Программа воспитательной работы в группе продленного дня по этнокультурному воспитанию
рабочая программа (4 класс) на тему
Для школ нешего региона проблема изучения национальной культкры народов РТ, в частности чувашей, является современной и актуальной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmam_moya_malaya_rodina.docx | 52.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сиренькинская средняя
общеобразовательная школа»
(филиал с. Клементейкино)
Утверждаю Согласовано
Директор школы: Зам. директора по ВР
_______Т.М.Файзетдинов ________М.Г.Файзетдинова
Приказ №__от _________2014г. Протокол
Программа
по этнокультурному воспитанию
«Моя малая Родина»
Составитель:
Воспитатель ГПД
Уливанова Элина Геннадьевна
Программа
по этнокультурному воспитанию обучающихся начальных классов
Пояснительная записка
- Актуальность проблемы.
Интерес к проблеме этнографии в последнее время многократно усилился, что характерно для всех регионов мира и особенно для нашего многонационального государства. Наше время характеризуется значительным повышением напряжённости в области межнациональных отношений, которые по своей актуальности стали в один ряд с проблемами сохранения мира, вопросами экологии.
Традиции народа живут и передаются из поколения в поколение, но в нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш исторический долг – успеть сохранить для будущих поколений всё ценное и достойное из народной культуры, его материального и духовного наследия.
Язык жив только тогда, когда на нем говорят, общаются, создают художественные произведения и развивают. Важным инструментом сохранения родных языков и культур является государственная система обучения и воспитания.
Как сделать родной язык постоянным средством общения?
Как воплотить в жизнь то, чтобы молодое поколение стремилось к изучению истории своего края, к приумножению национальной культуры, чтобы гордилось своей национальностью?
Эти и многие другие вопросы возникли после первых дней организации работы по этнокультурному направлению.
Ответом на эти вопросы является создание программы по этнокультурному воспитанию.
- Краеведение в начальной школе.
В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса принято решение строить учебно-воспитательную работу на основе краеведения «Моя малая Родина».
Предлагаемая программа предназначена для учащихся младшего школьного возраста, и направлена на национально-самобытные традиции воспитания и учёт естественного развития ребёнка.
Богата история земли РТ. Красивые традиции хранит живущий здесь много веков замечательный и гостеприимный народ. В нашем родниковом крае везде можно увидеть памятники культуры, истории, трудовой славы, памятники народного деревянного зодчества. Именно они превращают наши просторы в интересный край. Среди этой красоты найдётся ли человек, который не задумывался бы над происхождением своей фамилии, семьи, истории своего рода, деревни. При составлении программы учитывались природные и местные условия, национальные традиции, разумные и здоровые запросы, замечательные даты общественной и культурной жизни народов Татарстана и России. В программу включена работа с коллективом класса, с родителями, с общественностью. Программа характеризуется идейной целеустремлённостью, разнообразием содержания и форм работы с коллективом учащихся, конкретностью целей и реальностью их осуществления в воспитательном процессе.
Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребенка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ. Мир чувашской культуры открывает детям нравственные ценности марийского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.
Чувашская культура в программе воплощается в доступных для школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Так как наше село чувашское, ребята встречаются в повседневной жизни с народными традициями, чувашской кухней.
Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношения к чувашскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтичной напевной речи. Изучение чувашской культуры не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения.
Новизна программы заключается в том, что в процессе обучения и воспитания главным является не сообщение детям информации, а формирование умений самостоятельно приобретать знания в тесной связи с родителями, родственниками, с хранителями прошлого, а затем уметь применять их на практике (деятельностный подход в воспитании). Роль учителя является тьюторской. Основой воспитательной работы являются проектно-исследовательский метод, коллективное творческое дело. Особенно привлекает и то, что на уроках и кружках ребёнок может стать активным участником познавания своих корней. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки, узнавать сказочных героев, участвовать в различных викторинах – все эти возможности предоставляет изучение марийской культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.
Организация исследовательской и проектной работы начинается с первого класса с темы семьи, своего дома. В краеведческой работе эта тема носит национальный приоритет, считается, что идеалом общественной жизни марийцев является мир и взаимопонимание в семье и обществе. Этому учили детей с малых лет. Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Совместная деятельность учащихся с представителями не одного поколения позволит спасти ценные реликвии из домашнего архива, сохранить традиции и обычаи семьи, создать ощущения семьи как «опорной точки» в окружающей действительности.
Работа проводится с сентября по май. Для эффективного педагогического воздействия на обучающихся, в работе большое место отводится экскурсиям. Наблюдениям, ознакомлению детей с мастерами-умельцами, встречам с пожилыми людьми – носителями и хранителями историко-культурного наследия, поездкам по родному краю. методы этнокультурного воспитания в каждом классе разнообразны. Но все они связаны с фольклорной деятельностью, трудом, творчеством, играми, изобразительной деятельностью. Детям прививается почтительное отношение к родителям-труженикам, хлебу, земле. В каждом классе ребята учатся рукоделию. Это изготовление кукол, вышивка, лозоплетение, работа с биссером, лепка из глины.
Достижение органического единства обучения и воспитания предполагает отбор наиболее эффективных форм внеурочной воспитательной работы.
- Цели и задачи.
Таким образом, включение ценностей и традиций чувашской народной культуры в процессе воспитания школьников даёт возможность решать многие воспитательные цели и задачи.
Цель : Сохранение чувашского языка, воспитание в детях уважения к родному языку, к своим корням; воспитание нравственно здоровой, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота.
Начальная школа – это основа для построения дальнейшей работы по освоению этнической культуры в средних и старших классах. Именно здесь закладывается фундамент глубокого постижения национального языка, который в своих архетипах несет прообраз художественного языка всех культур и народов, освоения народного идеала «совершенного человека».
В начальной школе намеченную цель конкретизируют следующие
Задачи:
1. Воспитание любви к своему краю, Родине, земле, на которой живешь, к дому.
2. Воспитание интереса и любви к национальному искусству.
3. Усвоение основных нравственных ценностей чувашского народа, воплощенных в чувашском искусстве.
4. Формирование способности понимать особенности народного мировосприятия и мировоззрения, выраженные национально-своеобразными средствами выразительности.
5. Формирование уважения и интереса к другим культурам и народам, населяющим наш край.
6. Приобретение знаний о традициях, обрядах в истории чувашей , о жанрах чувашских народных песен, о национальных музыкальных инструментах, чувашских композиторах и исполнителях.
7. Формирование навыков исполнения чувашских народных песен, усвоение простейших форм национального многоголосия; навыков исполнения национально-своеобразных танцевальных движений.
8. Формирование умения воспринимать произведения чувашских композиторов, выявлять в них проявление национального своеобразия.
9. Показ взаимосвязи чувашского народного творчества с народно-прикладным и устно-поэтическим творчеством, а также с профессиональным музыкальным искусством, с искусством народов, населяющих республику.
10. Развитие творческих способностей, формирование основ национального мышления.
4. Основные направления работы.
1.Оказание помощи родителям в создании системы семейного воспитания по приобщению к народной культуре чувашии и обучению родному языку.
2.Разработка системы обучениячувашскому языку (семья – общеобразовательная школа – краеведческий музей – дом культуры – библиотека), создание системы широкой внеклассной работы по предмету, предусматривающей увеличение учебного времени на изучение чувашского языка.
3.Создание общественного мнения в защиту чувашского языка, который должен стать вторым языком общения наравне с русским.
4.Расширение базы общения на чувашском языке с помощью средств массовой информации (местного радио, газеты, стенной печати)
5. Принципы построения программы
- принцип приоритета национальных духовных ценностей, которые предполагают усвоение подрастающим поколением духовных ценностей чувашского народа, положительных черт национального мировоззрения и характера;
- принцип опоры на диалог культур (в историческом и межнациональном плане), предполагающий взаимодействие и интенсивное взаимообогащение культуры народа с учетом ее развития в различные исторические эпохи, а также культуры чувашского и других народов;
- принцип природосообразности, проявляющийся в учете психофизиологических, возрастных особенностей учащихся, близости их к природе, жизни;
- принцип учета национального своеобразия, который означает необходимость отбора материала программы с учетом национально-своеобразной эмоционально-образной сферы и национально-своеобразного чувашского языка народа;
6. Ожидаемые результаты:
- возникновение большого интереса ребят к своим истокам, к родному языку;
- формирование в обучающихся гражданственности, любви к Родине, социальной культуре;
- в результате совместной работы школы и родителей ожидается улучшение организации национальных традиций;
- повышение уровня материально-технического оснащения школы;
- постепенное освоение учащимися национальных нравственных и эстетических идеалов, основных нравственных проблем: счастье и несчастье, любовь и ненависть, добро и зло, имеющих общечеловеческую значимость, но решенных у марийского народа по-своему;
- последовательное расширение знаний учащихся о традициях, истории, быте мари;
- понимание взаимосвязи чувашского искусства с изобразительным и литературно-поэтическим творчеством других народов.
- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;
- воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
- использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.
Изучение традиций чувашской народной культуры в нашей школе реализуется по программе этнокультурного направления и по учебным предметам –чувашский язык и литература, кружок «Истоки творчества» в 5-8 классах, частично и на уроках по другим предметам (технология, изобразительное искусство, музыка, окружающий мир, русский язык).
Программа по воспитательной работе в начальных классах на основе краеведения «Моя малая Родина»
Сроки | Виды деятельности | Задачи |
1 класс. «Мой дом, моя семья» | ||
Сен-тябрь | 1.Беседа «Мой дом – самая крепкая Родина» 2. экскурсия по деревне. 3. Мой дом. Рисунок. 4. Выставка картин «Улица Первоклассная» | Дать понятие о доме: почему у каждой семьи есть свой дом. Знакомство с местом нахождения дома первоклассников, в каких домах живут одноклассники. Наблюдение детей: декоративно-прикладное искусство. |
Ок-тябрь | 1.Выставка картин «Моя семья». 2. Рассказ «Моя семья». 3. Исследовательская работа «Древо моей семьи» | Рассказать детям, для чего создаются семьи, какими должны быть семьи; Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми; Воспитывать в детях любовь и уважение к семье |
Но-ябрь | 1.Беседа «Что такое фамилия». 2. Беседа «Как появились марийские и русские фамилии». 3. Исследование фамилии ребят своего класса. 4. Исследовательская работа «Знаменитые (чем-то необычные) фамилии в нашем родстве» | Показать историю происхождения фамилий, значения фамилий для каждого человека |
Де-кабрь | 1.«Семейный калейдоскоп» - встреча со знаменитыми родственниками. 2. Выставка творческих изделий мастеров-умельцев. | Прививать чувство уважения к людям труда, родителям, гордость за свою семью. |
Ян-варь | 1.Экскурсия «Вот моя деревня». 2. Выставка картин «Милый уголок природы». 3. Изготовление поясов для мальчиков, фартуков для девочек. | Прививать интерес к родной деревне, учить замечать необычное в обычном, развивать художественный вкус. |
Фе-враль | 1.Исследовательская работа «Мой папа». 2. Конкурсно-развлекательное мероприятие «Папа, мама я – дружная семья» | Выяснить, что знают дети о папах. Познакомить с историей появления отчества. |
Март | 1.Исследовательская работа «Моя мама» 2. Конкурсно-развлекательная программа «Мисс первоклассница» | Воспитывать чувство любви, уважения, гордости к своим мамам, бабушкам; Прививать заботливое отношение к ним, воспитывать будущих хозяек. |
Ап-рель | 1.Семейный калейдоскоп «Друг семьи». 2. Проектная деятельность «Наши руки не знают скуки». 3. Выставка «Наши руки не знают скуки» предметов рукоделия взрослых членов семьи и детских поделок. | Пропаганда проведения досуга семьи, развитие художественного вкуса, интереса к различным видам творчества. |
Май | 1.Праздник «Приходите в гости к нам». 2. Посадка цветов на территории школы и около памятника погибшим воинам. 3. Лепка из глины : посуда. | Знакомство с семейными традициями, фирменными блюдами; Проводы первоклассников на каникулы. Итог работы семьи и классного коллектива. Учить делать красоту, побуждение в детях сотворения добра. |
2 класс. «Моя деревня» | ||
Ок-тябрь | 1.Экскурсия по улице деревни. Традиционные деревянные здания марийцев. 2. Проектная деятельность «Мой дом» с применением элементов народного творчества. | Развитие творческих способностей, наблюдательности; Формирование исследовательской деятельности. |
Но-ябрь | 1.Встреча с мастерами-умельцами. 2. Выставка детских поделок. 3. Фольклорный праздник. | Развитие интереса к народному творчеству. |
Де-кабрь | 1.Исследовательская работа «Мои родственники в нашей деревне» 2. Плетение оберега. Беседа об оберегах. | Знать термины родственных отношений на русском и марийском языках; Сбор устных источников информации; Формирование исследовательской деятельности совместно с родственниками; Раскрытие способностей учащихся; Обучение народным промыслам: лозоплетение |
Ян-варь | 1.Встреча со знаменитыми людьми нашей деревни. | Привить чувство гордости за жителей своей деревни. |
Фе-враль | 1.Исследовательская работа «Мой родной марийский язык». 2. Беседа о красоте родного языка. | Развитие творческих способностей учащихся; Привитие интереса к родному языку. |
Март | 1.Семейные посиделки «Три девицы под окном». | Познавательно-развлекательная программа с мамами, бабушками и второклассниками. Знакомство с семейными традициями. |
Ап-рель | 1.Фольклорный праздник. Праздники и обряды в нашей деревне. 2. «Что за праздник – пасха?». 3. Раскрашивание пасхальных яиц. | Развитие художественного вкуса, приобретение знаний о чувашских и русских праздниках и обычаях. |
Май | 1.Исследовательская работа «Мои родственники – участники Великой Отечественной войны». | Воспитание патриотических чувств к малой Родине и её жителям. |
3 класс. «Сторона моя родная» | ||
Сен-тябрь | 1.Вот моя деревня. Исследовательская работа. 2. Защита исследовательских работ. | Дать первичные географические представления о своей деревне, показать красоту родного края, Родной деревни; Получить сведения о происхождении деревни. |
Ок-тябрь | Фольклорный праздник совместно с фольклорным коллективом СДК «Мы за чаем не скучаем» | Коллективное творческое дело: подготовка сценария праздника; Формирование толерантного отношения к культуре народов, проживающих в нашей местности |
Но-ябрь | 1.Викторина «Моя Республика». 2. Изготовление кукол-оберегов. | Обучение поиску и сбору информации |
Де-кабрь | 1.Исследовательская работа «Знаменитые люди – выходцы из моей деревни» | Обучение учащихся методикам исследовательской работы |
Ян-варь | 1.Конкурс стихотворений поэтов родного края | Продолжить знакомство с творчеством поэтов родного края |
Фе-враль | 1.Конкурс рисунков «Мой папа – солдат». 2. Спортивная эстафета «Папа, мама, я – спортивная семья» | Воспитание патриотических чувств; Привитие навыков совместного общения детей и взрослых. |
Март | 1.Познавательно-развлекательная программа «Вот они какие, бабушки родные» | Привить детям чувство гордости и уважения к людям пожилого возраста; Пропаганда сложившихся семейных форм общения в семье, досуга. |
Ап-рель | 1.Проектная деятельность «Как сделать местонахождение родников зоной отдыха» | Обучение учащихся проектной деятельности |
Май | 1.Встреча с ветеранами Войны и Труда. 2. Беседа «Лекарственные растения нашего края». 3. Бабушкина аптека. 4. Оформление гербария «Лекарственные травы» 5. Экскурсия к роднику. Окультуривание местонахождения родника. | Побуждение в детях желания творить добро людям; Привитие любви к родным местам, уважения к окружающему; Формирование обобщённых представлений о лекарственных растениях родного края. |
4 класс. «Край мой родниковый» | ||
Сен-тябрь | 1.Викторина «Знаешь ли ты? 2. Знакомство с Книгой Памяти. 3. Коллаж «Альметьевский район». КТД. | Формирование навыков поиска знаний об истории своего края; Гражданско-патриотическое воспитание. |
Ок-тябрь | 1.Экскурсия по родному краю. 2. Конкурс исследовательских сочинений «Край мой родниковый». 3. Поиск однофамильцев в Книге Памяти | Развитие интереса к изучению родного края. Обучение поиску и сбору информаций по разным источникам. |
Но-ябрь | 1.Художники Чувашии и Татарстана. Устный журнал 2. Выставка рисунков «Сторона моя родная». 3. исследовательская работа «От прадеда, погибшего в бою, но мне, живущего сегодня» | Формирование у детей любви к искусству и интереса к нему. Обучение поисковой работе. |
Де-кабрь | 1.КТД «Чувашские названия месяцев. Что они обозначают?» | Развитие творческих способностей; Привитие интереса к познанию родного языка. |
Ян-варь | 1.»Мои родственники – участники Великой Отечественной войны». Письмо погибшему воину. 2. КТД «Создание литературной газеты». 3. Участие в фестивале военной песни. | Обучение коллективному творческому труду; Побуждения в детях уважения к фронтовикам, участникам тыла, гордости за свой народ. |
Март | 1.Аппликация из ткани марийской национальной одежды. 2. Поездка в краеведческий музей в с.Елхово 3.Фольклорный праздник (обрядовые песни) | Познание истории культуры марийского народа через предметы труда, одежду, обряды |
Ап-рель | 1.КТД «Окультуривание местонахождения родников». 2. Участие в школьной научно-исследовательской конференции с исследовательской работой «От прадеда, погибшего в бою, но , живущему сегодня» | Формирование толерантного отношения к истории страны, к людям проживающим рядом; Воспитание патриотических чувств и гордости за своих земляков. |
Май | 1.Итоговый праздник «До свидания, начальная школа!». 2. Экскурсия к роднику. | Проводы четвероклассников в 5 класс; Обучение коллективному творческому делу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитательной работы в группе продленного дня (ФГОС НОО)
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
Гла Цели и задачи режимных моментов в группе продленного дня.Примерный план работы воспитателя ГПД.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...
Программа учебно-воспитательной работы в группе продленного дня
Программа учебно - воспитательной работы в группе продленного дня. составлена с учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста...
Программа воспитательной работы в группе продленного дня 3 класс
Цель самоподготовки — привить учащимся навыки само образовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возмож...
Раздел программы по воспитательной работе для группы продленного дня "Дружим с русским языком"
Раздел рограммы по воспитательной работе для группы продленного дня "Дружим с русским языком" для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Раздел программы по воспитательной работе для группы продленного дня "Дружим с математикой"
Раздел программы по воспитательной работе для группы продленного дня "Дружим с математикой" для детей с тяжелыми нарушениями речи....