Кружок «Загадки вокруг нас»
рабочая программа (2 класс) по теме
Программа курса «Загадки вокруг нас» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» и «Мир вокруг нас» для 1-4 класса, предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в области окружающего мира. Он вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planeta_zagadok.docx | 54.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок «Загадки вокруг нас»
Пояснительная записка
Программа курса «Загадки вокруг нас» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» и «Мир вокруг нас» для 1-4 класса, предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в области окружающего мира. Он вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий.
В результате расширения реализуются следующие учебные цели:
1. Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи
2. Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.
3. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.
К числу основных задач данного курса относятся обогащение экологических предоставлений младших школьников, их конкретизация, иллюстрирование новыми яркими, запоминающимися примерами. Программа курса, охватывающая различные области знания, предоставляет для этого большие возможности. При этом полностью сохраняет свое значение воспитательная направленность проводимых занятий, связанная с развитием у детей основ экологической ответственности. Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом, — важнейшая задача этого курса. Тем самым предлагаемый учебный материал позволяет обеспечить новый, более высокий уровень экологической образованности и воспитанности учащихся.
К числу задач курса относятся также:
- расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;
- укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла;
- последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
В целом преподавание курса «Загадки вокруг нас» позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественно-научного образования в последующих классах.
В содержании курса интегрированы знания из различных областей географии, геологии, биологии, экологии. При этом необычное, загадочное, удивительное дети находят как в далеких «путешествиях», так и в ближайшем природном окружении. Привлечение доступных палеонтологических и исторических сведений позволяет совершать также и своего рода путешествия во времени: рисует картины жизни на Земле на разных этапах ее развития, дает возможность проследить многие драматические события, связанные с теми или иными научными открытиями, судьбами ученых.
Как уже отмечалось, организация работы с различного рода детской познавательной литературой должна быть постоянно в центре внимания учителя. Не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе. Это рассматривание окаменелостей — остатков ископаемых организмов, работа с готовыми гербариями и коллекциями насекомых, рассматривание образцов минералов и горных пород, овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав. Предусмотрена также работа с географическими картами. Это следует делать не только при знакомстве с историей географических открытий, но и при изучении других вопросов курса (история открытия удивительных растений и животных, родина комнатных растений и экзотических фруктов, области распространения
интересных насекомых, животный мир океанов и т. д.). Помимо имеющихся в школе настенных карт, целесообразно использовать географические атласы для младших школьников.
Занятия в классе следует по возможности дополнить экскурсиями. Это могут быть экскурсии в природу, в ботанический сад и зоопарк, в морской аквариум и дельфинарий, в музеи — краеведческий, геологический, палеонтологический, зоологический. Поскольку условия для проведения таких экскурсий имеются далеко не везде, они не включены в основную сетку часов. Рекомендуется их проведение во внеурочное время по усмотрению учителя.
Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности.
Формы и методы обучения: урок-игра, урок-беседа, викторина, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
Проектная деятельность, реализуемая данной программой имеет ряд особенностей:
1. Проектная деятельность осуществляется в школе, на пришкольном участке, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
2. В большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников.
3. Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений.
В результате освоения содержания курса «Загадки вокруг нас» у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные.
Примерное тематическое планирование составлено из расчёта 1 час в неделю. Общее количество часов - 135, из них 22ч – экскурсии, 40ч – практические работы.
Содержание
программы второго года обучения
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Растения - живые организмы. Свет, вода, почва - условия жизни растений. Уход за дикорастущими растениями, их многообразие и полезные свойства.
Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.
Деревья, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения.
Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища)
Уход человека за одомашненными животными. Бережное отношение человека к животным
Простейшие правила ухода за кошкой, собакой.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств: воды, воздуха.
Откуда берется бытовой мусор.
Разнообразие растений и животных.
Объяснение названий растений и животных. Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Учебно-тематическое планирование по программе второго года обучения
Дата | № п/п | Тематическое планирование | Часы | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. | «Я и мир вокруг меня» (1 ч) | ||||
1.1 | «Я и мир вокруг меня». Выполнение рисунков. Выставка рисунков и их обсуждение. | 1 ч. | Понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Вести дневник наблюдений. Проводить групповые наблюдения во время экскурсий «Времена года». Работать в группе Выбирать вид деятельности | Познавательные Общеучебные действия
У П логические Д
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные
| |
2. | «Загадочный мир веществ» (1 ч) | ||||
2.1 | «Загадочный мир веществ». Практическая работа. | 1 ч. | Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам. Уметь составлять экологическую сказку, не нарушая основных экологических правил. | Познавательные Общеучебные действия
У П логические Д
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
| |
3 | Почему надо охранять природу? Почему книга красная? (1 ч) | ||||
3.1 | Почему надо охранять природу? Почему книга красная? Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу. | 1 ч. | Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Знать виды животных и растений, занесенных в Красную книгу. Выполнять групповые задания Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Составлять и читать план (карту) местности (пришкольный участок) | Познавательные Общеучебные действия
У П логические Д
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД Смыслополагание. | |
4 | «В мире растений». Игра-ознакомление с многообразием растений. (1 ч) | ||||
4.1 | «В мире растений». Игра-ознакомление с многообразием растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. | 1 ч. | Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений и работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности растений, домашних животных (на примере своей местности). Уметь наблюдать объекты окружающего мира, устно их описывать | У П логические Д
Личностные УУД Смыслополагание. Познавательные Общеучебные действия
Регулятивные УУД
| |
5 | «Некультурные». Знакомство с дикорастущими растениями (1 ч) | ||||
5.1 | «Некультурные». Знакомство с дикорастущими растениями. Растения - живые организмы. Свет, вода, почва - условия жизни растений. Уход за дикорастущими растениями, их многообразие и полезные свойства. Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена Деревья, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения
Урок - практикум | 1 ч. | Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. Проводить наблюдения в группах Сравнивать и различать деревья. кустарники и травы. Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Уметь различать объекты неживой и живой природы, части растения; использовать приобретенные знания для ухода за растениями. | Личностные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
| |
6 | «Чудо-растение» (1 ч) | ||||
6.1 | «Чудо-растение». Проектная деятельность. Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. | 1ч | Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. Проводить наблюдения в группах Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавателъных интересов Уметь наблюдать объекты окружающего мира, устно их описывать. | Личностные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Управление действиями партнера (оценка, коррекция) | |
7 | «Что вырастет из семечка?» (1 ч) | ||||
7.1 | «Что вырастет из семечка?». Проектная деятельность. Соцветие. Виды семян и плодов | 1ч | Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. Проводить наблюдения в группах Характеризовать условия, необходимые для жизни растений Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познаватель-ных интересов | Личностные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
| |
8 | «Нет повести печальнее на свете» (3 ч) | ||||
8.1 8.2 8.3 | Экологическая сказка по теме «Грибы. Лишайники». Природа - это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия.
«Что в корзине?». Игра-ознакомление с царством грибов. | 1ч 1 ч 1 ч | Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. Проводить наблюдения в группах Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Называть и узнавать виды изученных лишайников. Знать роль лишайников в природе. Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. | Личностные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Управление действиями партнера (оценка, коррекция) | |
9 | «Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог» (3 ч) | ||||
9.1 9.2 9.3 | Рисунки и рассказы о домашних питомцах. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища) | 1ч 1ч 1 ч | Уметь приводить примеры представителей разных групп животных (2-3 представителя из изученных) Знать разнообразие животного мира Характеризовать условия, необходимые для жизни домашних животных Отрабатывать простейшие приемы ухода за домашними животными | Личностные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Управление действиями партнера (оценка, коррекция) | |
10 | Просмотр фильма из серии ВВС (1 ч) | ||||
10.1 | Просмотр фильма из серии ВВС. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным. | 1ч | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь подтверждать свои ответы примерами | Личностные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Управление действиями партнера (оценка, коррекция) | |
11 | «В мире животных». (4 ч) | ||||
11.1 11.2 11.3 11.4 | «В мире животных». Презентация. «Все друг другу мы нужны». Сказка. Выполнение зарисовок к тексту. Уход человека за одомашненными животными. Бережное отношение человека к животным.
Простейшие правила ухода за кошкой, собакой | 1ч 1 ч 1 ч 1 ч | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь подтверждать свои ответы примерами Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познаватель-ных интересов | У П логические Д
Личностные УУД Смыслополагание. Познавательные Общеучебные действия
Регулятивные УУД
| |
12 | Викторина «Знатоки природы» (1 ч) | ||||
12.1 | Викторина «Знатоки природы». Способы познания окружающего мира: наблюдение | 1 ч | Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познаватель-ных интересов, поиска дополнительной информации | Личностные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Управление действиями партнера (оценка, коррекция) | |
13 | Деятельность человека (5 ч) | ||||
13.1 13.2 13.3 13.4 13.5 | Деятельность человека. Сказка «Очень страшная история». Экологический светофор. «Мы в ответе за тех, кого приручили». Проектная деятельность: изготовление газеты. Природа - источник удовлетворения потребностей людей. Зависимость жизни человека от природы. | 1 ч 1 ч 2 ч 1 ч | Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познаватель-ных интересов Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы | У П логические Д
Личностные УУД Смыслополагание. Познавательные Общеучебные действия
Регулятивные УУД
Коррекция | |
14 | «Что вокруг школы?» Ориентирование на местности (3 ч) | ||||
14.1 14.2 14.3 | «Что вокруг школы?» Ориентирование на местности. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств: воды, воздуха. Откуда берется бытовой мусор. Зависимость жизни человека от природы и её состояния. Положительное влияние человека на природу. Правила поведения в природе. | 1 ч 1 ч 1 ч | Знать о происхождении мусора, понятии «отходы», правильном обращении с мусором, пищевыми отходами в домашних условиях. Уметь выполнять правила поведения в природе. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. | У П логические Д
Личностные УУД Смыслополагание. Познавательные Общеучебные действия
Регулятивные УУД
Коррекция | |
15 | «Берегите добрый лес – он источник всех чудес» (5 ч) | ||||
15.1 15.2 15.3 15.4 15.5 | «Берегите добрый лес – он источник всех чудес». Правила поведения на природе. Зеленая аптека. Лекарственные растения. Первая помощь при укусах насекомых, ушибах, порезах. «Мы коллекционеры». Проектная деятельность: правила сбора и оформления гербария. | 1 ч 1 ч 2 ч 1 ч | Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познаватель-ных интересов Знать зависимость жизни человека от природы и её состояния. Положительное влияние человека на природу. Правила поведения в природе. Анализировать связи между неживой и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода. | У П логические Д
Личностные УУД Смыслополагание. Познавательные Общеучебные действия
Регулятивные УУД
Коррекция | |
16 | Подведение итогов. «Разнообразие растений и животных» (2 ч) | ||||
16.1 16.2 | Разнообразие растений и животных. Подведение итогов. Игра-путешествие «Разнообразие растений и животных». Объяснение названий растений и животных. Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты | 1 ч 1 ч | Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о родном крае. Уметь выполнять правила поведения в природе Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу) Оценивать конкретные примеры поведения в природ | У П логические Д
Личностные УУД Смыслополагание. Познавательные Общеучебные действия
Регулятивные УУД
Коррекция |
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
общее | на экскурсии | на практические работы | |
«Я и мир вокруг меня». | 1 | 1 | |
«Загадочный мир веществ» | 1 | 1 | |
Почему надо охранять природу? Почему книга красная? | 1 | 1 | |
«В мире растений». | 1 | 1 | |
«Некультурные» | 1 | 1 | |
«Чудо-растение» | 1 | ||
«Что вырастет из семечка?». | 1 | 1 | |
«Нет повести печальнее на свете». Экологическая сказка по теме «Грибы. Лишайники». | 3 | 1 | |
«Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог». | 3 | ||
Просмотр фильма из серии ВВС | 1 | ||
«В мире животных». | 4 | 1 | |
Викторина «Знатоки природы». | 1 | ||
Деятельность человека. Сказка «Очень страшная история». | 5 | ||
«Что вокруг школы?» Ориентирование на местности. | 3 | 1 | 1 |
«Берегите добрый лес – он источник всех чудес». | 5 | 1 | |
Подведение итогов. «Разнообразие растений и животных» | 2 | ||
Итого | 34 | 4 | 8 |
Список литературы для учителя
- Беляева Л. Т. Ботанические экскурсии в природу.- М.: Учпедгиз, 1955
- Плешаков А. А. Зеленый дом. Система учебных курсов с экологической направленностью. В сб. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. – М.: Просвещение, 1998
- Сорокоумова Е. А. Уроки экологии в начальной школе. М.: АРКТИ, 2007
- Уроки экологии. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. Харьков: Ранок, 2007
- Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. Волгоград: Учитель, 2005
- Экологическое воспитание в дополнительном образовании. Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» вып.№5, _ М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006
- Великан на поляне или первые уроки экологической этики. / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев – М.: Просвещение, 2007
- Тихомирова Е.М. Мир вокруг нас: Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» 1 класс– М.: Экзамен, 2007
- Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 317с. – ( Стандарты второго поколения).
Список литературы для обучающихся
- Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Москва. Просвещение. 2007
- Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002
- Плешаков А. А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 2007
- Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учеб. для 1 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2008
- Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас-определитель. – М.: Просвещение, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский кружок "Вокруг тебя мир"
Фотоотчёт о работе исследовательского кружка "Вокруг тебя мир" учащихся 3 класса, завершённая линия "Система Л.В.Занкова"...
Проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках».
Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение развития образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимы...
«Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». Защита проектов.
«Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». Защита проектов....
Проект: математика вокруг нас «ЧИСЛА В ЗАГАДКАХ, ПОСЛОВИЦАХ, ПОГОВОРКАХ»
проект по математике...
Проект "Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках" 31.10.16
Краткосрочный проект по математике для учащихся 1 класса....
Урок – монопроект по теме «Математика вокруг нас. Числа в стихах, загадках, пословицах и поговорках».
Цель урока: формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) учащихся 1 класса в предметной области "Математика" через включение в моно...
Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Математика вокруг нас. Числа в стихах, загадках, пословицах и поговорках».
Технологическая карта урока - монопроекта по математике в 1 классе...