«Природа в музыке. Романс»
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Машнева Надежда Григорьевна

Урок разработан по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_v_muzyke.romans.docx19.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Природа в музыке. Романс»

Цель: помочь обуч-ся воспринимать красоту природы через музыкальные  образы романсов.

Задачи:

  1. познакомить школьников с понятиями «романс», отличиями романса  от песни, закрепить знания понятий «аккомпанемент, мелодия»;
  2.  развивать умение анализировать музыкальное произведение, способность вслушиваться и сравнивать образы и характер произведений; развивать певческие навыки;
  3. Воспитывать эмоциональный отклик на музыку, любовь к родной природе, интерес к национальной музыкальной культуре.

Оборудование: фортепиано, компьютер.

Музыкальный репертуар: М.И. Глинка «Жаворонок», С.В. Рахманинов «Весенние воды»,  

Ход урока

  1. Орг. момент. Приветствие.
  2. Введение в тему урока.

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг –

Небо светло-голубое, солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,  

Птичка в небе пропевает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года

Это всё вокруг - …….. (природа)

Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (о природе).

Мы увидим, как композиторы показали природу в музыке. А поможет нам в этом один вокальный жанр.

Для того, чтобы узнать этот жанр, вам надо отгадать загадки и из первых букв ответов составить слово.

1. Он церковный наш служитель.

Был для Баха вдохновитель.

Целый оркестр он заменит один.

Как называется тот господин? (Орган)

2. Я стою на трёх ногах,

Ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня?.. (Рояль)

3. Семь подружек голосистых,
Семь звоночков серебристых
Дружно, весело живут,
Звонко песенки поют (Ноты)

4. Как ясен звуков перелив

В них радость и улыбка

Звучит мечтательный мотив,

Его названье... (Скрипка)

5. Вот клавиши, как на рояле,
Но чтобы они заиграли,
Чтобы песня была неплоха
Растягивать надо меха. (Аккордеон)

6. Он похож на погремушку,
Только это не игрушка! (Маракас)

Какое слово получилось? (Романс). Сегодня мы послушаем романсы русских композиторов. Будем учиться анализировать и сравнивать музыкальные произведения.

Как вы думаете, а что такое романс? Прослушайте варианты и выберите правильный.

1. Музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества, существующего, как правило, в устной форме, передаваемого из поколения в поколение (Народная музыка)

2. Музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту (Духовная музыка)

3. Это небольшое вокальное произведение с инструментальным сопровождением. Такое произведение пишется на основе лирической поэзии. (РОМАНС)

Романсом называют произведение, написанное для голоса в сопровождении ансамбля или одного инструмента. «Романс» – это испанское слово, означающее «по-испански», то есть исполняется, как в Испании. Термин этот появился в средние века. Он означал, что вокальное произведение исполняется испанским певцом в испанском стиле. Вскоре весь мир стал называть светскую песню «романсом». В старину романс пели под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина, позднее в сопровождении фортепиано.

Главное отличие романса от песни заключается в том, что в первом мелодия очень тесно связана с литературным текстом. Каждое слово подчеркивается мелодией, ритмом и характером музыки, тогда как в песне музыка служит лишь сопровождением. Поэтому в романсе аккомпанемент является не менее важным, чем вокальная партия.

В 18 веке началось широкое увлечение романсом. Это произошло благодаря тому, что великие поэты создавали свои произведения именно в это время. На стихи И. В. Гете, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета было написано очень много романсов.


В России появился совершенно новый вид романса – «цыганский романс». Естественно, что рассчитан он на простой аккомпанемент гитары и скрипки, а также на непрофессиональное пение исполнителя. Тем не менее, цыганский романс стал весьма популярен в 19 веке и сохранился и в наше время. Романсы сочиняли многие русские композиторы: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, С.С. Прокофьев и многие другие отдали дань этому прекрасному вокальному жанру.

  1. Слушание.

А чем же отличается романс от песни? В романсе отсутствует припев,  а мелодия  и аккомпанемент более сложные по сравнению с песней. В романсе глубоко раскрываются чувства человека, его душевный мир, отношение к жизни и природе. Поэтому большинство романсов о любви и природе.

Что такое «аккомпанемент»  (сопровождение мелодии на музыкальном инструменте).

Сейчас вы услышите знаменитый романс русского композитора Михаила Ивановича Глинки «Жаворонок». Этот романс написан на стихи русского поэта Кукольника. Послушайте и подберите слова, которые подходят к характеристике мелодии романса. (Слушание произведения)

Какими словами можно описать мелодию романса «Жаворонок»? (плавная, грустная, печальная, протяжная, тоскливая…)

Какую картину вы представили под эту музыку?

Сколько певческих голосов вы услышали в этом произведении? (1)

Мы с вами помним, что когда поёт один человек, то мы называем его «солистом».

Прозвучит ещё один романс тоже русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова «Весенние воды». Послушайте его и сравните с романсом Глинки. (Слушание)

Чем отличаются романсы? (Характером…….)

Что общего в романсах? (изображены картины природы)

Что хотел показать Рахманинов в своём романсе? (приход весны, просыпается природа….)

Сегодня на уроке мы убедились, что к образам природы обращались в своём творчестве не только поэты и художники, но и композиторы, которые с помощью музыкальных звуков рисовали природу в своих произведениях.

4. Вокально-хоровая работа.

Распевание. «Андрей – воробей не гоняй голубей», «Не летай соловей у окошечка». Разучивание и исполнение всем классом и по рядам.

Разучивание песни «Колыбельная медведицы».

Наверное многие из вас знают эту песню, но всё же послушайте её и придумайте своё название. (Слушание).

Как бы вы назвали эту песню? (Ответы)

А композитор назвал эту песню «Колыбельная медведицы».

О ком и о чём говорится в этой песне? (Ответы)

Разучим её по фразам.

(Обращаю внимание на чистоту интонирования мелодии, чёткий текст, активную артикуляцию, выразительное исполнение куплета)

На следующем уроке мы продолжим учить эту песню.

5. Итог урока.

С каким вокальным жанром вы сегодня познакомились? Какие романсы, прозвучавшие на уроке, вы запомнили? О чём эти романсы?

Кто написал музыку к этим романсам?

6. Оценивание.

7. Домашнее задание. Нарисовать картину к одному из понравившихся романсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку 3 класс "Образы природы в музыке русских и зарубежных композиторов"

Данная презентация поможет сделать урок ярким и запоминающим....

Открытый урок музыки "Природа и музыка"

Выявить взаимосвязь между музыкой и природой на примерах музыкальных произведений русских и башкирских композиторов.Проследить взаимодействие музыки, поэзии, прозы и живописи в создании образов родной...

Презентация к уроку музыка 3 класс по теме "Природа и музыка"

На уроке рассказывается о взаимосвязи природы и музыки. представлены композиторы, которые сочиняли музыкальные произведения о природе....

конспект урока по музыке в 3 классе "Природа и музыка"

Конспект урока по музыке для 3 класса "Природа и музыка" по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной....

Конспект урока по музыке "Романс", 3 класс

Урок по музыке для 3 класса...

План-конспект урока по музыке "Природа и музыка"

Тип занятия: сообщения и усвоения новых знаний.Цель: Показать способность музыки «рисовать» картины природы. Слушание произведений П.И. Чайковского из цикла «Осень», «Зим...