Рабочая программа
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочая программа кружка "Если хочешь быть здоров" для учащихся 1Б класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_khochesh_byt_zdorov.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
«Согласовано» «Утверждаю»
зам. директора по УВР Директор МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик»
МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» ______________________ /Л.Н. Промкина/
______________ /Е.Г. Иноземцева/ приказ №_______ от «_____»_________ 2013г.
«_______» _____________ 2013г.
Рабочая программа
кружка «Если хочешь быть здоров»
для учащихся 1 класса
на 2013 – 2014 учебный год
Составитель:
Бондина Н.Н., учитель начальных классов
второй квалификационной категории
п. Красный Текстильщик, 2013 г.
Пояснительная записка.
Одним из основных направлений спортивно-оздоровительного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в соответствии с ФГОС начального образования является воспитание и обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства.
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Цели программы:
- Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
- Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
- Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
- Профилактика вредных привычек.
- Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
- Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
- Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Основные направления реализации программы:
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– активное использование спортивных площадок города (футбольная, баскетбольная, волейбольная, хоккейная коробка) в рамках работы программы
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– организация питания учащихся;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
– организация и проведение профилактической работы с родителями;
– организация встреч родителей с медицинскими работниками;
– организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся.
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
Формы организации внеурочную деятельности по спортивно-оздоровительному направлению.
Место проведения | Время проведения | Форма организации. |
Школа | Первая половина учебного дня | Утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры. |
Школа | Вторая половина учебного дня | Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр. |
Семья | Вторая половина учебного дня. Выходные. | Прогулки, совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность. |
Учреждения дополнительного образования. | Вторая половина учебного дня. Выходные. | Детские спортивные секции и школы. |
Школьные оздоровительные лагеря. | Каникулы. | Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря. |
Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления в каждой возрастной группе.
Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.
Формы и методы воспитания культуры здоровья младших школьников.
Методы | Формы |
Методы формирования сознания. | - Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом воспитательной работы; - Беседы и диспуты с классом или индивидуально; читательские конференции; - Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 мин.; |
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения. | - Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков; - Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни; - Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях; - Тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом; - Круглый стол – данную форму можно применить для формирования чётких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни. |
Методы стимулирования поведения и деятельности. | - Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение; - Наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения. |
Метод проектов. | - Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); - Творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни. |
Календарно-тематическое планирование.
Планирование составлялось из расчета 1 час в неделю. 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе. Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий на формирование здорового образа жизни.
№ | Форма работы | Тема беседы | Количество часов | Дата проведения | |
1. | Родительское собрание. | Ребёнок пришёл в школу. Составление безопасного маршрута следования от дома до школы. | 1 | ||
2. | Беседа, экскурсия по школе и прилегающей к ней территории. | «Поведение в школе», ознакомление с опасными местами в здании школы и вокруг него. | 1 | ||
3. | Беседа | «Твой новый режим дня» | 1 | ||
Подвижные игры на свежем воздухе. | |||||
4. | Подвижные игры на свежем воздухе. | 1 | |||
Экскурсия в осенний лес. | «Красота осенней природы». | ||||
5. | Подвижные игры на свежем воздухе. | 1 | |||
Динамическая прогулка. | «В гости к берёзкам». | ||||
6. | Внеклассное мероприятие | «Волшебница Гигиена» | 1 | ||
7. | Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма. | «Уроки осторожности». | 1 | ||
8. | Знакомство с настольными играми. | Шашки, шахматы | 1 | ||
9. | Подвижные игры на свежем воздухе. | 1 | |||
Беседа | «Сменная обувь. Зачем она?» | ||||
10 | Конкурс | Подарки осени | 1 | ||
11 | Беседа | «Осторожно – тонкий лёд!» | 1 | ||
12 | Родительское собрание. Проблемы школьной адаптации | Инструктаж по ТБ во время каникул. | 1 | ||
Подвижные игры и упражнения со скакалками. | |||||
13 | Беседа | «Учимся не болеть» | 1 | ||
Настольные игры. | Шашки, шахматы | ||||
14 | Инструктаж по ТБ | «Осторожно – гололёд!» | 1 | ||
15 | Внеклассное мероприятие | «Советы Айболита» | 1 | ||
16 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Строим снежную крепость | 1 | ||
Инструктаж по ТБ | «Осторожно – Мороз!» | ||||
17 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Катание на санках. Игра в снежки. | 1 | ||
Беседа | «Польза и вред воды» | ||||
18 | Украшение школьного двора к празднику. | Лепка и оформление снежных фигур. | 1 | ||
19 | Спортивные соревнования | Эстафета на санках. | 1 | ||
20 | Беседа | «Грипп и другие инфекции как с ними бороться» | 1 | ||
21 | Праздник | В гостях у Мойдодыра | 1 | ||
22 | Беседа | «Наступает весна. Как ваше здоровье?» | 1 | ||
23 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | 1 | |||
24 | Практическая работа | Несчастные случаи. Первая помощь | 1 | ||
25 | Беседа | «Правильное питание – залог здоровья» | 1 | ||
26 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | 1 | |||
27 | Беседа | Сон – лучшее лекарство | 1 | ||
28 | Гимнастика для глаз | Глаза главные помощники | 1 | ||
29 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | Эстафеты | 1 | ||
30 | Спортивные соревнования | Папа, мама, я – спортивная семья | 1 | ||
31 | Экскурсия в берёзовую рощу. | Наблюдения за весенними изменениями в природе. Подвижные игры. | 1 | ||
32 | Беседа | «Впереди лето – возможности для отдыха в летнее время» | 1 | ||
33 | Родительское собрание | «Детский отдых в летнее время » | 1 | ||
34 | Итоговое занятие | Подведение итогов. | 1 |
Результатом практической деятельности по программе «Если хочешь быть здоров» можно считать следующее:
- Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
- Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
- Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района.
- Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
- Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
- Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
- Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.
- 90% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного образования.
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Литература
- ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.
- ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
- Электронный журнал «Учительская» ИРО-РТ , июль 2009.
- DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
- DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.
- «Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.
- «Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс2, Санкт-Петербург 2004.
- «365 уроков безопасности» Л.Логинова айрис Пресс. Москва. 2000.
- «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2003.
- «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...