«Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности младших школьников»
методическая разработка по теме

Махаммадиева Елена Петровна

Актуальность разработки  «Оптимизационной  модели»   внеурочной деятельности (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения) ,связана с переходом школы на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образованиявсе направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение   средняя общеобразовательная школа  № 12

«Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности младших школьников»

Выполнила :

Махаммадиева Елена Петровна

учитель начальных классов

                                                             МБОУ СОШ № 12

г.Выкса 2012г

Актуальность разработки  «Оптимизационной  модели»   внеурочной деятельности (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения) ,связана с переходом школы на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, в котором  приоритетной целью образования становится развитие личности каждого школьника, его воспитание и социализация.

   Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе .В каждом образовательном учреждении необходимо создать гуманистическую и эффективную систему внеурочной деятельности. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволит, по мнению разработчиков ФГОС НОО, решить ещё целый ряд очень важных задач, среди которых:

-  обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;

-   оптимизация учебной нагрузки обучающихся;

-   улучшение условий для развития ребенка;

-   учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: 

игровая деятельность;

познавательная деятельность;

проблемно-ценностное общение;

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество;

социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

трудовая (производственная) деятельность;

спортивно-оздоровительная деятельность;

туристско-краеведческая деятельность.

Выделены следующие направления внеурочной деятельности:

-спортивно-оздоровительное;

-общекультурное;

-общеинтеллектуальное;

-духовно-нравственное;

-социальное.

Все предложенные направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности

      Основной  идеей разработки данной модели  на базе МБОУ СОШ №12  является :создание  развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности.

      Преимущества  заключаются в предоставлении более широкого выбора для ребенка спектра форм внеурочной деятельности в рамках обозначенных ФГОС НОО направлений за счёт интеграции ресурсов (кадровых, материально-технических, программно-методических, информационных)  имеющихся в социуме организационных структур.

     Материально-техническое обеспечение:

  Для реализации модели внеурочной деятельности в школе имеются следующие  условия: занятия обучающихся проводятся в первую смену, в кабинете 1-х классов имеются компьютер, мультимедийная установка, все кабинеты начальных классов  располагаются на первом этаже, в школе есть столовая, в которой организовано  питание школьников.      

Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом, спортивной площадкой, библиотекой, школьным музеем, кабинетом информатики, где  имеются  компьютеры ,подключенные к локальной сети Интернет, проектор, экран..

В школе учителя начальных классов разработали  программы внеурочной деятельности, которые получили экспертное заключение НИРО: Программы научно-познавательного направления «Доброград»,  спортивно-оздоровительного направления «Дорога к здоровью»и  «Экологический калейдоскоп», «Музыкальный театр»

      Кадровые условия. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают  участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог психолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, библиотекарь, заведующий музеем, учителя музыки и физической культуры и другие).

     Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

-организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

    Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

             Информационное обеспечение осуществляется через « Дневники для внеурочной деятельности».            

         В организации внеурочной деятельности условно можно выделить три этапа:

 1)   Проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей. На этом  этапе усилия администрации и педагогов направляются на сбор информации о том, чем увлекается и интересуется каждый учащийся, где и как он реализует свои интересы и потребности, чем еще хотел бы заниматься в классе, школе, учреждениях дополнительного образования, культуры, спорта, какое мнение по данному поводу имеют его родители. С этой целью можно использовать анкетирование.                                                                                                              2)    Организационно-деятельностный, в рамках которого происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения;( включение широкого спектра видов (направлений) внеурочной деятельности, форм и способов ее организации.)          3)     Аналитический, в ходе которого осуществляется анализ функционирования созданной системы (включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;                                                                                                

 Для  работы по пяти направлениям внеурочной деятельности , МБОУ СОШ № 12   использует разнообразные формы :

1.Спортивно-оздоровительное направление:

-  День здоровья ,спортивные  кружки, веселые старты , физ.минутки, беседы о ЗОЖ , соревнования. плановые осмотры детей, участие в оздоровительных процедурах.                                                                                                             2.Духовно-нравственное направление:                                                                                                    -исследовательские работы, праздники: «Святки, Рождество,  Масленица, День славянской письменности, Пасха Красная и т.д»,этические беседы.      3.Общеинтеллектуальное направление: - общественный смотр знаний, конкурсы чтецов,  рисунков,  викторины,  познавательные и интеллектуальные игры, исследовательские работы.                                                                                  4.Социальное направление:                                                                                                 - экскурсии в музей, встречи с ветеранами, работниками ДПС, КДН,  трудовые десанты, участие ребенка в социальных акциях.                                                                                          5.Общекультурное направление:                                                                                         Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки»театрализованные представления  на уровне класса и школы, посещение театров,  цирковых программ , кинозалов, выставок, музыкальной школы, художественной студии. экскурсии в музей, выставки.

Участники сетевого взаимодействия в организации внеурочной деятельности младших школьников

Основным механизмом организации внеурочной деятельности в условиях сетевого взаимодействия является договор о совместной деятельности.

Участники образовательного  учреждения в организации внеурочной  деятельности младших школьников

    С тем, чтобы у классного руководителя была возможность обеспечить внеурочную деятельность по всем направлениям, составляется сводная карта внеурочной деятельности

Общая карта занятости обучающихся  1 класса   во внеурочной деятельности на неделю.

Направление внеурочной деятельности

Возможные формы организации внеурочной деятельности

Место проведения

Ответственные

спортивно-оздоровительное

Секции «гимнастика,самбо,футбол и т.д»  

«День здоровья»              

Санитарный осмотр  

Утренняя зарядка  

Кружок  «Дорога к здоровью»  

 Беседа «Всем на свете людям ясно,

что с огнём шалить опасно»

 Физ.минутки

ДЮСШ

Спортивный зал ОУ

кабинеты ОУ

Тренеры ДЮСШ

Учителя физ.куль

туры

Кл.руководитель,

мед.сестра

духовно-нравственное

Беседа «Кого можно назвать другом.»

Кружок  «Доброград»,   

«Я- Гражданин»

кабинеты ОУ

Кл.руководитель

Обще

интеллектуальное

Викторина «Правила дорожного движения»

Взаимопомощь в учёбе

Кружок «Экологический калейдоскоп»

Исследовательская работа

 Конкурс чтецов.

кабинеты ОУ

библиотека

МОУ ДОД ДДТ

Кл.руководитель,

библиоте

карь

общекультурное

Подготовка к празднику  

Участие в праздничном концерте

Изготовление поздравительных открыток

Посещение городской библиотеки

Посещение муз. Студии

Кружок «Вокал»

кабинеты ОУ

муз.школа

городская библиоте

ка

Учителя музыки,

кл.руководи

тель,

работник библиотеки

социальное

Дежурство по классу,в столовой

Уход за комнатными растениями

Экскурсия в ш/музей

кабинеты

столовая

ш/музей

Кл.руководитель,

экскурсовод

Внеурочная деятельность организуется с учетом потребностей, способностей обучающихся и возможностей (ресурсных) участников сетевого взаимодействия. На каждого школьника оформляется индивидуальная карта занятости во внеурочной деятельности, дети в свою очередь ведут дневник «Занятости во внеурочной деятельности»

Индивидуальная карта занятости обучающейся 1 класса_ Иванова Ивана         во внеурочной деятельности

Направление внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Место проведения

Ответственные

спортивно-оздоровительное

Секция «самбо»  

Санитарный осмотр  

Утренняя зарядка    

 Беседа «Всем на свете людям ясно,

что с огнём шалить опасно»

 Физ.минутки

Спорт.корпус

Спортивный зал ОУ

кабинеты ОУ

Тренеры ДЮСШ

Учителя физ.куль

туры

Кл.руководитель,

мед.сестра

духовно-нравственное

Беседа «Кого можно назвать другом.»

Кружок  «Доброград»,

«Я-Гражданин»

кабинеты ОУ

Кл.руководитель

Обще

интеллектуальное

Викторина «Правила дорожного движения»

Взаимопомощь в учёбе

Кружок «Экологический калейдоскоп»

кабинеты ОУ

Кл.руководитель,

общекультурное

Подготовка к празднику  

Участие в праздничном концерте

Посещение городской библиотеки

 

кабинеты ОУ

городская библиоте

ка

кл.руководи

тель,

работник библиотеки

социальное

Дежурство по классу,в столовой

Уход за комнатными растениями

Экскурсия в ш/музей

кабинеты

столовая

ш/музей

Кл.руководитель,

экскурсовод

          Вывод:  все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Считаю, что данную модель можно применить для реализации внеурочной деятельности младших школьников.

НаправленияВД:

Духовно-нравственное,

Социальное,

Общеинтеллектуальное,

Общекультурное,

Спортивно-оздоровительное

Дополнительное образование от МОУ ДОД ДДТ, МОУДОД ЦДТТ

Семья

МОУ ДОД ДЮСШ (самбо,велоспорт,гимнастика)

Заведующая библиотекой

Городская  библиотека

Музыкальная школа

НаправленияВД:

Духовно-нравственное,

Социальное,

Общеинтеллектуальное,

Общекультурное,

Спортивно-оздоровительное

 Руководители спортивных кружков, секций

Физ.минутки

Классный руководитель

Психолог школы

Медицинская сестра

Руководитель школьного музея

д/к « Металлургов»

Городской музей

Администрация школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де...

Организация внеурочной деятельности младших школьников

дается описание внеурочной деятельности.Что это такое....

«Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности младших школьников

Актуальность разработки  «Оптимизационной  модели»   внеурочной деятельности (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения) ,связана с переходом школы на ф...

Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности

Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждениив условиях реализации ФГОС НОО организуется по направлениям развития личности:1) спортивно-оздоровительн...

Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках программы « Я - исследователь»

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества о...