Формирование навыков коллективной игры у младших школьников как средство организации детского коллектива
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
Елена Борисовна Зорина
Формирование навыков коллективной игры у младших школьников
как средство организации детского коллектива
Вся жизнь ребенка связана с игрой. У дошкольников игра – ведущий вид деятельности. Освоение окружающего мира, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых – со всем этим ребенок знакомится играя, воображая себя в роли мамы, воспитателя, представителей разных профессий, сказочных героев и т.д.
С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка. Возникает новая социальная позиция личности – учащийся. К малышу в этот период предъявляются новые требования, у него появляются новые обязанности, новые товарищи, новые отношения со взрослыми. Игра – один из методических ключей, с помощью которого откроются двери школы для ребенка.
Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где основное – учеба, должен быть педагогически продуманным. В игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. В игре дети черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Поэтому опора на игру, игровые формы и приемы – это важнейший путь включения детей в учебную работу. Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность.
Именно в игре, с развитием ее содержания, игрового творчества, происходит важнейший и сложный процесс формирования детского коллектива. Именно в игре дети начинают чувствовать себя членами своего маленького общества, учатся действовать согласованно с товарищами, на практике усваивают нормы поведения. Содержание игры и роль определяют поведение детей в коллективе сверстников, их отношение к друг другу.
В игре формируются реальные взаимоотношения детей, формируется «общественность» – важное качество, с которого начинается воспитание коллективизма. В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив.
Коллектив в игре формируется постепенно, под влиянием работы педагога. Дети начинают понимать преимущества совместной игры, начинают привлекать товарищей, предлагают им поиграть. Как первый момент коллективной игры появляется общая цель, которая объединяет детей. К семи годам интересы детей становятся более определенными, осознанными и стойкими. Общие игровые интересы сближают детей, служат началом дружбы. Игра требует от ребенка совместного обсуждения, распределения ролей с учетом интереса участников, умения считаться с товарищами, приходить им на помощь в трудную минуту. У играющих развивается чувство ответственности за общее дело. Таким образом, игровые и реальные взаимоотношения сливаются, становятся едиными.
Детей в игре объединяют общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски. Формирование игрового коллектива зависит от содержания игры, богатства замысла, в свою очередь сам факт образования коллектива оказывает влияние на развитие игрового творчества.
Организация детского коллектива в игре – и предпосылка успеха работы, и один из ее результатов. Формирование детского коллектива помогает установлению дружеских взаимоотношений, приобретению навыков коллективных действий. Задача взрослого – пробудить в игре чувства симпатии, благодарности, уважения к товарищам. Содержание многих игр требует проявления дружеских чувств, внимания к окружающим. Игры младших школьников носят ярко выраженный коллективный характер. В числе важных показателей образования детского коллектива являются такие, как чуткость и отзывчивость, забота, помощь и взаимопомощь, стремление преодолеть личное желание в пользу других, взаимная выручка, общность интересов и целей, добросовестное выполнение поручений и обязанностей, игровых правил, чувство справедливости, умение подчиниться требованию сверстников. Важно достичь того, чтобы дети заботились о других, помогали им не по принуждению, а добровольно, чтобы ими руководили не эгоистические мотивы.
Развитие коллективной игры приводит к более сложным взаимоотношениям детей. Они совместно обсуждают ход игры, согласовывают свои действия друг с другом. Учитель влияет на ребенка через коллектив. Дети иногда «исключают» из игры хвастунишку или зазнайку, но при этом необходим контроль со стороны педагога, чтобы не допустить несправедливого решения детей по отношению к своим сверстникам.
При всем увлечении богатыми по содержанию коллективными играми, ребенку иногда хочется поиграть одному. В начальной школе дети любят индивидуальные игры с настольным материалом (например мозаика, конструкторы «Лего», разрезные картинки). Индивидуальные игры особенно важны для детей, которые легко возбуждаются, устают от коллектива.
Очень важно, чтобы в школе дети чувствовали себя уютно, комфортно, чтобы период адаптации детей к новым, школьным условиям прошел успешно и безболезненно для здоровья и психики ребенка. Именно игра помогает успешно решить эту задачу, и именно игровая деятельность помогает педагогу сформировать детский коллектив.
В первом классе детям были предложены игры различной тематики, видов и степени двигательной активности, например:
- Подвижные игры – «Морская фигура», «Пятнашки», «Али –Баба», «съедобное – несъедобное», «Третий лишний», «Гуси – лебеди» и т.д.;
- Дидактические настольные игры – «Детское домино», «Мозаика», конструкторы, разрезные картинки;
- Игры – состязания: «Конкурс ловкие ребята», «Веселый зоопарк»;
- Игровые занятия – путешествия: «В стране сказок», «Путешествие в страну птиц», «Путешествие в страну вежливости»;
- Сюжетно – ролевые игры: «Школа», «Детский сад», «Магазин игрушек».
Цель этих игр – сформировать детский коллектив; поставить цель и реализовать ее в игре; подчиняться общим правилам поведения и конкретно правилам данной игры; развитие детского творчества; выполнить в игре поставленную задачу. Осуществление этих задач позволяет сделать вывод о том, что у детей младшего школьного возраста сформированы навыки коллективной игры, а значит формируется коллектив учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков правильного беглого и сознательного чтения средствами учебно-методических комплектов"Школа 2000-2100"
Выступление по теме: "Формирование навыков правильного беглого и сознательного чтения средствами учебно-методических комплектов " ...
Некоторые формы организации детского коллектива
Вопросы дисциплины в школе актуальны всегда. Как добиться устойчивого осознанного соблюдения школьных правил?Я попыталась ответить на этот вопрос....
Игра - как средство сплочения детского коллектива.
Статья о том, какую роль отводится игре в сплочении детского коллектива....
Статья "Организация детского коллектива"
Приоритетным является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности. Поэтому необходимо осознать особенности организации воспитательной работы по сплочению детского коллектива,...
Игра - как инструмент выявления лидера в детском коллективе
Игра как инструмент Игра как инструмент лидера может проявляться для:· самопрезентации – этот человек интересен;·...
Технология проведения мастер-класса для студентов педагогического колледжа «Приемы и методы организации детского коллектива»
Материалы мастер-класса можно использовать для обучения студентов-практикантов и молодых педагогов основам коллективной деятельности. Цель: Познакомить коллег с одной из форм работы со студентами-прак...
Формирование навыков здорового образа жизни младших школьников средствами внеурочной деятельности
В условиях современной природной и социально-экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее время она является первой по актуальности среди множества други...