Организация внеурочной деятельности младших школьников.
статья по теме
организация внеурочной деятельности по модели площадок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация внеурочной деятельности младших школьников | 32.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Руководителя ШМО начальных классов
МОУ Ново-Рассыпнянская СОШ
Боковой С Ю
По теме :
Организация внеурочной деятельности младших школьников.
Для районного методического заседания учителей начальных классов.
Август 2013 год
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
-Основой реализации основной образовательной программы начального общего образования служит системно-деятельностный подход и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
При формировании и описании модели организации внеурочной деятельности младших школьников образовательному учреждению целесообразно руководствоваться нормативными документами федерального уровня и методическими рекомендациями разработчиков ФГОС НОО. Общими для всех учреждений позициями при организации внеурочной деятельности должны являться следующие положения:
Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план, который содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, и включает в себя внеурочную деятельность учащихся, объем которой может составлять до 1350 часов за 4 года обучения, то есть 10 часов в неделю.,что определяется гигиеническими требованиями к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки в конкретной параллели (таблица 3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»);
- внеурочная деятельность организуется образовательным учреждением по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);
- внеурочная деятельность организуется через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики;
- объем части внеурочной деятельности, реализуемой через учебный план образовательного учреждения (а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса, проводимой в формах, отличных от урочной)
- внеурочная деятельность в образовательном учреждении должна соответствовать целям, принципам, ценностям, отраженным в основной образовательной программе начального общего образования, воспитательной системе школы;
- выбор моделей, форм организации внеурочной деятельности младших школьников определяется образовательным учреждением самостоятельно на основе анализа совокупности условий реализации образовательного процесса.
Одним из принципов, который положен в основу моделирования внеурочной деятельности образовательного учреждения, является направленность содержания, отвечающая образовательным запросам обучающихся (их родителей). Это как раз та часть основной образовательной программы, которая должна формироваться всеми участниками образовательного процесса.
При разработке содержательной модели внеурочной деятельности образовательному учреждению целесообразно выбрать одну из предлагаемых. Первая модель – «Модель площадок» предполагает формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в рамках внеурочной деятельности, в том числе на основе принципа проектирования воспитывающей среды. В рамках данной модели специалистами образовательного учреждения разрабатываться спектр программ внеурочной деятельности различного типа по направлениям развития личности, обозначенным во ФГОС начального общего образования. При этом программы предусматривают все формы и виды деятельности младших школьников. Программы следует разрабатывать с учетом их пролонгации на каждый год первой ступени общего образования с учетом наличия площадок для их реализации. При этом площадками могут являться специализированные кабинеты, библиотека, спортивные залы (спортивные площадки и комплексы), музей, игровые комнаты, актовый зал, лаборатории и др. помещения образовательного учреждения, а также учреждения культуры, спорта, искусства города (поселка), промышленные, производственные и другие учреждения и организации. В данном аспекте модели акцентируется социальная направленность всех программ, освоение ребенком среды жизнедеятельности через собственную практику и восприятие. Программы внеурочной деятельности в рамках данной модели следует формировать по модульному принципу (как для одного года, так и более лет обучения), что обеспечит возможность для перехода школьников из одной программы в другую на разных этапах обучения. В таблице приведен пример, характеризующий содержательную основу рассматриваемой модели.
Направления развития личности | Спектр программ внеурочной деятельности различных типов и форм |
Спортивно-оздоровительное | Ритмика «ВДОХновение!» |
Марафон «Будь здоров!» Спортивные бои (шахматы, армрестлинг, теннис, меткий стрелок и т.д.) | |
Подвижные игры «Академия досуга» | |
Общеинтеллектуальное | Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» |
Научное общество учащихся «Первые шаги моего исследования» | |
Игра – путешествие «Мой родной город» | |
Общекультурное и социальное | Студия мультипликации (видеотворчество, социальная реклама) |
Мастерская дизайна (дизайн-проекты) | |
Духовно-нравственное | Проект «Моя семья» |
Экскурсии «История моего города» |
Формирование групп обучающихся, желающих освоить те или иные программам, происходит перед началом учебного года по согласованию с родителями. Выбор программ может быть предоставлен школьникам по всем направлениям развития личности. Расписание занятий по внеурочной деятельности составляется в соответствии с выбором обучающихся, условиями, которые имеются в образовательном учреждении. В данной модели организации внеурочной деятельности важная роль принадлежит тьютору и (или) педагогу-организатору. Модель может быть реализована в образовательных учреждениях, в которых созданы соответствующие условия: развита школьная инфраструктура; налажено взаимодействие с социальными партнерами (в том числе с учреждениями дополнительного образования детей); школа обеспечена соответствующими кадрами.
Преимуществами данной модели являются:
-создание условий обучающимся для реального выбора наиболее привлекательных для них форм и видов внеурочной деятельности;
-обеспечение возможности обучающимся перейти из одной группы в другую (в течение учебного года);
-обеспечение вариативности программ внеурочной деятельности.
Вторая модель – «Модель проектов» основана соответственно на использовании метода проектов. Содержательные аспекты модели выбираются в соответствии с основными направлениями развития личности, традициями образовательного учреждения, условиями реализации образовательного процесса, наличием (отсутствием) социальных партнеров для реализации программ внеурочной деятельности. Содержание каждого проекта обеспечивает реализацию направлений развития личности при возможном выделении наиболее акцентированных. Каждый проект имеет свои цели, формы организации деятельности детей (конференции, диспуты, соревнования, олимпиады, экскурсии и др.) и формы представления результатов (презентации результатов проектов на родительских собраниях, педагогических советах, стенная газета, оформление специального стенда и др.).
Можно предусмотреть структурирование содержания планируемых проектов по определенным основаниям, например в каждом проекте должно быть выделено место под разработку тем: «Я и моя семья», «Я и моя школа», «Я и мой город», «Я и моя страна»
Содержание и формы проведения занятий должны быть выстроены на основе изучения мнения родителей. В таблице приведен пример содержательного наполнения рассматриваемой модели.
Наимено-вание проектов | «Учусь учиться» | «Учусь быть гражда-нином» | «Стану олим-пийцем» | «Учусь сотруд-ничать» | «Учусь быть культур-ным» |
акценти-рованные направления развития личности в рамках проектов | общеинтел-лектуальное, духовно-нравственное | духовно-нравст-венное, социальное, спортивно-оздорови-тельное | спортивно-оздорови-тельное, духовно-нравст-венное, обще-культурное | социаль-ное, духовно-нравст-венное, общекуль-турное | общекуль-турное, общеин-теллекту-альное, духовно-нравст-венное |
Организационной особенностью модели является развертывание проектов последовательно или параллельно в течение учебного года. Время для реализации проектов, в том числе каникулярное, определяется в зависимости от содержательного наполнения проектов, а также тем обстоятельством, что реализация проектов в начальной школе должна рассчитываться с учетом особенностей учебной мотивации младших школьников. Данная модель может быть реализована как в первый год обучения школьников, так и спроектирована в целом на первую ступень общего образования с учетом необходимости достижения школьниками различных уровней результатов. Модель предусматривает ее реализацию, как для классов, так и для групп детей.
Преимуществом модели является то, что она может быть реализована в любых условиях организации образовательного процесса (для малокомплектных школ, для сельских и городских школ, для различных видов школ (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов)). Занятия в рамках внеурочной деятельности могут проводить учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, тьюторы. В рамках данной модели обеспечивается включенность в процесс всех учащихся и согласованность всех целей внеурочной деятельности.
Приведенные выше содержательные модели внеурочной деятельности могут реализоваться в образовательных учреждениях и параллельно, в зависимости от условий организации образовательного процесса и запросов родителей обучающихся.
Анализ организационных моделей внеурочной деятельности необходимо проводить исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, возможностей использования для ее реализации организационных структур образовательного учреждения и его социальных партнеров.
Организационные модели внеурочной деятельности представлены в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования» основными типами:
- модель дополнительного образования (на основе институциональной системы дополнительного образования);
- модель «школы полного дня»;
- оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
- инновационно-образовательная модель;
- модели взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей (традиционная, «узловая», стажировочной площадки).
В целом, руководителям образовательных учреждений при выборе содержательных и организационных моделей организации внеурочной деятельности необходимо исходить из оценки и планирования ресурсов школы.
Документальное подтверждение реализации в образовательном учреждении модели организации внеурочной деятельности осуществляется через разделы ООП НОО:
-пояснительную записку, где собственно и описывается школьная модель, анализируется социальный заказ, что подтверждается планом внеурочной деятельности, составленным на весь период освоения ООП НОО ;
- программы курсов внеурочной деятельности, как части раздела ООП НОО «Программы отдельных учебных предметов и курсов».
Внеурочная деятельность организуется в МОУ Ново-Рассыпнянской СОШ по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);
Право выбора модуля принадлежит учащимся совместно с родителями.
Объем части внеурочной деятельности, реализуемой через учебный план определяется гигиеническими требованиями к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»);
При разработке программ реализации внеурочной деятельности школа придерживалась методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»);
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 18.07.2011 г. №103/4275 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011 – 2012 учебном году»;
Внеурочная деятельность соответствует целям, принципам, ценностям, отраженным в основной образовательной программе начального общего образования, воспитательной системе школы;
На основе анкетирования родителей первоклассников ( протокол родительского собрания №1 от19 04 2011) В МОУ Ново-Рассыпнянской СОШ выбраны спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное направления внеурочной деятельности.
( Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 29 марта 2011 года № 103/1532 «Методические рекомендации по организации и проведению общешкольного родительского собрания в образовательных учреждениях Челябинской области с родителями будущих первоклассников в преддверии 2011-2012 учебного года»;)
На основе анализа совокупности условий реализации образовательного процесса школой определена «Модель площадок» , которая предполагает формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в рамках внеурочной деятельности, в том числе на основе принципа проектирования воспитывающей среды. В рамках данной модели разработан спектр программ внеурочной деятельности различного типа по направлениям развития личности, обозначенным во ФГОС начального общего образования. При этом программы предусматривают все формы и виды деятельности младших школьников.
Внеурочная деятельность организуется через такие формы, как кружки, секции, студии.
Направление Спортивно-оздоровительное:
Секция «Чемпион»
Цель: Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы, тренировка и совершенствование физических качеств, приобщение к самостоятельным занятиям физической культурой.
Ожидаемый результат: Укрепление здоровья детей, снижение уровня заболеваемости, подготовка учащихся к выполнению программных нормативов.
Направление Общекультурное и социальное:
Студия « Смотрю на мир глазами художника».
Цель: Художественно-эстетическое воспитание, формирование творчески активной личности.
Ожидаемый результат: Сформированная творческая самореализация детей средствами художественной деятельности.
Кружок «Азбука здорового питания»
Цель: Приобретение обучающимися социальных знаний, формирование представлений о здоровье, мотивация на ЗОЖ.
Ожидаемый результат: Сформированное у учащихся понимание значимости правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья всех членов семьи.
Направление Общеинтеллектуальное:
Кружок «Лего-конструирование»
Цель: Использование конструктора как средства всестороннего развития личности младших школьников.
Ожидаемый результат: Реализация творческого потенциала младших школьников.
Направление Духовно-нравственное:
Литературный кружок « В гостях у сказки»
Цель: Развитие творческих способностей учащихся средствами прикладной направленности.
Ожидаемый результат: Сформированная творческая самореализация детей средствами художественной деятельности.
Направление внеурочной деятельности | Реализуемая программа/ классы |
Спортивно-оздоровительное | Секция.«Чемпион.» |
Общекультурное и социальное | Студия « Смотрю на мир глазами художника» |
Кружок « Азбука здорового питания» | |
Общеинтеллектуальное | Кружок « Лего -конструирование» |
Духовно-нравственное | Литературный кружок « В гостях у сказки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де...
Организация внеурочной деятельности младших школьников
дается описание внеурочной деятельности.Что это такое....
«Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности младших школьников»
Актуальность разработки «Оптимизационной модели» внеурочной деятельности (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения) ,связана с переходом школы...
«Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности младших школьников
Актуальность разработки «Оптимизационной модели» внеурочной деятельности (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения) ,связана с переходом школы на ф...
Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках программы « Я - исследователь»
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества о...
Организация внеурочной деятельности младших школьников.
Статья об организации внеурочной деятельности...
"Организация внеурочной деятельности младших школьников средствами целевых программ" доклад на районной научно-практической конференции
Доклад раскрывает модель организации внеурочной деятельности класса (школы) на основе системно-деятельностного подхода и интеграции учебного процессса и внеурочной деятельности. В не...