Неделя русского языка
методическая разработка (3 класс) по теме
Одним из принципов преподавания в начальной школе, наряду с научным и эстетически- эмоциональным познанием языка, является прицип занимательности, способствующий повышению у учащихся интереса к получению знаний. Созданию занимательностиспособствует и использование игр, главное назначение которых при этом не развлечение, а способ достижения поставленной учебной цели.Данные задания способствуют расширению и обогащению словаря младших школьников, развитию активности и самостоятельности на уроках и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedelya_russkogo_yazyka.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Неделя русского языка. 3 класс
«Ты наш друг, родной язык!»
Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся и интерес к русскому языку, развивать речь учащихся; прививать любовь к пословицам и поговоркам; совершенствовать навыки коллективной работы.
Ход игры.
Ведущий.
Сегодня у нас необычное занятие – турнир знатоков русского языка. А что такое турнир? Знать свой язык обязан каждый человек! Какими знатоками родного языка вы являетесь и как им владеете мы и узнаем. Очень важно научиться правильно говорить и выражать свои мысли. Вот как о русском языке отзывались поэты и писатели.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
И.С. Тургенев
Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.
М. Горький
Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных
мастеров.
Д.А. Фурманов
Разделимся на 3 команды. Представление команд: название, девиз. За каждый правильный ответ вы получаете фишки.
Разминка. Игра «Путаница». Исправить ошибку в стихотворении.
1.Наша Маша громко плачет:
Уронила в речку мячик.
(А. Барто. «Мячик», Маша – Таня)
2. Зайку бросила лентяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
(А.Барто «Зайка». Лентяйка – хозяйка)
3. Жил старик со своею женою
У самого синего моря.
(А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Женою – старухой)
4. Плутовка к дереву на цыпочках подходит,
Вертит хвостом, с лягушки глаз не сводит.
(И. Крылов, «Ворона и лисица». Лягушка – ворона)
5. Три сестрицы под окном
Пряли поздно вечерком.
(А. Пушкин «Сказ о царе Салтане…». Сестрицы – девицы)
6. Идет медведь, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается.
Сейчас я упаду.
(А. Барто «Бычок». Медведь – бычок)
Вед. – Разминка закончилась. Начинаем нашу игру. Помните о правилах работы в команде.
1 конкурс.
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И то беды нас берегут.
Продолжить пословицу.
Нет лучшего дружка, …(чем родная матушка).
Красна птица пером, … (а человек умом).
Скучен день до вечера, … (если делать нечего).
Терпение и труд… (все перетрут).
За двумя зайцами погонишься, … (ни одного не поймаешь).
Любишь кататься, … (люби и саночки возить).
2 конкурс. Игра «Вопрос – ответ».
Ответить на вопрос пословицей или поговоркой.
Кем будет казак, если будет терпеть?
(Терпи казак, атаманом будешь)
Чего в мешке не утаишь?
(Шило в мешке не утаишь.)
Когда считают цыплят?
(Цыплят по осени считают.)
Чем вышибают клин?
(Клин клином вышибают.)
Когда приходит аппетит?
(Аппетит приходит во время еды.)
Что любят деньги?
(Деньги любят счет.)
3 конкурс.
Н а карточках записаны предложения .Определить, какой частью речи являются, выделенные слова:
Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
Со стекла стекла вода.
Ведро дало течь и вода стала течь.
Конкурс болельщиков. Они могут принести дополнительные баллы своей команде, если определят, сколько слонов спряталось в стихотворении М. Пляцковского?
Слонялся долго в джунглях слон,
Ломая зарослей заслон.
Бедняжка утомился
И к пальме прислонился.
4 конкурс. «Наборщик».
Самуил Маршак говорил: « Человек нашел слово для всего, что обнаружено им во Вселенной».
Какая команда найдет большее количество слов, которые спрятались в слове Буратино.
(брат. бор, тина, рот, рука…)
5 конкурс. «Замени нас».
В народе говорят: «Хорошую речь хорошо и слушать». Наша речь состоит не только из слов, но и их сочетаний, особых оборотов. Такие сочетания слов называются фразеологизмами. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.
Ведущий читает фразу, ее смысл нужно заменить одним словом.
Обвести вокруг пальца (обмануть)
Плевать в потолок (бездельничать)
Сделать на скорую руку (наспех)
Рукой подать (близко)
Чудеса в решете (неправда)
Без году неделя (недавно)
Валять дурака (бездельничать)
Втирать очки (обманывать)
Вылететь из головы (забыть)
(Жюри подводят итоги конкурсов.)
Конкурс для болельщиков.
Назвать имена людей, в которых пишутся удвоенные согласные.
(Кирилл, Геннадий, Алла, Анна, Инна, Филипп, Эмма)
6 конкурс. Игра «Наоборот».
Найти к каждому фразеологизму левого столбика противоположный из правого столбика:
Лясы точить. Не покладая рук.
Держать ухо востро. Держать язык за зубами.
Сидеть, сложа руки. Воды в рот набрать.
От рук отбиться. Ворон считать.
Во всю Ивановскую (орать) Своим горбом жить
На чужой шее сидеть. Держать в ежовых рукавицах.
7 конкурс. «Отгадай слово».
С о – я вам рассказ кончаю.
С у – дождем вас поливаю.
С а – ваш груз перевожу.
С к – с волнами я дружу.
(Точка, тучка, тачка, качка)
Две ноты, две буквы,
Все вместе – игра,
В которую любит играть детвора.
(До – ми – но)
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда.
А целое в музее
Найдете без труда.
(Кар – тина)
Первое – нота, второе – тоже,
Целое на боб похоже.
(Фа – соль)
Всего две ноты и предлог
Построить я на даче смог.
(До – ми – к )
8 конкурс. «4 осы».
Вставить пропущенные буквы в слова:
1.Ос - - а На этой осе в сентябре позолота. (осина)
2. Ос - - а А эта растет на лугу у болота. (осока)
3. – ос – а С этой спит в колыбели малыш. (соска)
4. – о – с - - - - а А эта по классу крадется, как мышь. (подсказка)
Вот и закончилась игра.
Расходиться нам пора…
На табло взгляните все –
Подведем итог игре.
(Команды награждаются грамотами и призами.)
Закончить наш турнир хочется прекрасным стихотворением.
На столе моем - книги.
Много радостных книг!
Их открыл мне учитель –
Мудрый русский язык!
Он к сокровищам знаний –
Ключ волшебный в руке,
Говорю с целым миром
Я на том языке.
Resource id #2802
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ проведения недели русского языка и литературного чтения в начальной школе.
В данном материале не только анализируется неделя русского языка и литературного чтения, но и приводится план проведения недели....
План проведения недели русского языка в начальной школе.
Предметная неделя по русскому языку и литературному чтению является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. П...
"Секреты русского языка с Буквознаем" ( в рамках "Недели русского языка")
Лингвистический турнир "Секреты русского языка с "Буквознаем"...
"Наш родной язык" - игра, посвященная неделе русского языка
Познавательная игра «Наш родной язык»Цели: заинтересовать оригинальной формой игры, способствующей формированию у учащихся увлеченного отношения к процессу получения знаний; развивать у детей по...
Открытоя занятие по русскому языку в рамках недели русского языка.
Дети 4 класса проводят урок у детей 2 класса....
Внеклассное мероприятие учителя-логопеда О.С. Максимцевой "Учись красиво говорить и любить родной язык". Неделя русского языка
Данное внеклассное мероприятие предназначено для обучающихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью. Целью мероприятия является создние условий для формирования познавательных мотивов к о...
Конспект урока по русскому языку для учителей начальной школы в рамках недели русского языка по теме "Правописание безударных окончаний глаголов" ( 4 класс)
На уроке развиваются умения обосновывать написание безударных окончаний глаголов, совершенствуются умения распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы, прове...