Классный час "Огонь- друг, огонь- враг"
план-конспект занятия по обж (2 класс)
Цели:
• познакомить детей с правилами пожарной безопасности;
• научить соблюдать их;
• довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём;
• отрабатывать правильность действий при возникновении пожара;
• воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_ogon-drug_ogon-vrag.docx | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Огонь – друг, огонь - враг!»
Цели:
• познакомить детей с правилами пожарной безопасности;
• научить соблюдать их;
• довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём;
• отрабатывать правильность действий при возникновении пожара;
• воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование : презентация «Огонь –друг, огонь –враг!», иллюстрация пожарника для рефлексии, фишки-капельки для рефлексии.
Ход классного часа
1. Организационный момент.(слайд 1)
Прозвенел звонок веселый,
Дружно всех позвал он в класс.
Для гостей, для вас, ребята,
Приготовила я классный час.
К гостям нашим повернитесь,
Поздоровайтесь и улыбнитесь.
А теперь все развернитесь,
Станьте прямо. Соберитесь.
И слегка мне улыбнитесь.
Молодцы! Теперь садитесь.
Пусть классный час пойдет вам впрок,
Сегодня важен наш урок.
2. Актуализация опорных знаний. Самоопределение к деятельности.
Беседа. (слайд 2)
- Сегодня на нашем классном часе мы с вами поговорим о безопасности. А кто мне может объяснить, что такое безопасность. Как вы понимаете значение этого слова? (Ответы детей).
- В толковом словаре этому слову дано такое определение (слайд 3):
Безопасность – положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь или чему-нибудь.- Какая бывает безопасность? (слайд 4) (безопасность в доме
на улице
в общественном транспорте
пожарная
на дорогах
на воде
на льду
при общении с животными
на природе) (слайды 5 -12)
-Мы сегодня про все виды безопасности поговорить не успеем.
Зато одной из этих безопасностей уделим серьёзное внимание.
А вот какой – в этом поможет загадка.
Загадка. Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может – два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.
Зверя все зовут … (огонь)
-О какой же безопасности мы будем сегодня говорить?(о пожарной) (слайд 13)
Послушаем сообщение. (девочка читает стих)
Он всегда бывает разным –
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит траве,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
Да, огонь бывает разный:
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой.
Очень добрый, очень злой!
- Что вас удивило в этом сообщении?
- О чем захотелось узнать поподробнее?
(Огонь добрый? Огонь злой? Как защитить себя от злости огня?)
-Хотите узнать ответы на эти вопросы?
-Тогда садитесь поудобнее и слушайте внимательно.
3. Работа по теме.
1. Рассказ учителя с демонстрацией слайдов.
- Одно из самых больших чудес природы – это огонь. (слайд 14) С ним люди познакомились еще на заре своего существования.
Много сотен лет потребовалось человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди спичек не имели. Они подбирали загоревшиеся ветки после удара молнии (слайд 15) и поддерживали горение костра днём и ночью, не смыкая глаз, (слайд 16) дежурили возле него, чтобы, не дай бог, он не погас.
Древние люди поклонялись огню, как настоящему божеству, божеству непонятному и грозному. Они считали его загадочным братом Солнца. В огонь запрещалось бросать мусор и отходы, так как это могло, по мнению древних людей, «оскорбить» огонь. Костёр нельзя было ворошить острым предметом, чтобы «не поранить» духа огня.
Немного позже, человек научился добывать огонь и придумал много разных способов, как это делать. (слайд 17) Долго тёр одно сухое дерево о другое. А затем научился высекать искру ударом камня о камень.
Добыв для себя огонь, человек понял, что облегчил себе жизнь.(слайд 18)
Мясо животных, приготовленное на костре, было куда вкуснее и сочнее сырого! Огонь дарил людям в темное время суток свет, отгонял хищных животных от жилищ людей. А в холодное время года огонь согревал людей своим теплом.
Человек изучил огонь и поселил его рядом с собой.
Без огня стала невозможна жизнь на Земле. Он нужен повсюду: в домах и в школах, на фабриках и заводах, в городах и селах.
Благодаря огню, ракеты поднялись в далекий космос. (слайд 19)
В нашей современной жизни у огня появилось еще одно назначение: он - символ: (слайд 20)
1) люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, которые сражались за Родину (огонь – символ памяти);
2) Огонь, зажжённый в далёкой Олимпии, несут в факельной эстафете участники международных олимпиад: бегуны, гимнасты, велосипедисты, лыжники и др. спортсмены (огонь – символ открытия олимпиад) (слайд 21)
- После моего рассказа можно сделать маленький вывод, что огонь - это настоящий … друг и помощник человека.
- А права ли буду я, если скажу, что огонь - злейший враг человека?
- Почему? Что страшного за собой несёт огонь для человека?
ОГОНЬ – ВРАГ: он сгубил миллионы человеческих жизней, огонь всегда сопровождал войны, огонь несет пожары, разрушения, нищету, слезы и беду. (слайды 22 – 28)
2. Чтение учителем сказки. Обсуждение причин пожара.
- Ребята! Наш старый знакомый Гном принес сказку. (слайд 29) Я её прочитаю, а вы должны внимательно послушать и определить, отчего возник пожар, каковы причины пожара?
Сказка о славном царе Горохе и храбром мальчике Жене (слайд 30)
В некотором царстве, не в нашем государстве жил-был царь Горох в своем дворце гороховом. (слайд 31) Был царь добрым, веселым и беспечным: законов не издавал, правил не вводил, и каждый в его государстве мог делать все, что его душа пожелает. При этом все царя хвалили, а для него это было главное. Вокруг царства горохового стоял дремучий лес, сквозь который никто из других государств сюда не мог пробраться.
Но однажды заблудился в том лесу один мальчик Женя.(слайд 32) Весь день бродил он по лесу и удивлялся, до чего он грязный, замусоренный. Решил Женя мусор собрать и в яму закопать, чтобы чище стало. А лес в благодарность за то, что кто-то впервые о нем позаботился, указал мальчику дорогу в царство гороховое.
Идет Женя по столице царской и диву дается. В одном месте дети маленькие спичками костер разжигают, а взрослым до них и дела нет. В другом мальчишки постарше тополиный пух зажгли, вот-вот забор спалят, но их никто не ругает. У хозяйки в соседнем доме печь без присмотра оставлена, бельё над печкой сушится, а она сама высохшее белье утюгом гладила, увидала в окно соседку и выскочила поболтать с ней, а старик ее на лавочке сидит, покуривает и окурки прямо в сухую траву бросает.
Возмутился Женя: «Что же вы, люди добрые, делаете! Ведь у вас пожар может случиться!»
«Подумаешь, - отвечает дед. – Да у нас каждый день по три пожара случается, и ничего. Царь у нас добрый. Нам все можно!»
Бросился мальчик прямо к царю во дворец.(слайд 33)Стал уговаривать Гороха закон принять и запретить людям с огнем неосторожно обращаться. Только не любил Горох, чтобы его учили. И приказал бросить Женю в темницу. И дальше стал жить-поживать также весело.
Но вышло не так. Пришла зима, наступил Новый год, а за ним Рождество, и в царстве установили огромную елку из леса.(слайд 34) Ее украсили бусами и игрушками, а в ветвях зажгли свечи. Всю праздничную ночь во дворце веселились, а когда под утро заснули, свечи погасить забыли. И сгорел дворец царя Гороха дотла.(слайд 35) Мало того: разлетелись угольки и искорки во все стороны, и запылало все царство. И заплакал Горох, понимая, что спасать уже нечего.
Понял царь, что всему виной его беспечность. Приказал он тут же выпустить из темницы Женю и отправить его домой. А когда отстроил себе новое царство, издал свой первый указ – о пожарной безопасности. Объявил, что строго будет наказывать всех, кто беспечно обращается с огнем. И зажили все в царстве Гороха спокойно и счастливо. Женя тоже там был, мед-пиво пил. Далеко это от нас было – не видать, а только люди рассказывают, что и рядом с нами такое случается…
- Почему загорелось царство царя Гороха? (люди не соблюдали правила пожарной безопасности)
- Какие причины пожара заметили в сказке? (игра со спичками, поджог тополиного пуха, печка без присмотра, белье над печкой, включенный утюг, брошенные в траву окурки, свечи на елке).
- И таких причин очень-очень много.
- Наверно, нужно отругать огонь, наказать его, поставить в угол, за то
что несет столько беды в дом?
- Или не в нем тут дело?
- Или виноват кто-то другой?
- Кто же всем пожарам виновник? (человек).
- И спички с зажигалками, и утюги с обогревателями, и включенный газ – всё это очень опасно! Но!
Спички сами не зажигаются, зажигалки – тоже, газ сам не включается. Самая главная причина пожаров – сами люди, их зачастую неправильное обращение с огнем, неумение соблюдать правила пожарной безопасности.
А лучшая защита от пожаров – знание и соблюдение правил пожарной безопасности!
3.Игра-физкультминутка. «Слушай внимательно».
- Я буду задавать вопросы, а вы должны хором отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!».
Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»
Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?
Все внимательны пока, продолжаем, детвора!
Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «104»?
Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!
Вы внимательны, друзья, продолжаем, детвора!
Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Кто пожарным помогает, правила не нарушает, кто пример для всех ребят: школьников и дошколят?
Кто задорный и весёлый, верность правилам храня, бережет родную школу от огня?
4 .Игра «Доскажи словечко».
- А теперь проверим, знаете ли вы что делать, если возник пожар.
А ну, ребятки, не зевайте,
Дружно хором отвечайте.
Вы словечко подскажите,
Выход из беды найдите.
Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажёг.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его… (водой)
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
то ты должен предпринять?
Сразу спички … (отобрать).
Раскалился если вдруг
Электрический утюг,
Что должны вы делать, детки?
Вынуть вилку из … (розетки)
Если вдруг пожар возник,
Ты обязан в тот же миг
В часть к пожарным позвонить,
О пожаре… (сообщить)
Знает каждый гражданин –
Пожарный номер … (101).
- А кто из вас знает, как нужно действовать, если пожар произойдет в школе? (ответы детей)
- В каждой школе составлен план эвакуации (покидания помещения, здания). Такой план находится на каждом этаже, в каждом классном кабинете. Его должны все знать и при пожарной тревоге строго следовать инструкциям учителей.
-Почему при эвакуации из здания нельзя бежать, кричать и толкаться?(ответы детей)
Помните! Крики, паника, суета и толкотня еще никогда не послужили человеку на пользу, а шли только во вред. Строгая дисциплина, подчинение приказам взрослых спасет вас от беды!
5 .Итог урока. Рефлексия.
- Ну, вот теперь я спокойна, вы предупреждены, что шутить с огнем опасно, и, надеюсь, всегда будете выполнять правила пожарной безопасности, будете бдительными людьми, готовыми спасти себя и других.
- Хочу пожелать и вам, и гостям нашего классного часа, чтобы никому и никогда не пришлось набирать номер телефона 101.
- Вернемся к поставленным нами в самом начале классного часа вопросам.
- Огонь добрый?
- Огонь злой?
- Это он виновник бед?
- Как не допустить в свой дом огонь?
- А вот полезен ли был для вас классный час или нет, мы сейчас узнаем.
- Нас давно уже заждался пожарник. Будем ему помогать тушить огонь. Чтобы вода хлынула из его шланга, нужно прикрепить капли.
На столе у меня три коробочки с каплями воды разных оттенков синего цвета.
- Если:
классный час был вам интересен и полезен, вы многое для себя узнали – то возьмете капли светло-голубого цвета;
если было не очень интересно и не сильно полезно для вас – то, синие;
если, на ваш взгляд, мы провели время бесполезно, у вас ничего интереса не вызвало, то – темно-синие.
- Попросим гостей подбавить напора в нашем шланге, чтобы основательно потушить огонь. (гости добавляют на плакат капли воды)
- Этот огонь мы затушили. Я желаю вам, чтобы в ваших маленьких сердечках огонек никогда не угасал. Не проходите мимо беды на улице, успейте вовремя заметить и сообщить взрослым или пожарной охране о начинающемся пожаре. И тогда планета Земля и её жители не будут страдать от огня и дыма.
-Спасибо всем за работу! Наш классный час окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Огонь-друг, огонь-враг.
Сценарий....
Классный час "Огонь друг - огонь враг".
Овладение этой величайшей стихийной силой природы позволило человеку обеспечить себя светом и теплом....
конспект классного часа 4 класс. « Огонь – друг, огонь – враг! »
Тема: « Огонь – друг, огонь – враг! »Цели: Научить детей навыкам правильного обращения с огнем; познакомить с правилами поведения при пожаре.Оборудование: Плакаты: «Причины пожаров», «Как вести себя в...
Классный час "Огонь - друг, огонь - враг"
Классный час "Огонь - друг, огонь - враг"...
Классный час : "Огонь - друг, огонь - враг"
Профилактика пожаров и гибели, обучение мерам пожарной безопасности....
Классный час : "Огонь - друг, огонь - враг"
Профилактика пожаров и гибели, обучение мерам пожарной безопасности....