Статья "Организация детского коллектива"
статья по теме
Приоритетным является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности. Поэтому необходимо осознать особенности организации воспитательной работы по сплочению детского коллектива,убедиться, что только творческие подходы к активизации внеклассной деятельности могут дать положительные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_detskogo_kollektiva_statya.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация детского коллектива»
А.С.Макаренко назвал первичным коллективом «такой коллектив ,члены которого находятся в постоянном, тесном, деловом и дружном общении друг с другом». В условиях школы таким коллективом является класс.
Главные задачи воспитателя по созданию и сплочению классного коллектива:
1)Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения учащихся;
2)Организация разнообразной учебной, общественно- полезной, творческой деятельности учащихся, направленной на всестороннее развитие ученика,
3)Формирование гражданских и организаторских качеств учащихся, развитие их самостоятельности, инициативы, индивидуальных склонностей и интересов.
Решаю эти задачи с помощью методики единства педагогических требований в классе. Формирование стереотипов правильного поведения немыслимо без единства требований со стороны всего педагогического коллектива школы, а в классе – без тех педагогов, которые там работают.
Единые требования - это расшифрованные «Правила для учащихся» во всех сферах жизни и деятельности: требования к организации учебной деятельности ,требования к организации самообслуживающего труда, требования к культуре поведения, к внешнему виду учащегося, привитие навыков личной гигиены.
Работа по предъявлению единых требований ведется в двух направлениях:
- Разъяснение учащимся правил.
- Приучение учащихся к практическому выполнению правил.
В этом заключается повседневная работа воспитателя с 1-дополнительного- по 4- класс.
Формирую навыки самообслуживающего труда с помощью таких приемов, как объяснение, практический показ, даю детям возможность овладеть полезными трудовыми и организаторскими умениями и навыками через поручениями. За хорошо выполненную работу использую различные формы поощрения. После выполнения работы обязательно провожу разбор действий учащихся, вместе оцениваем результаты работы с учетом их мнения, инициативы, самостоятельности, успехов, ошибок.
Это необходимое условие успешности самообслуживающего труда, а также одно из условий формирования организаторских качеств учащихся, их самостоятельности. Активность детей проявляется тогда, когда дети сами могут придумать и предложить нужное, интересное дело сами и осуществить его с помощью педагогов.
Важным методом в организации, сплочении и развитии классного коллектива является соревнование. Дети с большой заинтересованностью овладевают техникой его организации. В каких бы сферах жизнедеятельности классного коллектива оно ни организовывалось, всегда присутствуют элементы состязательности, борьба за первенство, за достижение успеха. В течение дня ребята получают индивидуальные поручения:
--выполнить обязанности старосты;
--провести подвижную игру и др.
По итогам выполненных поручений дети получают флажок - молодец –красный, старайся- синий. Такое участие в управлении делами класса, развитие активности воспитывают готовность ребят к участию в ученическом самоуправлении.
Опыт организаторской деятельности в коллективе необходим каждому. Решать эту проблему мне приходится с помощью поручений (1доп.-1класс) и постепенно усложнять к 2-4 классам, где на классном собрании избираются староста и другие члены актива класса, у которых должно быть развито чувство товарищества, борьбы за честь своего коллектива, за создание в нем благоприятного морально - психологического климата.
Я изучаю развитие классного коллектива, используя в своей работе методы педагогической диагностики, без которой невозможно организовать целенаправленный процесс развития коллектива в целом. Это микропрактикум «С кем ты сядешь?», социометрический метод для определения эмоционально- психического состояния « С кем бы ты хотел дружить, пошел играть в футбол». А также методику Н. П. Капустина для определения уровня воспитанности каждого учащегося и коллектива в целом. Это сформированность важнейших качеств личности учащихся: отношение к коллективу, к труду, культуре, к себе. В целом система сочетания самооценки с оценкой позволяют самому ученику корректировать процессы самопознания, вызывает у них желание и стремление к саморазвитию и самовоспитанию, что благотворно сказывается на формировании личности каждого ученика и классного коллектива в целом.
Я обсуждаю результаты уровня воспитанности с самим учеником в доверительной беседе, а в отдельных случаях и на классном собрании, учитываю их индивидуальные особенности.
Классное собрание, при условии тщательной подготовки и систематического проведения, помогает постепенно привлекать к активному участию в управлении делами своего коллектива не только выборный актив, но практически всех учащихся.
Разработка и внедрение в жизнь единых требований, развития коллективного самоуправления, если их применять в тесном единстве, приносит практический успех ученикам и воспитывает у них наиболее ценные качества: коллективизм, ответственность, самостоятельность.
Я постоянно анализирую свою работу, помня, что в воспитательной работе нет мелочей, всегда ищу истинные причины поступков ребят.
Стараюсь своевременно оказать педагогическую поддержку каждому, советуюсь с ними. Для этого использую такую форму работы, как тематические и ситуационный классный часы, с помощью которых обсуждаю те или иные возникшие вопросы для коррекции поведения учащихся.
И мне как педагогу необходимо направлять воспитательную работу на пользу коллектива, каждого из воспитанников, осуществлять постоянную заботу о своих питомцах, которые сумеют, я надеюсь, правильно организовать свою жизнь в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование детского коллектива через творческие дела.
Формирование детского коллектива через творческие дела....
Планирование и отбор содержания деятельности классного руководителя с детским коллективом с целью формирования социально активной личности.
Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и соответствующе...
Роль классного руководителя в формировании детского коллектива
Роль классного руководителя в формировании детского коллектива велика, т.к. его основной задачей является осуществление высокого уровня педагогического руководства, направленного на развитие каждого у...
Доклад "Роль классного руководителя и родителей по формированию детского коллектива"
В нашем обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью. Причем в данн...
Особенности формирования личности ребёнка в детском коллективе.
Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных с...
Роль родителей в формировании детского коллектива
Доклад на педагогические чтения. В работе формируются наработкпи для обобщения опыта по данной теме....
Опыт работы с родительскими и детским коллективами в начальной школе.
Материал о том, как лучше строить свои отношения с родителями и детьми , начиная с начальной школы, чтобы они стали общей школьной семьёй....