.
№ 7. Кузнецу принесли 5 обрывков цепи, по 3 звена в каждом, и попросили соединить в одну цепь. Кузнец выполнил заказ, раскрыв только 3 звена. Как это он сделал?
Ответ: кузнец раскрыл 3 звена одного обрывка цепи и ими соединил оставшиеся 4 обрывка.
№ 8. Квадрат со стороной 1 м разрезали на квадраты со стороной 1 см и выстроили их в один ряд в виде полосы шириной 1 см. Какой длины получилась полоса?
Ответ: длина полосы — 100 м.
Квадрат разрежем на полосы шириной 1 см. Таких полос длиной 1 м будет всего 100. Значит, длина всей полосы — 100 м.
№ 9. Винни-Пуху подарили в день рождения бочонок с медом массой 7 кг. Когда Винни-Пух съел половину меда, то бочонок с оставшимся медом стал иметь массу 4 кг. Сколько килограммов меда было первоначально в бочонке?
Ответ: в бочонке первоначально было 6 кг меда.
Оставшаяся половина меда в бочонке имеет массу 7 — 4 = 3 (кг). Значит, весь мед в бочонке имеет массу 3-2 = 6 (кг).
№ 10. В деревне Простоквашино на скамейке перед домом сидят дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик и почтальон Печкин. Если Шарик, сидящий крайним слева, сядет между Матроскиным и дядей Федором, то дядя Федор окажется крайним слева. Кто где сидит?
Ответ: слева направо сидят: Шарик, дядя Федор, Матроскин, Печкин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раздел:"Преподавание в начальной школе" Конспект урока математики во 2 классе:"Решение задач".а
Методическая разработка урока по математике на тему:" Решение задач при помощи краткой записи и схематических рисунков" (Задачи на сложение и вычитание) . 2 класс....
Внеурочная деятельность: интеллектуальная игра для начальной школы "Планета Знаний"
Интеллектуальная игра для 4 команд - учащихся начальной школы. Развитие коллективных навыков, взаимоподдержки, взаимовыручки....
Космический рейс (спортивно-интеллектуальная игра для начальной школы)
Командная игра для детей начальной школы, приурочена к Дню космонавтики...
Формирование познавательных УУД на уроке английского языка в начальной школе (на примере УМК М. З. Биболетовой «Английский с удовольствием» для второго класса общеобразовательных учреждений)
Данный материал содержит теоретическую часть, где дается определение универсальных учебных действий и их классификация, а также практическую,в которой на примере конкретных заданий УМК М. З...
Логические задачи для детей 1 класса
Логические задачи...
Олимпиады и интеллектуальные игры в начальной школе как условия социального становления младшего школьника
Влияние олимпиад, интеллектуальных игр на развитие памяти, внимания ,социальной адаптации младшего школьника...
Конспект интеллектуальной игры в начальной школе «Дорогой знаний и открытий»
Ход игры ФАНФАРЫЛучше умственной зарядкиНет для взрослых и детей.Кто сейчас играет с нами,Тот становится умней. Ведущая1: Здравствуйте дорогие...