Внеклассное занятие "О дружбе, доброте и отзывчивости".
план-конспект занятия по теме
Занятие в технологии "ТРКМЧП".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_druzhbe_dobrote_i_otzyvchivosti.docx | 35.06 КБ |
Предварительный просмотр:
« О дружбе, доброте и
отзывчивости»
Внеклассное занятие с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Воспитатель: Сергушкина С.Н.
ГБОУ СОШ №1148
Цели:
- стимулировать мышление у учащихся, побуждать высказывать мысли и идеи, приходящие на ум;
- учить находить ответы на вопросы, опираясь на свои собственные знания, анализировать вновь полученную информацию;
- способствовать расширению знаний детей о дружбе, о дружеских взаимоотношениях.
Задачи:
- создать условия для обучения детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения;
- содействовать развитию речевых умений, обогащению словарного запаса;
- воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу;
- способствовать формированию нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Оборудование: карточки с пословицами, кружки – зеленые и красные (для игры « Светофор »), солнышко и облачко (для рефлексии).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим друг другу частичку своего хорошего настроения! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Сегодня на занятии, мы с вами поговорим об одном очень важном качестве человека, которое помогает наладить взаимоотношения между людьми. А о каком именно, вы попробуете угадать сами. Но сначала, давайте исполним добрую песню, которая и будет эпиграфом нашего занятия.
Звучит песня о дружбе «Когда мои друзья со мной» (слова М. Танича, музыка В. Шаинского из кинофильма «По секрету всему свету»).
Если с другом вышел в путь
Веселей дорога,
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много.
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной (2 раза).
Там где трудно одному,
Справлюсь вместе с вами.
Где чего-то не пойму,
Разберем с друзьями.
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной (2 раза).
Воспитатель: Вы уже догадались, о теме нашего занятия? Докажите свои предположения.
- Приём ТРКМ «Кластер».
Воспитатель: А что такое дружба? ( Дети высказывают свои версии и по ходу рассуждения составляется «Кластер»). Давайте заглянем в толковый словарь Ожегова и узнаем значение слова «Дружба». (Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов).
Воспитатель: О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Послушайте мысли вслух Лиона Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе». (Читают подготовленные заранее ученики).
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
Воспитатель: Ребята, согласны ли вы с такой трактовкой дружбы? (Нет). Тогда слушаем дальше.
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
Воспитатель: Итак, ребята, что же такое дружба, по мнению автора? Подумайте, с какими мыслями автора следует согласиться, а с какими нет? (Согласиться с тем, что нужно посещать друга, если он болен, говорить всегда правду другу, даже если эта правда неприятна ему. Не согласиться с тем, что дружба – это подсказка у доски, пас в футболе, не рассказывать о плохом поступке друга).
Воспитатель: Учиться жить дружно среди людей, в коллективе очень важно.
В целом мире нет ни одного человека, который бы хоть раз не задумывался над тем, что такое дружба, для чего она, в чем ее сила и почему ею надо дорожить. Еще издавна люди складывали много пословиц и поговорок о дружбе. Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о дружбе. (Да). А давайте сейчас проверим. Я предлагаю вам карточки с пословицами о дружбе. Но их надо собрать, т.е. соединить начало и конец пословицы. Работаем парами. Один человек читает начало пословицы, а другой ее конец. ( В ходе ответа можно попросить детей дать объяснение некоторым пословицам).
- Дружба – как стекло: разобьешь – не сложишь.
- Старый друг лучше новых двух.
- Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
- Друг познается в беде.
- Нет друга – ищи, а найдешь – береги.
- Куда иголка, туда и нитка.
- Не в службу, а в дружбу.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Дружбу помни, а злобу забывай.
- Будь с другом и в горе, и в радости.
- Помогай другу в беде.
- Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей – узок, как ладонь.
Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть друг, а что вы можете рассказать о своих друзьях?
(Учащиеся называют имена своих друзей и объясняют, какими качествами те обладают).
За более точным определением слова «Друг» обратимся к толковому словарю Ожегова.
Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Воспитатель: А сейчас, ребята, послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать другом и почему.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
Воспитатель: Может ли дружба распасться? По каким причинам? (Может. Если твой друг будет тебе постоянно напоминать о том, что он сделал для тебя... Человек плохо поступил по отношению к своему другу).Ребята, надо всегда помнить о том, что друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.
Физкультминутка
Дети встают в круг, берутся за руки и выполняют движения.
Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди. (2 раза).
Воспитатель: А что значит – настоящий друг? Посмотрите на экран и назовите пять самых важных слов, которыми можно охарактеризовать настоящего друга.
На слайде:
добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, хорошо учится, любезный, терпеливый, льстивый, богатый, заботливый, доверчивый, веселый, ленивый. |
Воспитатель: Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.
- Приём ТРКМ «Взаимоопрос».
Воспитатель: Прочитайте рассказ (чтение текста в парах по одной части, учащиеся ставят толстые и тонкие вопросы по прочитанному друг другу, записывают вопросы, лучшие задают классу).
Трое приятелей жили по соседству, учились в одной школе. Дружба их началась давно, почти с пеленок. Малышами они любили возиться во дворе, в песочнице. Через некоторое время они подросли и пошли в садик, а потом в школу. Ваню, Сережу и Сеню все называли неразлучными друзьями.
Но однажды произошел случай, который испытал на прочность мальчиков. А дело было так. Трое друзей катались на санках с высокой ледяной горы. Санки, на которых ехал Ваня, перевернулись. Мальчик упал лицом в снег. Сережа, один из Ваниных друзей, стоял на самом верху горки и, давясь от смеха, прокричал бедолаге:
– Эх, ты! С такой маленькой горки – и то съехать не смог без аварии. Ну-ка, освободи мне дорогу, смотри, как я поеду!
Но Ваня ему не ответил. Он неподвижно лежал, так и уткнувшись лицом в снег. Сеня, благополучно скатившись, в это время поднимался в гору. Бросив свои санки, он подбежал к другу.
– Вань, ты чего? – испуганно прокричал он и потряс тихонько мальчика за плечо. Тот, глотая слезы, тихо застонал.
– Больно? – спросил Сеня товарища, помогая подняться и отряхнуться от снега.
– Не очень! – мужественно прошептал Ваня, украдкой вытирая слезы. – Только нога болит...
– Давай я тебе помогу! – Сеня перевернул Ванины санки и осторожно усадил пострадавшего. – Держись, Ванек! Я тебя домой отвезу.
– Спасибо! – прошептал Ваня, морщась от боли.
– Да не за что! – отмахнулся Сеня.
– Эй, Сенька! Санки свои убери, а то я сейчас в них влеплюсь! – прокричал сверху Сережа.
Мальчик ничего не ответил. Он привязал свои санки к Ваниным и повез друга домой.
Воспитатель: А сейчас я хочу узнать, какие вы друзья. Я предлагаю вам несколько ситуаций, вы должны подумать и сказать, как бы вы поступили в данном случае?
1. Ваш друг (подруга) предложит вам прогулять уроки, что вы сделаете?
2. Вы выполняете задание, но ваш друг не может с ним справиться, как вы поступите?
Воспитатель: Молодцы! Из ваших ответов стало понятно, что вы настоящие друзья.
Игра «Светофор».
Я перечисляю разные качества человека. Когда я называю качество, способствующее дружбе, то вы поднимаете вверх круги зеленого цвета, когда мешающие дружбе – красного цвета.
Качества: добрый, злой, отзывчивый, неискренний, добросовестный, лживый, порядочный, безответственный, общительный. Воспитатель: Предлагаю вам, работая в группе, создать правила дружбы.
ПРАВИЛА ДРУЖБЫ
- Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.
- Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет.
- Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по отношению к тебе не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.
- Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй друзьям, надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
- Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.
Рефлексия.
- Приём ТРКМ «Синквейн».
Воспитатель: Подводя итог занятия, предлагаю составить синквейн ( работа в группах).
- первая строка - одно слово (существительное или местоимение), которое обозначает предмет или объект;
- вторая строка - два слова - прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства предмета или объекта;
- третья строка - три глагола, описывающие характерные действия;
- четвертая строка - фраза из четырех слов, относящаяся к предмету или объекту;
- пятая строка - суть предмета или объекта - одно существительное или фраза.
Воспитатель: Ну, вот и подошло к концу наше занятие! Мне хотелось бы узнать, а с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия. Я предлагаю вам самим дать оценку нашему занятию. Перед вами солнышко и облачко. Кому было интересно на занятии, у кого хорошее настроение - выберите солнышко, а кто скучал на занятии – облачко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие в форме литературного ринга "О дружбе, доброте и отзывчивости"
Внеклассное мероприятие в форме литературного ринга "О дружбе, доброте и отзывчивости". На материалах литературных произведений раскрыть значение дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей, развиват...
Родительское собрание «Воспитание доброты, чуткости, отзывчивости»
Цели и задачи:- помочь родителям осознать как важно и необходимо для формирования личности ребенка воспитание доброты, чуткости, отзывчивости,- построить тесное взаимодействие и взаимопони...
Классный час о доброте и отзывчивости «Улыбнись миру и мир улыбнется тебе»
Классный час о доброте и отзывчивости«Улыбнись миру и мир улыбнется тебе»...
Внеклассное мероприятие«Дружба и доброта идут вместе всегда».
Учить детей быть добрыми, уметь дружить....
Детский праздник: «О дружбе, доброте и вежливости»
Сценарий детского праздника. Можно проводить в любом классе начальной школы. Данный сценарий позволит формировать у детей понятие «друг», «дружба», «доброта», &laqu...
Конспект внеклассного занятия «Дружба. Законы и правила дружбы»
Цель: Формирование у детей навыков сотрудничества.Задачи:1. Расширить знания детей о друге, о дружбе.2. Формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе...
Открытое внеклассное занятие "Уроки доброты и дружбы"
Цель: Формирование нравственных качеств у уч-ся, этических норм поведения.Задачи:Сформировать у детей представления о доброте, как важном качестве человека. Развивать умение отличать хорошие поступки ...