Внеклассное занятие "Кухни мира".
план-конспект занятия (3, 4 класс) по теме

Занятие в технологии "Педагогические мастерские".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukhni_mira.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

            « Кухни мира »

Внеклассное занятие с использованием технологии «Педагогические мастерские».

Цели:

  • способствовать расширению знаний учащихся о культуре, традициях, кулинарных пристрастиях различных народов, обогащению словарного запаса;
  • развивать мышление, речь, познавательную активность, чувство коллективизма, коммуникабельность.

Задачи:

  • познакомить с особенностями гостеприимства, приготовления пищи разных народов;
  • развивать познавательную активность детей, умение сравнивать;
  • учить уважительному отношению к национальным традициям.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Индукция

Встречаем гостей хлебом-солью. При входе в класс ребята выбирают небольшие клубочки разного цвета, объединяются в группы  по цвету клубка и садятся в отведенные для групп  места.

Воспитатель:  Дорогие ребята! У вас есть клубочки с нитками. Для чего они могут пригодиться? (Ответы детей) Из ниток можно соткать ковёр, который понадобится для   необычного путешествия. Этот  КОВЁР-САМОЛЁТ с  лёгкостью доставит нас в любую страну мира. А какие это страны, вы узнаете, открыв конверт №1.

Деконструкция

Конверт №1 (в нём стихотворение о стране)

Воспитатель: Прочитайте стихотворение. Как вы думаете, какая страна описана в нём?

Реконструкция

Дети определяют, для какой страны характерно данное описание.

Социализация

Подтверждают свою позицию словами из стихотворения.

Воспитатель:  Сегодня нам предстоит путешествие по трём странах (Россия, Белоруссия, Абхазия). Поскольку путешествие будем долгим, в дорогу обязательно надо взять…. (еду).

Деконструкция

Конверт №2 (в нём тексты с описанием стран и особенностями национальной кухни).

Воспитатель: Прочитайте тексты и определите, какой их них раскрывает особенности «вашей» страны?

Реконструкция

Дети, работая в группах, читают тексты, определяют, в каком отрывке говорится об «их» стране,

Социализация и озвучивают свой выбор, подтверждая словами из текста.

Воспитатель: В каждой стране есть блюдо, которое едят только там. Но есть один продукт, который едят люди независимо от того, где они живут. Какой это продукт? (Хлеб). Правильно. Не зря мы встречали вас хлебом - солью. У многих народов есть такой обычай: если гость отведал хлеб, значит с добром в дом пришел. Хлеб-то едят все, но каждый готовит его по-своему. Знаете ли вы, как готовят хлеб жители  «вашей» страны? (Ответы детей).

Демонстрация презентации о хлебе разных народов.

Русский национальный хлеб - это черный хлеб, т.е. хлеб из ржаной муки, дрожжевой, кислый. Такой хлеб хорошо усваивается, особенно если он приготовлен на закваске, а не просто на прессованных дрожжах. А именно так готовился русский национальный ржаной хлеб. Закваска - это часть старого теста, которое остается на дне и стенках посуды, в которой замешивается тесто. Она богата витаминами, ферментами и другими полезными для нашего организма веществами, которые еще более активизируются, попадая вместе с тестом в печь.

Мамалыга (абыста) – одно из главных блюд абхазской кухни. По общепринятому мнению она заменяет абхазам хлеб. Традиционный абхазский стол немыслим без мамалыги. Мамалыга – это, по сути, пресная кукурузная каша. Ее делают из кукурузной муки, иногда с добавлением кукурузной же крупы. Она, как правило, довольно густая, ее едят руками, отрезая кусочки ножом или просто отламывая. Правильно подавать мамалыгу на специальной деревянной дощечке. Сверху на кашу-хлеб кладут два-три куска соленого сыра сулугуни (ашвлагуан).

В национальной белорусской кухне особое место отводится хлебу. Именно по тому, был ли в доме этот продукт, судили о благополучии семьи. Чтобы экономить муку, при выпечке добавляли различные примеси, но если он был приготовлен из чистой ржаной муки, менял не только вкус, но и название. В таком случае испеченный хлеб называли «пирогом». После зимы, когда запасы ржаной муки были на исходе, в хлеб при выпечке добавляли ячменную, гречневую, овсяную муку. Но такой «сборный» продукт не приносил удовлетворительной сытости и быстро черствел. Хлеб был и остается в некоторых белорусских обрядах главным персонажем: с ним шли в сваты, встречали молодоженов, показывали уважение и просили хорошего урожая.

Деконструкция

Конверт №3 (в нём картинки с изображением продуктов питания)

Воспитатель: Ребята, представьте, что вы повара. Какие продукты вы возьмёте для приготовления  «ваших» национальных блюд?

Реконструкция

Дети выбирают необходимые для «их» кухни продукты.

Социализация

Рассказывают о том, какие продукты они выбирают.

Воспитатель: Какие блюда можно приготовить из выбранных продуктов? (Ответы детей).

Деконструкция

Воспитатель: Сейчас вам предстоит подготовить задание для других команд. Для этого на альбомном листе необходимо составить  ребус, в котором будет спрятано название блюда национальной кухни «вашей» страны.

Реконструкция

Дети, работая в группе, решают, какое слово они будут зашифровывать, и составляют ребус.

Социализация

Представление результата работы и отгадывание составленных ребусов.

Деконструкция

Конверт №4 (в нём разрезанные тексты с пословицами)

Воспитатель: Перед вами разрезанная пословица. Восстановите её.

Реконструкция

Дети «восстанавливают»  национальные пословицы и определяют, какому народу они принадлежат.

Социализация

Чтение пословиц и объяснение их значения.

Разрыв

Воспитатель: Сейчас вам предстоит отгадать кроссворд. Подсказки с отгадками расположены в классе (в ходе работы дети понимают, что многие блюда присутствуют в разных национальных кухнях). В результате разгадывания кроссворда на доске образуется слово ГОСТЕПРИИМСТВО.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое слово у нас получилось? Что оно обозначает? Как проявляют гостеприимство?

Рефлексия

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу, КОВЁР-САМОЛЁТ возвращает нас в класс.  Что нового вы узнали? Хочется ли вам поделиться этой информацией или узнать что - ещё? Выберите то изображение, которое соответствует вашему настроению, и прикрепите его к нашему ковру.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Конверт№1

              ***
Посетил прекрасный край,
Этот чудный южный рай,
Удивляет каждый раз,
Славится на весь Кавказ.
Есть там Гагра, где аркада -
Белоснежная кокарда,
Города Сухум, Пицунда,
Гудаута и Афон
Долго в памяти будет он.                                                                                                                        Помнить буду, не забуду,
Если только жив я буду
Горный мёд, в горах прогулки,
Вкус копчёной барабульки,
И солянку и форели,
Лучше не едал доселе.
Хачапури и мацони,
И хинкали я запомню,
Мидий хруст на шампурах,
Эти «Ох!» И эти «Ах!».

                 ***

– Ты ела гурьевскую кашу?
Слыхала я, она вкусна.
– Не доводилось, баба Маша,
Налей-ка щей из чугуна,

Дай деревянную мне ложку,
Зубок подай и чеснока,
Посыпь укропчиком картошку,
Плесни парного молока.

А вместо каши той ванильной –
Румяной паренки кусок…
И вот уже гляжу умильно,
Освобождая поясок.

Наверняка, простой крестьянкой
В той, прежней жизни, я была,
Месила тесто спозаранку,
И за водой к колодцу шла.

Конверт №2

 Рельеф этой необычно красивой страны располагает к спокойствию и размеренности. На широких бесконечных полях хорошо растут зерновые культуры и картошка. Нередко на опушке леса, у самой кромки поля располагаются большие пасеки. Но это только до листопада. Листопад-это название месяца (сентябрь). Безмятежность и покой. Как ни странно, этими же словами можно охарактеризовать национальную кухню этого народа. Здесь редко используют пряные пищевые добавки и приправы. Традиционным блюдом этого народа является картофель: картофельные клецки, картофельные оладьи (драники), запеченный тертый картофель с поджаристой корочкой (бабка). 

  Достаточно мягкий климат, плодородные почвы – все это способствовало и способствует традиционным занятиям местного населения – огородничеству, садоводству, виноградарству, скотоводству, а также пчеловодству. Любовь к острой, пряной пище характерна для жителей этой страны. Традиционными кушаньями населения являются жареные на вертеле цыплята и куры, вареная курятина, сдобренная аджикой. В этой стране благоприятные условия для произрастания винограда, грецкого ореха, бахчевых, разнообразных овощей и фруктов, поэтому  эти растительные продукты являются  традиционными компонентами  кухни. Благодаря правильному питанию, в этой страны много долгожителей.

   Несмотря на то, что этой стране долгое время были неизвестны многие современные продукты: картофель, помидоры, кукуруза, рис, иностранцы отмечали, что столы, даже у простого народа, были богатейшие. Блюда этой кухни не требуют специальных знаний и экзотических ингредиентов, но чтобы приготовить действительно вкусное кушанье, требуется большой опыт. Основными продуктами в этой стране были репа, капуста, редька, огурцы, фрукты, ягоды, грибы, рыба и иногда мясо. Изобилие злаков (рожь, пшеница, овес, просо, горох, чечевица) позволяло готовить множество сортов хлебов, блинов, каш, квасов. Щи, супы, окрошки, ботвинья, рыба, мясо, много каш, десерты: пирожки, блины, пряники, куличи, кулебяки, расстегаи) издавна считались национальными блюдами этой страны.

Конверт№3 (картинки с изображением национальных блюд).

Конверт№4 

Сытый думал, что товарищи его тоже сыты (абх.).

Если вглядишься в молоко - найдешь черные пятна (абх.).

 Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест (бел.).

В чужих руках пирог велик (бел.).

Коли ем (покуда ем), так глух и нем (русск.).

Щи да каша - пища наша (русск.).

Что есть в печи, все на стол мечи (русск.).

КРОССВОРД

  1. Что является хлебом у жителей Абхазии?
  2. Картофельные оладьи.
  3. Как называется холодный суп.
  4. Блюдо из тертого картофеля, заправленного жареным салом, мясом, луком и запеченное в духовке.
  5. Традиционный напиток брожения.
  6. Закопали в землю в мае
    И сто дней не вынимали,
    А копать стали под осень
    Не одну нашли, а восемь
    .

  1. Мы тебя пекли в печи.                                                                                                                                 Вот теперь гостей встречай…                                                                                                            Пышный русский ...                                                                                                                          (Каравай.)
  2. Упало солнышко в снега,                                                                                                                                                                                                                                                                     Влилась молочная река.                                                                                                                           Плывут в горячую страну.                                                                                                                       Там делать в дырочках луну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ВО 2 КЛАССЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ИГРА-ВИКТОРИНА «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»

Цель: закрепить умение определять животных; повторить признаки животных и их приспособленность к окружающему миру; развивать наблюдательность, внимание; расширять кругозор; воспитывать бережное отноше...

Презентация к внеклассному занятию по окружающему миру на тему: "Экологические проблемы мира".

Презентация к внеклассному занятию по окружающему миру на тему: "Экологические проблемы мира"....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В 1 КЛАССЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КВН «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В 1 КЛАССЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУКВН «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»...

Сценарий внеклассного мероприятия "МИРА ЗАСТУПНИЦА"

Материал внеклассного мероприятия подготовлен ко дню празднования иконы Казанской Божией Матери для учащихся 3-4 классов....

Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"

Данное занятие посвящено памяти героев  Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...