Воспитательная программа "Растем играя"
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vosp._programma.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО учителей _____________ _________ /____________/ Протокол № ___ от __.___. 201__ г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по ВР _________ / ____________/
| «УТВЕРЖДЕНО» Директор школы ________ / Шарыпова О.Ю./ Приказ № __ от __.___. 201__ г. |
Программа воспитательной работы в начальной школе «Растем играя»
учителя начальных классов
первой квалификационной категории
Федосеевой Натальи Александровны
г. Братск 2011
Программа воспитательной работы «Растем играя»
I. Индивидуально-групповой блок.
В Концепции модернизации образования указано «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности... Важнейшая задача воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».
Современное воспитание должно отличаться системностью, в которой все составляющие важны и взаимосвязаны.
Программа воспитания возникла потому, что передо мной постоянно возникали вопросы: каким должен быть воспитательный процесс, чтобы он приводил к всестороннему и гармоничному развитию личности, к созданию сплоченного детского коллектива, в котором каждый ребенок - гражданин своего Отечества, человек который может творить и созидать.
Работа по данной программе ориентирована на организацию воспитательного процесса в коллективном союзе учителей, учащихся начальной школы и родителей. Такое сотрудничество позволяет осуществлять достижение духовно-нравственных норм жизни. Четкое следование расписанию уроков не позволяет вовлекать в воспитательный процесс учащихся и родителей одновременно. Программа «Растем играя» полностью решает эту проблему. Она имеет благоприятные возможности в выборе времени для проведения совместных мероприятий.
II.Ценностное основание воспитательной системы.
Сплочение коллектива, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это возможно осуществлять через обучение и творчество в школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, так как для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности.
Дети – актеры-творцы накапливают эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивают его.
Учитель – режиссер, создает свою неповторимую программу, отражающую успешный ход его работы. Данная система воспитания через ролевую игру.
При творческом подходе к занятиям ролевая игра не только активизирует интерес школьников к искусству, но и развивает фантазию, память и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в классе.
Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям.
Цель воспитательной работы – содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника.
Достижение такой цели возможно при решении следующих задач:
- Опора на ведущие виды деятельности (познавательную, игровую, общественно-полезную);
- Формировать духовно-нравственные качества, которые должны стать основой воспитанности и толерантности учащихся;
- Развивать в детях творческое начало, артистизм, любознательность, стремление к сотрудничеству;
- Способствовать сплочению коллектива;
- Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения младшего школьника;
- Побудить интерес учащихся к проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умения самопознания, самостроительства и саморефлексии;
- Создание условий для успеха.
Принципы воспитательной работы:
- Личностно-ориентированные:
Целостное развитие (физическое, интеллектуальное, духовное);
Психологический комфорт (атмосфера раскрепощенности, уважения, успешности, достижения поставленной цели);
Адаптивность («Школа – мой дом!»)
- Культурно-ориентированные:
Смысловое отношение к окружающему миру;
Опора на культуру как основу мировоззрения;
Толерантность;
Целостная картина мира.
- Деятельностно-ориентированные:
Овладение деятельностью (целеполагание, контроль, опора на самостоятельное развитие);
Креативность.
В воспитательной системе «Растем играя» приоритетными ценностями являются: оптимизм (уверенность в себе), любознательность (познавая мир, познаешь себя), человеколюбие (взаимопонимание, желание и умение прийти на помощь, сострадание), сотрудничество (творческие устремления детей и взрослых).
III.Механизм функционирования воспитательной системы.
Главным системообразующим фактором является ролевая игра.
Игровая деятельность позволяет сделать жизнь детей в школе содержательной, активной, интересной, творческой.
Основной язык ролевой игры – действие, основные видовые признаки – диалог и игра. Игра в общении естественна для младших школьников, в ней они чувствуют себя спокойно и комфортно.
Ребенок, окруженный миром искусства в школе, становится духовно богаче, более развит интеллектуально, нравственно.
«…Маленький человек способен сильно поражаться. Вообще сила чувств – великое свойство маленьких людей. Крепко любить и сильно страдать – замечательные достоинства, да, да, именно так: достоинства. Сильное чувство движет человеком. Пораженный маленький человек испытывает чувство привязанности к тому, что поразило его» А. Лиханов
В центре системы воспитания стоит ребенок и определены следующие приоритетные направления на его личность:
1. Творчество.
Цель: развитие творческой активности.
Задачи:
-выявление и развитие индивидуальных способностей;
-развитие умений и навыков в творческой деятельности;
-развитие творческого воображения.
Формы реализации: конкурсы, выставки, концерты, уроки творчества, театральные постановки, проекты, посещение театров, музеев.
2. Семья.
Цель: максимальное сближение интересов родителей, педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
-организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
-организация психолого-психологического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Формы реализации: праздники семьи, спортивные состязания, тематические классные часы «История моей семьи», «Моя семья в фотографиях», «Памятные даты нашей семьи» и т.п., походы выходного дня, интеллектуальные марафоны, дни открытых дверей, тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, совместные родительские собрания (дети+родители).
3.Гражданин.
Цель: формирование у учащихся знаний о праве, правовых формах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
-обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития;
-обучение коммуникабельности, быть контактным в различных социальных группах, уметь работать в коллективе;
-формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Формы реализации: тематические классные часы, встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздники, театральные постановки.
- Здоровье.
Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
-формировать у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
-приобщение детей к здоровому образу жизни;
-знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Формы реализации: спортивные конкурсы, олимпиады, марафоны, турниры, встречи со спортсменами, походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы, спортивные викторины, тематические классные часы, конкурсы газет и плакатов по здоровому образу жизни, беседы и дискуссии, ролевые игры.
- Общение.
Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.
Задачи:
-знакомить учащихся с традициями и обычаями общения разных поколений;
-развитие способности к самопознанию, самоанализу;
-обучение коммуникативным навыкам.
Формы реализации: тренинги общения, ролевые игры, встречи с интересными людьми, экскурсии, походы, совместный отдых на природе, КТД, самопрезентации и самопредставление, интерактивные игры, классные часы, праздники, конкурсы.
- Интеллект.
Цель: развитие познавательной активности.
Задачи:
-создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
-формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность;
-формировать потребности в самообразовании;
-выявление индивидуальных способностей.
Формы реализации: интеллектуальные марафоны, КВН, олимпиады, викторины, брейн-ринги, мозговые штурмы.
- Досуг.
Цель: создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной работе.
Задачи:
-создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
-развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим и чужим успехам;
-использование досуговой деятельности как средства развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий.
Формы реализации: конкурсы талантов, презентации, танцевальные вечера, празднование памятных дат, театральные представления, посещение театров, выставок, музеев.
Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного воздействия всех направлений. Одно из направлений может быть приоритетным в новом учебном году.
Вся воспитательная работа идет в сотрудничестве со школьной детской организацией «Сибирячки». Для достижения запланированных результатов развития и воспитания программа «Растем играя» сочетается с базовой школьной на организационном и содержательном уровне.
IV. Пространственно-временной блок
Программа рассчитана на учащихся начальной школы с 1 по 4 класс.
Основным «местом жительства» класса является учебный кабинет, в котором происходят главные события классной жизни, создаются условия, которые влияют на становление личности ребенка и формирование детского коллектива. Но воспитательная система класса не закрытая система от внешних связей и отношений. Воспитанники принимают участие в совместных делах с представителями других классов. Выходят с театральными представлениями, беседами в другие классные коллективы. Участвуют в школьных и городских мероприятиях.
Обогащает жизнедеятельность класса наличие друзей из ближайшего окружения – это родители, бабушки, дедушки, руководители кружков, секций, люди разных профессий, увлечений, талантов.
V. Результативность.
Результатом работы программы должно стать формирование развитой творческой способной к самосовершенствованию личности.
Модель выпускника начальной школы:
Технические качества:
Эмоциональный, волевой, интеллектуальный, трудолюбивый, внимательный, с развитой речью, мышлением, с умением чувствовать окружающий мир, рефлексивный (умеющий ощущать себя), обладающий чувством самоконтроля и самостоятельности.
Личностные качества:
Ответственность за свои действия, социальная взрослость, мотивация общественно-полезной деятельности, познавательные интересы, осознание собственной индивидуальности, стремление к самоутверждению, потребность в общественном признании, нравственное осознание.
Учебно-познавательные интересы, мотивация, достижение успеха, уверенность в себе, дисциплинированность, самостоятельность в действиях, желание и способность иметь собственное мнение, коммуникативность, доброжелательность.
Социальная зрелость, осознание себя членом общества, открытие своего внутреннего мира, осознание своей индивидуальной целостности, неповторимости, потребность в поиске смысла жизни, социальные и нравственные убеждения.
Психические качества:
Аналитико-синтетическое восприятие, наблюдательность, абстрактное мышление, целесообразность и планирование, интеллектуальная активность, креативность, чувство психологической защищенности.
Самостоятельность в решении и выборе образа действий, аргументация и доказательство истинности суждений, критичность мышления, творческая активность, рефлексия.
VI.Управление процессом воспитания
- Совместная работа с научными и методическими центрами: родительским комитетом класса, ДОО «Сибирячки»
- Административная работа: МО классных руководителей, знакомство с опытом воспитательной работы других классов, в периодической печати.
- Сбор информации:
-педагогическое наблюдение;
-анкетирование;
-анализ собранной информации;
-графики, диаграммы, гистограммы.
- Контроль и коррекция: анализ и оценка планирования.
- Создание условий для эффективного протекания процесса воспитания.
Список использованной литературы.
- Абросимова З.Ф. Педагогическая культура учителя: Учебное пособие для учителей. – Курган: Курганский пед. университет , 1999. – 68 с.
- Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка // Классный руководитель. – 2000. №3.- С. 39-51.
- Бескоровайная Л.С. Настольная книга классного руководителя.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. – 350 с.
- Гольдберг В.А. Особенности работы с классными руководителями в условиях формирования воспитательной системы// Классный руководитель. -2001. – С.47-54.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.: «ВАКО», 2004.- 240 с.
- Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. – 160 с.
- Иванов А.В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры. Методическое пособие. М.: ЦГЛ. 2005 – 224 с.
- Концепция модернизации образования Российской федерации до 2010 года.// Директор школы. – 2002. -№ 1. – С. 3-12.
- Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. // Вопросы психологии. – 1984. -№1 – С.17-23.
- Невинчанюк Ю., Сухоруков С. Сотрудничество и проблемы классного руководителя// Директор школы. – 2000. - №1. – С. 65-73.
- Нормативное обеспечение воспитательной работы в школе: Сборник документов и методических рекомендаций/ Авт.-сост. В.П.Манухин. – М.: АРКТИ, 20005. – 184 с.
- Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М.: Центр Педагогический поиск, 2000. – 160 с.
- Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М.: Центр Педагогический поиск, 2000. – 160 с.
- Шумакова И.Л. Настольная книга классного руководителя// классный руководитель. – 2000. -№1. – С. 40-83.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"
Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...
Воспитательная работа. Развлекательно-познавательная игра "Моя будующая профессия"
Игра проходит в форме игры по станциям...
Комплексный план воспитательной работы на 2011-2015 учебные годы. Программа: «Через игру – в жизнь» (1-4 классы)
Комплексный план воспитательной работы составлен на 4 года. В нём подробно описаны КТД, нравственно-этическое воспитание, правовое воспитание и профилактика асоциального поведения учащихся, сохранение...
Образовательные технологии в воспитательном процессе: игра, как средство воспитания.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, кот...
Воспитательное значение игры
Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна тво...
воспитательного мероприятия игры «Созвездие».
Наиболее приемлемым средством формирования личности младших школьников является внеучебная деятельность, так как она может включать разные виды деятельности в более свободной форме, чем, например проц...
Статья "Воспитательное значение игры в группе продленного дня".
Статья о значении игры для ребенка в группе продленного дня....