Программа воспитательной работы в группе продленного дня по этнокультурному воспитанию
рабочая программа (4 класс) на тему

Для школ нешего региона проблема изучения национальной культкры народов РТ, в частности чувашей, является современной и актуальной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmam_moya_malaya_rodina.docx52.08 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сиренькинская  средняя

общеобразовательная школа»

(филиал с. Клементейкино)

                                                                                                                         Утверждаю                                                                                         Согласовано

                                                                                                                       Директор школы:                                                                                                  Зам. директора по ВР

                                                                                                                        _______Т.М.Файзетдинов                                             ________М.Г.Файзетдинова

                                                                                                                     Приказ №__от _________2014г.                                                                 Протокол

№____от _________2014г.

Программа

по этнокультурному воспитанию

                     

                     «Моя малая Родина»

                                                                                 Составитель:

                                                     Воспитатель ГПД

Уливанова Элина Геннадьевна

Программа

по этнокультурному  воспитанию обучающихся начальных классов

Пояснительная записка

  1. Актуальность проблемы. 

Интерес к проблеме этнографии в последнее время многократно усилился, что характерно для всех регионов мира и особенно для нашего многонационального государства. Наше время характеризуется значительным повышением напряжённости в области межнациональных отношений, которые по своей актуальности стали в один ряд с проблемами сохранения мира, вопросами экологии.  

Традиции народа живут и передаются из поколения в поколение, но в нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш исторический долг – успеть сохранить для будущих поколений всё ценное и достойное из народной культуры, его материального и духовного наследия.

Язык жив только тогда, когда на нем говорят, общаются, создают художественные произведения и развивают. Важным инструментом сохранения родных языков и культур является государственная система обучения и воспитания.

Как сделать родной язык постоянным средством общения?

Как воплотить  в жизнь то, чтобы молодое поколение стремилось к изучению истории своего края, к приумножению национальной культуры, чтобы гордилось своей национальностью?

Эти и многие другие вопросы возникли после первых дней организации работы по этнокультурному направлению.

Ответом на эти вопросы является создание программы по этнокультурному воспитанию.

  1. Краеведение в начальной школе.

         В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса принято решение строить учебно-воспитательную работу на основе краеведения «Моя малая Родина».

Предлагаемая программа предназначена для учащихся младшего школьного возраста, и направлена на национально-самобытные традиции воспитания и учёт естественного развития ребёнка.

Богата история земли РТ. Красивые традиции хранит живущий здесь много веков замечательный и гостеприимный народ. В нашем родниковом крае везде можно увидеть памятники культуры, истории, трудовой славы, памятники народного деревянного зодчества. Именно они превращают наши просторы в интересный край. Среди этой красоты найдётся ли человек, который не задумывался бы над происхождением своей фамилии, семьи, истории своего рода, деревни. При составлении программы учитывались природные и местные условия, национальные традиции, разумные и здоровые запросы,  замечательные даты общественной и культурной жизни народов Татарстана и России. В программу включена работа с коллективом класса, с родителями, с общественностью. Программа характеризуется идейной целеустремлённостью, разнообразием содержания и форм работы с коллективом учащихся, конкретностью целей и реальностью их осуществления в воспитательном процессе.

 Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребенка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ. Мир чувашской культуры открывает детям нравственные ценности марийского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.

Чувашская   культура в программе воплощается в доступных для школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Так как наше село чувашское, ребята встречаются в повседневной жизни с народными традициями, чувашской кухней.  

Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношения к чувашскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтичной напевной речи. Изучение чувашской  культуры не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения.

Новизна программы заключается в том, что в процессе обучения и воспитания главным является не сообщение детям информации, а формирование умений самостоятельно приобретать знания в тесной связи с родителями, родственниками, с хранителями прошлого, а затем уметь применять их на практике (деятельностный подход в воспитании). Роль учителя является тьюторской. Основой воспитательной работы являются проектно-исследовательский метод, коллективное творческое дело. Особенно привлекает и то, что на уроках и кружках ребёнок может стать активным участником познавания своих корней. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки, узнавать сказочных героев, участвовать в различных викторинах – все эти возможности предоставляет изучение марийской культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.

Организация исследовательской и проектной работы начинается с первого класса с темы семьи, своего дома. В краеведческой работе эта тема носит национальный приоритет, считается, что идеалом общественной жизни марийцев является мир и взаимопонимание в семье и обществе. Этому учили детей с малых лет. Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Совместная деятельность учащихся с представителями не одного поколения позволит спасти ценные реликвии из домашнего архива, сохранить традиции и обычаи семьи, создать ощущения семьи как «опорной точки» в окружающей действительности.

Работа проводится с сентября по май. Для эффективного педагогического воздействия на обучающихся, в работе большое место отводится экскурсиям. Наблюдениям, ознакомлению детей с мастерами-умельцами, встречам с пожилыми людьми – носителями и хранителями историко-культурного наследия, поездкам по родному краю. методы этнокультурного воспитания в каждом классе разнообразны. Но все они связаны с фольклорной деятельностью, трудом, творчеством, играми, изобразительной деятельностью. Детям прививается почтительное отношение  к родителям-труженикам, хлебу, земле. В каждом классе ребята учатся рукоделию.  Это изготовление кукол, вышивка, лозоплетение, работа с биссером, лепка из глины.

Достижение органического единства обучения и воспитания предполагает отбор наиболее эффективных форм внеурочной воспитательной работы.

  1. Цели и задачи.

        Таким образом, включение ценностей и традиций чувашской  народной культуры в процессе воспитания школьников даёт возможность решать многие воспитательные цели и задачи.

Цель : Сохранение чувашского  языка, воспитание в детях уважения к родному языку, к своим корням; воспитание нравственно здоровой, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота.

Начальная школа – это основа для построения дальнейшей работы по освоению этнической культуры в средних и старших классах. Именно здесь закладывается фундамент глубокого постижения национального языка, который в своих архетипах несет прообраз художественного языка всех культур и народов, освоения народного идеала «совершенного человека».

В начальной школе намеченную цель конкретизируют следующие

Задачи:

1. Воспитание любви к своему краю, Родине, земле, на которой живешь, к дому.

2. Воспитание интереса и любви к национальному искусству.

3. Усвоение основных нравственных ценностей чувашского  народа, воплощенных в чувашском искусстве.

4. Формирование способности понимать особенности народного мировосприятия и мировоззрения, выраженные национально-своеобразными средствами выразительности.

5. Формирование уважения и интереса к другим культурам и народам, населяющим наш край.

6. Приобретение знаний о традициях, обрядах в истории чувашей , о жанрах чувашских  народных песен, о национальных музыкальных инструментах, чувашских композиторах и исполнителях.

7. Формирование навыков исполнения чувашских народных песен, усвоение простейших форм национального многоголосия; навыков исполнения национально-своеобразных танцевальных движений.

8. Формирование умения воспринимать произведения чувашских композиторов, выявлять в них проявление национального своеобразия.

9. Показ взаимосвязи чувашского  народного творчества с народно-прикладным и устно-поэтическим творчеством, а также с профессиональным музыкальным искусством, с искусством народов, населяющих республику.

10. Развитие творческих способностей, формирование основ национального мышления.

4. Основные направления работы.

1.Оказание помощи родителям в создании системы семейного воспитания по приобщению к народной культуре  чувашии  и обучению родному языку.

2.Разработка системы обучениячувашскому  языку (семья – общеобразовательная школа – краеведческий музей – дом культуры – библиотека), создание системы широкой внеклассной работы по предмету, предусматривающей увеличение учебного времени на изучение  чувашского языка.

3.Создание общественного мнения в защиту чувашского  языка, который должен стать вторым языком общения наравне с русским.

4.Расширение базы общения на чувашском   языке с помощью средств массовой информации (местного радио, газеты, стенной печати)

5. Принципы построения программы

- принцип приоритета национальных духовных ценностей, которые предполагают усвоение подрастающим поколением духовных ценностей чувашского  народа, положительных черт национального мировоззрения и характера;

- принцип опоры на диалог культур (в историческом и межнациональном плане), предполагающий взаимодействие и интенсивное взаимообогащение культуры народа с учетом ее развития в различные исторические эпохи, а также культуры чувашского  и других народов;

- принцип природосообразности, проявляющийся в учете психофизиологических, возрастных особенностей учащихся, близости их к природе, жизни;

- принцип учета национального своеобразия, который означает необходимость отбора материала программы с учетом национально-своеобразной эмоционально-образной сферы и национально-своеобразного чувашского  языка народа;

6. Ожидаемые результаты:

- возникновение большого интереса ребят к своим истокам, к родному языку;

- формирование в обучающихся гражданственности, любви к Родине, социальной культуре;

- в результате совместной работы школы и родителей ожидается улучшение организации национальных традиций;

- повышение уровня материально-технического оснащения школы;

- постепенное освоение учащимися национальных нравственных и эстетических идеалов, основных нравственных проблем: счастье и несчастье, любовь и ненависть, добро и зло, имеющих общечеловеческую значимость, но решенных у марийского народа по-своему;

- последовательное расширение знаний учащихся о традициях, истории, быте мари;

- понимание взаимосвязи чувашского  искусства с изобразительным и литературно-поэтическим творчеством других народов.

- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;

- воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

- использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.

Изучение традиций чувашской  народной культуры в нашей школе реализуется по программе этнокультурного направления и по учебным предметам –чувашский  язык и литература, кружок «Истоки творчества» в 5-8 классах, частично и на уроках по другим предметам (технология, изобразительное искусство, музыка, окружающий мир, русский язык).

Программа по воспитательной работе в начальных классах на основе краеведения «Моя малая Родина»

Сроки

Виды деятельности

Задачи

1 класс. «Мой дом, моя семья»

Сен-тябрь

1.Беседа «Мой дом – самая крепкая Родина»

2. экскурсия по деревне.

3. Мой дом. Рисунок.

4. Выставка картин «Улица Первоклассная»

Дать понятие о доме: почему у каждой семьи есть свой дом.

Знакомство с местом нахождения дома первоклассников, в каких домах живут одноклассники.

Наблюдение детей: декоративно-прикладное искусство.

Ок-тябрь

1.Выставка картин «Моя семья».

2. Рассказ «Моя семья».

3. Исследовательская работа «Древо моей семьи»

Рассказать детям, для чего создаются семьи, какими должны быть семьи;

Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми;

Воспитывать в детях любовь и уважение к семье

Но-ябрь

1.Беседа «Что такое фамилия».

2. Беседа «Как появились марийские и русские фамилии».

3. Исследование фамилии ребят своего класса.

4. Исследовательская работа «Знаменитые (чем-то необычные) фамилии в нашем родстве»

Показать историю происхождения фамилий, значения фамилий для каждого человека

Де-кабрь

1.«Семейный калейдоскоп» - встреча со знаменитыми родственниками.

2. Выставка творческих изделий мастеров-умельцев.

Прививать чувство уважения к людям труда, родителям, гордость за свою семью.

Ян-варь

1.Экскурсия «Вот моя деревня».

2. Выставка картин «Милый уголок природы».

3. Изготовление поясов для мальчиков, фартуков для девочек.

Прививать интерес к родной деревне, учить замечать необычное в обычном, развивать художественный вкус.

Фе-враль

1.Исследовательская работа «Мой папа».

2. Конкурсно-развлекательное мероприятие «Папа, мама я – дружная семья»

Выяснить, что знают дети о папах. Познакомить с историей появления отчества.

 Март

1.Исследовательская работа «Моя мама»

2. Конкурсно-развлекательная программа «Мисс первоклассница»

Воспитывать чувство любви, уважения, гордости к своим мамам, бабушкам;

Прививать заботливое отношение к ним, воспитывать будущих хозяек.

Ап-рель

1.Семейный калейдоскоп «Друг семьи».

2. Проектная деятельность «Наши руки не знают скуки».

3. Выставка «Наши руки не знают скуки» предметов рукоделия взрослых членов семьи и детских поделок.

Пропаганда проведения досуга семьи, развитие художественного вкуса, интереса к различным видам творчества.

Май

1.Праздник «Приходите в гости к нам».

2. Посадка цветов на территории школы и около памятника погибшим воинам.

3. Лепка из глины : посуда.

Знакомство с семейными традициями, фирменными блюдами;

Проводы первоклассников на каникулы.

Итог работы семьи и классного коллектива.

Учить делать красоту, побуждение в детях сотворения добра.

2 класс.  «Моя деревня»

Ок-тябрь

1.Экскурсия по улице деревни. Традиционные деревянные здания марийцев.

2. Проектная деятельность «Мой дом» с применением элементов народного творчества.

Развитие творческих способностей,

наблюдательности;

Формирование исследовательской деятельности.

Но-ябрь

1.Встреча с мастерами-умельцами.

2. Выставка детских поделок.

3. Фольклорный праздник.

Развитие интереса к народному творчеству.

Де-кабрь

1.Исследовательская работа «Мои родственники в нашей деревне»

2. Плетение оберега. Беседа об оберегах.

Знать термины родственных отношений на русском и марийском языках;

Сбор устных источников информации;

Формирование исследовательской деятельности совместно с родственниками;

Раскрытие способностей учащихся;

Обучение народным промыслам: лозоплетение

Ян-варь

1.Встреча со знаменитыми людьми нашей деревни.

Привить чувство гордости за жителей своей деревни.

Фе-враль

1.Исследовательская работа «Мой родной марийский язык».

2. Беседа о красоте родного языка.

Развитие творческих способностей учащихся;

Привитие интереса к родному языку.

Март

1.Семейные посиделки «Три девицы под окном».

Познавательно-развлекательная программа с мамами, бабушками и второклассниками.

Знакомство с семейными традициями.

Ап-рель

1.Фольклорный праздник. Праздники и обряды в нашей деревне.

2. «Что за праздник – пасха?».

3. Раскрашивание пасхальных яиц.

Развитие художественного вкуса, приобретение знаний о чувашских  и русских праздниках и обычаях.

Май

1.Исследовательская работа «Мои родственники – участники Великой Отечественной войны».

Воспитание патриотических чувств к малой Родине и её жителям.

        

                           3 класс.   «Сторона моя родная»

Сен-тябрь

1.Вот моя деревня. Исследовательская работа.

2. Защита исследовательских работ.

Дать первичные географические представления о своей деревне, показать красоту родного края,

Родной деревни;

Получить сведения о происхождении деревни.

Ок-тябрь

Фольклорный праздник совместно с фольклорным коллективом СДК «Мы за чаем не скучаем»

Коллективное творческое дело: подготовка сценария праздника;

Формирование толерантного отношения к культуре народов, проживающих в нашей местности

Но-ябрь

1.Викторина «Моя Республика».

2. Изготовление кукол-оберегов.

Обучение поиску и сбору информации

Де-кабрь

1.Исследовательская работа «Знаменитые люди – выходцы из моей деревни»

Обучение учащихся методикам исследовательской работы

Ян-варь

1.Конкурс стихотворений поэтов родного края

Продолжить знакомство с творчеством поэтов родного края

Фе-враль

1.Конкурс рисунков «Мой папа – солдат».

2. Спортивная эстафета «Папа, мама, я – спортивная семья»

Воспитание патриотических чувств;

Привитие навыков совместного общения детей и взрослых.

Март

1.Познавательно-развлекательная программа «Вот они какие, бабушки родные»

Привить детям чувство гордости и уважения к людям пожилого возраста;

Пропаганда сложившихся семейных форм общения в семье, досуга.

Ап-рель

1.Проектная деятельность «Как сделать местонахождение родников зоной отдыха»

Обучение учащихся проектной деятельности

Май

1.Встреча с ветеранами Войны и Труда.

2. Беседа «Лекарственные растения нашего края».

3. Бабушкина аптека.

4. Оформление гербария «Лекарственные травы»

5. Экскурсия к роднику. Окультуривание местонахождения родника.

Побуждение в детях желания творить добро людям;

Привитие любви к родным местам, уважения к окружающему;

Формирование обобщённых представлений о лекарственных растениях родного края.

                      4 класс.  «Край мой родниковый»

Сен-тябрь

1.Викторина «Знаешь ли ты?

2. Знакомство с Книгой Памяти.

3. Коллаж «Альметьевский  район». КТД.

Формирование навыков поиска знаний об истории своего края;

Гражданско-патриотическое воспитание.

Ок-тябрь

1.Экскурсия по родному краю.

2. Конкурс исследовательских сочинений «Край мой родниковый».

3. Поиск однофамильцев в Книге Памяти

Развитие интереса к изучению родного края.

Обучение поиску и сбору информаций по разным источникам.

Но-ябрь

1.Художники Чувашии и Татарстана. Устный журнал

2. Выставка рисунков «Сторона моя родная».

3. исследовательская работа «От прадеда, погибшего в бою, но мне, живущего сегодня»

Формирование у детей любви к искусству и интереса к нему.

Обучение поисковой работе.

Де-кабрь

1.КТД «Чувашские   названия месяцев. Что они обозначают?»

Развитие творческих способностей;

Привитие интереса к познанию родного языка.

Ян-варь

1.»Мои родственники – участники Великой Отечественной войны». Письмо погибшему воину.

2. КТД «Создание литературной газеты».

3. Участие в фестивале военной песни.

Обучение коллективному творческому труду;

Побуждения в детях уважения к фронтовикам, участникам тыла, гордости за свой народ.

Март

1.Аппликация из ткани марийской национальной одежды.

2. Поездка в краеведческий музей  в с.Елхово

3.Фольклорный праздник (обрядовые песни)

Познание истории культуры марийского народа через предметы труда, одежду, обряды

Ап-рель

1.КТД «Окультуривание местонахождения родников».

2. Участие в школьной научно-исследовательской конференции с исследовательской работой «От прадеда, погибшего в бою, но , живущему сегодня»

Формирование толерантного отношения к истории страны, к людям проживающим рядом;

Воспитание патриотических чувств и гордости за своих земляков.

Май

1.Итоговый праздник «До свидания, начальная школа!».

2. Экскурсия к роднику.

Проводы четвероклассников в 5 класс;

Обучение коллективному творческому делу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитательной работы в группе продленного дня (ФГОС НОО)

Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподго­товка.Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Гла Цели и задачи  режимных моментов в группе продленного дня.Примерный план работы воспитателя ГПД.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...

Программа учебно-воспитательной работы в группе продленного дня

 Программа учебно - воспитательной работы в группе продленного дня. составлена с учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста...

Программа воспитательной работы в группе продленного дня 3 класс

Цель самоподготовки — привить учащимся навыки само образовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возмож...

Раздел программы по воспитательной работе для группы продленного дня "Дружим с русским языком"

Раздел рограммы по воспитательной работе для группы продленного дня "Дружим с русским языком" для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Раздел программы по воспитательной работе для группы продленного дня "Дружим с математикой"

Раздел программы по воспитательной работе для группы продленного дня "Дружим с математикой" для детей с тяжелыми нарушениями речи....