Статья: "Психолого-педагогические условия развития представлений младшего школьника о человеке как ценности"
статья (4 класс) на тему
Недостаточный уровень развития отношения к человеку как ценности требует построения определенной воспитательной системы, которая бы обеспечила развитие когнитивного, эмоционального и мотивационно-поведенческого компонентов в гармонии. В статье представлен примерный план воспитательной работы направленный на решение данной проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 40.43 КБ |
prezentatsiya_dashi1_avtosokhranennyy.ppt | 536.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе, когда на первый план выходит активизация человеческого фактора как одного из условий дальнейшего человеческого прогресса, гуманизации общества придается большое значение и перед школой ставится задача не просто подготовки ответственного гражданина, но и человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Изменения, происшедшие за последние несколько лет, делают настоятельно необходимым теоретический пересмотр системы ценностей в образовании. Вот почему нравственное воспитание школьников обретает все большую значимость.
Особенности содержания и организации нравственного воспитания исследовали: А. М. Архангельский, Л .И. Божович, Н. М. Болдырев, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, И. С. Марьенко, Л. А. Матвеева, В. А. Сухомлинский, Л. М. Фридман , И. Ф. Харламов и другие. Но исследование психолого-педагогических условий воспитания у младших школьников отношения к человеку как ценности было исследовано немногими: Н. Ф Голованова, М. С. Гумина, В. И. Новикова, Л. Ю. Савинова.
Целью исследования является теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности психолого-педагогических условий воспитания у младших школьников отношения к человеку как ценности.
Объект исследования – воспитание ценностных отношений у младших школьников.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия воспитания у младших школьников отношения к человеку как ценности.
Гипотеза: отношение младших школьников к человеку как ценности
характеризуются стереотипностью, фрагментарность и преобладанием эмоционального компонента.
Задачи:
а) Анализ психологической, педагогической и философской литературы по проблеме;
б) Подготовка диагностических материалов;
в) Проведение диагностики, анализ результатов и выстраивание системы преобразующего эксперимента;
г) Проведение преобразующего эксперимента и анализ полученных данных.
Воспитание ценностных отношений как основной компонент содержания современного образования.
Ценность - любой «объект», имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида или группы). В широком понимании в качестве ценности могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Формируясь в сознании, эти ценности постигаются в ходе освоения культуры. [22]
Ценности каждого человека - это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия дифференцированно. Он оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность это представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении. [26]
Ценностные отношения - это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание» и др. А так же совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство» и др., когда само отношение выступает в качестве ценности. Мы считаем, что ценностные отношения это и отношения к ценностям, и отношения, которые ценностны для жизни.
Понятие «ценностное отношение», появившееся в отечественной педагогике сравнительно недавно, хорошо «встраивается» в ряд понятий традиционных для российской педагогики (идеал, направленность личности), конкретизирует их и позволяет «свести воедино» исследования по проблеме формирования идеалов школьников, ценностных ориентаций, направленности личности. Существующая понятийная связь указывает на необходимость актуализации работы по воспитанию идеалов школьников и возобновлению в педагогике исследований по изучению закономерностей формирования идеалов личности. [7]
Человек принимается как ценность, если:
- обнаружить его присутствие в окружающем мире;
- учитывать его присутствие, уважать автономию, самочувствие, интересы;
- помогать человеку по мере своих сил;
- понимать человека во всех его проявлениях, объясняя и оправдывая то, что кажется странным;
- содействовать благу человека в его жизни на земле.
В итоге ценностная ориентация на человека порождает правильные устойчивые отношения, выступающие для окружающих людей как качества личности: дисциплина, вежливость, доброжелательность, внимательность, честность, совестливость, великодушие, самоотверженность и, как обобщающее, гуманность. Нравственные качества личности рождаются как следствие гуманистической ориентации ребенка, как продукт ее формирования. [16]. Таким образом, нравственная позиция личности определяется как система ценностных отношений школьника к моральным нормам, принципам, идеалам, принятым в обществе, и на их основе отношений к другим людям и самому себе.
Исходя из вышеизложенных идей, ценностное отношение к Человеку можно определить как наличие у ребенка определенного личностного смысла в общечеловеческой ценности «человек» и осознание ее значимости для остальных людей. Ценностное отношение выступает результатом осмысления полученного опыта и толчком к деятельности. [28]
В нашем исследовании в структурно-функциональной модели ценностного отношения к человеку мы выделяем когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий компоненты. Каждый из компонентов ценностного отношения обладает определенной функциональной заданностью: когнитивный реализует информационно-фиксирующую и обобщающую функции, эмоциональный – эмоционально-императивную, мотивационно-поведенческий – мотивационно-поведенческую и прогностическую функции.
Особенности социализации и социально-психологические особенности младших школьников
Уже в школьные годы ребенок призван осваивать определенный объем программного материала, решать определенное количество учебных задач, но оптимальный путь в этом образовательном «море» он должен выбрать сам. Каждый ученик, даже младший школьник, — всегда носитель своего собственного образа жизни: он сам вступает во взаимодействие с окружающим миром природы, культуры, информации, с людьми. Поэтому смысл детства вовсе не в подготовке к будущей взрослой жизни, «скроенной» по нашим сегодняшним несовершенным образцам, а в полноценном проживании этого времени. [1]
Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов.
1. Коммуникативный компонент вбирает в себя все многообразие форм и способов овладения языком и речью, другими видами коммуникации (например, языком компьютера) и использование их в разных обстоятельствах деятельности и общения.
2. Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности, становление системы социальных представлений, обобщенных образов. Он реализуется в значительной степени в процессе обучения и воспитания, включая средства массовой информации, в общении, а проявляется прежде всего в ситуациях самообразования, когда ребенок ищет и усваивает информацию по собственной потребности и инициативе, чтобы расширить, углубить, уточнить свое представление о мире.
3. Поведенческий компонент — это обширная и разнообразная область действий, моделей поведения, которые усваивает ребенок: от навыков гигиены, бытового поведения до умений в различных видах трудовой деятельности. Кроме того, этот компонент предполагает освоение различных правил, норм, обычаев, табу, выработанных в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре данного общества.
4. Ценностный компонент представляет собой систему проявлений мотивационно-потребностной сферы личности. Это ценностные ориентации, которые определяют избирательное отношение ребенка к ценностям общества. Человеческое существо, включаясь в жизнь общества, должно не только правильно воспринять предметы, социальные явления и события, понять их значение, но и «присвоить» их, сделать значимыми лично для себя, наполнить их смыслом.
Таким образом, важнейшей составляющей механизма становления социального опыта ребенка выступает деятельность. Она представляет собой и способ, и условие, и форму выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта, но при этом отнюдь не является чем-то внешним по отношению к внутренней структуре личности. Существует такая закономерность деятельности как единство двух сторон ее социальной сущности, или проекции на «мир вещей» и «мир людей». Проекция на «мир вещей» — предметная деятельность (познавательная и практическая), которая обеспечивает ребенку усвоение знаний, умений и навыков, формирование познавательной активности. Проекция на «мир людей» — деятельность по усвоению норм человеческих взаимоотношений, которая включает ребенка, с учетом его возрастных возможностей, в систему этих отношений. Он как бы «примеряет» себя к обществу, и это обеспечивает уже формирование социальной активности.
Современное состояние проблемы воспитания ценностного отношения к человеку у младших школьников.
Исследования российских ученых (М.В.Богуславский, Б.С.Гершунский, В.И.Гинецинский, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров, З.И.Равкин, В.А.Сластенин и др.) в конце XX века позволили определить главное направление развития системы воспитания – воспитание на основе наиболее значимых ценностей. Полученный вывод во многом был обусловлен закономерностями, вскрытыми исследователями в области аксиологии (С. Ф. Анисимов, В. П. Бранский, Г. П. Выжлецов, О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов, М.С.Каган, Н.С.Розов, Л.Н.Столович, В.П.Тугаринов и др.).
Разработанный российскими учеными (А.Г.Асмолов, М.В.Богуславский, А.Я.Данилюк, В.П.Дронов, Л.С.Илюшин, В.В.Козлов, А.М.Кондаков, А.А.Кузнецов, В.Р.Кучма, Н.Д.Никандров, М.В.Рыжаков, Л.Н.Феденко) Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (2009 г.), впервые включающий в себя «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков), открывает перспективы решения данной проблемы. Воспитание школьников обозначено в документе в качестве приоритетной задачи и рассматривается как воспитание ценностей, воспитание отношения человека к миру, себе, другим (Н.Д.Никандров).
К настоящему времени таких работ насчитывается более 80 [табл. 1]. Поскольку объектов действительности, с которыми может быть установлена ценностная связь, бесконечно много, то накопление работ в этом направлении может быть бесконечным. Отчасти это отражает приведенная ниже таблица, в которой объекты формирования ценностных отношений расположены по мере убывания количества выполненных работ.
Таблица 1. Результаты обзора диссертаций по проблеме формирования ценностных отношений (выборка диссертаций, хранящихся в РГБ)
№ | Объект формирования ценностного отношения | Кол-во работ |
1 | Профессия, труд (профессионализм, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, инженерная деятельность и др.) | 15 |
2 | Здоровье | 12 |
3 | Культурное наследие (российская культура, культурное наследие региона, культурные традиции, национальная культура, историческое прошлое, педагогическое наследие, художественное наследие) | 8 |
4 | Физическая культура | 7 |
5 | Природа | 6 |
6 | Искусство (музыкальное произведение, изобразительная деятельность) | 6 |
7 | Совокупность научных знаний (экологические знания, психологические знания, отдельные учебные предметы, гуманитарное познание) | 6 |
8 | Мир (окружающий мир) | 5 |
9 | Родина (родной край, родной город, калмыцкий этнос) | 4 |
1 | Процесс обучения (учебно-познавательная деятельность) | 4 |
1 | Семья и брак | 4 |
1 | Сама личность (самоотношение) | 3 |
1 | Иностранный язык | 3 |
1 | Педагогическое образование | 2 |
1 | Общение | 1 |
1 | Старость | 1 |
[36]
Анализ статей периодики по психологии и педагогике показывает скудность теоретического материала по данной теме. Видимо проблема отношений не заняла еще тот статус актуальности, который заслуживает особого внимания, тщательного рассмотрения и изучения.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. [12]
ВЫВОДЫ:
- В современной системе образования основное место занимает проблема воспитания ценностных отношений. Одна из основных задач системы образования состоит в том, чтобы наряду с развитием у школьников познавательного отношения к миру и содействием оптимальному развитию витальных и прагматических отношений способствовать развитию ценностного отношения к важнейшим сторонам действительности.
- Ценностное отношение к Человеку – наличие у ребенка определенного личностного смысла в общечеловеческой ценности «человек» и осознание ее значимости для остальных людей. Ценностное отношение выступает результатом осмысления полученного опыта и толчком к деятельности.
- В нашем исследовании в структурно-функциональной модели ценностного отношения к человеку мы выделили когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий компоненты.
- Младший школьный возраст сензитивен к развитию нравственным представлениям и соответственно воспитанию ценностного отношения к человеку.
- В педагогике еще недостаточно изучено понятие «ценностное отношение к человеку», сущность ценностного отношения к человеку, идет поиск эффективной программы воспитания ценностного отношения к человеку в образовательном процессе начальной школы, не определены педагогические условия воспитания ценностного отношения к человеку и особенности этого процесса у младшего школьника.
Особенности отношения младших школьников к человеку как ценности.
Описание констатирующего эксперимента
Напомним, что в качестве рабочего определения мы приняли такое отношение к человеку как ценности, которое проявляется в наличии у ребенка определенного личностного смысла в общечеловеческой ценности «человек» и осознание ее значимости для остальных людей. Ценностное отношение выступает результатом осмысления полученного опыта и толчком к деятельности. Отношение к человеку как ценности представляет собой единство трех компонентов: когнитивного, эмоционального и мотивационно-поведенческого.
Для определения уровня проявления отношения младших школьников к человеку как ценности нами было проведено несколько методик. Показатели проявления различных компонентов отношения, диагностируемые в методиках, представлены в таблице.
Таблица 2. Показатели проявления ценностного отношения к Человеку.
Методика | Цель | Компонент | Показатели |
Кто Я?( М. Кун и Т. Маркпартленд) | Изучение содержания представлений о себе | Содержание и наполненность представлений о себе | Количество значимых ответов. Наличие ответов, связанных с понятием «человек» |
Отношение к жизненным ценностям | Определить наиболее значимые для личности ценности | Круг ценностей | Наличие ответов о ценности человека |
Три желания | Выявление желаний и ценностей детей | Круг ценностей | Наличие ответов о ценности человека |
Неоконченное предложение | Выявление уровня проявления когнитивного компонента представления о человеке как ценности | Когнитивный | Наполненность |
Беседа | Выявление уровня эмоционально-поведенческого компонента представлений о человеке как ценности | Эмоциональный, Мотивацинно-поведенческий | Эмоциональная отзывчивость. Желание действовать в соответствии с ценностной ориентацией. Социальный опыт действия |
Также во время выполнения заданий по всем методикам велись наблюдения по следующим критериям: полярность эмоций (полож/отриц), их уcтойчивость, наличие интереса.
Описание преобразующего эксперимента
Недостаточный уровень развития отношения к человеку как ценности требует построения определенной воспитательной системы, которая бы обеспечила развитие когнитивного, эмоционального и мотивационно-поведенческого компонентов в гармонии.
Исходя из материалов теоретического изучения проблемы и данных, полученных на диагностическом этапе, нами была сформулирована гипотеза: воспитание у младших школьников отношения к человеку как ценности будет происходить эффективней при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- построение его содержания в соответствии с составляющими образа человека (члены моей семьи, учителя, друзья, знакомые, незнакомые, я сам)
- учет структурно-функционального единства основных компонентов ценностного отношения к человеку;
- направленность на поддержку и обогащение социального опыта детей;
- целенаправленное развитие процесса самопознания и самооценки у младших школьников;
- использование биографий как одного из средств воспитания.
Цель преобразующего эксперимента - создать условия для более эффективного воспитания у младших школьников отношения к человеку как ценности.
Преобразующий эксперимент проводился в три этапа в соответствии с выдвинутыми психолого-педагогическими условиями:
I этап - познание самого себя;
II этап - изучение биографий;
III этап – осознание и проявление ценности человека в отношениях с окружающими людьми.
1 этап – «Познай самого себя» Цель: организовать процесс самопознания младшего школьника, развивать мотивацию к самопознанию и самовоспитанию личности. Мероприятия на данном этапе помогли развить не только когнитивный компонент, но и эмоциональный и поведенческий компоненты представлений о человеке как ценности и способствовали уточнению, наполнению представлений младших школьников о себе, осознанию своих возможностей, выстраиванию перспективы собственного развития | |
Занятие 1 Вводная беседа «Я-человек» | Цель: способствовать формированию позитивного образа «Я», активизировать процесс самопознания, способствовать принятию собственного имени. Развитие воображения и творческого мышления. |
Занятие 2 Процедура «Образ Я» | Цель упражнения: более глубокое осознание личностного существования; соединение вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной позиции. |
Занятие 3,4 Какой я? | Цель: помочь детям осознать наличие у них конкретных положительных качеств; учить детей находить положительные качества во всех людях; способствовать выработке у участников более объективной самооценки. |
Занятие5 «Конверты для добрых пожеланий» | Цель: воспитание внимательно и бережного отношения к одноклассникам.
|
Занятие 6 «Мой внутренний мир» | Цель: помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость. |
Занятие 7 Разыгрывание сценок | Цель: Обучение приемам саморегуляции, тренировка доброжелательного поведения, |
Занятие 8 Беседа: "Учимся вежливо говорить" | Цель: воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам. Раскрывать перед детьми сущность понятия "вежливость",систематизировать правила вежливого поведения, упражнять детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости, развитие коммуникативных навыков |
II этап – «Зачем нужны биографии?» Цель: способствует дальнейшему развитию представлений о человеке как ценности за счет наполнения когнитивного и эмоционального компонентов. | |
Занятие 9 Биография учителя. (приобщили к 8 марта) | Цель: познакомить учащихся с биографией учителя; вызвать уважение к учительскому труду |
Занятие 10 Поделка к 8 марта | Цель: прививать желание сделать приятное близкому человеку, развивать творческие способности. |
Занятие 11 Беседа ко дню космонавтики + составление стенгазеты | Цель: Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; формированию чувства патриотизма через знакомство с великими свершениями русских людей; расширению кругозора учащихся; развить чувство солидарности и умения сотрудничества. |
Занятие 12, 13 Составление генеалогического дерева + просмотр фильм (два занятия) | Цель: изучение истории своего рода, воспитание ценностного отношения к семье. |
Занятие 14,15 Составление портфолио «Моя семья» | Цель: воспитание ценностного отношения к семье, осознание значимости каждого человека в семье, его ценности. |
III этап - «Как я живу рядом с другими?» Цель: подвести итог всей проделанной работе и обобщить результаты. | |
Занятие 16 Проект (у каждого индивидуальное название) | Цель: развитие поведенческого компонента ценностного отношения к человеку, развитие навыков саморазвития
|
Одно из заявленных нами психолого-педагогических условий – использование биографии. Биографии людей выступили примером для младших школьников. Пример, как хорошо известно педагогам, один из основных методов воспитания личности. В качестве примера для школьников могут выступать и выступают поступки реальной жизни (проявленные ценностные отношения) самых разных лиц, родителей, родственников, друзей. учителей, одноклассников, любимых киногероев, спортсменов, актеров, бизнесменов и др. Кроме того, как установлено в педагогике, примером может служить и собственное продвижение, успехи человека. Наряду с реальными личностями в качестве примеров могут выступать (и часто выступают) вымышленные персонажи (герои литературных произведений, киногерои и др,).
Описание результатов преобразующего эксперимента
Для определения уровня проявления отношения младших школьников к человеку как ценности нами было проведено несколько методик, похожих на методики констатирующего эксперимента:
- Методика «Кто я?»
- Методика определения отношения к жизненным ценностям
- Методика «Неоконченное предложение»
- Методика «Три желанья»
- Беседа
ВЫВОДЫ:
1.Психолого-педагогическими условиями успешной организации процесса воспитания отношения к человеку как ценности явились:
- построение его содержания в соответствии с составляющими образа человека (члены моей семьи, учителя, друзья, знакомые, незнакомые, я сам)
- учет структурно-функционального единства основных компонентов ценностного отношения к человеку;
- направленность на поддержку и обогащение социального опыта детей;
- целенаправленное развитие процесса самопознания и самооценки у младших школьников;
- использование биографий как одного из средств воспитания.
2. Воспитательная работа представляет собой такую совокупность форм работы, которая позволяет учащимся осознавать, обогащать и проявлять ценностное отношение к человеку.
3. Вторая гипотеза подтвердилась, об этом свидетельствуют результаты, полученные на контрольном срезе. Можно отметить, что произошли изменения, в положительную сторону, возросло количество детей с высоким уровнем, и сократилось с низким.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение состояния проблемы воспитания ценностного отношения к человеку у младших школьников доказало актуальность исследования и необходимость целенаправленной работы в этом направлении.
Ценностное отношение выступает как единство когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Признаками изменения уровня проявления ценностного отношения к человеку будет являться повышение точности и обобщенности знаний ребенка о человеке, наполненность образа человека, рост устойчивости и яркости положительных эмоций по отношению к человеку, способность доказать собственную точку зрения, ее устойчивость, соответствие знаний и эмоций поведенческой реакции ценностного отношения к человеку. Вторая гипотеза подтвердилась. Мы увидели рост в показателях учащихся. Если данную воспитательную работу проводить в более четкой системе, а так же начиная с первого класса, то показатели школьников будут наиболее высокими.
Выполненное нами исследование не исчерпывает всего содержания поставленной проблемы, поэтому можно отметить перспективы исследования: изучение педагогических условий воспитания ценностного отношения к человеку у учащихся 1 и 4 классов, изучение особенностей образа человека у мальчиков и девочек, так же возможно так же изучение других ценностных отношений и описание взаимосвязей с ценностью человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.:Амонашвили,1996. – 494с
- Артеменок Е. Н. Методика изучения воспитанности школьника. – Минск: Красико-Принт, 2008.-128с
- Асмолов А. Г, Бурменская Г. В и др. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Изд-во Просвещение, 2010-31с
- Бабанский Ю. К. Педагогика. М.,Просвещение, 1983
- Бабурова И. В. Изучение и воспитание ценностных отношений школьников: монография / И. В. Бабурова; под ред. А. С. Роботовой. – СмолГУ, 2008. – 320с.
- Бабурова И. В. Ценностные отношения личности как объект воспитательной работы педагога / Серия «Педагогические и психологические науки». Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта. - 2007. – Вып. 4. – С. 34
- Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком. // Педагогика. - 1996. - №5. – С.3-9
- Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина и человека культуры и нравственности: Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях. - Ростов-на-Дону:РГПУ,1995. – 32с.
- Голованова Н. Ф. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России,1998. - 640с.
- Голованова Н. Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. – С-Пб., 1997.
- Григорьева-Голубева В.А. Проблема становления гуманистических ценностей в современном образовании, С-Пб: Изд-во СПГУ,2002.-276с.
- Данилюк А.Я, Кондаков А.М, Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Изд-во Просвещение, 2010- 24с.
- Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе: Учеб. пособие к спецкурсу/Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена.-Л.,ЛГПИ., 1989.-83с.
- Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса./Науч.-метод.об-ние «Творческая педагогика», Малое предприятие «Новая школа». – М.: Б.и.,1993 – 80с.
- Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: (Монография).- Оренбург: Б.И., 1996.- 188с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учеб. для студентов образ. учрежд. сред. проф. образ. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. - 352с.
- Максакова В. И. Организация воспитания младших школьников: Метод. Пособие для учителя/ В. И.Максакова. – М.: Просвещение, 2003. – 254с.
- Максакова В. И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников. Учеб.пособие для студ.пед.уч-щ и колледжей, М., Изд-во Владос, 2006- 238с
- Матвеева Л.А. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. – Л.,ЛГПИ им. А.И. Герцена,1989.- 67с.
- Моя родословная: Пособие для начальной школы./ Авт.-сост. В.С. Василевская. - М.: Вита-Пресс, 2001. – 48с.
- Новикова В. И. Развитие у младших школьников интереса к человеку как к высшей ценности // Воспитание молодежи на общечеловеческих нравственных ценностях – Ростов н/Д. 2000 – С. 31-38
- Осипов В..Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г., 1998
- Петровский А.В. Быть личностью. - М.: Педагогика, 1990.- 110с.
- Пидкасистый П. И. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. М.: Педагогическое общество России,1998. - 640с.
- Подласый, И. П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. заведений. - М.: Просвещение: Гуманит изд. центр ВЛАДОС,1996. - 432с.
- Рамацевич Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/ – Ми.: «Современное слово», 2005 – 659с
- Савинова Л. Ю. К проблеме воспитания у младших школьников ценностного отношения к человеку/ Статья находится в печати
- Сластенин В. А, Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений. – М.:Издательский центр «Академия», 2003.-192с
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н.. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
- Шилова М. И. Проблема ценностей и цели воспитания. //Классный руководитель. 2001. № 3 с.
- Щуркова Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Щуркова Н. Е. Ценностные отношения. // Воспитание школьников.1999-№3с.
- http://dibase.ru/article/10082009_baburovaiv/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уровни интегрального показателя отношения младших школьников к человеку как ценности Экспериментальный класс Контрольный класс
Проект проводился в три этапа в соответствии с выдвинутыми психолого-педагогическими условиями: I этап - познание самого себя; II этап - изучение биографий; III этап – осознание и проявление ценности человека в отношениях с окружающими людьми. Цель проекта- с оздать условия для более эффективного воспитания у младших школьников отношения к человеку как ценности.
Уровень Контрольный срез Констатирующий срез Высокий 35% (7чел.) 25%(5чел.) Средний 40% (8чел.) 40%(8чел.) Низкий 25%(5чел.) 35%(7чел.) Количественная характеристика уровней отношения младших школьников к человеку как ценности в экспериментальном классе
Количественная характеристика уровней отношения младших школьников к человеку как ценности. Контрольный класс Уровень Контрольный срез Констати- рующий срез Высокий 20%(4чел.) 15% (3чел.) Средний 50%(10чел) 50%(10чел) Низкий 30%(6чел) 35%(7чел.) Экспериментальный класс Уровень Контрольный срез Констати- рующий срез Высокий 35%(7чел.) 25%(5чел.) Средний 40%(8чел.) 40%(8чел.) Низкий 25%(5чел.) 35%(7чел.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход, как условие развития у младших школьников умения применять правила на уроках русского языка.
Учащийся становится подленным субъектом обучения, если активно участвует в учебно-познавательной деятельности....
Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования.
Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования....
Проблема развития представления младших школьников в исследованиях педагогов и психологов
Статья на тему "Проблема развития представления младших школьников в исследованиях педагогов и психологов"...
Языковая компетентность как условие развития коммуникативности младшего школьника
Формирование языковой и коммуникативной компетентности учащихся начальной школы с помощью фразеологии....
Информатизация учебного процесса как условие развития личности младшего школьника
В статье рассказывается о необходимости изучения информатики в начальной школе...
Условия развития самостоятельности младших школьников при решении текстовых задач
Статья для родителей и учителей...
Исследовательская деятельность, как условие развития креативности младших школьников
Исследовательская деятельность – это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности . ...