Статья "Методы и приёмы развития слуха младших школьников"
статья по музыке
Статья может помочь в работе с детскими школьными хоровыми коллективами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Методы и приёмы развития слуха младших школьников" | 22.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методы и приёмы развития музыкального слуха младших школьников.
Одним из самых насущных вопросов в обучении пению в общеобразовательной школе — это ведение хоровых занятий на уроках с классами, в состав которых входят чисто интонирующие, отчасти интонирующие, то есть те дети, которые чувствуют высоту, но не на всем диапазоне могут ее воспроизвести, плохо интонирующие - «гудошники». В начальных классах, да и в средних таких детей довольно много. Как показывают специально проведенные исследования, бывает иногда 50%, иногда 2/3 состава детей, которые не поют, а «гудят» на одной, двух нотах внизу или вверху, пропевают два-три звука и остаются на одной высоте. В своей работе музыкант-педагог Ю.Б. Алиев отмечает, что в музыкально-педагогической практике существуют различные точки зрения в отношении таких детей. Одни педагоги считают, что не следует специально обращать внимания на «гудошников», другие вообще исключают из работы таких детей и даже считают, что эти учащиеся не должны ходить на уроки музыки, забывая при этом, что на уроке дети не только поют, но и занимаются иными различными видами музыкальной деятельности. Кроме того, такие учителя, видимо, не задумывались над тем, что при умелой систематической работе с детьми многие учащиеся могут научиться чисто, интонировать. Существует еще одна точка зрения, при которой таким детям отводится роль пассивных наблюдателей, не мешающих качественному пению. Естественно, что все эти точки зрения не могут ребенка научить верно, петь, так как без упражнений в развитии певческих навыков не будет развиваться ни голос, ни музыкальный слух. В то же время педагоги, с любовью относящиеся к своему делу, к детям, замечали, что, как правило, у детей - «гудошников» - есть музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, чувство высоты. Такие дети с удовольствием и вниманием слушают музыку, активно работают на уроках, любят петь. Поэтому нельзя судить о музыкальных способностях детей с первых уроков, особенно по их умению или неумению точно воспроизвести мелодию.
Как было сказано выше, при правильной постановке работы число «гудошников» резко сокращается. Большое значение в подобной работе, как и вообще в обучении и воспитании, имеет индивидуальный подход, индивидуальная работа с учащимися. Некоторые педагоги считают, что частью уроков музыки является хоровое пение, поэтому следует заниматься с хором, не тратя времени на индивидуальное пение. Представляется, что это можно было бы допустить, если бы все дети или, по крайней мере, их большинство, пели чисто. В противном же случае, если не вести индивидуальной работы, хор будет звучать фальшиво, и работать над двухголосием и многоголосием с такими детьми будет практически невозможно. Часто гудящие дети даже не подозревают, что поют неверно. На это им нужно указывать персонально. А для этого следует, как мы уже указывали ранее, слушать таких учащихся индивидуально. В музыкально-педагогической практике часто отсутствует координация между слухом и певческими навыками, неумение слушать себя. М.И. Глинка в своих работах отмечал следующее: «Хотя слух у меня был отличный, в первые месяцы от непривычки слушать себя, я пел фальшиво».
Каковы же основные позиции методики и последовательности работы с рассматриваемыми учащимися? Прежде всего, следует провести их индивидуальную проверку, а именно: проверить физический слух; проверить состояние голосового аппарата (связки, нос, артикуляционный аппарат); выявить чувство высоты, движения звука, ритма, темпа; определить примарную зону. В соответствии с рассматриваемой проблемой укажем далее на основные условия и методы работы с неверно интонирующими учащимися, разработанными и используемыми в практике музыкального образования детей, в частности, младшего школьного возраста. Следует добиваться, чтобы дети говорили чище, звонче, яснее на разных тонах. Использовать транспонирование песен, попевок и упражнений. Применять в занятиях элементы звукоподражания (спой как соловей, пропищи «по-комариному», крикни на этом звуке, прогуди как, паровоз, повтори голосом взлетающий самолет, одновременно, показывая рукой и т.д. Учить подстраиванию своего голоса к голосу учителя (петь с голосом учителя, самому учителю имитировать в это время детский голос), инструмента, голосу поющих товарищей. Вырабатывать умение слышать свое пение и пение товарищей. Развивать умение дать оценку пения товарищей. Вырабатывать умение пропеть мысленно, выстроить первый звук и пр. Петь с закрытым ртом. Систематически использовать вокальную работу (например, пение на слоги и др.). Применять на уроках наглядность. Активно использовать игровой метод. К числу методов, относящихся к рассматриваемой нами работе, относятся также методы использования пения без инструментального сопровождения, систематическое проведение так называемой «вокально-хоровой зарядки».
Немаловажный вопрос, на котором также следует заострить внимание, - это процесс формирования певческих навыков у исследуемых детей, который, как указывают специалисты, не проходит стихийно, а подчиняется определенным закономерностям. Певческие навыки в своем развитии проходят три основных этапа. Первоначальный период формирования длится с начала обучения до первого, явно выраженного улучшения по основным параметрам: относительно чистое интонирование по всему диапазону, стабилизация певческой установки, преобладание мягкой атаки, расширение диапазона голосов, улучшение дикции. Соответственно происходит изменение тембра в сторону его «высветления». Второй период характерен тем, что формирование основных певческих навыков претерпевает изменение от некоторого улучшения по всем параметрам к более стойким положительным результатам. Происходит постепенное, еще весьма незначительное освобождение от излишнего напряжения в дыхании, дальнейшее изменение тембра, улучшение дикции, нормализуется способ звукообразования и певческая установка, появляется чистота интонирования и эмоциональная отзывчивость на певческое звучание. Третий период характеризуют следующие признаки: новые певческие навыки приобретают относительную устойчивость в чистоте интонирования, способе звукообразования, качестве тембра, значительно расширяется диапазон, дикция становится лучше, дыхание - более уравновешенным. Дети в этом периоде демонстрируют хорошую певческую установку и достаточную музыкальную эмоциональность. Подчеркнем, что хорошее пение как искусство является результатом продолжительной работы. По ходу разучивания песни дети получают элементарные сведения о музыке, средствах музыкальной выразительности; при разборе содержания знакомятся с основными терминами, определяющими характер произведения, темп, динамику; исполнение упражнений или вокальных приемов должно быть осознанным детьми с точки зрения механизма звукообразования и целесообразности их использования. Бесспорно, что развитие певческого голоса детей может быть эффективным на основе правильного пения, в процессе которого должны формироваться и правильные певческие навыки. Выразительность исполнения формируется на основе осмысленности содержания и его эмоционального переживания детьми. Подчеркивая зависимость выразительности пения от эмоциональной отзывчивости на музыку, следует заметить, что не у всех детей эта способность одинаково развита. Она определяется общим и музыкальным развитием и, конечно, в первую очередь есть результат развития слуха во всех его проявлениях.
Рассмотрим некоторые методики, имеющие прямое отношение к исследуемой нами проблеме слухо-голосовой координации. Фонопедический метод развития голоса Емельянова В.В. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Из существующих уровней голосовой активности (доречевой, речевой и певческий), певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь голосовой аппарат - саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции.
Что дают фонопедические упражнения при обучении вокалу? Это: расширение диапазона; значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка; усиление насыщенности звука; полетность; улучшение вибрато; большая певучесть звука; свобода; раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом. Фонопедический комплекс состоит из шести групп упражнений, каждая из которых имеет свое особое значение, но все эти группы взаимосвязаны. Артикуляционная гимнастика. Она состоит из 21 упражнения, где работают язык, губы, мышцы лица, применяется массаж лица. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать с помощью зеркала. В дальнейшей работе также желателен визуальный контроль. Интонационно-фонетические упражнения.
Обратите внимание на методику комплексного музыкально-певческого воспитания Д.Е. Огороднова. Методика КМПВ позволяет организовать работу голосового аппарата у каждого учащегося на более совершенной научно-технической и психофизиологической основе.
Это не только способствует музыкальному воспитанию, но и открывает новые возможности для развития вокально-речевой и общедвигательной культуры учащихся как основы для решения более общей задачи - гармонического развития личности.
В данной методике используются педагогические методы, такие, как программированное обучение с минимальным шагом программы, коллективно-индивидуальные формы работы на занятиях с учащимися, применение наглядных схем-алгоритмов, позволяющих значительно лучше организовать и активизировать всю работу даже самых слабых учащихся. «Введение в работу наглядных схем-алгоритмов позволяет добиваться большей мышечной свободы в пении, а также в дирижерских жестах, воспитывать вокальные навыки в сочетании с развитием музыкальности». Все алгоритмы составлены в строгой музыкальной форме и комплексно включают в себя решение задачи не только постановки голоса каждому учащемуся, но и развитие у него ладового чувства, метроритмического чувства и чувства музыкальной формы. Алгоритмы строго систематизированы. Причем, в этой системе достигнута строгая последовательность и постепенность в усложнении задачи, решаемой учеником (и педагогом). Благодаря этому у учащихся постоянно сохраняется непринужденность и заинтересованность, даже увлеченность, а, следовательно, и активность в работе. Обратим особое внимание на метод исправления интонации у плохо интонирующих детей («гудошников»). Как уже неоднократно указывалось выше, острейшей проблемой в работе на уроке музыки (пения) в общеобразовательной школе остается проблема «гудошников». Эти дети не только сами значительно отстают в своем музыкальном развитии, но и тормозят развитие всех остальных детей в классе. В то же время опыт показывает, что при своевременном и соответствующем вмешательстве педагога все «гудошники» (за исключением больных детей) могут интонировать верно. Известно, что одной из основных причин плохого интонирования является отсутствие у таких детей верной координации между слуховым преставлением и его воплощением голосом. Считается, что это обусловлено отставанием в развитии соответствующих частей коры головного мозга. Опыт показывает, что последнее можно представить не только как причину рассматриваемого явления, но и как следствие того, что ребенок просто не справляется со своим голосовым аппаратом, не умеет правильно формировать (оформлять) певческий звук. Прежде всего, это относится к неумению использовать в пении головной резонатор. Последовательное применение учителем определенных приемов, рассчитанных на устранение недостатков в пении (голосообразовании) у ребенка приводят к тому, что ребенок, только что «гудевший» на низких тонах, начинает воспроизводить звуки в пределах нормального для учащегося первого класса диапазона совершенно чисто (от до до ля, а иногда и выше). После того, как ребенок уяснил себе, что дало ему возможность выполнить певческое задание верно, он это делает и без помощи учителя. Добытое умение верно интонировать закрепляется затем на хорошо систематизированных вокально-ладовых упражнениях и специальном дидактическом песенном материале в общей работе с детьми в классе. К числу применяемых приемов относится: пение звуков (с постепенным повышением) на гласный У приемом стаккато (на слабой доле такта) с переходом на легато (для достижения органического и непринужденного характера звукоизвлечения); раскрепощение нижней челюсти в положении хорошо открытого рта (при пении на том же гласном У) этим достигается освобождение гортани от лишнего напряжения; певческое задание дается ребенку на слух, но подкрепляется зрительной наглядностью; звук, даваемый как образец, должен звучать в ярко выраженной высокой певческой позиции; необходимо создать в классе атмосферу доброжелательности и желания помочь товарищу со стороны всех детей и вызвать стремление достигнуть успеха у самого «гудящего», подчеркнуто поощрять каждый его, хотя бы и небольшой, успех. В случае невозможности добиться от ребенка верного выполнения задания с помощью перечисленных мер применяется специальный прием: плотное закрывание ушей ладонями рук. С помощью этого приема интонация сразу же исправляется. Причиной этого эффекта является, по-видимому, следующее. Прекращение слухового контроля приводит к разрыву привычных неверных обратных нервных связей (через слух). Вследствие этого обостряются (имеет место момент приспособления) мышечные ощущения как компенсация потери слухового (внешнего) контроля. Можно также предложить, что локализация полости ушной раковины (при плотно зажатых ушах) дает более специализированный резонатор обертонов высокой чистоты (по сравнению с тем, что представляет собой открытая ушная раковина). В связи с этим облегчается использование поющим головного резонатора, а вместе с тем и нахождение им верного тона. Как указывают в своих работах исследователи данной проблемы, до применения предлагаемого метода в учительской практике приходилось иметь дело с «гудошниками» и в третьем, и в четвертом классах. С помощью данной методики удается добиться правильной интонации даже у самых трудных в этом отношении детей уже на первом году обучения. В результате повышается и общий уровень певческой работы в классе.
Развитие мелодического слуха оказывает решающее влияние на чистоту интонирования хористов в хоровом коллективе. Мелодический слух – одна из сторон музыкального слуха и первое проявление музыкальности связано именно с мелодическим слухом, т.е. способностью воспроизводить мелодию. Эта способность проявляется через пение. Объективно, каждый человек может петь, но не каждый умеет петь, поскольку необходимо не только обладать голосом, но и иметь специальные навыки.
Современные методики развития мелодического слуха позволяют обозначить шесть этапов становления и развития способности ребенка интонировать мелодию голосом. Первый, начальный этап, характеризуется тем, что интонирование в общепринятом значении этого слова практически отсутствует: ребенок просто проговаривает слова песни в определенном ритме, более или менее совпадающем с ритмом предложенного ему песенного образца. На втором этапе распознается интонирование одного-двух звуков мелодии, с опорой на которые и пропевается вся песня. На третьем этапе интонируется общее направление движения мелодии. На четвертом этапе, на фоне воспроизведения общего направления мелодии появляется достаточно «чистое» интонирование отдельных ее отрезков. На пятом этапе «чисто» интонируется вся мелодия. Эти пять этапов предполагают пение с фортепианным сопровождением. На шестом этапе необходимость в аккомпанементе отпадает: ребенок относительно верно интонирует мелодический рисунок без сопровождения.
Музыкальный слух, как любая функция нашего организма развивается только тогда, когда мы им активно пользуемся. Дмитрий Кабалевский посвятил свою жизнь развенчиванию мифа об уникальности музыкального слуха. Он разработал целую систему, доказывавшую, что обучать музыке можно и нужно каждого человека. И результаты его деятельности показали, что успешно заниматься музыкой может практически любой человек. Природа одарила всех по-разному, но научно доказано, что любой ребенок, не имеющий физических дефектов слуха или голоса, может научиться правильно, «чисто» интонировать мелодию. Но решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо еще в дошкольном возрасте. И большую помощь в этом педагогам — музыкантам оказывает использование системы относительной сольмизации. Включение в музыкальный слух зрительных, мышечно-осязательных, игровых и певческих ощущений, представлений и навыков придает ему дополнительные возможности для наилучшего функционирования, обогащает музыкальную память и воображение, делает слух непосредственным орудием исполнительского творчества.
Автор статьи:
Коршунова А.М. учитель музыки Санкт-Петербургской гимназии «Альма Матер».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система упражнений для преодоления ошибок дисграфического характера как средство развития фонематического слуха младших школьников (1 класс послебукварный период)
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников одна из самых актуальных для школьного обучения. Особые трудности в пр...
Использование приёмов рациональных вычислений как средство развития мышления младших школьников
Обобщение опыта по данной теме является актуальным, так как умение "рационально" производить вычисления, характеризуют довольно высокий уровень математического развития ученика....
Развитие звуковысотного слуха младших школьников
Особенности развития звуковысотного слуха младших школьников в процессе обучения хоровому пению....
Методические приёмы, способствующие развитию памяти младшего школьника на уроках русского языка.
Методические приёмы, способствующие развитию памяти младшего школьника на уроках русского языка....
Методы и приёмы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе
творческий отчет...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Языковое образование и речевое развитие младших школьников – одна из центральных проблем в современной начальной школе. Успех в развитии речи определяет результативность усвоения других школьных...
Доклад "Методы и приёмы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе"
Данный доклад был подготовлен для участия в учительской конференции. Развитие речи ребенка один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием ...