Неделя русского языка
методическая разработка (3 класс) по теме

Одним из принципов преподавания в начальной школе, наряду с научным и эстетически- эмоциональным познанием языка, является прицип занимательности, способствующий повышению у учащихся интереса к получению знаний. Созданию занимательностиспособствует и использование игр, главное назначение которых при этом не развлечение, а способ достижения поставленной учебной цели.Данные задания способствуют расширению и обогащению словаря младших школьников, развитию активности и самостоятельности на уроках и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedelya_russkogo_yazyka.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя русского языка. 3 класс

«Ты наш друг, родной язык!»

Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся  и интерес к русскому языку, развивать речь учащихся; прививать любовь к пословицам и поговоркам; совершенствовать навыки коллективной работы.

Ход игры.

Ведущий.

Сегодня у нас необычное занятие – турнир знатоков русского языка. А что такое турнир?   Знать свой язык обязан каждый человек! Какими знатоками родного языка вы являетесь и как им владеете  мы и узнаем. Очень важно научиться правильно говорить и выражать свои мысли. Вот как о русском языке отзывались поэты и писатели.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. 

                                                                                                                                                          И.С. Тургенев

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.

                                                                                                                                                                М. Горький

  Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных
мастеров. 

                                                                                                                                                           Д.А. Фурманов

Разделимся на 3 команды. Представление команд: название, девиз. За каждый правильный ответ вы получаете фишки.

Разминка. Игра «Путаница». Исправить ошибку в стихотворении.

1.Наша Маша громко плачет:

Уронила в речку мячик.                                    

                                                                                 (А. Барто. «Мячик», Маша – Таня)

2. Зайку бросила лентяйка,

Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.                                    

                                                                                 (А.Барто «Зайка». Лентяйка – хозяйка)

3. Жил старик со своею женою

У самого синего моря.                

                                                                            (А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Женою – старухой)

4. Плутовка к дереву на цыпочках подходит,

Вертит хвостом, с лягушки  глаз не сводит.    

                                                                                  (И. Крылов, «Ворона и лисица». Лягушка – ворона)

5. Три сестрицы под окном

Пряли поздно вечерком.            

                                                                            (А. Пушкин «Сказ о царе Салтане…». Сестрицы – девицы)

6. Идет медведь, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается.

Сейчас я упаду.                              

                                                                                           (А. Барто «Бычок». Медведь – бычок)

Вед.   – Разминка закончилась. Начинаем нашу игру. Помните о правилах работы в команде.

1 конкурс.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

 И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то поучают

И то беды нас берегут.

Продолжить пословицу.

Нет лучшего дружка, …(чем родная матушка).

Красна птица пером, … (а человек умом).

Скучен день до вечера, … (если делать нечего).

Терпение и труд… (все перетрут).

За двумя зайцами погонишься, … (ни одного не поймаешь).

Любишь кататься, … (люби и саночки возить).

2 конкурс. Игра «Вопрос – ответ».

Ответить на вопрос пословицей или поговоркой.

Кем будет казак, если будет терпеть?

(Терпи казак, атаманом будешь)

Чего в мешке не утаишь?

(Шило в мешке не утаишь.)

Когда считают цыплят?

(Цыплят по осени считают.)

Чем вышибают клин?

(Клин  клином вышибают.)

Когда приходит аппетит?

(Аппетит приходит во время еды.)

Что любят деньги?

(Деньги любят счет.)

3 конкурс.

Н а карточках записаны предложения .Определить, какой частью речи являются, выделенные слова:

Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

Со стекла стекла вода.

Ведро дало течь и вода стала течь.

 Конкурс  болельщиков. Они могут принести дополнительные баллы своей команде, если определят, сколько слонов спряталось в стихотворении М. Пляцковского?

Слонялся долго в джунглях слон,

Ломая зарослей заслон.

Бедняжка утомился

И к пальме прислонился.

4 конкурс.  «Наборщик».

Самуил Маршак говорил: « Человек нашел слово для всего, что обнаружено им во Вселенной».

Какая команда найдет большее количество слов, которые спрятались в слове Буратино.

(брат. бор, тина, рот, рука…)

5 конкурс. «Замени нас».

В народе говорят: «Хорошую речь хорошо и слушать». Наша речь состоит не только из слов, но и их сочетаний, особых оборотов. Такие сочетания слов называются фразеологизмами. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.

Ведущий читает фразу, ее смысл нужно заменить одним словом.

Обвести вокруг пальца (обмануть)

Плевать в потолок (бездельничать)

Сделать на скорую руку (наспех)

Рукой подать (близко)

Чудеса в решете (неправда)

Без году неделя (недавно)

Валять дурака (бездельничать)

Втирать очки (обманывать)

Вылететь из головы (забыть)

(Жюри подводят итоги конкурсов.)

 Конкурс для болельщиков.

Назвать имена людей, в которых пишутся удвоенные согласные.

(Кирилл, Геннадий, Алла, Анна, Инна, Филипп, Эмма)

6 конкурс. Игра «Наоборот».

Найти к  каждому фразеологизму левого столбика противоположный из правого столбика:

Лясы точить.                                            Не покладая рук.

Держать ухо востро.                               Держать язык за зубами.

Сидеть, сложа руки.                                Воды в рот набрать.

От рук отбиться.                                        Ворон считать.

Во всю Ивановскую (орать)                   Своим горбом жить

На чужой шее сидеть.                             Держать в ежовых рукавицах.

7 конкурс. «Отгадай слово».

С о – я вам рассказ кончаю.

С у – дождем вас поливаю.

С а – ваш груз перевожу.

С к – с волнами я дружу.

                                                                                       (Точка, тучка, тачка, качка)

Две ноты, две буквы,

Все вместе – игра,

В которую любит играть детвора.        

                                                                                                (До – ми – но)

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда.

А целое в музее

Найдете без труда.  

                                                                                                    (Кар – тина)  

Первое – нота, второе – тоже,

Целое на боб похоже.

                                                                                                      (Фа – соль)  

Всего две ноты и предлог

Построить я на даче смог.

                                                                                                     (До – ми – к )

8 конкурс. «4 осы».

Вставить пропущенные буквы в слова:

1.Ос - - а                          На этой осе в сентябре позолота. (осина)

2. Ос - - а                         А эта растет на лугу у болота. (осока)

3. – ос – а                        С этой спит в колыбели малыш. (соска)

4. – о – с - - - - а               А эта по классу крадется, как мышь. (подсказка)

Вот и закончилась игра.

Расходиться нам пора…

На табло взгляните все –

Подведем итог игре.

(Команды награждаются  грамотами и призами.)

Закончить наш турнир хочется прекрасным стихотворением.

На столе моем -  книги.

Много радостных книг!

Их открыл мне учитель –

Мудрый русский язык!

Он к сокровищам знаний –

Ключ волшебный в руке,

Говорю с целым миром

Я на том языке.

Resource id #2802

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ проведения недели русского языка и литературного чтения в начальной школе.

В данном  материале не только анализируется неделя русского языка и литературного чтения, но и приводится план проведения недели....

План проведения недели русского языка в начальной школе.

Предметная неделя  по русскому языку и литературному чтению  является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных  особенностей учащихся. П...

"Секреты русского языка с Буквознаем" ( в рамках "Недели русского языка")

Лингвистический турнир "Секреты русского языка с "Буквознаем"...

"Наш родной язык" - игра, посвященная неделе русского языка

Познавательная игра «Наш родной язык»Цели: заинтересовать оригинальной формой игры, способствующей формированию у учащихся увлеченного отношения к процессу получения знаний; развивать у детей по...

Открытоя занятие по русскому языку в рамках недели русского языка.

Дети 4 класса проводят урок у детей 2 класса....

Внеклассное мероприятие учителя-логопеда О.С. Максимцевой "Учись красиво говорить и любить родной язык". Неделя русского языка

Данное внеклассное мероприятие предназначено для обучающихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью. Целью мероприятия является создние условий для формирования познавательных мотивов к о...

Конспект урока по русскому языку для учителей начальной школы в рамках недели русского языка по теме "Правописание безударных окончаний глаголов" ( 4 класс)

На уроке  развиваются умения обосновывать написание безударных окончаний  глаголов, совершенствуются  умения распознавать спряжение глагола  по суффиксу неопределенной формы, прове...