Воспитательная программа "Растем играя"
материал на тему

 

Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди.
Из них на первом месте - родители и педагоги (Макаренко А.С.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vosp._programma.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

учителей _____________

_________  /____________/

Протокол № ___

от __.___.  201__ г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по ВР

_________  / ____________/

 

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы

________  /  Шарыпова О.Ю./

Приказ № __

от __.___.  201__ г.

Программа воспитательной работы  в начальной школе «Растем играя»

 

                                                                     

учителя  начальных классов

первой  квалификационной категории

                                        Федосеевой Натальи Александровны

г. Братск 2011

Программа воспитательной работы «Растем играя»

I. Индивидуально-групповой блок.

В Концепции модернизации образования указано «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности... Важнейшая задача воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Современное воспитание должно отличаться системностью, в которой все составляющие важны и взаимосвязаны.

Программа воспитания возникла потому, что передо мной постоянно возникали вопросы: каким должен быть воспитательный процесс, чтобы он приводил к всестороннему и гармоничному развитию личности, к созданию сплоченного детского коллектива, в котором каждый ребенок  - гражданин своего Отечества, человек который может творить и созидать.

Работа по данной программе ориентирована на организацию воспитательного процесса в коллективном союзе учителей, учащихся начальной школы и родителей. Такое сотрудничество позволяет осуществлять достижение духовно-нравственных норм жизни. Четкое следование расписанию уроков не позволяет вовлекать в воспитательный процесс учащихся и родителей одновременно. Программа «Растем играя» полностью решает эту проблему. Она имеет благоприятные возможности в выборе времени для проведения совместных мероприятий.

II.Ценностное основание воспитательной системы.

Сплочение коллектива, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это возможно осуществлять через обучение и творчество в школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, так как для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности.

Дети – актеры-творцы накапливают эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивают его.

Учитель – режиссер, создает свою неповторимую программу, отражающую успешный ход его работы. Данная система воспитания через ролевую игру.

При творческом подходе к занятиям ролевая игра не только активизирует интерес школьников к искусству, но и развивает фантазию, память и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в классе.

Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям.

Цель воспитательной работы – содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника.

Достижение такой цели возможно при решении следующих задач:

  • Опора на ведущие виды деятельности (познавательную, игровую, общественно-полезную);
  • Формировать духовно-нравственные качества, которые должны стать основой воспитанности и толерантности учащихся;
  • Развивать в детях творческое начало, артистизм, любознательность, стремление к сотрудничеству;
  • Способствовать сплочению коллектива;
  • Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения младшего школьника;
  • Побудить интерес учащихся к проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умения самопознания, самостроительства и саморефлексии;
  • Создание условий для успеха.

Принципы воспитательной работы:

  1. Личностно-ориентированные:

Целостное развитие (физическое, интеллектуальное, духовное);

Психологический комфорт (атмосфера раскрепощенности, уважения, успешности, достижения поставленной цели);

Адаптивность  («Школа – мой дом!»)

  1. Культурно-ориентированные:

Смысловое отношение к окружающему миру;

Опора на культуру как основу мировоззрения;

Толерантность;

Целостная картина мира.

  1. Деятельностно-ориентированные:

Овладение деятельностью (целеполагание, контроль, опора на самостоятельное развитие);

Креативность.

В воспитательной системе «Растем играя» приоритетными ценностями являются: оптимизм (уверенность в себе), любознательность (познавая мир, познаешь себя), человеколюбие (взаимопонимание, желание и умение прийти на помощь, сострадание), сотрудничество (творческие устремления детей и взрослых).

III.Механизм функционирования воспитательной системы.

Главным системообразующим фактором является ролевая игра.

Игровая деятельность позволяет сделать жизнь детей в школе содержательной, активной, интересной, творческой.

Основной язык ролевой игры – действие, основные видовые признаки – диалог и игра. Игра в общении естественна для младших школьников, в ней они чувствуют себя спокойно и комфортно.

Ребенок, окруженный миром искусства в школе, становится духовно богаче, более развит интеллектуально, нравственно.

«…Маленький человек способен сильно поражаться. Вообще сила чувств – великое свойство маленьких людей. Крепко любить и сильно страдать – замечательные достоинства, да, да, именно так: достоинства. Сильное чувство движет человеком. Пораженный маленький человек испытывает чувство привязанности к тому, что поразило его»                                 А. Лиханов

В центре  системы воспитания стоит ребенок и определены следующие приоритетные направления на его личность:  

1. Творчество.

Цель: развитие творческой активности.

Задачи:

-выявление и развитие индивидуальных способностей;

-развитие умений и навыков в творческой деятельности;

-развитие творческого воображения.

Формы реализации: конкурсы, выставки, концерты, уроки творчества, театральные постановки, проекты, посещение театров, музеев.

2. Семья.

Цель: максимальное сближение интересов родителей, педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

-организация и совместное проведение досуга детей  и родителей;

-организация психолого-психологического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;

- обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Формы реализации: праздники семьи, спортивные состязания, тематические классные часы «История моей семьи», «Моя семья в фотографиях», «Памятные даты нашей семьи» и т.п., походы выходного дня, интеллектуальные марафоны, дни открытых дверей, тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, совместные родительские собрания (дети+родители).

3.Гражданин.

Цель: формирование у учащихся знаний о праве, правовых формах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

-обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития;

-обучение коммуникабельности, быть контактным в различных социальных группах, уметь работать в коллективе;

-формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

Формы реализации: тематические классные часы, встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздники, театральные постановки.

  1. Здоровье.

Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

-формировать у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;

-приобщение детей к здоровому образу жизни;

-знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Формы реализации: спортивные конкурсы, олимпиады, марафоны, турниры, встречи со спортсменами, походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы, спортивные викторины, тематические классные часы, конкурсы газет и плакатов по здоровому образу жизни, беседы и дискуссии, ролевые игры.

  1. Общение.

Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.

Задачи:

-знакомить учащихся с традициями и обычаями общения разных поколений;

-развитие способности к самопознанию, самоанализу;

-обучение коммуникативным навыкам.

Формы реализации: тренинги общения, ролевые игры, встречи с интересными людьми, экскурсии, походы, совместный отдых на природе, КТД, самопрезентации и самопредставление, интерактивные игры, классные часы, праздники, конкурсы.

  1. Интеллект.

Цель: развитие познавательной активности.

Задачи:

-создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

-формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность;

-формировать потребности в самообразовании;

-выявление индивидуальных способностей.

Формы реализации: интеллектуальные марафоны, КВН, олимпиады, викторины, брейн-ринги, мозговые штурмы.

  1. Досуг.

         Цель: создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной работе.

Задачи:

-создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;

-развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим и чужим успехам;

-использование досуговой деятельности как средства развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий.

Формы реализации: конкурсы талантов, презентации, танцевальные вечера, празднование памятных дат, театральные представления, посещение театров, выставок, музеев.

Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного воздействия всех направлений. Одно из направлений может быть приоритетным в новом учебном году.

Вся воспитательная работа идет в сотрудничестве со школьной детской организацией «Сибирячки». Для достижения запланированных результатов развития и воспитания программа «Растем играя» сочетается с базовой школьной на организационном и содержательном уровне.

IV. Пространственно-временной блок

           Программа рассчитана на учащихся  начальной школы с 1 по 4 класс.

          Основным «местом жительства» класса является учебный кабинет, в котором происходят главные события классной жизни, создаются условия, которые влияют на становление личности ребенка и формирование детского коллектива. Но воспитательная система класса не закрытая система от внешних связей и отношений. Воспитанники принимают участие в совместных делах с представителями других классов. Выходят с театральными представлениями, беседами в другие классные коллективы. Участвуют в школьных и городских мероприятиях.

        Обогащает жизнедеятельность класса наличие друзей из ближайшего окружения – это родители, бабушки, дедушки, руководители кружков, секций, люди разных профессий, увлечений, талантов.

V. Результативность.

          Результатом работы программы должно стать формирование развитой творческой способной к самосовершенствованию личности.

Модель выпускника начальной школы:

Технические качества:

           Эмоциональный, волевой, интеллектуальный, трудолюбивый, внимательный, с развитой речью, мышлением, с умением чувствовать окружающий мир, рефлексивный (умеющий ощущать себя), обладающий чувством самоконтроля и самостоятельности.

Личностные качества:

            Ответственность за свои действия, социальная взрослость, мотивация общественно-полезной деятельности, познавательные интересы, осознание собственной индивидуальности, стремление к самоутверждению, потребность в общественном признании, нравственное осознание.

            Учебно-познавательные интересы, мотивация, достижение успеха, уверенность в себе, дисциплинированность, самостоятельность в действиях, желание и способность иметь собственное мнение, коммуникативность, доброжелательность.

              Социальная зрелость, осознание себя членом общества, открытие своего внутреннего мира, осознание своей индивидуальной целостности, неповторимости, потребность в поиске смысла жизни, социальные и нравственные убеждения.

Психические качества:

             Аналитико-синтетическое восприятие, наблюдательность, абстрактное мышление, целесообразность и планирование, интеллектуальная активность, креативность, чувство психологической защищенности.

             Самостоятельность в решении и выборе образа действий, аргументация и доказательство истинности суждений, критичность мышления, творческая активность, рефлексия.

       

VI.Управление процессом воспитания

  • Совместная работа с научными и методическими центрами: родительским комитетом класса, ДОО «Сибирячки»
  • Административная работа: МО классных руководителей, знакомство с опытом воспитательной работы других классов, в периодической печати.
  • Сбор информации:

-педагогическое наблюдение;

-анкетирование;

-анализ собранной информации;

-графики, диаграммы, гистограммы.

  •    Контроль и коррекция: анализ и оценка планирования.
  • Создание условий для эффективного протекания процесса воспитания.

Список использованной литературы.

  1. Абросимова З.Ф. Педагогическая культура учителя: Учебное пособие для учителей. – Курган: Курганский пед. университет , 1999. – 68 с.
  2. Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка // Классный руководитель. – 2000. №3.- С. 39-51.
  3. Бескоровайная Л.С. Настольная книга классного руководителя.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. – 350 с.
  4. Гольдберг В.А. Особенности работы с классными руководителями в условиях формирования воспитательной системы// Классный  руководитель. -2001. – С.47-54.
  5. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.: «ВАКО», 2004.- 240 с.
  6. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. – 160 с.
  7. Иванов А.В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры. Методическое пособие. М.: ЦГЛ. 2005 – 224 с.
  8. Концепция модернизации образования Российской федерации до 2010 года.// Директор школы. – 2002. -№ 1. – С. 3-12.
  9. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. // Вопросы психологии. – 1984. -№1 – С.17-23.
  10. Невинчанюк Ю., Сухоруков С. Сотрудничество и проблемы классного руководителя// Директор школы. – 2000. - №1. – С. 65-73.
  11. Нормативное обеспечение воспитательной работы в школе: Сборник документов и методических рекомендаций/ Авт.-сост. В.П.Манухин. – М.: АРКТИ, 20005. – 184 с.
  12. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М.: Центр Педагогический поиск, 2000. – 160 с.
  13. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М.: Центр Педагогический поиск, 2000. – 160 с.
  14. Шумакова И.Л. Настольная книга классного руководителя// классный руководитель. – 2000. -№1. – С. 40-83.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"

Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...

Комплексный план воспитательной работы на 2011-2015 учебные годы. Программа: «Через игру – в жизнь» (1-4 классы)

Комплексный план воспитательной работы составлен на 4 года. В нём подробно описаны КТД, нравственно-этическое воспитание, правовое воспитание и профилактика асоциального поведения учащихся, сохранение...

Образовательные технологии в воспитательном процессе: игра, как средство воспитания.

   Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, кот...

Воспитательное значение игры

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна тво...

воспитательного мероприятия игры «Созвездие».

Наиболее приемлемым средством формирования личности младших школьников является внеучебная деятельность, так как она может включать разные виды деятельности в более свободной форме, чем, например проц...

Статья "Воспитательное значение игры в группе продленного дня".

Статья о значении игры для ребенка в группе продленного дня....