Методическая разработка, занятие по толерантности
методическая разработка (4 класс) по теме

Швырева Юлия Александровна

Предлогаю моим коллегам материал для проведения классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_dom.docx32.67 КБ

Предварительный просмотр:

А сейчас давайте обратимся к народной мудрости. Вековая мудрость, житейский опыт, тонкое наблюдение, насмешка, шутка – все это отражается в короткой фразе. В пословице. Я предлагаю вам следующий конкурс «Закончите пословицу».

  1. Судят не по словам…         (а по делам)
  2. Мал золотник…  (да дорог)
  3. Долог день до вечера….   (коли делать нечего)
  4. Молодец против овец… (а против молодца и сам овца)
  5. Тонул – топор сулил,  а вынырнул….   (и топорища жалко)
  6. Сколько волка не корми….   (все в лес смотрит)
  7. Береги платье снову….      (а честь смолоду)
  8. Назвался груздем….           (полезай в кузов)
  9. Слово не воробей…..           (вылети не поймаешь)
  10. Старый друг….        (лучше новых двух)
  11. Встречают по одежке…… (а провожают по уму)
  12.  За  одного битого….   (двух небитых дают)

А сейчас нам предстоит положить « Кирпич взаимопомощи». И для участия в конкурсе я приглашаю самых главных людей в семье – детей. А помогать им будут, конечно, мамы. Девиз конкурса «Сказки водят хоровод». Я буду поочередно задавать ребятам вопросы сказочной викторины. За каждый правильный ответ присуждается 2 балла, если вы отвечаете сами. А если обратитесь за помощью к маме, то вам будет засчитан только один балл. Условия конкурса ясны? Тогда начинаем викторину.

  1. В сказке С. Михалкова поросята прогнали злого волка. Сколько было поросят? (3,4,5)
  2. Кого Маленькая разбойница дала в помощь «Герде» (Жар-птицу, Оленя, Конька-Гобунка)
  3. Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев? (фиалки, подснежники, ландыши)
  4. Кто из героев сказки «Золотой ключик» кукла? (Папа Карло, Мальвина, Тортила)
  5. Из какой сказки Шемаханская царица?  («Айболит», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке»)
  6. Назовите любимого зверя фрекен Бок.  (Пес Барсик, кошка Матильда, Чебурашка)
  7. Али-баба, герой сказки,  перехитрил 36 или 38 разбойников?
  8. Что означает слово «Буратино» на итальянском языке? (деревянная кукла)
  9. Кто обул кота в сапоги, надел на девочку красную шапочку, а на волка чепчик? (Шарль Перро)
  10. Чего больше всего на свете хотел крокодил Гена? (Найти друга)
  11. Назовите любимое выражение Карлсона (Дело житейское)
  12. Кто придумал почтальона Печкина и троих из Простоквашино? (Э.Успенский)
  13. Предмет, делавший в сказках человека невидимым. (Шапка)
  14. Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Андерсена «Дикие лебеди»? (11)
  15. Какое из произведений принадлежит перу Андерсена? («Незнайка на Луне», «Огниво», «Маленький Мук»)
  16. Вед. Чтобы жить счастливо, все семейные отношения должны строиться на любви, и все дела должны делаться с любовью. Сейчас дети положат в стену нашего дома «Кирпич любви». Ребята, вы должны будете сейчас нарисовать портрет вашей семьи. Изобразите тех людей, которых вы больше всего любите: маму, папу, бабушку, дедушку, братьев или сестер. А потом вы покажете нам свои работы.
  17.                                              Песня.
  18. Вед. Дорогие друзья, мы возвели стены, и нам осталось только построить крышу Дома мечты. Это будет «Крыша хорошего настроения». Шекспир сказал: «Жизнь – театр, и все мы в нем актеры». И, наверное, каждая семья – это маленький театр. Хотите в этом убедиться? Пожалуйста! «Конкурс актерского мастерства». Сейчас каждый участник получит роль, которую должен будет сыграть в нашем небольшом спектакле. Я буду читать текст, а вы, дорогие друзья, внимательно слушайте. Как только речь пойдет о вашем персонаже, вы должны выйти на сцену и исполнить все то, о чем говорится в тексте. Итак…

Действующие лица: Ветерок, Береза, Кошка Мурка, Синичка Чика, Лайка Найда, Капелька росы, Весна. Дует легкий ветерок. Береза у крылечка выпрямилась, расправила свои веточки, потянула их к солнышку. Под березкой прогуливается ленивая кошка Мурка. Она мягко ставит свои лапки, мурлычет и трется спинкой о березу. На заборе сидит Синичка Чика, она дремлет на солнышке, вздрагивает во сне и отркрывает то один глаз, то другой. Под крыльцом спит Лайка Найда, ей что-то снится, она дергает лапками и поскуливает. Ветер подул сильнее, засвистел, зашумел. Березка закачалась, заволновалась. На березе висела капелька росы, она блестела на солнышке и любовалась собой. Береза закачалась. Капелька вздрогнула и упала прямо на нос кошке Мурке. Мурка поежилась, фыркнула, изогнула спинку и побежала к крыльцу. Вдруг она увидела синицу и громко мяукнула. Ветер зашумел громче, Березка заскрипела, закачалась. Синичка встрепенулась, захлопала крыльями и открыла оба глаза. Мурка изогнулась, прыгнула и схватила Синицу за хвост, Синица громко закричала, капелька росы покатилась по земле, Лайка проснулась, зарычала и залилась звонким лаем. Ветер разбушевался, Береза захлопала ветвями. Из домика выбежала бабушка. Она заохала, замахала руками на лайку. Лайка завиляла хвостиком, Мурка выпустила синицу, она быстро взлетела на забор. Ветер подул тише, береза плавно закачалась. Светит солнышко. Весна.

Вот мы и завершили строительство. У нас получился очень счастливый дом. Ну, а как наши семейные команды справились с испытаниями, мы просим сообщить жюри.

                                            Песня.

 

Вручение подарков.

  1. бабушка.

«Дом, который построим мы" (коррекция взаимоотношений сверстников при

помощи внеклассного мероприятия)

Цель: коррекция взаимоотношений сверстников.

Задачи: - Познакомить детей с видами жилища, дать историческую справку,

познакомить с этимологическим значением слова «дом».

- Сформировать у воспитанников такие нравственные ценности, как дружба, любовь, взаимопомощь, взаимопонимание.

- Развивать коммуникативную культуру детей и подростков, способствуя тем самым, их популярности в общении с окружающими.

- Способствовать сплочению детского коллектива.

- Активизировать познавательную деятельность.

Содержание.

Учитель: Птицы вьют гнезда, звери устраивают норы, а люди? А люди строят

дома. Слово «дом» в переводе с латинского языка «доминиум», «вотчина». В

разные времена и в разных странах дома строили по-своему. Индейцы, например,

сооружали хижины из гибких веток, тонких стволов, листьев и коры. Африканцы

придумали дома-шалаши, которые могли собираться и разбираться, как палатки.

Затем люди научились обмазывать ветки глиной и их дома стали крепче и теплее.

Позже появились дома из камней. Самый первый дом из кирпича построили

египтяне. Современные дома очень разнообразны по форме, цвету, материалу.

Но не так уж и важно, какой дом, из чего он сделан, важна не сама постройка, а

жизнь ее владельцев, людей, которые живут в этом доме, их отношения. Ведь

если в доме царит тепло, добро, уют, взаимопонимание, уважение, любовь, то

такой дом всегда будет крепче и красивее.

Вот сейчас мы с вами, а вернее вы сами будете строить такой дом, в котором

будут преобладать те качества и отношения, о которых я сказала.

Перед вами макеты домов, ваша задача выложить на этих макетах кирпичики,

которые вы будете зарабатывать в конкурсах. Цель у обеих команд одна –

совместными усилиями построить общий дом. Команда, которая заработает все

кирпичики и построит свой дом первой, будет победительницей. У каждой команды кирпичики своего цвета.

Итак, пришло время представить команды.

1 команда: «Улыбка». Их девиз: «Жить без улыбки – просто ошибка,

Всюду улыбки – повсюду добро».

Во главе с капитаном – _____________________

2 команда: «Дружная». Их девиз: «Ни ныть, ни плакать по углам,

Беду и радость пополам».

Во главе с капитаном – ________________________

1 кирпичик Взаимопомощи.

Учитель: Первый кирпичик, который вам предстоит выиграть, это «кирпичик

взаимопомощи». Вы со мной согласитесь, что одно из основных качеств, которое

должно царить в доме, это взаимопомощь. Что это за качество? Как вы его

понимаете? ( Ответы детей).

Правильно, все в доме должны помогать друг другу, заботится друг о друге,

поддерживать.

Это конкурсное задание для пар. А самой идеальной парой, действующей всегда

слаженно и очень быстро можно считать руки человека. Проверим эти качества

участников. Они тоже будут работать, как пара рук. Итак, по одной руке участники

«за ненадобностью» прячут за спину, а общая пара рук и продемонстрирует всем

чудеса взаимопомощи.

1) Собрать портфель для 1-классника за минимальное время.

2) Зашнуровать ботинок.

( победившей команде вручается кирпичик + кирпичик, предназначенный для

другой команды, но он не возводится на макете. И так во всех конкурсах.)

2 кирпичик Здоровья.

Учитель: Следующий кирпичик, из которого будет построен ваш дом – это

кирпичик Здоровья.

Здоровье – это самое дорогое и самое ценное, что есть у человека; его легко

потерять, но невозможно купить. Поэтому без этого качества невозможно полное

счастье ни в одном доме. Учитесь беречь свое здоровье и здоровье окружающих

людей.

В этом конкурсе вам предстоит на солнечных лучиках написать, как можно,

больше способов сохранения и укрепления здоровья человека, т. е. что

необходимо делать и выполнять, чтобы ваше здоровье росло и крепло.

( на время )

( команда-победитель получает очередной кирпичик и воздвигает его на

макете дома.

3 кирпичик Мудрости.

Учитель: Для закладки следующего кирпичика командам необходимо будет

показать некоторые свои знания. Потому что следующий кирпичик – кирпичик

Мудрости. А мудрость предполагает наличие знаний.

Задание «Игра в слова».

Я найду слова везде:

И на небе, и в воде,

На стене, на потолке,

На полу и на окне.

Вы не слышали такого?

Не беда, играем в слово!

1) Придумать слова, родственные слову «дом». Команды будут записывать свои

слова на листе; побеждает команда, написавшая больше родственных слов.

2) Придумать слова или выражения, синонимичные понятию «дом». Команды по

очереди называют свои варианты слов; побеждает команда, чей ответ последний.

3) А каким бывает дом? Дать слова – определения «дома». Команды по очереди

называют свои варианты.

4 кирпичик Понимания.

Учитель: Очень важно, чтобы дом был крепким, теплым, уютным и т. д.,

необходимо понимать тех, с кем живешь. Понимать – значит с полуслова или

вовсе без слов, знать, что чувствуют и хотят сказать люди, с которыми ты живешь

под одной крышей, в одной группе, классе.

Итак, следующий кирпичик-кирпичик Взаимопонимания, где участники команд

продемонстрируют, насколько развито в их командах это чувство.

1) «Понимание друг друга».

Один участник из каждой команды должен будет с помощью пантомимики

передать определенную информацию команде. Команда должна понять то, что

сказал их товарищ.

2) «Видение друг друга».

Один участник из каждой команды выходит на время, а остальные участники

команд записывают на листе бумаги по одному положительному качеству,

характерному для этого ребенка.

Затем он заходит, ему зачитывают то, что про него написали участники его

команды. А он должен угадать, кто про него так мог сказать. У кого будет больше

угадываний, тот победил.

( кирпичик Взаимопонимания получает команда, которая показала лучшее

взаимопонимание).

5 кирпичик Дружбы.

Учитель: И, конечно же, любой дом будет крепче и надежнее, если в нем

царят только дружеские отношения. И наш следующий кирпичик – кирпичик

Дружбы.

А получите вы его лишь тогда, когда покажете, как вы выполнили свое домашнее

задание.

( Команды инсценируют сценки «Уроки дружбы».)

1 команда – по произведению М. Пляцковского «Урок дружбы».

2 команда – по произведению С. Прокофьевой «Самый большой друг».

Можно взамен назвать пословицы о дружбе, кто больше

6 кирпичик Хозяйственности.

Учитель: А сейчас будем закладывать следующий кирпичик – кирпичик

Хозяйственности. Чтобы в доме был достаток, не было времени для скуки, для

этого, как раз, необходимо это качество.

Вот мы сейчас и потренируемся в приобретении полезных для дома умений,а

для этого предлагаю провести спортивные забеги с бытовыми предметами:

- «Обед за пять минут» - бег с кастрюлей на голове;

- «Не пролью ни капельки» - бег с миской с водой;

- «По дороге остужу» - бег с ложкой во рту, а во рту яйцо;

- «Чистота – залог здоровья» - бег в коробках из-под конфет;

«Все свое ношу с собой» - бег с мячами (два мяча в руках, один мяч вести ногой).

7 кирпичик Улыбки.

Учитель: По мнению одного известного человека, улыбка «создает счастье в

доме; она ничего не стоит, но много дает. Это лучшее противоядие, созданное

природой, от неприятностей». И,как вы уже, наверное, догадались, следующим

кирпичиком в ваших домах будет кирпичик улыбки.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь!

А теперь приступим к основной части «улыбательного практикума».

Я объявляю конкурс веселых вопросов.

Команде «Дружная»:

- Где вода стоит столбом? (в стакане)

- По чему люди часто ходят и никогда не ездят? (по лестнице)

- Что случится с вороной через три года? (ей пойдет четвертый)

- Под каким деревом во время дождя прячется заяц? (под мокрым)

- На что похожа половинка яблока? (на вторую половинку).

Команде «Улыбка»:

- Можно ли в решете принести воду? (можно, когда она замерзнет)

- Зачем придумали белый шоколад? (чтобы негры могли испачкаться)

- У бабушки жили внук Федор, собака Шарик и кот Мурзик. Сколько внуков

было у бабушки? (один внук Федор)

- На елке пять больших веток, на каждой пять маленьких веточек, на каждой

из маленьких веточек висело по два яблока. Сколько всего яблок и почему? (на

елке не растут яблоки)

- Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый…волк (медведь).

8 кирпичик Любви.

Учитель: Это прекрасное чувство все может преодолеть, со всеми

трудностями поможет справиться, ему все подвластно.

О каком чувстве я говорю? (О любви.)

- А кирпичик любви будут завоевывать капитаны команд.

Итак, я объявляю конкурс капитанов.

- Теме любви посвящено много стихов и, конечно, песен о любви не счесть. Вот

капитаны нам и покажут, как хорошо они знают стихи и песни, где встречается

слово «любовь», «люблю», «любимый (мая)» и т.п.

(Капитаны по очереди называют песни и стихи о любви.Кто больше.)

9 кирпичик Доброты.

Учитель: Ребята, помните, как Кот Леопольд в одной своей песенке пел «Если

добрый ты – это хорошо, а когда наоборот – плохо!» Почему так? (ответы детей)

- Недаром в народе говорят:

- «Где добро – там тепло!

- «Добро всегда побеждает зло!»

- «Твори добро, и оно к тебе вернется!»

Поэтому кирпичик Доброты обязательно должен быть заложен в каждом доме.

Задание-игра «Приветствие в танце».

Под спокойную танцевальную музыку (мелодию вальса) дети парами (Команда

«Улыбка» - внутренний круг, команда «Дружная» - внешний круг) передвигаются по  кругу, выполняя элементы вальса. В определенный момент музыка

останавливается, и дети меняются парами. Их задача – поприветствовать друг

друга и сказать несколько добрых слов в адрес человека, с которым оказались.

Оценивается вежливость и доброжелательность.

( Если у команд не будет хватать кирпичиков, в результате

проигрышей в конкурсах, предложить решить проблемную ситуацию: как

поступить. Команды должны поделиться, отдать те кирпичики, которые они

получали за других команд. Таким образом, у каждой команды будет выстроен

дом.)

10 Крыша хорошего настроения.

Учитель: Вот вы почти и закончили строительство своих домов. Все кирпичики

кончились. Чего же не хватает? (Крыши.)

Для чего дому крыша? (ответы детей)

Крышу придумали для того, чтобы, чтобы дом был защищен.

А состоять крыша будет из хорошего настроения.

Пусть у вас у всех всегда будет только хорошее настроение. И тогда ни один

дождь и снег, никакие невзгоды не проникнут в ваш дом.

Прислушайтесь к самим себе, к своему внутреннему состоянию; какое у вас

сейчас настроение, что вы чувствуете, какие эмоции вас наполняют, на что похоже ваше настроение.

Задание – нарисовать свое настроение, то, что вы сейчас представляете.

(Коллективное рисование.)

(Картинки-рисунки прикрепляются к крыше.)

Заключение.

Учитель: Давайте возьмемся все за руки, и вспомним, о чем говорили, что вам

понравилось?

Я вам желаю, когда вы вырастите, и у вас у каждого будет свой настоящий дом,

чтобы в нем царили только те качества, из которых вы сегодня с помощью игры

построили эти дома (перечислить еще раз названия кирпичиков).

Дом, как известно всем давно,-

Это не стены, не окно,

Это не стулья со стол

Это не дом.

Дом – это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь,

Яростным, добрым, нежным, злым.

Дом – это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом,-

Это твой дом!

Учитель: Ребята, мы говорим: школа – наш второй дом. И это верно, так как очень много времени вы проводите в школе, в классе. И хотелось бы, чтобы наш класс был дружным, в нашем доме всегда было уютно, спокойно, интересно, весело и всем хорошо. Будьте добрыми, отзывчивыми, понимающими друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к Дню толерантности. Литва

Презентация к Дню толерантности. 3 класс....

Методическая разработка занятия. "Толерантность" в 4 классе

Цель – введение понятия «толерантность»,  определение, зачем это качество  нам необходимо в жизни.Задачи:1) Осознание учащимися для чего нужна им толерантность, и зачем данное качество...

Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Оценка. Введение способа оценки"

Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые дни недели обучения первоклассников в школе....

Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"

В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе б...

Методическая разработка занятия по толерантности "Разные возможности - равные права".

Методическая разработка социальной направленности, в которой обсуждается непростой вопрос для детей о толирантном подходе к людям с ограниченными возможностями. Занятие спланированно так, чтобы доходч...