Неповторимый русский романс.
методическая разработка по теме

Одинцова Мария Тимофеевна

Этот праздник поможет ребятам окунуться в чудесный  мир русского романса, познакомит с историей его создания.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл romans.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник «Неповторимый русский романс»

 Добрый вечер, уважаемые родители, гости.  Сегодня мы приглашаем Вас вместе с нами посетить прекрасный мир музыки - чудесный мир романса!

Сегодня я нисколько не боюсь

 С двадцать первым веком временно расстаться,

 Позвольте, я в любви вам объяснюсь

 Высоким слогом русского романса.

 Одни меня, наверно, не поймут,

 Другим улыбку спрятать не удастся -

 И всё же я на несколько минут

 Вернусь опять к старинному романсу.

    Звучит романс «Выхожу один я на дорогу» слова М.Лермонтова, муз. Шашиной  в исполнении Ивенина В.К.

Романс…Он полон очарования и светлой грусти.   А где же впервые появился романс? Откуда пришел к нам на русскую землю? Что обозначает это слово?  Я предоставляю слово нашим знатокам.

Знаток 1.  Родиной романса считается Испания. Именно здесь в XIII - XIV вв. странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр.

Знаток 2. Слово «романс» происходит от испанского «романсе», то есть исполняемый на «романском» (так назывался тогда испанский) языке.    

Знаток 3.   Романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, которое исполняется в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепиано.

Учитель: Лирические песни о любви существовали во всех странах во все времена. Их пели и городские барышни, и деревенские девушки. Аристократы XVII века относились к народным песням презрительно.  Вот тогда-то произведения с любовным содержанием и чувствительной мелодией и стали называть во всей Европе красивым испанским словом «романс» в отличие от простонародных песен.

Знаток 4.  В России этот жанр появился в начале XIX века и сразу завоевал всеобщую любовь.   Первые русские романсы сочинялись на французском языке. Со временем композиторы стали создавать романсы на стихи русских поэтов.  

Учитель. В основу многих романсов легли подлинные истории большой любви.

Знаток 6. 1823 год. Мюнхен.   Именно здесь познакомился 20-летний дипломат Федор Тютчев с графиней Амалией Лерхенфельд. За год знакомства юная графиня настолько очаровала Тютчева, что молодой дипломат решил на ней жениться. Но русский дворянин показался не слишком выгодной партией для родителей Амалии, и предпочтение было отдано сослуживцу Тютчева секретарю посольства барону Крюденеру. Но ни Амалия, ни Тютчев не забыли своей юной привязанности и пронесли ее через всю жизнь. С годами они встречались все реже и реже. Одна из их встреч произошла в 1870 году в немецком курортном городе Карлсбаде, где поэт написал свое стихотворение-признание:

Я встретил вас, и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло….

Исполняется романс «Я встретил Вас» стихи Ф. Тютчева.

Учитель. Чем же отличается песня   от романса?

Знаток.  Песня поется на любую тему - о родине, о родном крае, о родном районе или улице, где родился, о мечте, о профессии и школе, о настроении и увлечении, о природе и т. д..  В романсе поется только о чувствах.

 Учитель.  Верно, ребята.    Русский романс – это песня, которая затрагивает что-то в нашей душе, это чувства, которые положены на музыку, это поэзия, которая заставляет людей плакать и смеяться.  

Звучит романс «Что это сердце».

 Знаток 5.    Со временем романс расширил свои рамки. Появились его разновидности: элегия, баллада, городской, цыганский и народный романс.

 Учитель. Давайте поговорим о некоторых  из них и начнем с народного романса. Его мелодия схожа с протяжной народной песней. Замечательной иллюстрацией будет широко известный романс «Живет моя отрада».

Звучит романс «Живет моя отрада» в исполнении Ивенина В.К.

(сл.С. Рыскина, муз. Д. Шишкина)

 Учитель.  Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романсов трогает душу каждого человека.  О романсе можно говорить очень много. А можно молча внимать ему, потому, что в тишине  постигается его  смысл и сила.

  Звучит романс «Колокольчики мои, цветики степные» слова А.Толстого, музыка  П.Булахова.

  Двадцатый век не хочет расставаться с романсом. Романс меняется. Но всегда – и в наши дни, как и в прежние – романс не может и дня без любви. Лирические признания в романсах никогда не исчезнут, пока есть на земле любовь к матери, другу или подруге, к детям, к близким людям. Будут рождаться новые романсы, но никогда не отзвучат и старые лирические романсы – бесценный дар на все времена

     А сейчас послушайте романс из оперы Аренского «Рафаэль».

    Вот и подошел к концу наш вечер. Для одних из вас это была встреча со старыми добрыми друзьями. Для других – погружение в новый, почти неизведанный мир русского романса. Хочется надеяться, что этот вечер оставит у вас приятные воспоминания и привлечет новых почитателей жанра.

Источники

http://archives.narod.ru/tutchev.htm

http://www.arhpress.ru/ps/2001/9/27/37.shtml

http://festival.1september.ru/articles/553271/

 http://www.za-partoi.ru/article.410.html

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки. Тема: Романса трепетные звуки

Конспект урока. Музыка 3 класс. УМК "Гармония". Тема: Романса трепетные звуки...

Презентация к уроку музыки в 3 классе "Лирические образы романсов" по Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Презентация к уроку музыки в 3 классе "Лирические образы романсов" по Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С....

«Природа в музыке. Романс»

Урок разработан по программе "Школа России"...

Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности учащихся "Финансы без романсов"

Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности учащихся "Финансы без романсов". Игра может проводиться в одном учреждении между разными классами, а также в режиме on-line....

Конспект урока по музыке "Романс", 3 класс

Урок по музыке для 3 класса...

Урок-презентация "Русский романс" 3 класс

laquo;Ис­то­ки рус­ско­го ро­ман­са до сих пор не изу­че­ны и с тру­дом по­дда­ют­ся изу­че­ни­ю. Во вто­рой тре­ти XVIII ве­ка...