"Секреты русского языка с Буквознаем" ( в рамках "Недели русского языка")
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Клевченя Юлия Андреевна

Лингвистический турнир "Секреты русского языка с "Буквознаем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turnir_s_bukvoznaem.doc777 КБ
Office presentation icon turnir_s_bukvoznaem.ppt2.08 МБ

Предварительный просмотр:

Лингвистический турнир «Секреты русского языка с Буквознаем»

Цель:

прививать любовь к родному языку;

закреплять знания и умения, полученные на уроках

Оборудование: 

презентация

листы, маркеры

эмблемы для каждого члена команды,

 карточки –задания (конкурсы 2,11,12,13)

 

 

ХОД ПРАЗДНИКА

Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята! Подскажите мне,  какая неделя проходит у вас в школе? (Неделя русского языка)

- А кто приносил все задания вам для этой недели? (Буквознай)

- Давай позовем Буквозная!

(Появляется Буквознай)

Буквознай:

Д о р о ж и т е
Родным, милым словом:
М н о г о л и к и м -
Большим языком !
Нашей жизни ОН -
П е р в о о с н о в а -
Всем народам
Планеты - знаком !

Берегите ЕГО
От цветистых
Иностранных
И чуждых нам слов,
Чтоб поток -
От наречий ручьистых -
Не затмил
Родника - Родников !

В нём черпайте
Живящую силу:
Русских говоров,
Песен, стихов... -
Всё, что дорого
С е р д ц у,
Чтоб слилось
В ЯЗЫКЕ, -
Как Основе Основ
 !

Ведущий : А сейчас приглашаем наши команды на турнир.( команды заходят под аплодисменты зала и занимают свои места)

 

Болельщики приветствуют команды.

Каждая команда представляет себя (название, девиз, эмблема на каждом участнике команды  ).

Жюри оценивает и выступление команды, и её эмблему.

Конкурс "Хвостоглав"

Что за странные слова?
Ходит кругом голова.
Как читать? Наоборот?
Догадался? Молодец!
Слова первого конец
Стал началом для второго –
Подсказал нам это Вова
Тебе понравилась игра?
Тогда, дружок, составь слова:

Слайд (Ребята, тарелка, картина, народ.)

Все участники по очереди записывают слова.

Жюри подводит итоги. За каждое слово 1 балл.

Конкурс со скобками 

Команде даётся задание: раскрыть скобки в предложении.

 Язык (до) Киева (до)ведёт.

Хорошее слово (до)сердца (до)йдёт.

(С)горы (с)бежал поток проворный.

(До)школы (до)шли быстро. 

Маша (за)вернула (за)угол

Собака (по)бежала (по)тропинке.

 За каждый правильный ответ команде присуждается 2 балла.

Конкурс болельщиков 

Отгадай загадку, где спрятались антонимы

Я- антоним слово “зной”,
Я в реке в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня
 ( ПРОХЛАДА).

Я антоним слово “лето”,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я -
 (ЗИМА).

Я – антоним слову “смех”,
Не от радости, утех, -
Я бываю по неволе
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались, Это
 (ПЛАЧ).

 Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна
Называюсь
 (ТИШИНА)

4.  «Вопрос – ответ»

1. Сколько букв в русском алфавите? (33.)

2. Чего в русском алфавите больше: гласных букв или гласных звуков? (Гласных букв, их 10, а гласных звуков только 6.)

3. Как называется часть речи, обозначающая действие предметов? (Глагол.)

4. Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (Местоимения.)

5. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? или что?(Подлежащее.)

6. Когда у существительных после шипящих на конце слова пишется мягкий знак? (Когда эти существительные женского рода.)

7. Как называется общая часть родственных слов? (Корень.)

8. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (Окончание.)

9. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Алфавит или азбука.)

10. Почему слова в словарях располагают в алфавитном порядке?

11. Какие буквы не употребляются в начале русских слов? (ы, й, ъ, ь.)

12. Какая часть света называет себя первой и последней буквами древнерусской азбуки? (Аз-и-я.)

5 . Конкурс «Шарады» (игра с залом)

6. Конкурс "Собери слово" 

Отгадайте слова, собрав их по частям. 

Его корень в слове молодой”, суффикс в слове “косцы”, окончание в слове “травы”. (Молодцы)

Его корень в слове « водяной», приставка в слове «переправа», а суффикс в слове «стульчик», окончание в слове «слон» (Переводчик)

Его корень в слове «весна», суффикс в слове «оладушки»,  окончание в слове «игрушки». (Веснушки)

Его корень в слове «побережье», приставка в слове «навес», суффикс в слове «осенний», окончание в слове «морская». (Набережная)

Его корень в слове «кладовка», приставка в слове «расписание», суффикс в слове «бабушка», окончание в слове «малина». (Раскладушка)

Первый корень в слове «лесной», второй корень  в слове «рубить», соединительная гласная, как в слове «паровоз». (Лесоруб)

Первый корень в слове «стальной», второй корень  в слове «повар», соединительная гласная, как в слове «мышеловка». (Сталевар)

За каждый правильный ответ присуждается 2 балла.

7. Конкурс «Зоонимы» (игра с залом)

8.Угадай пословицы

Команде задаётся по одному первому слову, дети должны догадаться, о какой пословице идёт речь. 

ЛЮБИШЬ……..(кататься, люби и саночки возить). 

МОСКВА………(слезам не верит. Москва не сразу строилась). 

ДАРЁННОМУ………(коню в зубы не смотрят). 

НЕ В СВОИ…………(сани не садись). 

ЖИЗНЬ…………..(прожить – не поле перейти). 

ОВЧИНКА……….(выделки не стоит). 

ПОСПЕШИШЬ……….(людей насмешишь)

ТРУД……………..(человека кормит ,а лень портит)

9.  Найди крылатое выражение (игра с залом)

– Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, – сказала мама.
А Саша стучит.
– Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит...
Как об стенку горох, – говорит бабушка.– Ему хоть кол на голове теши, а он все свое...Отберу молоток!..
Стучит.
Сказано – сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
– Отдай!
– Завтра. А сейчас молотка
не видать тебе, как своих ушей!
Саша заплакал.
– Я машину чиню...
А бабушка:
Всему свое время.
– Зачем молоток унесла?
Ему про Фому, а он про Ерему. Да ты как с луны свалился. Русским языком сказано: поздно уже, все спят.
– Не все: мы не спим.
– Ну,
хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать!
Папа сказал:
– Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана: что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
Кашу маслом не испортишь.

10. Конкурс "Веселые картинки" (фразеологизмы)

Какие фразеологизмы изображены на рисунках?

Что они обозначают?

 

Как курица лапой (писать некрасиво, неразборчиво, иметь плохой почерк)

 Брать быка за рога (смело, энергично, начинать с самого главного, важного)

 

Сесть в лужу (оказаться в глупом положении, потерпеть неудачу)

 

Заметать следы (ловко скрывать то, что может служить уликой)

Водить за нос (обманывать)

 

Работать спустя рукава(Делать небрежно, лениться)

Как с гуся вода

Вставлять палки в колеса

Повесить нос

Лететь в облаках

11. Конкурс «Внимание – ошибка».

Участникам команды раздаётся текст, в нём допущены ошибки, их  необходимо исправить. За каждую исправленную  ошибку команда получает 1  балл, за неисправленную ошибку со счета команды снимается 1 балл.

Есьть в осини перваначальной                
Кароткая, но дивная пара -
Весь день стаит как бы хрустальный,
И лучезарны вечира:

Где бодрый серб гулял и падал колас,
Теперь уш пусто всё - простор везде,
Лишь поутины тонкий волас
Блистит на празднай барозде.

12«Пословицы в картинках» (игра с залом)

Догадайся по картинкам, о каких пословицах идёт речь.

 За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

  

Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.

13. Конкурс "Прятки" 

 В этом стихотворении спрятаны термины русского языка! Название может находиться внутри слов, а может начинаться в конце одного слова, а заканчиваться в начале другого. Ну что, приступим к поискам?

Скоро деревья покроются зеленой листвой.
Иванов Сте
па дежурит очень добросовестно.
На заводе мя
чи сложили в ящик и отвезли в магазин.
На место происшествия немедленно прибыл
пристав Караулов.
В доме еще не было
окон. Чан и его помощники взялись за работу.
«Мы уже опаздываем. С
коренько собирайтесь!»
«Запишите
слово. Сочетание ЧН подчеркните».

14.Конкурс капитанов

 

Определите, какой частью речи являются выделенные слова.(Каждому капитану даётся карточка с предложениями) 

Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

Снежное покрывало, покрывало всё поле.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

Со стекла, стекла вода.

 Подведение итогов 

Жюри подсчитывает очки. Объявляется музыкальная пауза. В это время команды показывают инсценировку по стихотворению С.Маршака “Знаки препинания”.

Жюри объявляет, сколько очков набрала каждая команда, награждает участников игры.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Турнир русского языка с Буквознаем

Слайд 2

Приветствие команд (визитная карточка)

Слайд 3

Конкурс «Хвостоглав» Ребя та , та рел ка , ка рти на , на род

Слайд 4

Конкурс со скобками Язык (до) Киева (до)ведёт. Хорошее слово (до)сердца (до)йдёт. (С) горы (с)бежал поток проворный. (До)школы (до)шли быстро. Маша (за)вернула (за)угол. Собака (по)бежала (по)тропинке.

Слайд 5

Конкурс болельщиков Отгадайте загадки, где спрятались антонимы.

Слайд 6

Конкурс «Вопрос-ответ»

Слайд 7

Конкурс болельщиков Отгадайте шарады.

Слайд 8

Моя первая буква – местоимение, Затем три буквы – времяисчисление, Последнюю букву из азбуки несу, А целое – сорвешь ее в лесу. Ягода

Слайд 9

Сначала – месяц отыщи-ка. А дальше – что-то вроде крика. Коль верно решено заданье, Получится в ответе званье. Майор

Слайд 10

Конкурс «Собери слово» Отгадайте слова, собрав их по частям.

Слайд 11

Уважаемые болельщики! Вы, наверняка, замечали, что иногда человека сравнивают с каким-либо животным. Если вы правильно отгадаете названия животных, то узнаете, как в русском языке называются слова, сравнивающие людей с животными.

Слайд 12

1 2 3 4 5 6 7 1) Трусливый, как … 2) Голодный, как … 3) Преданный, как … 4) Грязный, как … 5) Зубастый, как … 6) Трудолюбивый, как … 7) Тихий, как … ЗАЯЦ ВОЛК СОБАКА ПОРОСЁНОК КРОКОДИЛ МУРАВЕЙ МЫШЬ

Слайд 13

ЗООНИМЫ

Слайд 14

Конкурс «Угадай пословицы» Команде задаётся по одному первому слову, дети должны догадаться, о какой пословице идёт речь.

Слайд 15

Конкурс «Весёлые картинки» Какие фразеологизмы изображены на рисунках? Что они обозначают?

Слайд 16

Как курица лапой

Слайд 17

Вставлять палки в колёса

Слайд 18

Брать быка за рога

Слайд 19

Водить за нос

Слайд 20

Сесть в лужу

Слайд 21

Заметать следы

Слайд 22

Работать спустя рукава

Слайд 23

Как с гуся вода

Слайд 24

Повесить нос

Слайд 25

Летать в облаках

Слайд 26

Игра с залом. Найди крылатое выражение. – Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, – сказала мама. А Саша стучит. – Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит... – Как об стенку горох, – говорит бабушка.– Ему хоть кол на голове теши, а он все свое...Отберу молоток!.. Стучит. – Сказано – сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. – Отдай! – Завтра. А сейчас молотка не видать тебе, как своих ушей! Саша заплакал. – Я машину чиню... А бабушка: – Всему свое время. – Зачем молоток унесла? – Ему про Фому, а он про Ерему. Да ты как с луны свалился. Русским языком сказано: поздно уже, все спят. – Не все: мы не спим. – Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать! Папа сказал: – Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана: что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: – Кашу маслом не испортишь.

Слайд 27

Игра с залом. Найди крылатое выражение. – Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, – сказала мама. А Саша стучит. – Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит... – Как об стенку горох , – говорит бабушка.– Ему хоть кол на голове теши , а он все свое...Отберу молоток!.. Стучит. – Сказано – сделано ! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. – Отдай! – Завтра. А сейчас молотка не видать тебе, как своих ушей! Саша заплакал. – Я машину чиню... А бабушка: – Всему свое время . – Зачем молоток унесла? – Ему про Фому, а он про Ерему. Да ты как с луны свалился. Русским языком сказано : поздно уже, все спят. – Не все: мы не спим. – Ну, хватит воду в ступе толочь . Марш в кровать! Папа сказал: – Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана: что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: – Кашу маслом не испортишь.

Слайд 28

Конкурс «Пословицы в картинках» Догадайся по картинкам, о каких пословицах идёт речь .

Слайд 31

Конкурс «Внимание-ошибка!»

Слайд 32

Есьть в осини перваначальной Кароткая, но дивная пара - Весь день стаит как бы хрустальный, И лучезарны вечира: Где бодрый серб гулял и падал колас, Теперь уш пусто всё - простор везде, Лишь поутины тонкий волас Блистит на празднай барозде.

Слайд 33

Е ст ь в ос е ни перв о начальной К о роткая, но дивная п о ра - Весь день ст о ит как бы хрустальный, И лучезарны веч е ра: Где бодрый сер п гулял и падал кол о с, Теперь у ж пусто всё - простор везде, Лишь п а утины тонкий вол о с Бл е стит на праздн о й б о розде.

Слайд 34

Уважаемые болельщики! Как много звуков мы слышим от животных, но понимать их мы не в состоянии. Может быть, вам это удастся, когда вы вырастете, а пока ответьте, кто как поет.

Слайд 35

ФИЛИН ГЛУХАРЬ КОЗА КОНЬ ЛИСА МЕДВЕДЬ УХАЕТ ТОКУЕТ БЛЕЕТ ТЯВКАЕТ РЖЕТ РЫЧИТ

Слайд 36

Конкурс «Прятки» Скоро деревья покроются зеленой листвой. Иванов Степа дежурит очень добросовестно. На заводе мячи сложили в ящик и отвезли в магазин. На место происшествия немедленно прибыл пристав Караулов. В доме еще не было окон. Чан и его помощники взялись за работу. «Мы уже опаздываем. Скоренько собирайтесь!» «Запишите слово. Сочетание ЧН подчеркните».

Слайд 37

Уважаемые болельщики! В русском языке есть одинаковые по звучанию и написанию слова, но если к ним внимательней присмотреться, они разные. Такие слова в русском языке называют ОМОНИМАМИ . Укажите, какой частью речи являются омонимы.

Слайд 38

На полях, не скошенных косой . Все утро дождик шел косой . сущ. прил.

Слайд 39

Конкурс «Капитанов»

Слайд 40

Подведение итогов

Слайд 41

До новых встреч!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы кружка "Секреты русского языка"

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование занятий кружка "Секреты русского языка" в 4 классе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА «Секреты русского языка»

Данная программа создана для активизации работы с младшими школьниками. Она призвана способствовать их опережающему развитию, самореализации и созданию поля успешности в течение всего периода обучения...

Занятие кружка «Секреты русского языка» в 4 «в» классе .Тема: Удивительный мир слов. (Исследование слова «Доброта»)

Этот материал поможет молодым педагогам в работе исследовательской деятельности:         исследовать слово в разных разделах языкознания.     формировать такие ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка" для 4 класса.

Цели программы — активизировать развитие детей через изучение русского языка на повышенном уровне для их самореализации и подготовки к дальнейшему обучению, повысить уровень овладения русским языком...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка".

Программа разработана в соответствии с новым Государственным стандартом начального общего образования (2004 г.) с целью конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Секреты русского языка» 4 класс

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка" для 4 класса...

Программа внеурочной деятельности по развитию речи "СЕКРЕТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Программа курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка» рассчитана на 4 года обучения в начальной школе (с 1 по 4 класс). Содержание программы знакомит обучающихся с увлекательным, разнообраз...