Проект прогулочной группы
рабочая программа по теме
Проект прогулочной группы «Капитошка», призван:
- способствовать активному участию детей и подростков в общественно-полезной деятельности, направленной для одних воспитанников на овладение экологическими навыками, знаниями и умениями, а для других на их закрепление,
- содействовать всем участникам воспитательно-оздоровительного процесса в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kapitoshka.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей и подростков; прекращаются занятия в школах и учреждениях дополнительного образования и, как следствие, увеличивается фактор риска подросткового периода. Поэтому организация летнего отдыха детей и подростков необходима не только для оздоровления детей и содержательности их досуга, но и как средство в профилактике безнадзорности, преступности, наркомании и токсикомании детей и подростков в период летних каникул; летний период является наиболее благоприятным для охвата системой оздоровительных мероприятий наибольшего количества детей, с использованием доступной и эффективной массовой формы укрепления здоровья – уникальные по многогранности воздействия естественные оздоровительные факторы;
* наличие и доступность учебной экологической тропы может быть использована как фактор экологического воспитания и образования детей. Это может быть достигнуто через многообразие экскурсионных объектов экологической тропы, их эстетической и познавательной деятельности. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. В школьной программе очень мало отведено часов экологического образования. Учитывая этот принцип, считаем необходимым продолжить экологическое воспитание в летний период.
Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь человека на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, ее богатствам во избежание катастрофы на Земле.
Однако, несмотря на серьезность ситуации, в массовом сознании и поведении по-прежнему сохраняется эколого-правовой нигилизм – неуважение экологических и эколого-правовых норм, нарушение или невыполнение их. 2013 год объявлен годом экологии. Эта проблема касается не только городов, но и маленьких населенных пунктов, т.е. и нашего села Виля. Проезжая по Вили мы наблюдаем, что жители не соблюдают чистоту, порядок в местах общественного пребывания.
Поэтому проект прогулочной группы «Капитошка», призван:
- способствовать активному участию детей и подростков в общественно-полезной деятельности, направленной для одних воспитанников на овладение экологическими навыками, знаниями и умениями, а для других на их закрепление,
- содействовать всем участникам воспитательно-оздоровительного процесса в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.
По продолжительности проект является краткосрочным, т.е. реализуется в течение одной смены. В прогулочной группе отдыхают от 10 учащихся и более.
Основной состав прогулочной группы – это учащиеся образовательных учреждений 1 – 4 классов, в возрасте 7 – 11 лет.
Цели и задачи программы
Цель - создание условий для организации отдыха и оздоровления учащихся, разностороннего развития их личности в летний период; создание условий для самореализации и самовыражения, атмосферы творчества и сотрудничества.
Задачи:
- -проводить мероприятий, предусматривающих, физическое оздоровление детей
- развивать умения формулировать предположения и делать выводы при решении проблем окружающей среды местного значения.
- воспитывать чувства прекрасного и бережного отношения к природе, собственному здоровью и благополучие окружающих людей;
- формировать экологическое мировоззрение, основанного на осознании общей опасности в связи с изменившейся средой обитания;
- приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитию творческого мышления
Концептуальные основы
Принципы, которыми мы руководствуемся при реализации проекта:
1.личностный подход в воспитании:
-признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
-добровольность включения детей в ту или иную деятельность
2. природосообразность воспитания:
- обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
3. культуросообразность воспитания:
- учет национального своеобразия;
- изучение и освоение культуры народа;
4. гуманизация межличностных отношений:
- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
- уважение и терпимость к мнению детей;
- самоуправление в сфере досуга;
- создание ситуации успеха;
-приобретение опыта организации коллективных дел и самореализации в ней;
-защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
- создание ситуаций, требующих коллективного решения;
- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия;
5. дифференциация воспитания:
-отбор содержания, форм методов воспитания в соотношении с индивидуально – психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности
6. средовой подход к воспитанию:
-педагогическая целесообразная организация среды прогулочной группы, а также использование воспитательных возможностей внешней ( социальной, природной ) среды
Нормативно – правовое обеспечение
В основе концепции проекта следующие нормативно – правовые документы:
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в прогулочной группе.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
- Приказы Управления образования.
- Должностные обязанности работников.
- План работы.
Концептуальные подходы направления деятельности заключаются в следующем:
- природоохранная деятельность;
- сохранение здоровья физического и психологического;
- развитие творческих способностей.
Для успешной реализации проекта предлагается использовать следующие методы и формы работы:
Методы:
- проблемно-поисковый
- эвристический
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный
- анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей;
- наблюдения;
Формы работы:
- игры: подвижные, спортивные, тематические, театрализованные и «тихие» (на время плохой погоды);
- соревнования по минифутболу, волейболу (пионерболу), шашки, шахматы;
- беседы на экологическую тему и тему здорового образа жизни;
- праздники: календарно-тематические и соответствующие профилю лагеря;
- операции: «Чистота и порядок», «Юный защитник природы»;
- конкурсы: рисунков на асфальте, чтецов, певцов, фантазеров, модельеров;
- викторины: тематические развлекательные;
- экскурсии и походы: экологическая тропа, школьный музей, лес, луга;
Основное содержание и механизм реализации
«Капитошка» представляет собой прогулочную группу – 12 дней, воспитательно-оздоровительный процесс которой включает два блока: экологический и оздоровительный.
Экологический блок
Экологический блок состоит из следующих разделов:
- экскурсии и прогулки;
- практические занятия по созданию экологической тропы на территории школы:
« Лекарственные травы», «Осторожно, муравейник» , « Кузница дятла»
- творческо-практические (досуговые) мероприятия.
Учебные экскурсии. В течение смены организуется 3 учебных экскурсий. Куда бы ни организовывались экскурсии, какую бы учебную цель они не преследовали, всегда и везде во время экскурсий внимание детей обращается на следы пребывания различных животных, на редкие растения, на следы деятельности человека и др. На все экскурсии дети берут с собой альбомы, карандаши, инвентарь для игр.
Экскурсии по экологической тропе. Данная экскурсия несет в себе большую познавательную, эстетическую ценность и эмоциональную выразительность.
Во время экскурсии обращается внимание на то, какие работы были выполнены для создания этой природной тропы, на разнообразие объектов, на карту-схему тропы, на информационные щиты, экологические «дорожные» знаки.
Прогулки в основном представляют собой состязания, в которых на каждом этапе присуждаются очки. Победителей ждут призы. Соревновательный и игровой характер экскурсий пробуждает у детей любопытство, усиливает наблюдательность.
Практические занятия. Практические занятия могут проводиться как во время прохождения экологической тропы, так и в окрестностях поселка. Такие занятия позволят детям закрепить и углубить на практике знания и умения, полученные на уроках и занятиях экологической направленности, а также умение оценивать характер воздействия человека на окружающую среду.
Экскурсии, практические занятия и прогулки разработаны как с учетом возрастных особенностей участников смены, так и пройденного программного материала.
Творческо-практические (досуговые) мероприятия.
Разрабатывая содержание досуговых мероприятий, педагогический коллектив школы ориентировался, прежде всего, на те темы и понятия, которые в большей степени связаны с экологическим воспитанием и образованием детей и подростков, так как досуговые мероприятия могут иметь любое содержание, заимствованное из жизненной практики, носить прикладной характер и способствовать реализации
личности и развитию детей и подростков, с использованием полученных ими знаний об охране окружающей среды.
Оздоровительный блок
Оздоровительный блок состоит из следующих разделов:
- организация двигательной активности;
- создание условий для оздоровительного режима дня;
- обеспечение рационального питания;
- профилактическая работа и закаливание
Организация двигательной активности
ежедневно проводятся:
- утренняя гимнастика;
- спортивные игры
- экскурсии и биологические прогулки;
- минутки здоровья.
Создание условий для оздоровительного режима
Необходимость определенного распорядка дня основана на принципе биоритмии, то есть цикличности протекания процессов в живых организмах. При организации оздоровительного режима учитываются особенности околосуточных ритмов, а так же показатели сравнительных характеристик умственной и физической работоспособности, эмоциональной реактивности детского организма в течение времени пребывания в лагере.
Для наиболее эффективного оздоровительного режима в повседневной жизни ребенка реализуется следующая триада:
- достаточная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений;
- достаточные умственные нагрузки;
- превалирование положительных эмоций.
При составлении распорядка учитывались:
- вид оздоровительного учреждения – экологическая прогулочная группа;
- климатические условия места расположения группы;
- кратковременность пребывания – 12 дней;
- регулярность и системность проведения режимных моментов;
- максимальное пребывание на свежем воздухе, использование естественных природных факторов, занятие спортом;
- рациональная организация общественно-полезного труда (дежурство, уборка территории) и самообслуживания;
- правильное сочетание разнообразных видов деятельности с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья и функциональных особенностей.
Профилактическая работа и закаливание
Огромную роль в оздоровлении играют природные и климатические факторы, которые способствуют закаливанию детей, повышению устойчивости организма к различным заболеваниям.
Закаливание тренирует защитные силы организма, повышает его устойчивость к воздействиям постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития растущего организма.
Для достижения наибольшего эффекта закаливания соблюдаются следующие правила и принципы:
- закаливающие мероприятия органически вписываются в каждый элемент режима дня;
- закаливание осуществляется в процессе двигательной активности;
- зоны воздействия закаливающих процедур постепенно расширяются, а время увеличивается;
- закаливающие мероприятия проводятся регулярно, систематически;
- при выборе процедур учитываются индивидуальные особенности ребенка;
- закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне;
- используются несколько физических факторов;
- в процессе закаливания учитываются общие и местные воздействия.
Профилактические и закаливающие мероприятия:
- дыхательная гимнастика – включена в упражнения утренней гимнастики;
- солнечные ванны – благоприятно сказываются на функциях физиологических систем, улучшают общее состояние организма, состав крови, усиливают обмен веществ, повышают защитные силы организма, эмоциональный тонус (в то же время они являются сильнодействующим фактором и требуют строгой дозировки);
- воздушные ванны – повышают тонус нервной и мышечной системы, способствуют тренировке терморегуляции;
Оздоровительные и закаливающие мероприятия проводятся с использованием естественных природных факторов (воздуха, солнца, воды), а также физкультурных и спортивных занятий. Важной особенностью, позволяющей широко рекомендовать их для оздоровления детей, является то, что для большинства этих процедур не требуется специального и дорогостоящего оборудования, необходимо только соблюдать порядок, принципы и схему дозирования данных профилактических и закаливающих мероприятий. Все закаливающие мероприятия проводятся под руководством взрослых и при строгом контроле медицинской сестры.
Ожидаемые результаты
- Благодаря соблюдению санитарно-гигиенических условий, режима воспитательных и оздоровительных мероприятий и установлению эффективного способа коммуникации «ребенок – педагог», дети смогут снять физическое и психологическое напряжение организма, укрепить свое здоровье и овладеть умениями и навыками заботы о своем здоровье.
- Целенаправленная эколого-краеведческая работа расширит знания детей об окружающей природе. Дети смогут оценить природу своего района и поселка как объект познания, эстетического наслаждения, научатся делать простейшие экологические прогнозы, экологически целесообразно вести себя в природе.
- Внедрить новые формы и методы экологического воспитания.
- Получение детьми и подростками умений и навыков индивидуальной и коллективной деятельности, самоуправления, социальной активности и творчества.
Основные нравственные законы:
- Закон Точного времени – (соблюдать распорядок дня, не опаздывать)
- Закон Дружбы – (дружба должна строиться в коллективе на взаимном доверии и общности интересов).
- Закон Заботы – (забота раскрывает внимание к потребностям, интересам и нуждам человека).
- Закон Чести – (проявление дружбы и заботы утверждает, что каждому дорога честь коллектива).
- Закон Безопасности – (строго соблюдать инструкции по ТБ).
Правила жизнедеятельности в коллективе:
- Правило Добровольности – (добровольность дает возможность действовать по желанию, а не по принуждению).
- Правило Творчества – (творчество ведет к созданию новых моральных и материальных ценностей).
- Правило Поиска – (поиск – исток добровольности и творчества).
- Правило Чистоты – (чистота везде и всюду)
Механизм развития коллектива определяют:
- Самостоятельность – осознание необходимости делать благо для людей, общества, не по принуждению, а из внутреннего побуждения.
- Самоуправление – самостоятельность в решении собственных дел.
- Сотрудничество – совместный труд на общее благо.
Девиз:
Давайте будем беречь ПЛАНЕТУ!
Во всей Вселенной похожей нету!
Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица – с небом, как ветер с лугом,
Как парус – с морем, трава – с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
Методы стимулирования
- поощрение;
- одобрение;
Распорядок работы прогулочной группы «Капитошка»
Время | Мероприятия |
10.00 – 10.05 | Прием детей |
10.05 -10.15 | Зарядка |
10.15 – 10.25 | Линейка |
10.25 – 11.10 | Спортзал, спортплощадки, прогулки, экскурсии, мероприятия согласно расписанию и плану смены. |
11.10 – 11.20 | Минутка здоровья |
11.10 - 12.30 | Час интеллектуала. Мероприятия экологической направленности и пропагандирующие здоровый образ жизни |
12.30 - 13.00 | Свободное время, занятия по интересам, игры на свежем воздухе |
13.00-13.10 | Итоговая линейка. Уход детей домой |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Игровая комната
- Спортивный зал
- Кабинет биологии
- Спортивное оборудование
- Спортивный инвентарь
- Экологическая тропа
- Школьная площадка
- Компьютерный класс
- Фотоаппарат
- Игровой материал
- Площадка для игр
- Библиотека
Кадровое обеспечение:
1) Швындова Е.И.. – директор МБОУ Вильской СОШ»;
2) Тишкевич Л.Н...- начальник лагеря, учитель начальных классов;
3) Ганина Н.М...- учитель начальных классов, воспитатель;
План – сетка мероприятий прогулочной группы с экологическим направлением
3 июня Здравствуй, наш лагерь. Подготовка к открытию лагеря. День безопасности дорожного движения | 11 июня День России. Военно – спортивный день. | 19 июня День природы Родного края. Экологический конкурс. Экскурсия по экологической тропе. |
5июня Открытие лагеря Минута славы День Красной книги | 13 июня День птиц Конкурс знатоков птиц | 21июня День памяти Первый день войны Чудеса природы |
7 июня День леса. Экскурсия в лес. Лесная фантазия | 14 июня День туриста Ищи клад | 24июня День Нептуна. Конкурс костюмов Знатоки подводного царства |
10июня День цветов Пушкинские чтения Плетение веночков | 17 июня День природы. Поход на луга | 26 июня До свидания, лагерь. Закрытие лагеря Экскурсия в лес |
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира; умело отдохнуть с пользой на здоровье.
Прогулочная группа экологического направления “Капитошка ” как раз и поможет неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОГУЛОК, ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ, ЭКСКУРСИЙ, ЭКСПЕДИЦИЙ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1. К прогулкам, туристским походам, экскурсиям и экспедициям допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр, инструктаж по охране труда.
2. Опасные факторы:
* изменение установленного маршрута движения, самовольное оставление места расположения группы;
* травмирование ног при неправильном подборе обуви, передвижении без обуви, а также без брюк или чулок;
* отравление ядовитыми растениями, плодами;
* заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из непроверенных открытых водоемов.
2. При проведении прогулки, туристского похода, экскурсии, экспедиции группу учащихся должны сопровождать 2 взрослых.
4. Для оказания первой медицинской помощи пострадавшим во время прогулки, туристского похода, экскурсии, экспедиции обязательно иметь аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ПРОГУЛКИ, ТУРИСТСКОГО ПОХОДА, ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ
Пройти соответствующую подготовку, инструктаж, медицинский осмотр и представить справку о состоянии здоровья.
Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движений и соответствующую сезону и погоде. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки.
Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности необходимыми медикаментами и перевязочными средствами.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ, ТУРИСТСКОГО ПОХОДА, ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ
1. Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя и его заместителя, самовольно не изменять установленный маршрут движения и место расположения группы.
2. Общая продолжительность прогулки составляет 1-3 часа.
3. Во время привалов во избежание ожогов и лесных пожаров не разводить костры.
4. Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды.
5. Не трогать руками ядовитых растений, а также колючих растений и кустарников.
6. При продвижении не снимать обувь и не ходить босиком.
7. Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не пить воду из непроверенных открытых водоемов, использовать для этого питьевую воду из фляжки, которую необходимо брать с собой или кипяченую воду.
8. Соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать руководителя группы или его заместителя об ухудшении состояния здоровья или травмах.
9. Относиться бережно к природе, личному и групповому имуществу
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
1. При отравлении ядовитыми растениями, плодами и грибами немедленно отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего.
2. При получении учащимися травмы, оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, сообщить администрации учреждения и родителям пострадавшего. При необходимости отправить его в лечебное учреждение.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ПРОГУЛКИ, ТУРИСТСКОГО ПОХОДА, ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ
Проверить по списку наличие учащихся в группе.
Проверить наличие и сдать на хранение туристское снаряжение
План – сетка мероприятий малозатратного лагеря эклолгическим направлением
1 июня Здравствуй, наш лагерь. День защиты детей. | 9 июня День именинника. День чудес. | 19 июня День природы Родного края. Экологический конкурс. |
2 июня Подготовка к открытию лагеря. Поход на луга День природы. | 11 июня Военно – спортивный день. . День России. | 20 июня День книги. Экскурсия в библиотеку. |
4 июня День «Олимпийских надежд» Минута славы. Открытие лагеря | 13 июня День спорта. Спортивные состязания. | 21 июня День «За здоровый образ жизни». Деловая игра. |
5 июня День леса. Экскурсия в лес. Лесная фантазия | 14 июня День трав. Экскурсия по экологической тропе. | 22июня День памяти Икт Первый день войны |
6 июня Пушкинские чтения День цветов | 15 июня День животных. Викторина | 23 июня День чудес природы. Аукцион народных мудростей о природе. |
7 июня День безопасности дорожного движения. | 16 июня Экологический день. Экологический десант. | 25 июня День птиц. Конкурс знатоков птиц. |
8 июня День туриста Ищи клад | 18 июня День Нептуна. Конкурс костюмов. | 26 июня До свидания, лагерь. Закрытие лагеря |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание городской творческой группы "Окружающий мир" руководитель группы учитель МОУ гимназии №1 смородинова Елена Эдуардовна г. Комсомольск - на - Амуре
Данный материал содержит разработку занятия группы по внедрению ФГОС, диагностику педагога, творческое задание по определению понятия "деятегльностный подход"....
Конспект занятия во второй старшей группе. «Герб группы»
Цель занятия. Закрепить знания детей о символе государства.Развивать фантазию и воображение.Придумать и нарисовать флаг группы.1. Задачи на развитие познавательных способностей. Воспитывать...
Конспект занятия во второй старшей группе. «Флаг группы»
Цель. Познакомить детей с представлением о флаге как о государственном символе, с историей его происхождения, со значением флага в современной жизни.Развивать фантазию и воображение. Придумать и...
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ГРУППЕ НВ ОНР 2-ых кл. Количество тем-33 Количество часов на 1 группу 102
Данный материал поможет учителю-логопеду общеобразовательных учреждений при работе над коррекцией нарушений письменной речи. Он составлен на основе: Альбом для логопеда Иншакова О.Б.; Логопедия в школ...
Характеристики групп ФФНР и ОНР. Задачи к тематическому планированию данных групп. (учитель-логопед Добрынина Э. Г.)
Подготовка необходимой документации по установленной форме — значимая и важная обязанность учителя-логопеда, один из существенных показателей профессионализма.При написании характеристи...
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе Тема: «Сравнение групп предметов»
«Сравнение групп предметов»Цель: закрепить понятие «равенство» - «неравенство» и умение правильно использовать знаки «=» и «≠», знание двух способов приведения множества в равнозначное соответствие...
Физкультурные группы и группы здоровья.
Физкультурные группы и группы здоровья в начальных классах...