Статья на тему:"Причины развития трудновоспитуемости младших школьников и принципы работы по её профилактике"
статья на тему
Описываются проблемы возникновения трудновоспитуемости и меры по предупреждению отклонений в поведении учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 24.4 КБ |
trudnye_deti_prizentatsiya.ppt | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины развития трудновоспитуемости младших школьников и принципы работы по ее профилактике.
Трудновоспитуемость, как и другие отклонения в нравственном формировании подростков, представляет собой не случайный эпизод в их жизни, а закономерное следствие длительного процесса социальной деформации личности.
Для успешного решения проблемы трудновоспитуемости необходимо своевременно выявлять и искоренять самые первые отклонения в нравственном развитии и поведении ребенка.А такие отклонения наблюдаются довольно рано, 3/4 всех трудных подростков уже в 1-м классе проявляют крайнюю неустойчивость поведения, конфликтуют с педагогами. Почти в каждом классе начальной школы имеется от1 до 3 ребят, которых педагоги не без оснований считают трудными. Эти дети, как правило, очень невнимательны, упрямы, невыдержанны, иногда необщительны и равнодушны или, наоборот, развязны, навязчивы, болтливы и непослушны. Уже в самые первые дни пребывания в школе некоторые ребята допускают такие нарушения, которые никак нельзя объяснить их возрастными особенностями.
Как же быть с трудновоспитуемыми детьми? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно установить, почему дети становятся трудновоспитуемыми. Причин, по которым ребёнок делается трудным достаточно. Это:
- Нарушение меры в воспитании, вызванное педагогической неграмотностью родителей: отсутствие требовательности,единства требований к детям со стороны взрослых членов семьи, неверное применение наказания и поощрения , жестокое отношение к ребенку, подавление его личности, физическое наказание , избалованность, изнеженность ребенка и др.
- Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в другом их безответственным отношением к воспитанию детей.
- Отрицательный пример родителей (нечестный образ жизни),аморальное поведение, пьянство и др.
- Нарушение структуры семьи (отсутствие отца, конфликт с отчимом). И другие.
Мой педагогический опыт показывает ,что причины, вызывающие трудновоспитуемость, не действуют изолированно друг от друга. Никакая отдельно взятая причина не может быть единственной: трудновоспитуемость всегда создаётся комплексом причин, стечением ряда неблагоприятных обстоятельств.
Наблюдая за отклонениями в поведении младших школьников можно сказать, что основные причины детской запущенности, которые ведут к возникновению у детей неправильных представлений, привычек, потребностей и ставят их в ненормальные отношениях с коллективом, с окружающими людьми – это неблагоприятные условия жизни и неправильное воспитание в семье.
Это конечно не означает, что ребёнок, который воспитывается в неблагоприятной семейной обстановке, обречён стать неполноценной в нравственном отношении личностью. За судьбу детей отвечает не только семья, но и школа, общественность.
Известно, что школа, как ведущее звено в системе общественного воспитания, призвана компенсировать недостатки семейного воспитания и обеспечить коррекцию отношений личности. Школа располагает научно обоснованной методикой воспитания, высококвалифицированными педагогическими кадрами, необходимой материальной базой. Всё это создаёт благоприятные возможности для осуществления профилактических мероприятий, направленных на предупреждение трудновоспитуемых детей.
В школе эта работа приобретает более узкую, конкретную направленность, содержанием которой является повышение уровня воспитанности отдельных учащихся. У младшего школьника нравственный опыт небольшой, а потому отклонения в поведении еще не закрепились достаточно прочно. Кроме того, психика детей этого возраста отличается повышенной пластичностью. Эта особенность детской психики способствует облегчению процесса перевоспитания. Однако, несмотря на то, что нежелательные навыки и привычки младшего школьника еще не успели приобрести стойкость, требуется большая затрата сил, чтобы помочь ребенку избавиться от ряда отрицательных черт, развить и закрепить новые положительные качества. Именно у младших школьников, когда еще не сложились стойкие навыки и привычки отрицательного поведения, когда идет активное формирование черт личности, имеются реальные возможности для достижения положительного результата в перевоспитании.
Педагогическая практика показывает, что именно на первом этапе обучения и воспитанияимеются значительные предпосылки для успешного перевоспитания ребёнка. Данное положение обусловливается следующим:
- во-первых, отрицательные качества личности младшего школьника не успевают приобрести ту прочность и устойчивость, которая характерна для детей старшего школьного возраста;
- во-вторых, нервная система ребенка в младшем школьном возрасте более пластична, чем у подростков и старшеклассников, благодаря чему он легче поддается перевоспитанию;
- в-третьих, требования первого учителя, его информация воспринимаются младшим школьником с особым интересом и обязательностью;
- в-четвертых, длительное общение с учеником начальных классов в процессе обучения и воспитания позволяет учителю наблюдать его в большом числе ситуаций, изучать его индивидуальные особенности, положительные и отрицательные стороны, целенаправленно и систематически воздействовать на его нравственное развитие;
- в-пятых, на первом этапе учебно-воспитательной работы имеются наиболее благоприятные условия для установления контактов с родителями трудновоспитуемых школьников, осуществления единства воздействий на них со стороны семьи и школы.
Особое внимание мы всегда уделяем первоклассникам, для которых приход в школу является очень сложным и ответственным периодом социальной адаптации.
Для ребенка, переступившего порог школы, значительно расширяется круг общественных взаимоотношений, круг его знакомства. Ведущее место в его жизни приобретает отношение к своим обязанностям, к учителю, товарищам по учебе. С первых дней обучения предъявляются определенные требования к учебному труду ребенка, к его поведению, которые с годами усложняются. Дети же с отклонениями в поведении, не подготовлены к выполнению данных требований. В воспитании таких детей решающее значение имеет индивидуальный подход, степень педагогического мастерства и такта учителя, а также целесообразные методы воздействия на ребёнка.
Известно, что воздействие на «трудного» школьника осуществляется успешно в нравственно здоровом коллективе.
На начало обучения в моём первом классе оказалось 19 мальчиков и 9 девочек. И этот факт сыграл свою роль.Постоянные драки, непослушание, грубость, упрямство, обидчивость, проявление не адекватности в определённых ситуациях, не выполнение требований учителя - вот та неполная картина, с которой пришлось столкнуться.
В классе физически и умственно нормальные дети. Но они проявляют отклонения в поведении и отличаются от других своеобразным сопротивлением воспитанию. Успевая по всем учебным предметам, они систематически нарушают правила поведения в школе и за её пределами.
Беседы со школьным врачом показала, что у некоторых детей класса имеется синдром гиперактивности, который проявляется в чрезмерной активности, импульсивности, неспособности к произвольной регуляции поведения. Эти дети просто не понимают чего от них хотят взрослые. Такие дети по другому думают. Если их часто наказывать, лучше от этого никому не станет. Как говорят, нельзя заставить хромого или безногого быстро бегать, он этого не сможет физически.
Анализ конфликтных ситуаций показал: дети, страдающие подобными отклонениями, нуждаются в индивидуальном подходе. Скорректировать их поведение удаётся при условиях:
во-первых: индивидуально подобранных мер педагогического воздействия;
во- вторых: постоянного контакта классного руководителя с родителями;
в-третьих: необходима помощь психолога и лечебно – коррекционные мероприятия.
Предлагаю некоторые рекомендации в работе с гиперактивными, агрессивными и тревожными детьми. (показ слайдов)
На данный момент в свой работе с трудными учащимися класса мною используется воспитательная коррекционно-развивающая программа.
Для реализации этой программы применяю приём убеждений. Систематически провожу тренинги по корректировке поведения учеников. Педагогически целесообразными оказались индивидуальные и групповые беседы: «Как себя вести?», «О культуре общения», «Я учусь владеть собой». В силу возрастных особенностей младших школьников важная роль принадлежит игровой деятельности, благодаря которой ребёнок активно и непринуждённо упражняется в правильных поступках, вырабатывает положительные навыки и привычки. Поэтому в план воспитательной работы включены мероприятия с ролевыми играми и инсценировками.
Особый интерес учащиеся моего класса проявляют к различным видам соревнований, где занимают призовые места. Первое место в школьных соревнования «Весёлые старты», а также в интеллектуальной игре«Что? Где? Когда?» и «Самый умный».
Проделанная за три года воспитательная работа вселяет надежду, что внимательное, чуткое, доверительное отношение к ребёнку, укрепление у него веры в себя, в свои силы, опора на положительные качества личности, вовлечение в увлекательные, полезные дела даст положительный результат воспитания.
Вот он сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он.
С миром оборваны тонкие нити -
Словно стена без дверей и окон.
Вот они главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли.
Нет, не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли!
Resource id #5016
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рекомендации по работе с гиперактивными детьми (шпаргалка для учителя) Ученик должен занимать место на первых партах или в середине класса Ученик должен сидеть с учеником рефлексивного типа или один и подальше от других импульсивных учеников Работать с ребенком лучше в начале урока Делить работу на более короткие и более частые периоды Использовать физкультминутки Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции Использовать гибкую систему поощрения и наказания Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее Давать постоянные или временные поручения Оставаться спокойным.
Рекомендации по работе с агрессивными детьми (шпаргалка для учителя) Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка Демонстрировать модель неагрессивного поведения Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки Наказания не должны унижать ребёнка Обучать приемлемым способам выражения гнева Учить брать ответственность на себя Используйте удивление для реакции на агрессию Требуя что-либо, учитывайте возможности ребёнка Постарайтесь погасить конфликт в самом начале, переключить внимание ребёнка
Рекомендации по работе с тревожными детьми (шпаргалка для учителя) Избегайте состязаний и каких-либо работ на скорость Не сравнивайте ребёнка с окружающими Используйте физкультминутки Старайтесь, чтобы во время внеклассных мероприятий он был ближе к Вам Способствуйте повышению самооценки, чаще хвалите, но так, чтобы он знал, за что Обращайтесь к ребёнку по имени Демонстрируйте образцы уверенного поведения Не предъявляйте к ребёнку завышенные требования Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний Наказания не должны унижать ребёнка Не допускайте , чтобы ребёнка обижали другие дети
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная работа на тему :"Пути развития самостоятельности младших школьников на уроках окружающего мира"
Значение самостоятельной работы для активизации познавательной деятельности младших школьников.Самостоятельная работа учащихся на уроках окружающего мира,её типы и характеры.Карточки для опроса домашн...
Статья: "Психолого-педагогические условия развития представлений младшего школьника о человеке как ценности"
Недостаточный уровень развития отношения к человеку как ценности требует построения определенной воспитательной системы, которая бы обеспечила развитие когнитивного, эмоционального и мотивационн...
Родительский лекторий по теме "Причины школьной тревожности младших школьников".
Тревожность может быть связана с глубинными внутренними проблемами, которые ребенок каким-то образом осознает,но решить их сам не в состоянии. Как ни странно, но в этом возрасте перед детьми встают пр...
Статья на тему: "Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления".
Многие знакомы с технологией развития критического мышления и применяют её в своей практической деятельности. В данной статье описаны приёмы и методы данной технологии, которые помог...
Статья "Портфолио как средство развития УУД младшего школьника"
Статья для педагогов, классных руководителей, которые хотят начать работу с детским портфолио....
Статья "Психолого-педагогические рекомендации развития памяти младших школьников"
Статья на тему: "Психолого-педагогические рекомендации развития памяти младших школьников". В данной статье рассказывается о методиках и играх по развитию памяти умственно отсталых обучающих...
Статья "Методы и приёмы развития слуха младших школьников"
Статья может помочь в работе с детскими школьными хоровыми коллективами....