Статья "Портфолио как средство развития УУД младшего школьника"
статья
Статья для педагогов, классных руководителей, которые хотят начать работу с детским портфолио.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_nastavnika.docx | 955.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио как средство развития УУД младшего школьника.
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Начального Общего Образования система оценивания результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования включает разнообразные методы. Одним из важных методов получения личностных результатов является портфолио.
Основной целью портфолио является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.
Портфолио – это папка (портфель или альбом), которая представляет собой материалы, характеризующие достижения учащегося.
Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и другими - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
Портфолио является современным инструментом оценивания результатов, с помощью которого раскрываются индивидуальные способности каждого ребёнка, повышается его самооценку, создаются для каждого ребёнка ситуации успеха, повышается учебная мотивация. С помощью папки достижений возможно поощрение активности и самостоятельности ребенка, развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности, формирование умения учиться.
Портфолио для ученика начальной школы – это «Дневник достижений». Основное его назначение - продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной; творческой; социальной; коммуникативной. Помогает ученику наглядно видеть все свои успехи.
Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата, в который входят материалы, представляющие достижения учащегося (грамоты, удачные творческие работы, анкеты, материалы учебной и внеурочной деятельности и т.д.).
Портфолио ученика начальной школы ведется на протяжении всех лет обучения на первой ступени. Работа с портфолио должна быть систематической и постоянной. Для этого учителю необходимо чётко планировать свою деятельность, чтобы в процессе заполнения портфолио эффективно руководить работой каждого ученика, развивая универсальные учебные действия.
Ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио — это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Единых жёстких требований (государственного образца) к структуре портфолио на данный момент не существует. Поэтому к созданию портфолио каждый учитель должен подходить творчески, учитывая особенности учеников класса.
В первом классе в ходе учебного года в «дневник» набирается учебный материал, который размещается в отдельных файлах. Далее совместными усилиями разбирается собранный материал, классифицируется и систематизируется. В результате такой работы дневник приобретает свои разделы, которые со временем могут и меняться.
Возможный вариант составления портфолио ученика начальной школы.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
РАЗДЕЛ «МОЙ ДОМ, ГДЕ Я ЖИВУ»
Можно разместить рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Можно разместить фото дома, двора. Разработать безопасный маршрут от школы до дома. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
РАЗДЕЛ «МОИ УВЛЕЧЕНИЯ»
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
РАЗДЕЛ «МОЙ МИР»
Здесь могут находиться и такие разделы как:
«Мое имя» - информация о том что может обозначать имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
«Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
«Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
«Моя школа» - рассказ о школе и о педагогах.
«Мои любимые школьные предметы» - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится…, потому что…». Также неплох вариант с названием «Школьные предметы». При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
Могут быть и такие разделы: «Моя учеба», «Мое творчество», «Мои впечатления» и т.д.
В самом начале работы, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но необходимо стараться с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио.
В процессе работы происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Одной из основных целей составления портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком.
Роль учителя в работе со школьным портфолио тоже является неотъемлемым. Это серьезный труд. Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио, производить своевременную оценку заполнений всех разделов. На плечи классных руководителей ложатся такие обязанности как подготовка выставок, конкурсов, которые позволят ученикам проявить себя. Они помогают ученикам принимать участие в разных сферах деятельности. Все это помогает формироваться личности ребенка.
Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Портфолио недолжно нести соперничества между детьми, а должно помогать каждому индивидуально развивать свои таланты.
Ниже представлены примеры портфолио учеников 3-в класса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Сочинение как средство развития речи младших школьников"
В настоящее время отмечается уменьшение интереса к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся. Развитие речи - важная задача обучения...
Занимательные задания на уроках математики как средство развития мышления младших школьников
Результатом работы учителя является участие в городском конкурсе профессионального мастерства учителей начальных классов образовательных учреждений, где она стала победителем номинации «За лучшее опис...
УЧЕБНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
теоретическое обоснование и практическое использование игр для развития индивидуальности младших школьников...
Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"
Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...
Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "
Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...
Система работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности"
В данном материале я представляю результат моего педагогического исследования, в течение 3-х лет работы по формированию коммуникативной компетенции младшего школьника. Представлена аттестационная рабо...
Организация работы над темой Фольклор как средство развития речи младших школьников
Эта работа расчитана на то, чтобы научить детей воспринимать выразительные средства языка в соотве ствии с их функцией в художественном произведении;- на...