Внеклассное мероприятие "Берёза - символ России".
классный час (4 класс) на тему
Внеклассное мероприятие "Берёза - символ России", подготовлен к семинару в рамках ресурсного центра. Дети читали стихи, ставили сценки, пели песни о берёзе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bereza1.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия
«Березка-символ России»
Подготовила : воспитатель ГПД МОУ СОШ с.Даниловка Андямова Л.В.
Цели :
-Воспитание гражданско – патриоческих чувств;
- любовь к большой Родине и малой родине.
Предварительная подготовка:
-собрать материал о берёзе;
-узнать, как используют её в промышленности, в быту, в медицине;
-сделать подборку стихов, песен, пословиц;
- изготовить поделки;
-оформить выставку рисунков.
Учитель - Березку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.
Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года.
О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа .
Звучит аудиозапись песни «С чего начинается Родина».
Дети читают стихи о берёзе.
1.Мы с вами родились в России,
В стране, где жара и мороз,
Где небо то хмуро, то сине,
В стране тонкоствольных берез!
2. Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
3.Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
4.Ты до того, березонька красива
И в полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия
И я не мыслим без твоей красы.
Выходит Березка. (Девочка в русском народном костюме украшенном ветками берёзы)
Берёзка. – Здравствуйте дорогие гости и дети! Как я рада
Быть с вами в этот день рядом!
Спасибо, что березку не забыли,
Ей этот светлый праздник посвятили
. Дети встречают «Берёзку» и читают стихи.
1. Березке русский праздник посвящаем,
О ней теперь мы очень много знаем
И знанием готовы поделиться.
Нам всем пришлось немало потрудиться.
2. Мы много книг перечитали
И материалы отбирали,
Мы рисовали, сочиняли,
Стихи березке посвящали.
Писали мы ученые конспекты,
И вот пред вами все наши проекты!
1. Проект «Рисуем Русскую берёзку»
Учитель
- Для защиты проекта «Рисуем русскую берёзку» ребята приготовили свои рисунки .
Художник (Мальчик в берете и красками в руке)
Для этой выставки картин
Трудился вовсе не один –
Весь класс проект готовил:
Одни писали реферат,
Трудились много дней подряд,
Другие рисовали лес,
В нем мир березовых чудес…
Плечом к плечу трудились рядом,
Помочь друг другу были рады.
( Ребята представляют свои работы) …
1. Берёза по-своему красива в любое время года. Она - самое нежное и нарядное дерево на свете. Берёза моё самое любимое дерево.
2.А я когда рисовала берёзу, то представляла как я сижу под берёзой и пью березовый сок.
3.А для меня берёза -это моя Родина, мой дом и моя семья.
4.Берёза- это символ нашей России. И горда, что живу в этой стране.
2. Проект «Березка в творчестве русских поэтов и писателей».
Учитель
- Нет дерева в России, которому так повезло бы и в фольклоре, и в литературе, и в музыке. Нет на свете дерева более белого, как летнее облако в синеве, как только что выпавший снег.
1 ученик. – А я, когда произношу слова «русская берёзка», мысленно взором вижу, как склоняется над чистым листом бумаги поэт и певец моей России – Сергей Есенин.
Я навек за туманы и росы
Полюбил у берёзки стан
И её золотистые косы
И холщёвый её сарафан.
2 ученик.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром
3 ученик.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
4 ученик.
- А другой поэт скажет о моей берёзке:
Белолицая, белоствольная,
Как невеста горда и нежна,
Словно русская песня раздольная
К небесам устремилась она.
5 ученик.
Хороша ты любою порою.
И недаром, всем сердцем любя,
Богатырского леса красою
Называли повсюду тебя.
6 ученик.
-А третий поэт произнесёт клятву:
И, вставая грозной силой,
Помнили друзья,
Что берёзку, как Россию,
Отдавать нельзя.
(Выходит девочка – берёзовая веточка)
Веточка. – Здравствуйте, люди добрые! Я берёзовая веточка, дочка русской берёзы и пришла к вам хоровод водить.
Девочка из хоровода.
Берёзонька желанная
Подруга долгожданная
Войди скорей в наш круг
Войди зарёю ясною
С косою зеленовласою
Здесь каждый тебе друг.
(Берёт «Берёзовую веточку и ведёт в хоровод)
Хоровод «Во поле берёза стояла».
Учитель.
- В истории нашей Родины немало трагических страниц. Мы одержали победу над Фашистской Германией в Великой Отечественной Войне. И здесь белоствольная берёза давала силу нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жён, невест, сестёр…Воины погибали в бою за матерей, за Родину и…русскую берёзу.
(Под военную песню «Хотят ли русские войны» выходят дети, одетые в военную одежду)
1 ученик.
Я помню, ранило берёзу
Осколком бомбы на заре,
Студёный сок бежал, как слёзы,
По изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли,
Спасли берёзу под Москвой.
- ученик.
За селом, вдали, на перекрестке
Полевых, едва заметных троп
Я узнал знакомые березки,
У которых рыл себе окоп.
И невольно вспомнил, как стонали
Ветки их от взрывов и огня…
Возле тех березок подобрали
Чуть живым товарищи меня.
3 ученик.
С той поры остались на березках
Черные глубокие рубцы,
С той поры с любовью о березках
Говорили часто мне бойцы:
- Ты бы злую смерть не пересилил,
Ты бы тяжких ран не перенес,
Если б мы тебя не напоили
Светлыми слезинками берез…
4 ученик.
И стой поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
Все: «Родную русскую берёзу
В обиду больше не дадим!»
5 ученик.
Затихли военные грозы,
Свинцовый не цокает град,
Но горькие раны березы,
Как память о прошлом хранят,
Их ливни целуют косые,
Ласкают их ветры, трубя,
Никто, никогда их, Россия,
Не в силах отнять у тебя,
Летела б во мраке планета,
И трудно бы людям жилось
Без этого доброго света
Исконных российских берез.
Учитель:
В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве. Стоят три березки у Вечного огня в любом уголке России.
- Растет в Волгограде березка, растет на той земле, которая пережила 200 огненных дней. Здесь насмерть стояли солдаты и победили.
- В годы войны наши солдаты освобождали от фашистов Польшу, Чехословакию, Югославию, Венгрию. Многие из них погибли и там похоронены. И стоят памятники русским солдатам в освобожденных странах, и низко кланяется им освобожденный народ. .
6 ученик.
В Трептов – парке белые березы,
Словно вдовы русские, стоят
И роняют слезы, а не росы
На могилы братские солдат.
Березы! Вы печаль России…
Вдовья неизбывная тоска.
Учитель.
- Где бы ни росла русская березка, везде она приносит людям радость и свет. Многое могут люди! И посадить березку и сохранить ее. У нас в селе стоит памятник тем , кто погиб на войне защищая нас с вами. Ребята нарисовал план озеленения памятника. Весной мы с ребятами посадим берёзки.
3.Проект «Березовое царство – хорошее лекарство».
Учитель.
- А почему говорят, что берёзы плачут?
Ответы детей.
(Звучит фонограмма песни «Берёзовый сок»).
Учитель.
- Берёзовый сок придаёт силу и бодрость. Он не только вкусный напиток, но еще и лекарственное средство. Давайте побываем на приёме у врача и узнаем о целебных свойствах берёзового сока.
(Входит, хромая, пожилая женщина на костылях. Здоровается.)
Врач: Проходите. Садитесь. (Больная, скрипя и охая, садится.)
На что же жалобы, хорошая моя?
Больная: Ох, милый доктор, скрючило меня!
Слышь, как суставы щелкают, скрипят.
Врач: Так… Поясница, ноженьки болят?
(Больная кивает.)
Врач: (подает бутылочку):
Принять лекарство «Сок березы» вы должны,
Две полных чайных ложки вам нужны.
(Больная пьет… Выпрямляется.)
Врач: Что, полегчало, милая, немножко?
Как ваши поясница, ручки, ножки?
Больная: (с легкостью встает)
Да, очень, очень полегчало!
Спасибо, доктор, я спешу!
Пока-пока! Я поскакала!
(Убегает, забыв про костыли.)
Врач: Следующий.
(Входит больная, задыхаясь, кашляя и чихая)
Вас слушаю.
На что есть жалобы, больная?
Больная: (сквозь кашель):
Удушье, доктор, видно, доконает.
И кашель напрочь одолел!
Бронхит до смерти надоел!
Врач: Мне эти жалобы знакомы.
У вас и астмы все симптомы.
(Больная приходит в ужас).
Врач: Да не рыдайте, дайте срок –
Болезни лечит из березы сок.
(Достает бутылочку с соком.)
Примите ложечку-другую.
(Больная принимает лекарство.)
Ну что? Я верно вам толкую?
Больная: Да, белый свет я увидала!
Не кашляю! Свободно задышала!
Спасибо, доктор, побегу.
Теперь и прыгать я могу!
(Убегает).
Врач:
У кого удушье, астма,
В горле боль или отек,
Пейте чудное лекарство –
Из березы русской сок!
Сценка («Дед, баба и русская баня»)
Дед:
Домик на горе стоит
Из трубы дымок валит
Веник дед сломал большой,
Будет париться с душой!
Не из клена, не из дуба,
А с березы возле клуба
Наломал охапок пять,
Будет в бане чем махать.
Старуха:
Баня топится с обеда!
Парься лучше дорогой,
Будешь вечно молодой!
(Дед уходит с веником за декорацию «париться»)
Ведущий:
Долго дедушка пыхтел,
Выходить он не хотел!
Так прошел один часок,
Перестал валить дымок.
Смотрит бабка-перед ней
Королевич Елисей!
(Из «бани» выходит «помолодевший» дед)
Старуха: (с волнением)
Где мой дед! Скажи на милость!
Что со старым приключилось?
Дед:
Ты, старуха, глаз раскрой,
Пред тобой же дед родной!
Здесь во всем он виноват!
(показывает на веник.)
(старуха подхватывает веник, исчезает в «бане»)
Ведущий:
Покупайте веники!
Дед:
Вы не пожалеете!
Хором дед и баба:
Лет на 20 сразу с ними
Вы помолодеете!
Дед: А теперь послушайте бесплатные советы по искусству изготовления веников:
Баба: Дерево нужно выбирать помоложе, но такое, чтобы ствол можно было ладонью обхватить.
Дед: Заготавливать их лучше в середине июня, когда лист в соку, пахуч и обладает целебным свойством. Но только после Троицы
Баба: Нельзя заготавливать веники в сырую погоду – лист потемнеет и быстро опадет.
Дед: Вязать веники нужно крепкие, но не толстые – по руке
Баба: А хранить в прохладном месте.
4. Экологический проект «Вечно жить берёзовым рощам».
Учитель.
Ребята собрали материал и составили энциклопедию о видах берез нашего края, их использовании в быту, медицине, промышленности.
- Ребята серьёзно изучали виды берёз, думали как сохранить русскую красавицу и сейчас представляют экологический проект «Мы посадим берёзы кругом».
1ученик.
Берёзке русской
Реферат свой посвящаю
О ней теперь я очень много знаю
Хоть мне пришлось немало потрудиться
Знаниями готова поделиться
2 ученик
Проект не прост. Все мы вначале
В библиотеках материал искали.
Смотрели в словари, энциклопедии читали,
Собрав необходимый материал,
Отбор его мы провели старательно.
Затем о том, что каждый разузнал,
Энциклопедию писали обстоятельно.
3 ученик
- Кто из нас не любит березовый сок? Если надрезать ранней весной ствол березы, из него заструится прозрачная, чуть сладковатая жидкость – березовый сок. Он идет на приготовление напитков. . Но как гласит пословица: «Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь». Раненое
дерево лишается своих запасов, которые должны пойти на образование молодых побегов и листвы, дерево истощается. Кроме того, через ранку в ствол попадают вредные микробы и вызывают болезни дерева. Лучше уж оставить в покое березу и не калечить ее.А вот умелое ее использование в лечебных целях не повредит дереву.
4 ученик - Всего насчитывается более 140 видов берез.
- В нашей стране их до 70 видов. Но некоторые виды берез из-за неразумных вырубок исчезают. Ныне занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берез и мегрельская, растущая на Кавказе. Возраст березы достигает порой 120 лет.
- 5 ученик
- Растет береза быстро. За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах.
- И все из березы идет в дело. Из почек приготавливают лекарство. Из ветвей делают метлы и веники. Березовые дрова – лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус. Из бересты– народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. В древности писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, учёные-историки смогли многое узнать о жизни предков.
(Песня «Отчего так в России берёзы шумят?»)
Учитель
- Веками складывался образ жизни русского народа. Береза стала поэтическим олицетворением России. Где бы ни был русский человек, он всегда, тоскует о Родине. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!
Ученик.
Опять о них, кудрявых и белесых…
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси,
«Россия» - шепчут мне березы,
«Россия» - шепчут камыши,
«Россия» - ключ журчит в ложбинке,
И я им тихо вторю: «Русь».
Мне не трудны твои нагрузки:
Я в поле рос, я чубом рус,
И я люблю тебя по-русски,
Моя березовая Русь!
Песню «Для меня Россия…» исполняют все дети.
На этом наше мероприятие подошло к концу. Я хочу поблагодарить всех ребят, кто готовил этот праздник. Всем большое спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие "Символы России"
Родина - одно изсамых важных понятий для человека. Чувство любви к Родине, стремление ее защищать нужно прививать с самого детства. Внеклассное занятие" Символы России" знакомит с гербом, гимном, флаг...
Как мы работали над внеклассным мероприятием "Берёза-символ России
Кладовая педагогического мастерства.Статья о работе над внеклассным мероприятием с презентацией "Берёза-символ России"...
Презентация к статье "Как мы работали над внеклассным мероприятием с элементами исследовательской и проектной деятельности "Берёза - символ России"
Презентация к статье...
Сценарий внеклассного мероприятия с элементами проектной деятельности "Берёза - символ России"
В сценарии Вы найдёте все необходимое для проведения данного мероприятия....
Внеклассное мероприятие Тема «Государственные символы России и Татарстана»
Внеклассное мероприятиеТема «Государственные символы России и Татарстана»...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «БЕРЕЗА – СИМВОЛ РОССИИ» (для детей 10-11 лет)
АннотацияТема патриотизма – ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо е...
Внеклассное занятие "Символы России"
Материал занятия может быть использован во внеклассной работе, на уроках предмета "Окружающий социальный мир" по теме "государственная символика" в начальной и ср...