Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках программы « Я - исследователь»
статья на тему
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС | 14.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках программы « Я - исследователь»
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь».
В.А.Сухомлинский
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, создает дополнительные условия для развития учащихся.
Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.
Работа по организации внеурочной деятельности, будущих первоклассников в нашей школе, началась в мае 2010 года. В рамках реализации подготовительного этапа было проведено анкетирование будущих первоклассников и их родителей. В результате выявлены желаемые направления внеурочной деятельности, анализ возможностей школы по проведению занятий по внеурочной деятельности, использование возможностей учреждений дополнительного образования. В сентябре классным руководителем проводилось родительское собрание, на котором проходила презентация программ внеурочной деятельности. Родители, получив полную информацию об организации внеурочной деятельности, зная способности и наклонности своих детей, вместе с учителем определили направления своей работы: спортивно – оздоровительное, военно – патриотическое, художественно – эстетическое, научно – познавательное, проектная деятельность.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.
Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.
Программа “Я - исследователь” является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100», методику организации проектной деятельности младших школьников, методику организации проектной деятельности А.В. Горячева, методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова и
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- научность: включает в себя способы исследования, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний;
- личностный подход: предполагает отношение педагога к личности ученика как к главной ценности, создание условий для личностного роста каждого ребенка;
- преемственность: ориентирует педагога на создание условий для восхождения от более низких уровней к более высоким, ориентируясь на предыдущие личные достижения каждого ребенка;
- результативность: хороший результат, партнерство, творчество и успех: создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Реализация данной цели направлена на решение следующих задач:
Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Сроки реализации программы: Программа курса рассчитана на 4 года обучения. 1 год обучения – 32 часа (1 час в неделю), 2-4 год обучения 34 часа (1 час в неделю).
Содержание программы
Содержание данной программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности.
Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру, создавать и реализовывать свои замыслы.
Формы организации учебного процесса.
В процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.
Для этого в программе предусмотрена организация учебно-исследовательская деятельность на основе дифференциации и индивидуализации.
Дифференциация деятельности проводится фронтально по отношению ко всему классу и предполагает сочетание как элементов частного и общего («наводящие», дополнительные вопросы и задания), так и элементов репродуктивной и продуктивной деятельности. Такая дифференциация осуществляется преимущественно при коллективном решении проблем. В процессе работы детям оказывается индивидуальная помощь и поддержка.
Вместе с тем в программе выделено, что необходимо активно использовать групповые формы работы. Для этого дети объединяются в группы двумя способами:
1 способ – в группе объединяются дети с одинаковым уровнем развития исследовательского опыта (по совокупности признаков);
2 способ – в группе работают ученики с различным исследовательским опытом.
В программе предусмотрены следующие варианты совместной работы:
1)группа выполняет общее задание одновременно на одном и том же «поле труда», но каждый член группы делает свою часть этой общей работы независимо друг от друга;
2)общее задание при тех же условиях выполняется последовательно каждым членом группы;
3)при тех же условиях задача решается при непосредственном одновременном временном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными членами.
Главное, на что стоит ориентироваться при организации групповой работы – дифференцировать не общие проблемы, а подходы к их решению путем недостающих элементов (подобранных вспомогательных задач). Степень участия каждого школьника в учебно-исследовательской деятельности будет определяться уровнем его активности и самостоятельности при решении проблем. Таким образом, взаимодополнение личностного, ситуационного и задачного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности в начальных классах позволяет достаточно полно реализовать потенциалы этой деятельности. Поэтапное включение младшего школьника в учебно-исследовательскую деятельность является одним из эффективных путей обогащения индивидуального исследовательского опыта ребенка.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии
Планируемые результаты освоения, обучающимися программы
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно.
Личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты)
Регулятивные универсальные учебные действия:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);
учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;
составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно;
работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные универсальные учебные действия:
извлекать информацию;
ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;
самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ , выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:
- включение всех учащихся класса в исследовательскую работу
- выполнение мини-исследований
- подготовится отчет – сообщение по результатам исследования
- участие школьников в мини-конференциях, семинарах (в конце каждого года проводится презентация проектов с приглашением родителей)
- умение использовать при подготовке к другим предметам вновь приобретённые знания и навыки
- умение работать с различными источниками информации, что положительно сказывается на результатах обучения и воспитания
Опыт исследовательской работы является, возможно, одним из самых полезных для ребенка за годы учебы: он учит анализировать, сравнивать, логически мыслить, учит решать творческие задачи. Главное - заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будит закономерен. П.А. Кропоткин писал: “Кто испытал раз в жизни восторг научного творчества, тот никогда не забудет блаженного мгновения. Он будет жаждать повторения”.
Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия
Каждый прожитый школьный день, горящие глаза ребят побуждают меня к раздумьям, к поиску, творчеству. Для меня это является условием личностного роста и повышение профессионального мастерства. Мой девиз при организации внеурочной деятельности: быть искренним, принимать ребенка таким, каким он есть, верить в способности и возможности каждого ученика, открывать внутренний мир ребенка, т.е. создавать благоприятный климат для развития личности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО( проект)
Эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность. Внеуроч...
Отчет по теме самообразования "Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС"
Отчет включает в себя задачи внеурочной деятельности, формы организации внеурочной деятельности, методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях...
Доклад "Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС."
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Сегодня она понимается преимущественно как деятельность, о...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де...
Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
Доклад- презентация на тему "Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО"...
Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно – воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Заинтересованность школы в решении проблемы внеуро...