Прогулки после уроков
материал (3 класс) по теме

Прогулки-путешествия после уроков в ГПД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulki_posle_urokov.docx35.09 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие первое - «Весна пришла»

Основные задания, которые можно предложить детям во время прогулки:

 1. Рассказ детей

Как называли весну в старину? Как все ждали весну и звали к себе в гости?

2. Чтение фольклорных «изюминок»

 Весенняя загадка

Прилетела пава,

Села на лаву,

Распустила перья    

Для всякого зелья.  

Весенняя закличка        

- Весна-красна! На чем пришла?

- На сошечке, на бороночке!

 На овсяном снопочку,

На ржаном колосочку!

Весенняя потешка

- Весна-весняночка, Где ты ехала?

- По быстрым рекам ехала.

- Весна-весняночка,  Чем ты реки дарила?  

- Большой белой рыбицей дарила.

- Весна-весняночка, Где ты ехала?    

- По темным лесам ехала.

- Весна-весняночка, Чем ты леса дарила?

- Куницами - лисицами, Черными соболицами дарила.

- Весна-весняночка, Где ты ехала?

- По густым полям ехала.

- Весна-весняночка, Чем ты поля дарила?

- Белояровой пшеницей, ячменем, чечевицей дарила.

- Весна-весняночка, Где ты ехала?

-По деревням, селам ехала.

- Весна-весняночка,

Чем ты деревни, села дарила?

- Огородами зелеными, Хороводами веселыми дарила.

Весенняя песенка

Жаворонушек на проталине распевает.

Он зовет весну красную, вызывает.

Не летать снегам в чистом поле, растопились.

Буйной реченькой в сине море укатились.

Весенняя приговорка

- Весна-красна, Ты с чем пришла?

- С сохой, бороной,  с лошадкой вороной; с рожью зернистой, с пшеницей золотистой, с травой шелковой, ) водой ключевою, ) калиной - малиной, ) красной рябиной.

3 Наблюдения

Проверим верность народных примет.

Март - (сухан, протальник)

Дождливый март - к неурожайному году.

Ранняя весна - признак того, что летом много непогожих дней.

Частые туманы в марте обещают дождливое лето.

В марте гром - признак плодородного года.

Сухой март, теплый апрель и дождливый  май сулят хороший урожай.

Апрель (брезень, березезол)

Апрельские дожди приносят большой урожай.

Из березы течет много сока — к дождливому лету.

Синие облака в апреле - к теплу и дождю.

Гром в апреле — перед холодами. Ранняя гроза предвещает дождливое лето.

Снег в апреле скоро тает, и вода бежит дружно - к мокрому лету.

Кукует кукушка в апреле — установится теплая погода и прекратятся холодные утренники.

Май (травень)

Май  холодный - год хлебородный.

В мае бывает два холода — черемуха цветет и дуб распускается.

Если дождей в мае было много, то их мало будет в сентябре, и наоборот.

Хорошее начало мая сулит холодную вторую половину месяца, и наоборот.

Много жуков в мае — признак засухи летом..

Соловей в мае запевает, когда может напиться воды с березового листа.

Одновременно можно дать детям задание вспомнить, какие из перечисленных примет они уже ранее наблюдали.

4. Весенняя игра «Матушка-весна»

Дети встают в круг. Пара играющих, выбранная по считалке, берется за руки и поднимает их вверх. В получившиеся «ворота» цепочкой проходят ребята и поют:

Идет матушка-весна,  

Отворяйте ворота,        

Первый март пришел -

Всех детей провел.

А за ним и апрель -

Отворил окно и дверь.

А уж как пришел май -

Сколько хочешь гуляй!

Когда все дети прошли через «ворота», ребята, выбранные по считалке, опуская руки, разъединяют цепочку. Одни из участников идут влево, другие вправо. Обойдя «ворота» они составляют новые пары. Пары становятся друг за другом позади «ворот». Один играющий остается без пары. Он входит в «ворота» и поет:

           Ходит матушка-весна

По полям, лесам одна.
Первый раз прощается,
Другой запрещается,
А на третий раз,
Разведу я вас!

Ребром ладони он разъединяет руки ребятам, составлявшим пары. Игра заканчивается.

5. Упражнение «Закончим закличку»

В весенних закличках не хватает слов. Сами догадайтесь, каких, а потом проговорите (впишите) их. Можно записывать разные варианты. Если понадобится, предлагаются подсказки:

Грачи-кулички, из-за моря летите,

Весну красную ____ (принесите, зовите, приведите).

Лютая зима пристоялась,

По полям, лесам ____ (расходилась, разгулялась, расплясалась).

Холод, стужу напустила,        
Ручки, ножки познобила.  
Белый снег натрясла,

Все тепло ____ (захватила, унесла, забрала).

Можно предложить усложненное задание без подсказки.

Приходи к нам, весна,         Пробуди всех ото...          А грачи прилетят,          Гнезда делать...

Путешествие второе - «По облакам...»

1. Творческая мастерская

Задание: прочитайте стихотворение Я.Л. Акима «Облака». Подумайте, какие образы использовал поэт, описывая это небесное чудо. Попробуйте подобрать слова, являющиеся рифмами для последних слов. Почувствуйте себя поэтами, творцами прекрасного.

Облака

  Облако за облаком     По небу гналось     За облаком-лодкой     Облако-____(лось).

Не хочет отстать,   Но рогами лодку    Не может____ (достать).

А ветер гонит, гонит,   Торопит облака,  То с налету тронет,  То шевельнет____ (слегка).

Где же лось прыгучий?   Позабудь о нем!   Обернулась туча    Скачущим ____ (конем).

А за ним ребенок-    Белый ___ (жеребенок).

Вот какая конница Теперь за лодкой ____ (гонится).  

А ветер пуще, пуще   Поднялся,    И выросли у лодки ____ (паруса),  


Догоняйте, рысаки, Лодочка вертка...    Я лежу у реки, Я гляжу из-под ____
(руки),

И бегут надо мной     В небе ____ (облака).

                                                                                         Я.Л. Аким

Задание: Ответьте устно, почему автору белоснежные облака показались то одним, то другим предметом? Почему, по вашему мнению, у поэта возникли такие ощущения?

Наблюдения

Задания:

1) Расскажи, в виде чего тебе представлялись когда-нибудь белые облака. Подбери словосочетания с различными родственными словами к слову «облако» (облачко, облачный, заоблачный, безоблачный, подоблачный).

2) Понаблюдай за небосводом в пасмурные и ясные, солнечные дни. Зарисуй свои впечатления.

3) Прочитай стихотворение И. Коневского (И.И. Ореуса), выдели слова, которыми пользуется поэт, чтобы изобразить облака.

В  поднебесье

Вот, с поморьями, морями, островами,

Небо, словно мир весь, надо мной,

По раздолиям его, над деревами,

 Носится коней табун шальной.

Белоснежные развеялися гривы,


Мчатся вплавь по синим озерам.        

Гонит ветер их, погонщик их ретивый,        

К отдаленным облачным горам.

А с земли ковыль широкий шум доносит,

Сосен устремляются стволы -

И все в тот же край табун лихой уносит,

В край, где реют белые валы.

И. Коневской

4) Прочитай выразительно стихотворение Пушкина. Подумай, почему Пушкин называет облако тучей, какими эпитетами пользуется поэт, описывая тучу, землю, небеса. Постарайся нарисовать картину описанную поэтом..

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

 Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

 И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

 И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

 Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

 Тебя с успокоенных гонит небес.                       А.С. Пушкин

 3. Рассказ учителя «Что такое облако»

Красивые слова поэтов раскрывают эстетическую сторону удивительного природного явления - облачности. Попытаемся разобраться, почему на небесном своде появляются облака: такие разные по цвету, удивительные по форме, по скорости движения. Они разбудили воображение поэтов. По своей физической природе облако - это капельки воды, кристаллики льда, скопившиеся в огромном количестве. Какое путешествие совершает вода для того, чтобы попасть в атмосферу, мы можем узнать из рассказа, который дан в учебнике «Окружающий мир».

Путешествие капельки

В маленьком родничке, что спрятался среди кустов ивы, родилась капелька. Да, да, обыкновенная прозрачная капелька воды. Откуда взялась капелька, она сама не знала. Может быть, вместе с другими упала с неба или приплыла из подземного ручейка. Сейчас она с интересом знакомилась с окружающей природой, слушала журчанье своего родного родничка, пение птиц, кваканье лягушек и мечтала... о путешествии. А для этого ей нужно было обязательно попасть в ручеек, который вытекал из родничка.

Помог ей лягушонок, на своих лапках он перенес капельку и других ее подружек в ручеек,

- Счастливого пути! - пожелал лягушонок капелькам.

Ручеек бежал быстро и скоро впился в небольшую речку. Капельки играли, переливались на солнце, катались на речной волне. Всем было очень весело.

Наступили жаркие дни. То одна капелька, то другая от жары изменялась, превращалась в малюсенькое облачко и, испаряясь, поднималась к небу. Настала очередь и нашей капельки. Сначала на небе она была одна, но потом к ней присоединились другие капельки, и облачко поплыло над лесами и полями, городами и селами. И все новые и новые капельки присоединялись к этому облачку, а оно соединялось с другими, превращаясь в огромную тучу.

Наконец туча стала такой большой и тяжелой, что хлынул дождь! Наша капелька попала на землю, вместе с другими просочилась вглубь. Проходя через почву и песок, она очистилась, стала прозрачной, похожей на маленький хрусталик, Теперь она снова жила в родничке и готовилась к новому путешествию.

4. Наблюдения

Задания:

1) Прошел дождь, обратим внимание на лужи. Как скоро они исчезнут? Выскажем предположение: куда делась вода из луж?

2) Понаблюдаем за облаками в разную погоду: как из облаков формируются грозовые тучи; как снижается температура воздуха после дождя; какие облака можно назвать слоистыми, кучевыми, перистыми.

Рассказ учителя, сопровождающий наблюдения: облака формируются на высоте от нескольких сотен метров до 8-9 километров. Иногда вершины облаков достигают высоты 20—125 километров над землей. На большой высоте формируются перламутровые и серебристые облака, состоящие только из кристалликов льда.

5. Домашнее задание

Подготовь рассказ о том, как и с какой целью человек научился разгонять и рассеивать облака, летать в облаках. Ты поделишься в группе новыми знаниями. Это и будет твоим добрым делом!

Путешествие третье   -   «В гости к дождю»  

Дети должны понять, что весенние и летние дожди, легкие или грозовые, всегда впечатляют. В природе происходит резкая смена цветов, по-разному ощущается воздух (свежесть или духота), контрастная ясность очертаний делается расплывчатой. Все это быстротечные приметы дождей.

1. Чтение стихотворения Ф.И. Тютчева

В душном воздухе молчанье,

 Как предчувствие грозы,

Жарче роз благоуханье,

Звонче голос стрекозы.

Чу, за белой, дымной тучей

Глухо прокатился гром;

Небо молнией летучей

Опоясалось кругом. ..

2. Наблюдения

Понаблюдаем за дождями, опишем, какими они бывают. Удалось ли нам увидеть явления, которые описал Ф.И. Тютчев?

3. Творческая мастерская

Задания:

1) Попробуй описать состояние природы перед дождем и сам дождь.

(Подсказка — используй план):

1. Какие явления ты заметил в природе перед дождем?

2. Когда начался дождь? Каким он был поначалу? Каким он стал потом? С чем его можно сравнить?

3. Где тебя застал дождик?

4. Какие ощущения, воспоминания были у тебя в это время?

5. Как «чувствовала» себя природа во время дождя и после него? Что больше всего тебя поразило?

6. Хотелось ли тебе вспоминать этот дождь? Почему?

7. Подбери название к своему описанию: «Весенний дождь», «Грибной дождь», «Ливень» и т.д.

2) Прочитай выразительно стихотворение И.А. Бунина о дожде. Выскажи свое мнение: почему поэт не стал озаглавливать это стихотворение? Так ли необходимо было это делать? Найди в стихотворении слова о волшебном воздействии дождя и возрождении яркой красоты природы, о возвращении к активной жизни всех обитателей живой природы. Выдели голосом эти слова.     Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,

 Прошел внезапный дождь косыми полосами –

И снова глубоко синеют небеса

 Над освеженными лесами.

 Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи,

 На солнце бархатом пшеницей отливают,

И в зелени ветвей, в березах у межи,

 Беспечно иволги болтают.

И весел звучный лес, и ветер меж берез

Уж веет ласково, а белые березы

 Роняют тихий дождь своих алмазных слез

И улыбаются сквозь слезы.

И.А. Бунин

3) Придумай свои собственные рифмы, эпитеты, сравнения для описания теплого дождя. Постарайся подчеркнуть его «игривый характер». Представь и опиши, как играет дождик с растениями, животными, малыми ребятками? Куда проникает любопытный дождик, кому он помешал, а кого порадовал? Например:

тучка - хмурая летучка;

капли ходят по воде, как цапли;

дождик - озорник, мне за шиворот проник;

дождик, припустись, чтобы лужи налились, и т.д.

4) Прочитай стихотворение «После дождя» А.А. Блока, сравни его с произведением И.А. Бунина. Расскажи, в каком из них тебе больше понравилось описание дождя и почему.

После дождя

Сирени бледные дождем к земле прибиты...

Замолкли песни соловья;

 Немолчно говор слышится сердитый

 Разлитого ручья.

Природа ждет лучей обетованных;

 Цветы поднимут влажный лик,

 И вновь в моих садах благоуханных

Раздастся птичий крик,

А.А. Блок

5) Приготовим сюрприз близким и родным. Разучи веселые потешки. Если хочешь, поучаствуй в народном поэтическом творчестве, заменив слово или фразу на другие, придуманные тобой.

Потешки, заклички о дождике

Мочи, мочи, дождь,

На нашу рожь,

На бабушкину пшеницу,

На дедушкин ячмень.

Поливай весь день.      

Дождёк, дождёк, припусти, Мы сховаемся в кусты!

Иди, дождик, дождичек, Пробуравь землицу, Дай нам водицу.

          Дождик, дождик, пуще! Я вынесу гущи, Хлеба краюшку, Пирога горбушку.

Дождичек, роси, роси,          Девочка, расти, расти!

        Уж дождь - дождём, Поливай ковшом! Ситом-решетом, Целым ушатом!

6. Сочини свою закличку о дожде. Можешь выбрать любое начало, любое обращение, словосочетание из прочитанных народных потешек и закличек.

7. Прочитай разные народные названия дождя. Попробуй понять, прочувствовать смысл каждого из них. Догадайся, какое название какому дождю соответствует. Проверь себя после этой увлекательной работы. Запомни старинные названия дождя. И удиви родных своими знаниями.

1.Ситничек       самый сильный, проливной

2. Сеночной       дождь по направлению сильного ветра

3. Ливень        мелкий дождь

4. Косохлёст     дождик во время покоса

5. Морось, бус дождь с грозой

6. Грозный        мельчайший дождь        дождь

Ответы: 1 - 3; 2 - 4; 3 - 1; 4-2; 5-6; 6-5

(Окончание следует)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Второе дыхание школы – жизнь после уроков.

Педагог нынешней школы - педагог с позицией воспитателя.Воспитание в современной школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом,в которой единственно возм...

Программа "Театр после уроков"

Данная программа  занятий кружка «Театр после уроков» представляет собой программу организации внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в г...

"Счастливый английский после уроков" презентация

В презентации представлена внеурочная деятельность по английскому языку в формате театрализованного кружка для детей, обучающихся в начальной школе....

Технологии оценивания образовательных результатов программы внеурочной деятельности «После уроков»

В соответствии с требованиями ФГОС, задачами и содержанием программы внеурочной деятельности «После уроков» разработана система оценки предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся. Резу...

Внеклассное мероприятие «После уроков – вместе!»

Спортивное соревнования с начальной школой....

Школа после уроков -это интересно.

Внеурочная занятость учащихся....

Методические приемы на уроке и после уроков

ПРИЕМЫ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...