Классный час "Опасный огонь"
классный час по теме
Предварительный просмотр:
Веденко Светлана Олеговна
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 589 г. Санкт-Петербург
Класс: 3
ТЕМА
Опасный огонь
(внеклассное мероприятие по ОБЖ)
ЦЕЛИ
Главная цель занятия – сформировать у детей чувство опасности огня, привить навыки безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара.
- закреплять знания, умения, навыки учащихся по данной теме; активизировать познавательную деятельность учащихся; пробуждать интерес к изучению ОБЖ, используя занимательные задания, интересные сведения.
- развивать мышление, внимание, память, устную речь на каждом этапе занятия.
- закреплять представления детей о роли огня в жизни человека: как положительной, так и отрицательной; закреплять правила правильного поведения при пожаре.
ЗАДАЧИ:
- прививать навыки осторожного обращения с огнём.
- воспитывать чувство ответственности, навыки безопасного поведения.
- воспитывать людей, ориентированных на мужество, находчивость, самоотверженность
ОБОРУДОВАНИЕ:телевизор; компьютер; плакаты; рисунки на противопожарную тематику; детские книги:
- Б. Житков «Пожар в море»,
- Л.Н. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»,
- С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»,
- К.И. Чуковский «Путаница», Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок».
Ход занятия:
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Учитель:
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Наши ушки на макушке, глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!
- ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ ЗАНЯТИЯ
Учитель: Сегодня мы вспомним очень важную для всех нас тему. А вот какую тему, попробуйте определить сами. Я вам задаю вопрос, а вы по ходу отвечаете “Это я, это я, это все мои друзья” или “Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья”.
- Кто задорный и весёлый, верность, правилам храня, бережёт родную школу от огня?
- Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор, а сгорел гараж знакомых и строительный забор?
- Кто соседской детворе объясняет во дворе, что игра с огнём недаром завершается пожаром?
Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке, загорелся старый стол, еле сам живой ушёл?
Учитель: Так о чём мы будем говорить?
Дети:О безопасном обращении с огнём.
- ИНСЦЕНИРОВКА ФРАГМЕНТА ИЗ СКАЗКИ С.Я.МАРШАКА «КОШКИН ДОМ»
Ведущий:Тили-бом! Тили-бом!
На дворе высокий дом,
Ставеньки резные,
Окна расписные,
А на лестнице ковер,
Шитый золотом узор.
По узорному ковру сходит кошка поутру.
У нее, у кошки, на ногах сапожки,
А в ушах сережки,
Платье новое на ней
Стоит тысячу рублей.
Кошка:Ах, какой хороший дом.
Новый, чудненький мой дом.
А кругом - широкий двор,
С четырех сторон забор,
Против дома у ворот
Живет в сторожке мой старый кот.
Ведущий:Век он в дворниках служил,
Подметал дорожки
Перед домом кошки,
У ворот стоял с метлой,
Посторонних гнал долой.
Вот пришли к богатой тетке
Два племянника-сиротки,
Постучали под окном,
Чтобы их пустили в дом.
Котята:Тетя, тетя кошка,
Выгляни в окошко.
Есть хотят котята.
Кошка:Пошли вы, попрошайки!
Небось хотите сливок?
Вот я вас за загривок!
Ведущий:На чудный полюбоваться дом
Пришла коза.
Пришла свинья-соседка
И бедная наседка -
Такая домоседка.
Кошка:Добро пожаловать, друзья,
Я вам сердечно рада.
Ведущий:Гости ели, танцевали,
Как могли все развлекались.
Пришло время уходить.
Все:Какой прекрасный был прием!
Какой чудесный Кошкин дом!
Кошка и кот:Друзья, спасибо, что пришли.
Мы чудно вечер провели.
Ведущий:Пока гостей всех провожали,
А дома перед печкой
Огонь прожег ковер.
Еще одно мгновенье -
И легкий огонек
Сосновые поленья окутал, обволок.
Взобрался по обоям,
Вскарабкался на стол
И разлетелся роем
Золотокрылых пчел.
Ведущий:Кошка и Василий
Вдруг заголосили:
Кошка и кот:Пожар! Пожар! Горим! Горим!
Ведущий:С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом.
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
Как увидели грачи
Это пламя с каланчи,
Затрубили, зазвонили:
Все:Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
- БЕСЕДА
Учитель: Мы не случайно начали с инсценировки из сказки С.Я.Маршака «Кошкин дом».Вспомните, что случилось с этим замечательным домом?
Дети:Сгорел.
Учитель:Почему? По какой причине?
Дети:Кот Васька недосмотрел, оставил без присмотра огонь.
Учитель:Разгорелся огонек и наделал много беды. Он озорник и любит играть не только в хорошие игры, но и в плохие.(СЛАЙД 2)Какой сначала был огонь?
Дети:Добрый.
Учитель:Огонь издавна почитался людьми. Наши древние предки считали его божеством и поклонялись ему. (СЛАЙД 3)Ведь благодаря огню люди не замерзали зимой, научились готовить пищу. С помощью огня по ночам отпугивали хищников. Сила у друга – огня большая – пребольшая! (СЛАЙД 4)
Ученик:
Знают все - человек без огня
Не живет ни единого дня.
При огне, как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь – повседневный друг.
Учитель: Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным и коварным врагом. Может случиться пожар. (СЛАЙД 5)Пожар – это разрушительная сила, приносящая неисчислимые бедствия. (СЛАЙД 6)Вырвавшееся на свободу пламя уничтожает все на своем пути: леса, поля, дома, а иногда и целые деревни.
Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает 1 человек, два получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребенок.
Ученик:
Он всегда бывает разным
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит траве,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
Учитель:На борьбу с пожарами направляются очень смелые и отважные люди – пожарные. Бросаясь в огонь и дым для спасения людей, имущества, они часто забывают о собственной жизни. (СЛАЙД 6)
Ученик:
Охраняя землю от пожаров,
Край родной от дыма и огня,
Служба есть одна у нас такая-
На посту пожарные всегда!
Они придут на помощь к нам,
Рискуя жизнью, нас спасут –
Такой у них опасный труд!
- ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ О ПРАВИЛАХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Учитель:Мы сейчас с вами побудем пожарными и попробуем потушить Кошкин дом. Для этого нужно выполнить ряд заданий. Справитесь - огонь будет уменьшаться, и буква в слове ПОЖАРубираться.
1 пламя:«Примите вызов»
Учитель: Вы увидели клубы дыма или почувствовали запах гари, что делать? Куда бежать? Кому звонить? Конечно же, в службу спасения! (СЛАЙД 7)Сегодня эта специальная служба – одна из самых мобильных. В центре управления находится пульт, за которым сидит сотрудник, принимающий звонки. Все звонки фиксируются в памяти компьютера, и ведется журнал учета звонков, выезда пожарных расчетов. А кто знает, почему выбрали именно эти цифры? (СЛАЙД 7)
А что надо сообщить дежурному? О чем рассказать?
Ученик:
Если в комнате у вас, слезы катятся из глаз,
Так как дым клубами вьется, и огонь жует палас,
Нужно мужество найти, к телефону подойти,
Постараться вспомнить цифры от нуля до девяти.
Смело трубку в руку взять, “01” суметь набрать.
И назвать ещё потом – улицу и дом,
И квартиру, где живете, и с каким она замком.
И еще сказать: “Даю – вам фамилию свою,
Также номер телефона, у которого стою”.
Игра «Примите вызов» - сообщить о пожаре по телефону (назвать фамилию, домашний адрес, вернуться на место и передать другому).
Учитель:
Если где-то задымится,
Если где-то загорится,
По тревоге как один
Позвоним мы «01».
Мы ближайшему району
Сообщим по телефону -
Где горит и что горит
И кто об этом говорит!
2 пламя:«Загадки»
Учитель:О пожарах, о бедах, которые приносит огонь, написано много книг, в том числе и детских. Из каких произведений взяты следующие строки?
« Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит,
« Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите!»
Дети: К. Чуковский « Путаница».(СЛАЙД 8)
Учитель:« И вдруг заголосили: « Пожар! Горим! Горим!»
С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом.
Озирается кругом, машет красным рукавом».
Дети: С. Маршак « Кошкин дом».(СЛАЙД 9)
Учитель:
« Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом…»
Дети: С. Михалков « Дядя Степа».(СЛАЙД 10)
Учитель:
«Много столпилось
Людей на панели,
Люди в тревоге
Под крышу смотрели:
Там из окошка
Сквозь огненный дым
Руки ребенок
Протягивал к ним».
Дети: С. Маршак « Рассказ о неизвестном герое».(СЛАЙД 11)
Учитель:
«Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами,
И сушеными грибами».
Дети: К. Чуковский «Путаница».(СЛАЙД 12)
Учитель:
«Бежит курица с ведром,
А за нею во весь дух
с помелом бежит петух.
Поросенок- с решетом
и козел – с фонарем».
Дети:С. Маршак «Кошкин дом».(СЛАЙД 13)
Учитель:
«Спички лучшая игрушка
Для скучающих детей.
Папин галстук, мамин паспорт-
Вот и маленький костер».
Дети:Г.Остер «Вредные советы».(СЛАЙД 14)
Учитель:
«Весь чердак уже в огне,
Бьются голуби в окне,
Он окошко открывает.
Из окошка вылетают
восемнадцать голубей,
А за ними – воробей».
Дети:С. Михалков «Дядя Степа».(СЛАЙД 15)
Учитель:
«Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.
На руках Кузьма – пожарный
вынес Лену из окна».
Дети: С. Маршак «Пожар».(СЛАЙД 16)
Учитель: Молодцы, ребята. Еще один язычок пламени потушили.
3 пламя:«Угадай-ка»
Учитель:На доске вывешены картинки с нарисованными на них предметами по теме «Что может стать причиной пожара», лицевой стороной к стенду. На обратной стороне нарисованы ноты разного цвета. Вы называете цвет ноты, и я загадываю загадку про тот предмет, который нарисован на картинке с нотой названного цвета. Отгадываете загадку, и картинка переворачивается лицевой стороной для проверки ответа.(СЛАЙД 17)
Красная нота:
Не простая я игрушка-
Огоньком набито брюшко.
Если дернешь за шнурок,
То получится хлопок.
Дети:Хлопушка.
Голубая нота:
То взад, то вперед
Бродит – ходит пароход.
А за ним такая гладь-
Ни морщинки не видать.
Остановишь – горе,
Продырявит море
Дети:Утюг.
Коричневая нота:
Дом-стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется-
Ярким пламенем зажжется.
Дети:Лампочка.
Зеленая нота:
Дремлют в домике своём
Дремлют ночью,
Дремлют днем,
Пока мы их не возьмем,
О коробку не потрем.
Вот тогда они опасны,
Знают это все прекрасно.
Дети:Спички.
Розовая нота:
Взрослый дяденька идет,
Палочку во рту несет
Край той палочки горит,
Огонечек там дымит.
Дети:Сигарета, непотушенный окурок.
Синяя нота:
Вьется, извивается,
К небу устремляется.
Без рук, без ног к небу ползет.
Дети:Дым от костра.
4 пламя:«Игровые ситуации» (разыгрывают и показывают старшеклассники).
Ученик:
Подожгли мальчишки пух,
А огонь – то не потух.
Тополиный пух горит,
Пламя по двору бежит…
Чья – то вспыхнула машина –
Очень страшная картина!(СЛАЙД 18)
Все: Надо помнить, надо знать:
Пух опасно поджигать!
Ученик:
Огонь и дым со всех сторон,
Нам срочно нужен телефон,
Простые цифры набирай
И адрес точный называй.(СЛАЙД 19)
Все: Примчится на помощьпожарный расчет
И Дашу с собачкойгеройски спасет.
Ученик:
Мишке любимому девочка Мила
Погладить штанишки однажды решила.
Утюг незаметно от мамы включила
И вскоре о нем совершенно забыла.
Нагрелся утюг, загорелись штанишки…
Пожар уничтожил игрушки и книжки.(СЛАЙД 20)
Все: Помните, дети: пожары бывают,
Когда про включенный утюг забывают!
Ученик:
Мы в лесу костер зажгли,
Посидели и пошли.
А огонь не затушили.
« Сам погаснет»,- мы решили.
Ветром пламя разметало,
И вокруг, как в печке, стало.
До небес огонь поднялся
И за нами вслед погнался.(СЛАЙД 21)
Все: Гибнет лес, пропали звери –
Всех несчастий не измерить!
Ученик:
Свечи елку украшают –
Огоньки на ней мигают.
Вдруг схватился огонек
За серебряный флажок.
Разом вспыхнули иголки,
Пять минут – и нету ёлки.(СЛАЙД 22)
Все: А ведь всех предупреждали,
Чтоб свечей - не зажигали!
Ученик:
В зажигалке или в спичке –
Огонечек – невеличка.
Просит: « Поиграй со мной,
Я ведь робкий и ручной».
Но плохая он игрушка:
Подожжет диван, подушку,
Книжки, стол, ковер, обои
И большой пожар устроит.
Что запомнить мы должны?(СЛАЙД 23)
Все: Спички детям не нужны!
Ученик:
Предложил однажды Рома
Фейерверк устроить дома
Из двенадцати ракет,
Пока папы с мамой нет.
Рома взял ракеты в руки,
Я поджег четыре штуки.
Не пришлось повеселиться –
Оба мы лежим в больнице.
Обожгли носы и щеки.(СЛАЙД 24)
Все: С фейерверком шутки плохи.
Ученик:
У костра играли дети.
Куртка вспыхнула на Пете.
Заметался он с испугу,
Но помог Никита другу:
Петю на бок повалил
И водой его облил…
Забросать землей пришлось,
Чтобы пламя унялось.(СЛАЙД 25)
Все: В горящей одежде бежать запрещается –
От ветра сильнее огонь разгорается!
Ученик: Жарко вспыхнула квартира,
Плачет маленькая Ира.
Ваня – старший брат – кричит:
«Убегаем, дом горит!»
Ире боязно бежать:
«Лучше спрячусь под кровать».
А Иван – не оробел
И сестру спасти успел.
Теперь малышка точно знает.(СЛАЙД 26)
Все: С пожаром в прятки не играют.
Ученик: Скучно маму ждать с работы,
очень хочется компоту.
В кухню Юленька вошла,
Под кастрюлей газ зажгла.
Час прошел – кипит кастрюля,
Испугалась наша Юля.
Мало сделалось воды,
Так недолго до беды.(СЛАЙД 27)
Все: Сам к плите не прикасайся,лучше взрослых дожидайся.
Учитель:А сейчас задание для вас ребята. Попробуйте ответить на вопросы.Назовите первичные средства пожаротушения.
Дети:Вода, песок, огнетушитель.
Учитель: От чего происходят пожары?
Дети: Небрежность, детская шалость согнем, неисправность электропроводки, захламление чердаков, подвалов.
Учитель: Почему горящий бензин нельзя тушить водой?
Дети:Бензин легче воды, поэтому бензин поднимается наверх, а вода опускается вниз.
Учитель:Почему в жилых помещениях дверь открывается от себя?
Дети:Потому, что при пожаре не создается скопление людей, позволяет сразу выбегать наружу.
Учитель:Можно ли выбивать стекла в квартире во время пожара?
Дети: Нет нельзя, кислород усилит горение.
Учитель: Почему номер пожарной охраны 01?
Дети: 0 и 1 первая и последняя цифра на диске телефона. Этот номер легко набрать и в темноте, и в дыму.
Учитель: Молодцы! Потушили пламя.
5 пламя:Игра «Не играй с огнем»
Учитель:Вам нужно собрать картинку, как пазл и объяснить правило к этой картинке.
Нельзя играть спичками дома!
Не играй с электричеством!
Нельзя оставлять непогашенные костры!
Учитель: Потушили Кошкин дом!С кем стали жить кошка и кот Васька?
Дети: С сиротами-котятами и новыми друзьями.
Выходят артисты.
Кошка: Спасибо, ребята! Спасибо, котята! Спасибо за то, что помогли справиться с огнем. Теперь я крепко буду помнить, что шутить с огнём нельзя!
- ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Ученик 1:
Без огня на свете плохо:
Ни согреться, ни сварить.
В общем, без огня, наверное,
Человеку не прожить.
Дом огонь нам освещает,
Металл плавить помогает,
С ним уютней и теплей.
Огонек, свети скорей.
Ученик 2:
Говорим: «Огонь наш друг!»
Но врагом он станет вдруг,
Если мы о нем забудем.
Отомстит он сразу людям.
Пожалеете о том,
Вы в сражении с огнем.
Ученик 3:
Спички не тронь, в спичках - огонь!
Чтобы в наш дом не пришла беда,
Будь осторожен всегда!
Ученик 4:
Чтоб не стал твоим врагом,
Будь осторожен с утюгом.
Ученик 5:
Не суши белье над газом:
Все сгорит единым разом.
Ученик 6:
Если сделан из бумаги
Самодельный абажур,
С точки зрения пожарных
Он опасен чересчур.
Ученик 7:
Когда без присмотра
Оставлена печь,
Один уголек полный дом
Может сжечь.
Ученик 8:
Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей:
Может быть беда большая
Для построек и людей.
Ученик 9:
Костер вы бросили в лесу -
И вот несчастье на носу.
Ученик 10:
Ты о пожаре услыхал -
Скорей об этом дай сигнал.
Пусть помнит каждый гражданин:
Пожарный номер 01.
Ученик 11:
Спать ложитесь - проверяйте:
Не включен ли ваш утюг,
Чтоб беды не стало вдруг.
Все:
Крепко помните друзья,
Что с огнем шутить нельзя.
Легче, чем пожар тушить,
Нам его предупредить.
Список использованной литературы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Огонь-друг или враг?"
Классный час проводился во 2 классе в виде ролевой игры "Час суда"....
Классный час "Огонь – наш друг или враг?"
Классный час "Огонь – наш друг или враг?"Цель:закрепить правила пожарной безопасности, изученные ранее, умение соблюдать их;довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного о...
Классный час "Огонь-мой друг, огонь-мой враг!"
Классный час по противопожарной безопасности "Огонь- мой друг, огонь - мой враг!"...
Классный час "Огонь друг - огонь враг".
Овладение этой величайшей стихийной силой природы позволило человеку обеспечить себя светом и теплом....
Классный час "Огонь - друг, огонь - враг"
Классный час "Огонь - друг, огонь - враг"...
Классный час "Огонь- друг, огонь- враг"
Цели: • познакомить детей с правилами пожарной безопасности; • научить соблюдать их; • довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём; • отр...