Программа воспитания и социализации школьников (на примере МОУ Сужинская СОШ)
статья по теме
Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является оптимизация сети сельских школ с целью развития образования на селе и создание условий для обеспечения доступности и высокого качества сельского образования. Поэтому совершенствование работы школы - проблема не только педагогическая. Школа как социокультурный центр - это центр развития культурной и социальной жизни села, влияющий на культурно-образовательный уровень внешней среды через работу образовательных, досуговых, культурных, проектных, спортивных центров школы; это содружество учащихся, педагогов, родителей, общественности, партнеров; это центр развития, адаптации, социализации учащихся через деятельностные подходы к воспитанию и обучению учающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_i_sotsializatsii_shkolnikov.docx | 32.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитания и социализации школьников
(на примере МОУ Сужинская СОШ Иволгинского района
Республики Бурятия)
Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является оптимизация сети сельских школ с целью развития образования на селе и создания условий для обеспечения доступности и высокого качества сельского образования. Сегодня, когда воспитательные возможности сельского социума снизились, школа становится средством духовного возрождения села. Поэтому совершенствование ее работы - проблема не только педагогическая. Она связана с экономическими, социальными, политическими, демографическими сферами развития села. Необходимость разработки и реализации предлагаемой Программы диктуется следующими обстоятельствами:
-преобразование сельских школ является важнейшим направлением Федеральной программы реформы образования в России;
-сегодня очевидно, что любая обоснованная и продуманная программа развития сельской школы - это не просто необходимый и целесообразный акт переустройства образования на селе, но прежде всего и преимущественно-объективная потребность и важнейшее условие радикального изменения хозяйственной, социальной и социокультурной жизни в сельской местности;
-интеграция сельской школы с другими учреждениями социально-культурного назначения на селе (учреждения культуры, спорта, здравоохранения и т. п.) позволит осуществить комплексный, межотраслевой подход к реформе сельской школы и рационально использовать имеющиеся кадры, финансовые и материальные ресурсы для превращения школы на селе в единый социокультурный центр.
МОУ Сужинская СОШ является социокультурным центром сел Сужа и Нурселение. Помимо школы и детского сада на территории села расположен медицинский пункт врача общей практики, несколько кафе и магазинов. МОУ Сужинская СОШ как и многие школы в селе, в настоящее время работает в трудных социально- экономических условиях и остро нуждается в особом внимании и государственной поддержке. От состояния и уровня ее работы во многом зависят духовно-ценностные ориентации детей села, качество и уровень образованности обучающихся, социокультурная ситуация на селе, стабильность сельской семьи и многое другое. Школьная среда по своему воспитательно - образовательному уровню возвышается над окружающей ее микросредой, она положительно влияет на культурное развитие среды, обогащает свою жизнь духовными ценностями среды, она работает в режиме саморазвития. МОУ Сужинская СОШ можно рассматривать как активный фактор среды. Именно от нее идут позитивные импульсы культурной жизни, сельская семья получает помощь в воспитании и обучении детей, развитии их способностей и интересов. Она является педагогическим фактором этой среды, духовной составляющей ее социальной жизни, социокультурным центром. Школа как социокультурный центр- это центр развития социальной и культурной жизни села, влияющий на культурно- образовательный уровень внешней среды через работу образовательных, досуговых, культурных, проектных, спортивных центров школы; это содружество педагогов, учащихся, родителей, общественности, партнеров; это центр развития, адаптации и социализации учащихся через деятельностные подходы к воспитанию и обучению учащихся. Она ориентирована на вывод образовательной среды типовой общеобразовательной школы на качественно новый уровень, связанный с социокультурной практикой школьников, педагогов, родителей, жителей села. Это тот социальный заказ, на который должна ориентироваться современная школа в воспитании подрастающего поколения.
Исходя из вышеизложенного, в школе реализуется комплексная программа воспитательной работы под названием «Школа – социокультурный центр села». Основы Программы были разработаны в 2005-2006 учебном году, когда школа активно вступила в экспериментальную работу по теме: «Школа - учебно-культурный центр». Основная идея исследования предполагала осуществить успешную социализацию, формирование социальной компетентности, создание в школе площадки социального партнерства, которая станет источником приобретения социального опыта, включение детского коллектива в деятельную игру «Формула успеха».
В 2011-2012 учебном году в Программу были внесены изменения, связанные с особенностями развития школы. За последние годы в школе увеличилось количество учащихся. Учитывая возрастные особенности, была пересмотрена структура и организация школьного самоуправления, возникла потребность к реформированию детской общественной организации, расширению сетевого взаимодействия, приобщение к духовно-нравственным началам, информатизации и гласности.
Определен комплексный характер деятельности по всем направлениям воспитательной работы. Разработаны правила взаимодействия в системе межличностных отношений «ученик-учитель», «учитель-учитель», «учитель- родитель».
Все изменения были обсуждены и приняты на расширенном заседании Управляющего совета школы и на педагогическом совете.
Анализ ситуации в школе
На конец 2010-2011 учебного года в школе обучалось 212 учащихся. На начало 2011 – 2012 учебного года – 246 учащихся. На начало 2013-2014 учебного года 391 учащихся. Скомплектовано 21 классов-комплектов. Среди них 10 классов в начальной школе, 9 классов – в основной, 2 – в полной средней.
Есть дети, приезжающие из соседних сел – Нижняя Иволга, Исток, Поселье, Солдатский, из города Улан-Удэ.
По социальному составу преобладают дети из рабочих семей, семей, где родители работают в сфере обслуживания и торговли.
Преобладают девочки – 52%, мальчики – 48%.
Школа имеет лицензию на ведение образовательной деятельности, свидетельство об аккредитации, акт землевладения, расчетный счет, локальные акты, создана нормативно-правовая база.
В работе с учащимися школа руководствуется законом РФ «Об образовании», типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы, методическими письмами и рекомендациями департамента образования и науки Республики Бурятия и управления по образованию Иволгинского района.
Кадровый состав
Всего в школе 52 работника, из них 32 учителя, включая педагогов дополнительного образования (4).
Классных руководителей- 21
Анализ запроса родителей и учащихся
Родители заинтересованы | Учащиеся хотят, чтобы в школе: |
1. В получении детьми хорошего образования – 91%. | 1. Было много друзей – 84%. |
2. В доброжелательной атмосфере – 100%. | 2. Учителя понимали их – 78%. |
3. В формировании у детей умения учиться – 76%. | 3. Можно интересно проводить время – 41% |
4. В уважении личности ребенка – 85%. | 4. Были разные кружки – 39%. |
5. В контакте с учителями и администрацией – 68 %. | 5. Получить хорошие знания – 72 %. |
Как видно, интересы родителей и учащихся направлены на развитие взаимопонимания, взаимодействия. Поэтому очень важно создать условия для развития внутреннего партнерства между школой и родителями, учащимися и классными руководителями через организацию совместной внеурочной деятельности.
Воспитательная работа приобрела целенаправленный характер: идет от проблем, выявленных с помощью различных диагностик, и направлена на решение этих проблем. Больше детей вовлечено в различные внеклассные и внешкольные мероприятия. Снижается количество учащихся состоящих на учете. Состояние воспитательной работы в школе удовлетворительное. Продолжают оставаться актуальными проблемы межличностных отношений «ученик-учитель», «учитель-учитель», «учитель- родитель», проблемы, связанные с формированием толерантных отношений в среде подростков.
Целью программы воспитания и социализации школьников «Школа- социокультурный центр села» является:
1. Содействие развитию индивидуальности учащихся посредством формирования благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребенка, использование индивидуально- ориентированных форм и способов педагогического взаимодействия.
2. Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребенка.
3. Содействие детям в их активном участии в социально- экономическом и духовном преобразовании села, сохранение национальных традиций
Для успешного выполнения целей необходимо решаются следующие задачи:
1.Организовать совместную деятельность детей и взрослых, школы, семьи и общественности для обеспечения прав на качественное образование реализации преемственности и открытости в сфере образовательных подсистем (дошкольной, школьной дополнительного образования, вузовской), предоставляющих каждому обучающемуся сферы деятельности, необходимые для его развития.
2. Обучать детей и взрослых навыкам социальной работы, искусству оказания помощи людям села - маленьким детям, престарелым, многодетным семьям, инвалидам с целью: повышения роли семьи в воспитании детей; построения образовательной практики с учетом региональных, социокультурных тенденций, воспитания детей в духе уважения к своей школе, краю, Родине; формирование культуры здорового образа жизни на селе; включения внешних социальных структур в систему образования; развития органов ученического самоуправления и детской общественной организации.
3. Разработать и апробировать нормативно- правовые и организационно- методические основы функционирования социокультурного центра. Для этого выявить культурно- образовательные ресурсы партнеров; разработать и заключить договора с учреждениями и организациями, изъявившими желание участвовать в работе социокультурного центра; создать координационный совет как коллегиальный орган управления жизнедеятельностью социокультурного центра; разработать и реализовать программы совместных действий по формированию культурно-образовательного пространства микрорайона;
4. Выявить, освоить и использовать в работе педагогического коллектива школы индивидуально-ориентированные формы, методы и приёмы работы с учащимися. Для этого необходимо: создать условия для становления человека-гражданина, интегрированного в современное общество; через систему "школа - социокультурный центр" дать возможность выбора учащимися социальных и личностных способов самореализации и саморазвития; обучение и воспитание осуществлять на основе принципов демократизации и гуманизации, личностно-ориентированного подхода, принципов субъектности, творчества и успехов, доверия и поддержки.
5. Предоставить каждому ребёнку, исходя из его способностей, потребностей и интересов, возможность реализовать себя, проявить свою индивидуальность в ходе образовательного процесса. Для этого необходимо: вести мониторинг потребностей семьи по развитию ребёнка, мониторинг способностей, потребностей и интересов школьников; организовать работу кружков, секций, клубов, межвозрастных объединений на базе школы и социальных партнеров; расширить культурно-образовательное пространство развития детей посредством организации дополнительного образования школьников на основе компьютерных технологий, совместных мероприятий, экскурсионных поездок и туристических походов; разработать цикл дел, направленных на проявление и развитие творческих способностей учащихся, на презентацию их личностных достижений.
Основополагающие принципы.
1) принцип взаимодействия личностно-ориентированной и социально- ориентированной педагогики;
2) принцип взаимодействия педагогики управления и педагогики поддержки развития учителя и ученика;
3) принцип взаимодействия процессов интеграции и дифференциации в организации образовательно-воспитательного процесса;
4) принцип обучения как способ решения реальных проблем, вызывающих у детей активное отношение к жизни.
Виды деятельности школы как социокультурного центра.
1. Воспитательно-образовательная деятельность направлена на:
- формирование у человека приемлемых для социокультурной среды установок, фиксированных для данного общества идеалов и ценностей как основы построения социокультурных действий и поступков;
- развитие мышления и способностей к самоопределению и самореализации;
- обеспечение реализации запросов, связанных с формированием способностей к будущей деятельности, жизнедеятельности и социально-культурному бытию.
2. Культурно-просветительская деятельность направлена на:
- самоопределение личности в пользу фиксированных и изменяющихся норм;
- формирование культуры мышления;
- распространение знаний.
3. Социокультурная деятельность предполагает процесс реализации культурных норм с использованием соответствующих средств, методов и форм. Основные направления программы:
· создание команды единомышленников, рабочей группы из представителей различных организаций;
· аналитическая работа группы по сбору и анализу информации по разным направлениям; · коллегиальный анализ объективной информации;
· разработка нормативно-правовой базы;
· анализ экономической эффективности;
· адаптация позитивного опыта.
Для решения поставленных задач воспитание и социализация школьников в школе проводится по следующим направлениям:
- Направление «Ученик – патриот и гражданин»
- Направление «Ученик и его нравственность»
- Направление «Ученик и его здоровье»
- Направление «Ученик и его отношение к природе»
- Направление «Воспитание традицией»
- Направление «Проектная деятельность»
- Проект «Киношкола»
- Программа «Одарённые дети»
- Программа «Работа с неблагополучными семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»
Семья несет основную ответственность за воспитание детей, хотя и не обладает в большинстве случаев необходимым для этого педагогическим потенциалом. Это одна из причин того, что к 7-8 классу некоторые дети отчуждаются от семьи, перестают доверять родителям. У них возникает негативная реакция и на требования педагогов школы. Усугубляют положение и структурные деформации семей, происходящие под воздействием неблагополучной социально-экономической обстановки (в школе 11% - неполных семей).
Наблюдения показывают, что с взрослением ребенка интерес к школе у родителей падает (в начальной школе посещаемость родительских собраний составляет 85-90%, в основной – 35-40%, в старшей – 50-60% - заинтересованность родителей в успешной сдаче ЕГЭ и ГИА). Проблема в основной школе (7-8 классы), когда внимание родителей к своему ребенку особенно важно. Но фоне столь непростой картины представляется важной деятельность педагогического коллектива по приобщению родителей к делам и заботам школы, возможностей неформального общения с ними.
В процессе диагностического исследования, проводимого ежегодно среди учащихся, педагогов и родителей по таким параметрам, как самочувствие всех участников образовательного процесса; удовлетворенность жизнедеятельностью школы всеми субъектами системы; включенность учащихся школы в пространство социального партнерства; уровень воспитанности учащихся, выявляется ряд проблем:
- высокие показатели уровня воспитанности – у учащихся 5,6-х классов, средние показатели – у учащихся 7-х, 10-х, низкие – у учащихся 8,9-х классов;
- низкие показатели имеют такие качества, как дисциплинированность (7,8,9-е классы), трудолюбие – (5-е ), гуманность (8-е), честность – (9,11-е классы), духовность – (10-е классы);
- средний уровень социально-психологической адаптированности имеют 27%;
- средний уровень по показателю «Приятие себя» имеют – 24,4 %, низкий – 0, 6;
- по показателям: «Конфликтность» - средний уровень имеют 35%, низкий – 11%;
«Лидерство» - средний – 66%, низкий – 16%; «Эмоциональная комфортность»
- средний уровень – 42%, низкий – 4%.
Часто родители в качестве причин проблемного поведения ребенка называют негативные примеры средств массовой информации, кинофильмов и видеофильмов, бульварной литературы, интернета.
В силу этого педагогическая воспитывающая деятельность приобретает сегодня особую социальную значимость. Педагоги нашей школы осознают, что личность формируется не по частям и не в вакууме, а в жизненных ситуациях. Причем воспитывают не мероприятия, а проживаемая в школе жизнь. Учащимся нужна атмосфера доверия, игры, соревнования и успеха. Процесс внеурочной деятельности строится внутри классных коллективов с учётом индивидуальных особенностей, общешкольной деятельности по правилам игры «Формула успеха», дополнительного образования (работа кружков, секций), партнёрских отношений.
Для решения поставленных задач при воспитании и социализации школьников определены виды деятельности школы как социокультурного центра:
1. Воспитательно-образовательная деятельность направлена на:
- формирование у человека приемлемых для социокультурной среды установок, фиксированных для данного общества идеалов и ценностей как основы построения социокультурных действий и поступков;
- развитие мышления и способностей к самоопределению и самореализации;
- обеспечение реализации запросов, связанных с формированием способностей к будущей деятельности, жизнедеятельности и социально-культурному бытию.
2. Культурно-просветительская деятельность направлена на:
- самоопределение личности в пользу фиксированных и изменяющихся норм;
- формирование культуры мышления;
- распространение знаний.
3. Социокультурная деятельность предполагает процесс реализации культурных норм с использованием соответствующих средств, методов и форм. Основные направления программы:
· создание команды единомышленников, рабочей группы из представителей различных организаций;
· аналитическая работа группы по сбору и анализу информации по разным направлениям; · коллегиальный анализ объективной информации;
· разработка нормативно-правовой базы;
· анализ экономической эффективности;
· адаптация позитивного опыта.
Предполагаемым результатом данной программы воспитания и социализации школьников является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе из первой ступени в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
В результате реализации Программы ожидается: - приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:
создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;
формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
В образе выпускника:
в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
в историко – краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Воспитанники:
дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
они обладают индивидуальными способностями и интересами, умеют работать творчески, умеют самостоятельно добывать знания, не пугаются нестандартных ситуаций, а с интересом ищут и находят их решение;
они самостоятельны, владеют самоконтролем и самооценкой;
они способны к изменению самих себя.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы подведения итогов реализации программы.
При подведении итогов реализации Программы (ежегодно в мае) проводится итоговый праздник (Фестиваль Успехов и достижений), который включает в себя награждение в учебном году лучших и самых активных учащихся, родителей, представителей общественности почетными грамотами, благодарственными письмами; организацию итоговой выставки с художественно-прикладными работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
Таким образом, процесс разработки и реализации программы воспитания и социализации школьников МОУ Сужинской СОШ в рамках ФГОС является сложной и кропотливой совместной работой многих социальных структур, куда вовлечены и образовательные, и культурные, и социальные, и медицинские службы, а также родительский комитет.
При таком наличии различных программ и ориентиров эффективность воспитательной работы школы достаточно заметна, мониторинг результатов достижений показывает положительную тенденцию.
Список использованной литературы
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977.- 382 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М., 1989
- Бондырева С.К. Развитие психолого-педагогического взаимодействия в образовательном пространстве СНГ // Мир образования – образование в мире.-2001.- №2.- с.3-22
- Васильева М.С. Теория и практика программно-целевого управления развитием образовательного учреждения.- Улан-Удэ, 2007.- 369 с.
- Васильева М.С. Формирование культуры общения учащихся бурятской школы на народных традициях. Автореф. дисс. к.п.н.- Новосибирск, 1995
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2011.- 24 с.- (Стандарты второго поколения)
- Селиванова Н. Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика. 2000.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М., 1998
- Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии, 1993. № 1. С. 12-14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.
Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитате...
Программа воспитания и социализации младших школьников
Программа является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов, приемов педагогических действий, направленных на социализацию личност...
Программа воспитания и социализации младших школьников «Вместе весело шагать!»
Программа воспитания и социализации младших школьников «Вместе весело шагать!»...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования
Планирование воспитательной работы с учащимися класса....
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования
Программадуховно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования...
Программа воспитания и социализации школьников
Программа воспитания и социализации школьников разработана для основного и среднего общего образования в соответствии с ФГОС...
Программа воспитания и социализации младших школьников «Мир детства» (для 1-х классов)
Пояснительная запискаПрограмма воспитательной работы для младших школьников разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Концепции духовно-нравственного развит...