воспитательная система классного руководителя
статья на тему
воспитательная система класного руководителя. Цели. Задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
БЕЛЯЕВОЙ НАТАЛЬИ ЮРЬЕВНЫ
В непростое время социальных потрясений и общественных перемен, перед современной школой стоит ряд важных задач! Как воспитать личность интеллектуальную, развитую, способную взять на себя груз преобразований, свободно реагировать на все изменения в обществе.
Я встала перед проблемой построения воспитательной системы, удовлетворяющей современным запросам общества. Под термином «система» я понимаю дополняющие друг друга, взаимодействующие компоненты, подчинённые общим целям и задачам, ориентированные на единые принципы, построенные на системообразующей деятельности.
Моя система построена на гуманной демократической основе.
В своей работе над созданием модели воспитательной системы я опираюсь на совокупность идей, взглядов, установок, составляющих концепцию
Я хочу, чтобы выпускник начальной школы гимназии в основу своего жизненного целеполагания заложил вечные критерии – Истины, Добра, Красоты, рационально подходил к использованию жизненных ресурсов, умел определять ценности бытия через единое восприятие мира, стремился к самосовершенствованию, критически мыслил, был культурным, образованным, физически развитым человеком, способном участвовать в общественной жизни. Воспитательная система классного коллектива осуществляет переход от реализации идеи «образованного человека» к идее «человека гармоничного».
Основные концептуальные идеи
|
Принципы образовательного процесса 1. Сочетание традиций с созданием механизма непрерывного обновления всех компонентов системы. |
Цель моей воспитательной системы – воспитание гармоничной, нравственной, интеллектуальной, физически развитой личности, способной к творчеству и самоопределению; адаптированной к быстроизменяющимся условиям жизни; с активной гражданской позицией, которая приведет к успеху всего классного коллектива. |
Задачи 1. Способствовать всестороннему, гармоничному развитию личности. |
Основные идеи, которые легли в основу моей воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, общей работы, формирования единого воспитательного развивающего пространства. В процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям, ориентация на которые должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Такие как
1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей "малой Родине"; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная; Доверие к людям,; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.
3. Гражданственность — Правовое государство; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.
4. Семья — Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.
5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.
6. Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание.
7. Традиционные российские религии* включает представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира.
8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.
9. Природа — Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля.
10. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.
Вся воспитательная работа строится на следующих принципах:
- - принцип уважения индивидуальности личности.
- Если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются.
- - принцип коллективной деятельности.
- Личность должна уметь согласовываться с другими. Индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает.
- - принцип разумной требовательности
- Можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других.
- - принцип возрастного подхода
- Каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия.
- - принцип диалога
- Уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов.
- - принцип педагогической поддержки
- Ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием.
- - принцип стимулирования самовоспитания
- Каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности.
- - принцип связи с реальной жизнью
- Дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами поселка, района, области, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо.
- - принцип согласования
- Все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
Из глубины веков дошла до нас мечта человечества о свободной,
всесторонне развитой гармонической личности,
и нет оснований и сегодня отказываться от нее как от сверхцели.
В.А. Караковский
За последние четверть века страна пережила большую ломку в социальном укладе, что привело к изменению судеб значительной части населения. Переход к рыночной системе отношений в экономике, период ориентации на деидеологизацию привел к резкой смене жизненных условий для целого поколения. Расслоение населения по имущественному признаку, утрата работы внесли изменения в морально-нравственную основу многих слоев населения. Снижение нравственной основы жизни коснулось, прежде всего родителей современного поколения детей. Пьянство, снижение роли семьи, неспособность родителей нести ответственность за судьбу детей, их включение в нормальную среду жизни и обеспечить необходимый уровень нравственности, этики, понимание значения патриотизм, формирование здоровой физически и нравственно личности.
В настоящее время, несмотря на определенные позитивные тенденции в социально-экономическом развитии Москвы и Росси в целом, общество, включая подрастающее поколение, продолжает находиться в состоянии системного духовно-нравственного кризиса .Об этом свидетельствуют следующие факты:
В России отмечается самый высокий в мире процент социальных сирот
Критически снизился уровень общей культуры и нравственности детей
Фиксируется оторванность детей от традиций и культурных ценностей своего народа
Катастрофически высок уровень употребления детьми наркотических средств, алкогольных напитков, табакокурения
Цель Концепции
Обеспечение оптимального уровня духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития личности каждого ученика на основе его природных задатков и склонностей.
Задачи:
1. Способствовать всестороннему, гармоничному развитию личности.
2. Формировать у обучающихся потребность в усвоении глубоких и прочных знаний основ наук, социально-культурных ценностей общества, развитии собственного творческого потенциала.
3. Развивать у обучающихся потребность в расширении собственного духовного потенциала, основанного на общечеловеческих ценностях.
4. Формировать активную гражданскую позицию, потребность в усвоении социокультурных ценностей общества, прививать любовь к своему отечеству.
5. Формироватьздоровый образ жизни воспитанников.
6. Проводить диагностическую, коррекционную, консультативную и просветительскую работу с воспитанниками и родителями.
7.Обучать детей и родителей традиционному общению в системе семейных отношений
8. Формировать стремления к взаимоуважению и взаимопониманию
Направления воспитательной деятельности:
- Ученик –патриот и гражданин
- Ученик и его духовно-нравственное воспитание
- Ученик и его интеллектуальные возможности
- Ученик и его трудовое воспитание
- Ученик и его здоровье
- Общение и досуг ученика
- Ученик и его семья
- Ученик и его безопасность
- Развитие ученического самоуправления в системе ДЮО «ЭКОГРАД»
Концепция рассчитана на период с 2012 по 2016 год
Воспитательные задачи реализуются через систему коллективно -творческих дел гимназии, класса, с активным участием родителей.,
Ожидаемые результаты реализации Концепции.
15. Снижение численности несовершеннолетних, подверженных зависимостям от видеоигр, компьютерных игр, включая он-лайн игр в Интернете, игр на игровых консолях и игр для мобильных телефонов и смартфонов.
16. Ликвидация существующей практики открытой торговли эротической продукцией в местах, доступных детям.
В своей Концепции я рассматриваю процесс воспитания как целенаправленное управление развитием личности. Поэтому в основу воспитательной системы школы положен личностно-ориентированный подход
Основные законы взаимоотношений таковы:
- Уважение личности каждого ученика.
- Опора на личные достоинства личности.
- Принятие индивидуальности личности.
Анализ результативности реализации концепции
Упорядочивались отношения с социумом, внешкольными учреждениями, учреждениями культуры. Активное участие в школьных делах принимали родители. Мы активно участвовали в различных мероприятиях как школы так и города.
Укрепляются связи между основными участниками процесса: учителями, учащимися и их родителями; при подготовке и проведении дел школьный коллектив стал коллективом единомышленников
Традиционными источниками нравственности являются:
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
- Целостность педагогического процесса – единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной деятельности.
- Взаимодействие трех факторов семьи, школы, общества.
- Творческое начало воспитания.
- Культуросообразность – соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры этапам вхождения в пространство культуры человечества.
- Сотворчество – совместный поиск истины.
- Природосообразность – учет половозрастных особенностей учащихся.
- Учет социальной ситуации развития ребенка.
- Превращение воспитания в непрерывный информационный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"
Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...
Воспитательная система классного руководителя
Приняв в первый класс детей, и наблюдая, за жизнью первоклассника, я столкнулась с тем, что некоторые дети не умеют вести себя в обществе, трудно адаптируются к тем нормам и правилам, кото...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/12/picture-206483-1386872856.jpg)
Доклад :«Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»
«Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/18/picture-950911-1621302197.jpg)
Описание системы воспитательной работы классного руководителя. План работы воспитательной работы "Путь лидера"
Описание системы работы классного руководителя. Воспитатльная программа "Путь лидера"...
Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации ФГОС
Грузинский педагог Ш.А. Амонашвили писал: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознан...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-1302257-1609788824.jpg)
Выступление на Педагогическом совете «Здоровьесберегающие технологии в воспитательной системе классного руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует пр...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/17/picture-1324426-1700174764.jpg)
Авторская воспитательная система классного руководителя Игнатьевой Надежды Алексеевны
laquo;Траектория развития воспитательной работы учителя начальных классов МБОУ «Бичурская СОШ№5» Игнатьевой Надежды Алексеевны»...