Доклад :«Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»
материал на тему
«Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ Весеннинская ООШ
Доклад
«Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»
Докладчик: рук-ль МО кл.рук
Даниленко С.А.
16 декабря 2015г
Введение
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.. Почти все признают, что воспитание требует терпения... , но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.
К.Д.Ушинский
В современных условиях, на инновационно - технологическом этапе формирования системы образования, сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции обновления содержания образования и воспитания. Воспитательная работа должна стать специально организованным процессом формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения. Школа должна стать "вторым домом детей , в котором хорошо,комфортно и интересно каждому ребенку"
На основе сотрудничества взрослых и детей в нашей школе организован демократический уклад жизнедеятельности. Коллектив педагогов продолжает поиск средств и форм педагогической поддержки процесса саморазвития личности, её самопознания и самоопределения, знакомится с новыми психолого-педагогическими знаниями и путями их использования в практической деятельности, в диагностике воспитательного процесса, в разработке программ воспитания, знакомистя с вариативными педагогическими технологиями и др.
С этой целью в школе работает методическое объединение классных руководителей.
Методическое объединение классных руководителей МБОУ Весеннинская ООШ.
Воспитание - процесс комплексный. Это единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Комплексный подход требует соблюдения целого ряда педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.
Как процесс педагогически управляемый, воспитание призвано помочь личности не быть поглощенной в море социальных влияний (зачастую негативных), найти в мире себя, свое лицо, свое отношение с миром, людьми и самим собой.
Школа, как никогда, призвана оставаться для детей родным домом, второй семьей. А атмосферу добра и теплоты создают наши учителя. В центре всей общеобразовательной деятельности МБОУ Весеннинская ООШ стоит задача максимального развития каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.
Группу основных средств воспитательной работы составляют:
- коллективно-творческие дела,
- коллективная организаторская деятельность,
- творческие игры, праздники,
- школьные традиции.
Вся воспитательная работа школы строится на принципах, заложенных в Уставе, на основе личностно-ориентированного подхода.
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной работе школы. В школе 9 классов. Состав классных руководителей стабильный. Планирование работы классных руководителей по воспитанию учащихся соответствует современным требованиям.
В течение учебного года классные руководители являются творцами интересных дел для детей и разнообразных форм работы, организовывают повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.
- Классное руководство - это многообразие и многоёмкость деятельности. Классное руководство- это широкий круг обязанностей.
- Классное руководство - это радость общения, это круг своих детей.
Классное руководство - это стремление быть нужным своим воспитанникам, это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека.
- Задачи: Всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого классного руководителя.
- Повышение творческого потенциала педагогического коллектива.
- Повышение качества и эффективности воспитательной работы.
МО классных руководителей - это объединение классных руководителей начального, среднего звена, которое координирует их научно-методическую и организационную работу. МО строит свою работу в соответствии с требованиями стратегического развития школы, определяемыми уставом ОУ, программой развития ОУ на основе годового и перспективного планов учреждения. Срок действия МО не ограничен, количественный персональный состав связан с изменениями в педагогическом коллективе.
.
Внедрение технологий во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих детей и подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в активную жизнь класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость.
Современные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упростить процесс общения с учениками и их родителями.
Второй год наша школа работает по методической теме «Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»
Одной из основных целей по реализации методической темы является : « Совершенствование форм и методов воспитания через повышение педагогического мастерства классных руководителей».Современные технологии педагоги нашей школы применяют не только в учебной, но и в воспитательной работе. Весь педагогический коллектив школы в рамках методической темы работает над вопросами:
- Как поддержать интерес учащихся к классным часам, внеклассным мероприятиям в условиях современной школы?
- Как повысить мотивацию и вовлечь учащихся в активную внеурочную деятельность?
- В какой форме проводить родительские собрания, чтобы родители не потеряли желание посещать школу?
- Как остаться педагогическим грамотным специалистом, способным научить и воспитать ребёнка, когда современные дети понимают в компьютерных технологиях лучше, чем классные руководители?
В настоящее время наши классные руководители успешно используют следующие технологии:
- технология проектного метода;
- личностно-ориентированная технология;
- технология здоровьесберегающая;
- технология игры;
- технология развития критического мышления;
- технология КТД И. П. Иванова;
- технология создания ситуации успеха;
В своем выступлении я подробно освещу несколько современных технологий, которые наиболее активно используются в нашем ОУ.
1.Технология социального воспитания детей. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Ежегодно в школе учащимся старших классов дается возможность для осуществления социальных и профессиональных проб в рамках проведения Дня самоуправления, посвященного Дню учителя. Наши старшеклассники пробуют себя в роли администраторов, педагогов. Совет старшеклассников, созданный в школе весь учебный год проходит пробу на роль управленцев.
2.Технология сотрудничества - задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. В декабре в начальном звене проходит Мастерская Деда Мороза, которую проводит педагог-организатор совместно с шефами-классами, акция "Скворечник", акция "Кормушка". Вся работа проходит в команде, дети отвечают не только за себя, но и болеют за честь своей команды. Такая работа эффективна, т.к. дети чувствуют большую ответственность за результат работы..
3. Личностно-ориентированное воспитание— это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. В условиях современной школы каждый ребенок имеет возможность развивать свои способности. Сейчас множество конкурсов, проектов на уровне района, области, федерации, где дети нашей школы принимают активное участие и занимают призовые места. Для достижения высоких результатов классными руководителями используется личностно-ориентированный подход к каждому ученику.
4. В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Это замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая и психологию подросткового и юношеского возраста, действительно способна творить чудеса.
Коллективное творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого человека, на класс, который является первым коллективом, так и на весь большой ученическо- учительский коллектив школы
КТД - это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.
Коллективно творческое дело может быть трудовым, развлекательным, спортивным, дидактическим, праздничным.
Для комплексной организации воспитательной работы определены следующие темы :
- Октябрь - "День учителя"
- Ноябрь - "День Матери»
- Январь - "Будьте здоровы"
- Февраль - "Защитникам Отечества посвящается"
- Март - "Для милых дам"
- Апрель - "День космонавтики"
- Май - "Никто не забыт, ничто не забыто"
В соответствии с темой проводятся классные часы, беседы, экскурсии, завершается тематический период итоговым общешкольным мероприятием в виде КТД, праздника, конференций, соревнований.
Каждый тематический период начинается с коллективного планирования. Каждый класс получает задание - подумать, что интересного и полезного для себя и для других можно сделать в этот период. Самое важное в коллективном планировании - развивается творческая активность и самостоятельность самих детей. Дети учатся жить - и жить с пользой и радостью! Каждое проведенное коллективное дело обсуждается на Совете добрых дел. С каждым разом дети все активнее участвуют в обсуждении, высказывают интересные мысли и замечания. Постепенно они учатся не только планировать и выполнять свою работу, но и обсуждать ее результаты, анализировать сделанное. Такая методика проведения коллективных мероприятий складывалась не сразу, она результат становления коллектива.
Воспитательно- образовательное содержание КТД формируется в виде дидактических задач, однако для детей они не выступают открыто, а реализуются через игровые действия и правила, что значительно облегчает их решение, делает процесс увлекательным, эмоционально насыщенным.
Игра способствует формированию положительной мотивации, расширяет состав участников КТД, делает его привлекательным.
5.Технология игрового обучения –- включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Данная технология наиболее успешно реализуется в начальной школе, где дети еще играют, верят в сказку и добро. Игровые технологии используются при проведении классных часов и при проведении семейных праздников.(«Папа, мама, я- читающая (дружная, спортивная, читающая)семья», Новогодние представления и праздники к 8 Марта совместно с родителями)
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что МО классных руководителей играет большую роль во внедрении в практику обучения и воспитания современных технологий.
И в заключение хочется сказать. Да, перед человечком, которому еще только предстоит стать личностью, вопросов много. И мы, классные руководители, обязаны помочь ребенку найти кредо жизненного пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты
Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...
«Системно-деятельный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты»
Программа профессионального самообразования учителя начальных классов...
Статья «Использование образовательных электронных ресурсов в условиях перехода на новые образовательные стандарты».
Сегодня компьютер в школе немыслим без электронных образовательных ресурсов. Учитель, использующий их на уроках, работает намного эффективнее, а ученик - гораздо более успешно учится....
Программа повышения квалификации членов педагогического коллектива в условиях перехода на новые образовательные стандарты
В программе повышения квалификации педагогических работников освещены следующие вопросы:1. Концептуальная основа программы2. Цели и задачи, а также этапы реализации программы3 Организационное и функци...
Развитие познавательных способностей школьников в условиях перехода к новым образовательным стандартам
Статья содержит обобщение опыта по теме самообразования...
«Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты/
«Системно-деятельностный подход к обучениюмладших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...
Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации ФГОС
Грузинский педагог Ш.А. Амонашвили писал: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознан...