Урок – монопроект по теме «Математика вокруг нас. Числа в стихах, загадках, пословицах и поговорках».
методическая разработка по математике (1 класс) по теме
Цель урока: формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) учащихся 1 класса в предметной области "Математика" через включение в монопроект по теме "Математика вокруг нас. Числа в стихах, загадках, пословицах и поговорках".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель Нестерова Ольга Владимировна
Место работы МАОУ СОШ39
Должность учитель начальных классов
Предмет математика (монопроект)
Класс 1Д
Конспект урока
УМК «Школа России». Урок – монопроект по теме «Математика вокруг нас. Числа в стихах, загадках, пословицах и поговорках».
Цель урока:
Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) учащихся 1Д класса в предметной области «Математика» через включение в монопроект по теме: «Математика вокруг нас. Числа в стихах, загадках, пословицах и поговорках».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-формирование положительной учебной мотивации, н6авыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-овладение способностью принимать и сохранять учебные задачи; формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность; формирование умения формулировать тему и цель урока с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение, определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем (регулятивные УУД)
- формирование умения работать с информацией (осуществлять поиск и выделять необходимую информацию), овладение операциями мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, группировка, обобщение, выделение лишнего; формирование основ квалифицированного читателя (познавательные УУД)
- формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, распределять роли в паре и группе и выполнять соответствующие ролям функции; формирование умения работать в подготовленной информационно-образовательной среде, осуществлять выбор (партнёра, материалов и инструментов, разноуровневых заданий в карточках, выбор центров) (коммуникативные УУД)
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- познакомить с использованием математических знаний в жизни;
- развивать математическую речь, внимание, аналитическое мышление, формировать умения выделять существенные признаки и свойства;
- воспитывать интерес к предмету, дисциплинированность.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся отбирать и классифицировать информацию по разделам стихотворения, загадки, пословицы, поговорки; применять навыки счёта и знание состава чисел, работать в парах, группах, центрах активного взаимодействия; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования.
Технологии: технология проблемного диалога, проектная деятельность.
Оборудование урока:
- инструкционные карты,
- разноуровневые карточки для работы в центрах активного взаимодействия
- книги с загадками, стихами, пословицами и поговорками,
- листы самооценки,
- цветные карандаши, клей, спичечные коробки, цветная бумага, картон, ножницы.
Ход урока
Прозвенел сейчас звонок, Начинается урок. Начинаем мы опять Решать, отгадывать, считать! Мы в первом классе учимся! Всё у нас получится! Пожелаем всем удачи – За работу, в добрый путь! - Посмотрите друг на друга, вам сегодня работать в группе, улыбнитесь другу и пожелайте успехов и садитесь! |
2. Постановка проблемной ситуации. - Какое сегодня число? (20 января) - Сколько дней в этом месяце? (31) - Какой по счёту день недели? (третий) - Сколько дней в неделе? ( 7) - Сколько месяцев в году? (12) - Назови номер своей квартиры. (…) - В каком классе ты учишься? (1Д) - Назови номер своей школы. (39) - Знания какого предмета помогли вам быстро и правильно ответить на мои вопросы? (Математика) - Что же является главным на уроке математики и без чего нам не обойтись в жизни? (числа) -Подумайте над выражением «Математика вокруг нас» - Как понимаете смысл выражения «Математика всюду»? - Приходилось ли вам в жизни вне школы встречаться с математикой и где? (да, номера автобусов, домов, цены в магазинах, номер ряда в цирке, места в театре) - Приведите примеры ситуаций, когда на уроках обучения грамоте и письму, других предметов приходилось использовать числа? (считаем количество слогов, звуков, букв в словах, дата, номера страниц в учебнике, номера упражнений) - Посмотрите на экран и постарайтесь ответить на вопрос: « Как данные произведения связаны с нашим уроком математики? («Три медведя», «Волк и семеро козлят», «101 далматинец», «Два мороза», «Три поросёнка») -Вывод: В названиях произведений есть числа. |
Математика встречается всюду: на зданиях школы, на домах, на дверях квартиры, на машинах, на уроках обучения грамоте считаем звуки, буквы, слоги, на уроке рисования узнали, сколько цветов у радуги, на окр. мире говорили, что у насекомых 6 ног и т.д. А сегодня мы будем говорить о числах, которые встречаются в литературных произведениях. - Математика встречается и в загадках. Посмотрим, сумеете ли вы услышать в загадках числа.
Вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк. (паук – число 8)
Из овечьей шерсти тонкой. Как гулять – так надевать, Чтоб не мёрзли пять да пять! (варежки – число 5, 2)
Не глаза, а три огня. Он по очереди ими Сверху смотрит на меня. (светофор – число 3)
Мы не мыши и не кошки. Хоть мы все имеем спинки, Мы не овцы и не свинки. Мы не кони, хоть на нас Вы садились много раз. (стул – число 4)
С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина У неё теперь ангина. (град – число 6)
И сто дней не вынимали. А копать под осень стали, Не одну нашли, а десять. (картофель – число 1, 10, 100)
А друг друга не видят. (глаза – число 2) |
Буратино потянулся. Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл, видно ключик не нашёл. Чтобы ключик нам достать. нужно на носочки встать. Раз, два – выше голова, Три, четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть, Семь, восемь – лень отбросим. |
5. Организация работы над проектом. - Теперь мы готовы к работе, и я предлагаю вам сегодня начать создавать книгу под названием «Математика вокруг нас». - Какие страницы могут быть в этой книге с точки зрения жанров литературных произведений? (Числа в стихах, числа в загадках, числа в пословицах и поговорках) - Один лист нашей книги мы уже заполнили, а теперь попробуем заполнить её всю. - Работать с вами будем в центрах активности: «Литературный центр» (составляет из частей пословицы, в которых встречаются числа и разгадывает ребусы), «Научный центр» (решает задачи в стихах), «Центр рисования» (рисует сказочную цифру, о которой идёт речь в стихах, рисунок к скороговорке и пословице), «Центр конструирования» (конструирует из геометрических фигур цифры, которые встречаются в поговорках, и машины экстренных служб), «Исторический центр» (знакомится с римскими числами, вычисляет значения выражений и разгадывает ребус, обсуждают, где используются сейчас такие цифры). В каждом центре есть консультант. Работу начинайте с инструкционной карты. Договоритесь о том, кто будет отчитываться о проделанной работе. 6. Работа в центрах активности 7. Выступления от каждого центра. 8. Рефлексия. |
- Где можем применить знания, полученные на уроке? - Оцените свою работу, заполните лист самооценки. |
- Заинтересовала ли вас работа, которую мы выполняли?
-Раскрасьте смайлик зелёным цветом, если работа вам понравилась, жёлтым цветом, если у вас что-то не получилось, были ошибки, трудности, и красным цветом, если работа не понравилась.
-Наклейте смайлики на последнюю страницу нашей книги.
Спасибо всем за работу, поблагодарим друг друга, похлопаем.
Прогнозируемый результат
Личностные:
- учащиеся будут учиться уважительно относиться к мыслям других людей, учитывать разные точки зрения;
Регулятивные:
- учащиеся будут учиться формулировать тему и цель урока с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и работать по плану, высказывать своё предположение; определять успешность выполнения задания в диалоге с консультантом в группе и учителем.
Познавательные:
-учащиеся будут учиться отбирать и классифицировать информацию по разделам стихотворения, загадки, пословицы, поговорки; применять навыки счёта и знание состава чисел.
Коммуникативные:
- учащиеся будут учиться работать в парах, группах, центрах, вести диалог, четко выражать свои мысли.
Предметные:
- учащиеся закрепят навыки счёта и знания состава чисел в пределах 10, будут учиться развивать математическую речь.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В названиях произведений есть числа.
Восемь ног, как восемь рук, Вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк.
Вот сестрёнки – две плетёнки Из овечьей шерсти тонкой. Как гулять – так надевать, Чтоб не мёрзли пять да пять !
У него глаза цветные, Не глаза, а три огня. Он по очереди ими Сверху смотрит на меня.
Хоть у нас четыре ножки Мы не мыши и не кошки. Хоть мы все имеем спинки, Мы не овцы и не свинки. Мы не кони, хоть на нас Вы садились много раз.
На дворе переполох, С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина У неё теперь ангина.
Закопали в землю в мае И сто дней не вынимали. А копать под осень стали, Не одну нашли, а десять .
Два брата через дорогу живут, А друг друга не видят.
А теперь немного отдохнём!
Математика Вокруг нас
Работа в центрах Литературный центр Центр конструирования Центр рисования Исторический центр Научный центр
7я ______________ с3жи ____________ р1а _____________ 3котаЖ__________ 3о ______________
Взял девять вишенок Сергей И угостил своих друзей: Четыре вишни дал он Вите, А остальные все Никите. Сколько вишен у Никиты? Посчитайте, запишите.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 I II III IV V VI VII VIII IX X Рассмотри изображения римских чисел. Сложи из 11 спичек математический пример так, как показано на рисунке. А теперь переложи одну спичку так, чтобы равенство стало верным. Зарисуй, что у тебя получилось.
Спасибо За работу!
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Загадки.
- Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк.
Покупайте, мухи, шелк.
(паук – число 8)
- Вот сестрёнки – две плетёнки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять!
(варежки – число 5, 2)
- У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня.
(светофор – число 3)
- Хоть у нас четыре ножки
Мы не мыши и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились много раз.
(стул – число 4)
- На дворе переполох,
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина
У неё теперь ангина.
(град – число 6)
- Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали.
А копать под осень стали,
Не одну нашли, а десять.
(картофель – число 1, 10, 100)
- Два брата через дорогу живут,
А друг друга не видят.
(глаза – число 2)
Приложение 2
Инструкционная карта.
- Возьми карточку с заданием 1. Прочитай. Обсудите задание. Отложи эту карточку.
- Возьми карточку с заданием 2. Прочитай. Обсудите задание. Отложи эту карточку.
- Выбери то задание, которое тебе понравилось и ты сможешь его выполнить. Подпиши карточку.
- Выполни задание самостоятельно, либо объединитесь в группы для обсуждения. (Каждый ученик работает в своей карточке)
- Подготовь устное сообщение о своей работе. Расскажи о своём задании, как ты его выполнял, с чьей помощью или самостоятельно, почему ты выбрал именно его.
- Послушай выступления детей из других центров.
Лист самооценки _____________________________________________________
1. Заинтересовала ли вас работа, которую мы выполняли? да нет
2. Удалось ли тебе выполнить все задания? да нет
3. Были тобой допущены ошибки в задании? да нет
4. Ты пользовался чьей – то помощью при выполнении задания? да нет
5. Тебе понравилось работать в центре? да нет
Приложение 3.
Разноуровневые задания центров активности:
«Литературный центр активного взаимодействия»
- Составьте пословицы, в которых встречаются числа. Склей части таких пословиц. Объясни смысл любой из них.
1 | Один за всех | и все за одного. |
2 | Семь раз отмерь, | один отрежь. |
3 | Старый друг | лучше новых двух. |
4 | Лучше один раз увидеть, | чем сто раз услышать. |
- Разгадай ребусы. Напиши отгадки.
7я, с3жи, р1а, 3котаж, 3о.
«Центр конструирования»
- Аппликация из геометрических фигур. Сконструируй цифру, которая встречается в поговорке.
- Рассмотри иллюстрацию. Сконструируй машины экстренных служб (из спичечных коробков, цветной бумаги).
«Центр рисования»
- Нарисуй сказочную цифру, о которой идёт речь в стихотворении:
Эта цифра просто чудо.
У неё родня повсюду.
Даже в алфавите есть
У неё сестра – близнец.
А вот это цифра ….
Есть и хвост, и голова
С длинной шеей лебединой,
Переходит шея в спину.
Хвостик нарисуй к спине:
Цифра чёткая вполне.
В написании сложна.
Тренировка здесь нужна.
Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою ...
- Нарисуй рисунок к скороговорке:
У четырёх черепах по четыре черепашонка.
3. Нарисуй рисунок к пословице:
В одно ухо влетело, из другого – вылетело.
«Исторический центр»
1. Рассмотри изображения римских чисел. Вычисли значения выражений.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X |
V – II = VII – III = X –VIII =
IV + VI = IX + I = III + IV =
2. Сложи из 11 спичек математический пример так, как показано на рисунке. А теперь переложи одну спичку так, чтобы равенство стало верным. Зарисуй, что у тебя получилось.
«Научный центр».
- Реши задачу в стихах. Нарисуй к ней схематический рисунок.
Взял девять вишенок Сергей
И угостил своих друзей:
Четыре вишни дал он Вите,
А остальные все Никите.
Сколько вишен у Никиты?
Посчитайте, запишите.
2. Реши задачу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках».
Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение развития образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимы...
«Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». Защита проектов.
«Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». Защита проектов....
Проект по математике "Число 1 в стихах, загадках, пословицах и поговорках"
Проект по математике для 1 класса...
Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Математика вокруг нас. Числа в стихах, загадках, пословицах и поговорках».
Технологическая карта урока - монопроекта по математике в 1 классе...
Урок-проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках».
Цели урока: познакомить с использованием математических знаний в жизни....
Презентация "Числа в стихах, загадках, пословицах, поговорках"
В презентации представлен занимательный материал о числах от 1 до 10...
ВЕСНА ПРИШЛА. Стихи, загадки, пословицы и поговорки о весне
ВЕСНА ПРИШЛА. Стихи, загадки, пословицы и поговорки о весне...