Проект Родительское благословение
проект (4 класс) по теме
Проект используется по предмету ОРКСЭ в 4-м классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_roditelsko_blagoslovenie.doc | 493 КБ |
Предварительный просмотр:
г.Сызрань
Зачётная работа
по курсу «Основы духовно – нравственной культуры и светской этики»
Проект
«Родительское благословение».
Психолого – педагогическое сопровождение проекта.
Авторы проекта:
Колокольцева О.П. – учитель нач. классов ГБОУООШ№11
2012 г.
Проект
«Родительское благословение»
Цель проекта: Выявление значимости родительского благословения
Задачи:
1.Выяснить значение слова « благословение»
2.Познакомиться с видами благословения
а) благословение священника
б) благословение матери
в) благословение отца
3. Выявить духовно-нравственную ценность родительского благословения
План:
Введение:
1) Значение слова «благословение»
Основная часть
2) Благословение священника
3) Благословение матери
4) Благословение отца
5) Родительское благословение
Заключение
5) Как получить благословение родителей
6) Духовно – нравственная ценность родительского благословения
Введение
Слово благословение («eulogeo») имеет греческие корни. Оно происходит от слияния двух других слов: «eu» - хороший, благой, и logos -слово, речение.
Если взглянуть на состав слова благословение, то несложно заметить, что оно состоит из двух слов: "благо" + "слово". Таким образом, термин "благословение" дословно означает "доброе, хорошее слово".
В толковом словаре С.И.Ожегова слово «благословение» - это обращённая к Богу просьба о благодати, помощи.
У Д.М.Ушакова «благословение» - религиозно – бытовой свадебный обряд у христиан, состоящий в крестообразном осенении иконой и хлебом жениха и невесты их родителей перед венчанием, а также благодарность, хвала.
Под благословением Библия понимает обращение Божьей милости, благодати на человека либо Самим Богом, либо людьми, действующими по воле Бога (Библейская энциклопедия Брокгауза).
В Библейском контексте благословение означает провозглашение или пожелание доброго (блага) в жизни того или иного индивидуума или группы людей во имя Господа.
Впервые благословение упоминается в ветхом завете Библии. Его дал Бог Адаму и Еве, когда поставил управлять раем, плодиться, размножаться и наполнять землю. Принцип Божьего благословения: Деяния 3:26 «Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших». Как Он нас благословил? а «Отвращая каждого от злых дел». Это самое великое благословение, которым Бог нас благословил во Христе. Таким же образом и мы должны благословлять ближних, отвращая их от злых дел.
КАК ПРАВИЛЬНО БЛАГОСЛОВЛЯТЬ?
Многие задаются вопросом: «как правильно благословлять?»
1. Ответ состоит из нескольких частей:
(a) Благословлять можно словом и делом.
(б) Истинное благословение может исходить только от благословенных Богом людей (пункт II рассказывает, кто является благословенным Богом). Об этом же свидетельствует Евреям 7:7 «Без всякого же прекословия меньший благословляется большим».
(в) Истинное благословение – благословение именем Господа (когда мы благословляем Его именем, от Его имени и во имя Господа). Не надо путать языческие благословения с Божьими благословениями.
2. Слова, которыми благословляли люди друг друга в Библии:
Бог – людей в лице Адама и Евы: Бытие 1:22, 28 «И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле».
Исаак – Иакова: Бытие 27:26-29 «Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой. Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!»
Иаков перед смертью – колена Израилевы: Бытие 49.
Валаам – народ Израилев: Числа 24:3-9 «И произнес он притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его: как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах; польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его. Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит врага.
Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!»
Моисей перед смертью – колена Израилевы: Второзаконие 33.
Елизавета – Марию: Лука 1:41-45 «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное ей от Господа».
Другими словами, слово Божие, являясь ли открыто в устах людей, приближенных к Богу, или действуя сокровенно из сердец их, творит чудесные дела, некоторым образом подражающие творческим действиям Бога. И так же должно быть понятно и достоверно, что то же Слово Божие, через тех же людей, теми же способами, изрекает и преподает благословения, некоторым образом подражающие действиям Божественного Провидения.
Итак, благословлять, в наивысшем значении этого слова, значит простирать действие Божия Слова на Божии творения. Благословляющий посредствует благою волею между Словом Божиим и творением Божиим. Посредниками при благословлении являются священник, родители, люди желающие добра от чистого сердца.
Из интервью с учащимися 4 класса стало известно, что 71% опрошенных детей получали благословение от мам и бабушек.
3 учащихся (14%) сами благословляли кого – либо.
На вопрос «Как вы это делали?» они ответили, что читали молитву и крестили человека три раза.
85% интервьюируемых учащихся считают, что благословение нужно, оно помогает в делах. 15% детей полагают, что благословение никакого влияния на человека не оказывает.
Благословение священника
.
Священническое благословение имеет глубокий сокровенный смысл. Священнослужители (т. е. особо посвященные люди, совершающие богослужения) - наши духовные отцы осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением.
В древности никакое доброе дело люди не начинали, не получив благословение у священника. От зачатия ребенка и до самой смерти - все этапы жизни человека сопровождались священническим благословением. Господь даровал людям, просящим благословение, крепкое здоровье, многочадие, плодородие земли, победу над завоевателями.
Когда священник благословляет нас, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы: Ис. Хс., то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением.
Когда мы в храме слышим слова общего благословения: "мир всем" и другие, то в ответ на них должны поклониться, без крестного знамения. А чтобы получить отдельно для себя благословение от епископа или священника, нужно складывать руки крестом: правую на левую, ладонями вверх. Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, - целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя.
Человек, который с верою берет у священника благословение, не только выражает к нему свое почтение, приветствует его, но и получает великую пользу – он привлекает себе благодать Божию. Сам Господь при посредстве благословляющей руки священника благословляет его на добрые дела.
Благословение священника бывает разное. Бывает как приветствие. Человек видит батюшку и говорит: "Батюшка, благословите!" Батюшка говорит в ответ: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Здравствуй, (имя к кому обращается священник)!" И спросит его о чем-нибудь. Вот так они поздоровались. Есть и другое благословение. Когда человек, например, помолился и уже уходит из храма и говорит: "Батюшка, благословите на дорогу!" Батюшка его благословит,– это они так попрощались. А еще бывает, что просят благословения, когда не знают, как поступить в ответственном деле, нравственно-серьезном, или в том, которое может определить всю дальнейшую жизнь, и вот тут люди хотят избежать своеволия, поступить не так, как им нравится, а как Богу угодно. И тогда они, знают, что если подойти с молитвой и верой к священнику, то через него Господь подскажет, как поступить, люди подходят и говорят: "Батюшка, вот такая-то ситуация, я не знаю что делать. Благословите, и я приму вашу волю, потому что верю, что через нее меня направит Сам Господь". И если человек действительно с таким чувством идет и примет, что священник скажет, то Господь направит его к лучшему.
Благословение матери
Мама… Это слово вызывает у нас разные чувства и ассоциации: любовь, обиду, попытки доказать значимость, первые удачные начинания, радость, злость, надежность, беззащитность, раздражение, умиротворение...
Мама - самый важный человек в жизни. Важность матери трудно переоценить, не зря она до конца своих дней связана с ребенком невидимыми нитями.
Мать учит нас находить выход из разных ситуаций, справляться с потерями и несбывшимися мечтами.
Другими словами, она учит эмоциональной составляющей нашей жизни. Открывая новую страницу своей судьбы, не забудьте спросить разрешения у мамы. Благословение матери сильнее любого оберега, залог успешности дела.
Суть благословения в том, что мать создает вокруг ребенка своеобразный защитный кокон, который не позволяет ему попадать в неприятности и направляет все действия, на которые благословила мать, в правильное русло. Благословение действует даже на больших расстояниях.
Считается, что человек, которого благословила мать, становится неуязвимым.
Отказывать в благословении нельзя, даже если дела, на которые нужно давать благословление, матери не нравятся, иначе ребенка могут подстерегать неудачи, угрожающие жизни и здоровью.
При благословении на серьезные поступки матери необходимо прочитать молитву, а затем сказать пожелание. При этом нельзя ограничивать возможности ребенка пожеланием конкретных действий и не нужно оговаривать пути достижения цели. В течение последующих семи дней мать должна читать молитву благословения утром и вечером. Через неделю должны последовать изменения, например первые удачные результаты, пусть и маленькие. Если изменений нет, повторяют благословение и прослеживают результаты на седьмой день. Материнское благословение могут получить даже сироты, которые не знают своих родителей. Душа матери является ангелом-хранителем для детей, и обратиться к ней можно, написав письмо.
Молитва матери
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери услыши меня, грешную и недостойную рабу Твою. Господи, в милости Твоей власти чадо мое, помилуй и спаси его имени Твоего ради. Господи, прости ему вся согрешения, вольные и невольные, совершенные им пред Тобою. Господи, настави его на истинный путь заповедей Твоих и вразуми его и просвети светом Твоим Христовым, во спасение души и исцеление тела. Господи, благослови его в доме, около дома, в школе, в поле, в работе и в дороге, и на каждом месте Твоего владения. Господи, сохрани его под кровом Твоим Святым от летящей пули, стрелы, ножа, меча, яда, огня, потопа, от смертоносной язвы (лучи атома) и от напрасной смерти. Господи, огради его от видимых и невидимых врагов, от всяких бед, зол и несчастий. Господи, исцели его от всяких болезней, очисти от всякия скверны (вина, табака, наркотиков) и облегчи его душевные страдания и скорби. Господи, даруй ему благодать Духа Твоего Святаго на многие лета жизни, здравия и целомудрия. Господи, умножь и укрепи его умственные способности и телесные силы. Господи, дай ему Твое благословение на благочестивую семейную жизнь и благочестивое деторождение. Господи, даруй и мне, недостойной и грешной рабе Твоей, родительское благословение на чадо мое в настоящее время утра, дня, вечера и ночи имени Твоего ради, ибо Царствие Твое вечно, всесильно и всемогуще. Аминь.
Благословение отца
Все, что относилось к маме, относится и к отцу. Разница состоит лишь в том, что Бог Отец боготворит — ставит задачи, устремляет дух на их проявление, устанавливает порядок, наполняет мир идеей творения гармоничного мира. Мать дает силу жизни, Отец — наполняет ее разумом и смыслом.
По силе воздействия разрешающие установки - обращения к Отцу, как физическому, так и Небесному, обладают невероятной силой. Препятствиями здесь служат программы матери, которая могла неосознанно или из эгоистических побуждений использовать детей в борьбе за личное первенство.
Необходимо понимать, что восприятие отца не должно включать в себя межличностные отношения между родителями, даже если отец пил, гулял и бил. Есть хорошая пословица: «От добра добра не ищут». На все существуют объективные причины. Если мужчина пьет, то в этом не менее виновата женщина, ее властный характер или родовая программа уничтожения мужчин. Последствия же для потомков от подобного дуэта весьма плачевные. Женщины в таком роде часто обречены на одиночество, ибо наследуют бессознательную программу неприятия мужчин. Задача же заключается не в тиражировании негативных программ, а в их разрешении. Как правило, женщины с ярко выраженной претензией к отцу (Богу Отцу) страдают от тяжелейших гинекологических заболеваний.
Бывает, что женщина заводит ребенка вопреки воле отца. Это очень опасная для пары и ребенка ситуация. Негативное влияние на судьбу ребенка также оказывает ситуация, если против рождения ребенка выступают (справедливо или нет) дедушки и бабушки.
Молитва отца о детях
Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на детях моих (имена), сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от них всякаго врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцам их. Господи, все мы создание Твое, пожалей детей моих (имена) и обрати их на покаяние. Спаси, Господи, и помилуй детей моих (имена) и просвети им ум светом разума Евангелия Твоего и настави их на стезю заповедей Твоих и научи их, Спасе, творити волю Твою, яко Ты есть Бог наш.
Родительское благословение
По опросам родителей учащихся 4 класса 80% из них знают о значении и необходимости родительского благословения.
59% родителей четвероклассников назвали три и более вида благословения.
По мнению опрошенных родителей (согласно анкете - 73%) родительское благословение помогает всегда и всем.
47% родителей считают, что родительское благословение заслуживать не нужно, оно действует само собой.
Так что же такое родительское благословение?
Родительское благословение – это, по сути, молитва родителей о детях. В одной из молитв чина венчания говорится, что молитва родителей «утверждает основания домов» – то есть фундамент создаваемой семьи, а народная мудрость про силу родительской молитвы говорит, что она «со дна моря достанет». Так что благословение родителей очень важно в жизни детей.
Итак, родители должны "благословлять детей своих любящим сердцем и стараться возвысить силу своего естественного благословения, привлекая благочестием и верою силу благодатную.
Дети ! дорожите благословением родителей тысячекратно более, нежели прочим наследством, ибо через оное по вере можете получить благословение Отца, из Него же всяко отечество на небесех и на земли именуется»(Еф. 3, 15).
Родительское благословение должно сопровождать человека при всех совершаемых им действиях. Призывать благословение Божие необходимо не только в важных делах и опасных предприятиях, но и во всех обыкновенных житейских занятиях: на свою пищу, на свой честный труд и вообще на благие начинания, чтобы они были благоуспешны; на путь, чтобы он был благополучен; на своих детей.
С давних пор на Руси считалось, что полученное от родителей благословение на семейную жизнь, - самый важный этап в свадебной церемонии и является залогом крепкого союза. Вместе с ним молодая семья получает защиту от зла и прочего негатива. В наши дни благословением родителей является первая речь, которую они произносят на свадьбе, и звучит она, как правило, после выкупа невесты.
1 сентября все дети, начинающие обучение в различных образовательных заведениях, также нуждаются в родительском благословлении на успешное учение.
Молитва о помощи в учебе
Господи Боже и Создателю наш, образом Своим нас, людей, украсивший, избранных Твоих научивший Закону Твоему, так что внимающие ему дивятся, детям тайны премудрости открывший, Соломону и всем ищущим ее даровавший —открой сердца, умы и уста рабов Твоих сих (имена), чтобы уразуметь силу Закона Твоего и успешно познать преподаваемое им полезное учение для славы Пресвятого Имени Твоего, для пользы и устроения Святой Твоей Церкви и разумения благой и совершенной воли Твоей. Избавь их от всяких козней вражеских, сохрани их в вере Христовой и чистоте во все время жизни их, — да будут крепки разумом и исполнением заповедей Твоих и так наученные, прославят Пресвятое Имя Твое и будут наследниками Царствия Твоего, — ибо Ты, Бог, крепок милостию и благ крепостию и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Заключение
Родительское благословение — это самое большое наследство, которое родители оставляют своим детям. Поэтому дети должны позаботиться получить его.
«Делом и словом чти отца твоего и матерь, да найдет ти благословение от них. Благословение бо отчее утверждает домы чад" (Сир. 3, 8. 9).
Рассмотрим некоторые правила получения благословения, многие из которых еще совсем недавно были известны, но теперь окончательно забыты. И первое что надо понять - это то, что без родительского благословения человек даже уже достаточно взрослый, даже если он уже прожил всю жизнь, даже если он достиг всего, чего хотел, даже если он заработал много денег и занял престижные должности, если его считают умудренным и опытным. Все равно такой человек считается ребенком, так как он не приложил ни одного усилия, чтобы хоть как то изменить свою жизнь.
Признаком развивающегося человека является его неудовлетворенность тем, что происходит в его жизни. Ему осталось только понять, что эти границы возможностей можно расширить не материальными усилиями, не более долгой работой, не большим количеством денег, не новыми связями, а благословениями, которые являются секретной методикой приходящей в этот мир через духовное знание. Итак, как получить родительское благословение?
Благословения от родителей приходят тогда, когда мы искренне просим у них совета по поводу тех планов, которые мы решили осуществить. Такое желание говорит о том, что мы действительно своими планами хотим позаботиться о ближних, а не просто осуществить свои эгоистические планы. Говорится же, что благословение матери сразу дает 50% успеха. Такое настроение очень нравится судьбе, поэтому, когда сердца наших ближних становятся мягкими и они с радостью дают нам, может быть не практичные и не профессиональные советы, то судьба, глядя на это приоткрывает перед нами двери своей кармы. Причем, даже если родные дают нам не правильные советы, и мы ими явно не будем пользоваться, так как пользоваться глупыми советами нельзя. Но мы искренне пытаемся понять, как наши ближние хотят нам помочь и как они видят нашу жизнь в их представлении, то двери кармы все равно откроются. Одним словом, даже если совет неправильный, и мы ему не следуем, но мы ему искренне рады, то благословение приходит.
Каково же значение родительского благословения?
Благословение (в том числе и родительское), т.е. благо приносимое словом - это сильное духовное действие, преподаваемое в молитвенно-словесной форме (часто с присовокуплением ритуальных действий руками) которое сообщает благословляемому соответственную благодать, помощь и защиту от Бога.
Благословение – это родительское наследство.
Родительское благословение – это привлечение божьей благодати.
Родительское благословение – это залог крепкого семейного союза, защита семьи от зла и прочего негатива.
Родительское благословение - это разрешение от судьбы совершить поступок, который не был запланирован в нашей карме на эту жизнь. Оно приходит тогда, когда судьба довольна нашим желанием противостоять системе материального решения проблем. Как только мы хотя бы чуть-чуть начинаем решать свои проблемы духовными способами, судьба тут же поощряет нас.
Одним словом, родительское благословение - это реальное чудо, так как оно позволяет испытывать в этой жизни то, что изначально не было предусмотрено всеми законами этого мира.
Использованная литература
1. Толковый словарь С.И.Ожегова.
2. Толковый словарь Д.М. Ушакова.
3. Библейская энциклопедия Брокгауза.
4. Библия.
5. Ветхий завет.
6. Новый завет.
Интернет – ресурсы
1. www.pravmir.ru
4. vera.mirt.ru
5. www.liveintemet.ru
Психолого - педагогическое сопровождение проекта «Родительское благословение»
Этап | Задачи | Деятельность учителя | Деятель ность ученика (продукт) | Результат |
Организационный этап | Мотивация учащихся на предстоящую работу | Слово учителя о результатах их учения в рамках 15 уроков. Познакомить учащихся с критериями оценивания усвоенного материала | Уточняют критерии оценивания учения | Принимают перечень критериев. |
Прогнос тический этап | Обучение целеполага нию | Учитель организует прочтение сказки П.Ершова «Конёк – горбунок» на уроках внеклассного чтения и формулирует проблемный вопрос(Почему только третьему сыну удалось поймать кобылицу, которая топтала поле?), организует «мозговой штурм» в ходе которо-го учащиеся формулируют тему и цель проекта – выявить значимость родительского благословения . | Ставят цели перед собой, записывают тему проекта, самостоятельно определяют порядок учения (выдвигают систему задач учения) | Учащиеся выбрали тему и сформулиро-вали цель проекта |
Этап изучения нового материа ла |
Научить анализу изченного материала, умению обобщать и делать выводы. | Работа со словарями, с интернет источниками: - найти понятие «благословение» в различных источниках- сравнить найденные понятия, выделить общее.
| Работают с различными источниками информации, анализируют изученный материал | Определе -ние благослове -ния с ключевыми словами |
Выделить духовно-нравствен - ные ценности в благослове - нии,соста - вить таблицу ценностных ориентиров. | Обеспечивает возможность проведения интервью, анкетирования, чтения текстов за определённое время из разных источников (дифференцированный подход). По результатам проделанной работы предлагается составить таблицу «Значение родительского благословения» | Берут интервью, проводят анкетирова –ние, читают тексты, выделяют ценности, составляют статью | Статья «Значение родительско -го благослове -ния» | |
Презентационный этап | Обобщение и представле -ние результатов учения | Наблюдает за ходом презентации, задаёт уточняющие вопросы | Демонстри -руют презентацию выполнено -го проекта, отвечают на вопросы оппонентов | Презентация учащихся в любой форме (портфолио, электронный альбом, презентация, доклад) |
Рефлексивный этап | Обучение оценке результата освоения содержания учения | Даёт алгоритм для самооценки деятельности учащихся (соответствие критериям предложенным учителем в начале урока, степень полноты) | Оценивают собственную деятельность (на основании установлен -ных критериев), дают заключение об успешности учения в форме эссе | Эссе «Что изменил во мне урок о «родитель -ском благослове -нии» |
Психолого - педагогическое сопровождение проекта «Родительское благословение»
ПЛАН - ПРОГРАММА
РАБОТЫ НАД ВЫПОЛНЕНИЕМ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
* выдвижение проблемы
* обоснование актуальности проблемы
* объект исследования
* предмет исследования
* постановка цели
* обсуждение гипотез
* выбор гипотезы
* методы исследования
* прогнозируемые результаты
* форма презентации исследования
1.Организационый этап.
Задачи: мотивировать учащихся на предстоящую работу.
Работа проводится после прочтения сказки П.Ершова «Конёк – горбунок» в момент её анализа. Проводится беседа, при организации которой учитель владеет способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи . В основе беседы лежит хорошо подуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. В конце беседы учитель задаёт вопрос о том, почему только третьему сыну удалось поймать кобылицу, которая топтала поле?
Дети ищут ответ на этот вопрос и приходят к выводу о том, что третьему сыну помогло родительское благословение отца.
Проблема – узнать, что такое родительское благословение и как оно действует на людей.
2.Прогностический этап.
Задачи: научить постановке целей и задач.
Учащиеся под руководством учителя формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера (приём «Мозговой штурм»), которые потом распределяются между ними. Распределение проводится в игровой форме (например, с помощью «чёрного ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты). При этом учитывается степень самостоятельности и индивидуальные возможности каждого учащегося.
Из проблемы вытекают цели и задачи проектов:
- что такое родительское благословение
- как действует родительское благословение
- в каких религиозных культурах практикуется родительское благословение
- какова сила родительского благословения
- как совершается обряд благословения
- как заслужить родительское благословение
- всем ли помогает родительское благословение и т.д.
3.Этап изучения нового материала.
Задачи: научить отбирать необходимый материал, анализировать его,
обобщать, применять при составлении таблицы.
Источники информации:
* художественная литература
* средства массовой информации
* анализы анкет
* результаты опросов
* словари
* интернет
* духовная литература
Учитель предлагает учащимся обратиться к русским народным сказкам и проследить, проанализировать поступки героев. Выделить те из них, которые совершались с родительского благословения и без него. Сравнить жизнь героев сказок, получивших родительское благословение и не имеющих такового.
Обращение к средствам массовой информации обогатит учащихся фактическим материалом, позволяющим сделать выводы о значении родительского благословения.
Составление анкеты и проведение анкетирования – одна из форм учебной работы, которую можно использовать при накоплении необходимого материала, равно как и результаты опросов. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися. Результаты проведения интервью могут лечь в основу итогового проекта.
Примерная анкета.
1. Знаете ли вы, что такое родительское благословение?
2. Каково, по-вашему, значение родительского благословения?
3. Какие виды благословений вам известны?
4. Всем ли помогает родительское благословение?
5. Как заслужить родительское благословение?
Примерные вопросы для интервью.
- В своей жизни вы получали благословение? От кого?
- Вы благословляли сами кого-либо?
- Как вы это делали?
- Зачем нужно благословение?
Необходимо привлечь внимание учащихся к толковым словарям, где они
почерпнут информацию о значении слова «благословение» и смогут
провести сравнительный анализ (Ожегов, Даль, Ушаков, Современный
русский словарь и т.д.)
В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал и самостоятельно его оформить.
Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.
Одним из источников информации, к которому необходимо направить внимание учащихся – духовная литература (православная, исламская, иудейская)
Методы работы, использованные на данном этапе - исследовательский, проблемно – поисковый, метод проектирования, самостоятельной работы, эвристический.
Правила работы:
- отсутствие принуждения
- продуманная система поощрений и порицаний
- организационная и содержательная поддержка со стороны учителя
- чёткий инструктаж
- владение учителем приёмами установления дружественных взаимоотношений между учащимися
- стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности
- ограничение по времени
4.Презентационный этап:
Задачи: научить представлять результаты своей работы.
Виды презентаций:
- драматизация
- составление словаря терминов и понятий
- галерея образов
- составление таблицы
- статья
- альманах
- реферат
- альбом
- компьютерная газета
- сайт
- видеофильм
- составление матрицы идей
- презентация проекта
Обсуждение с учащимися видов презентаций и их особенностей,
предоставление каждому свободы выбора защиты проекта, оказание
необходимой помощи при подготовке к защите.
Во время презентации учитель наблюдает за ходом действий, задаёт
уточняющие вопросы.
5. Рефлексивный этап:
Задачи: обучить оценке результатов освоения содержания учения.
Учитель даёт алгоритм для самооценки деятельности учащихся.
Качество выполненного проекта:
- стройность композиции
- степень полноты раскрытия темы
- актуальность темы
- аргументированность
- степень самостоятельности
- объём и глубина знаний по теме
- оформление
- наличие иллюстраций
Оценка представления презентации:
* эрудиция
* культура речи
* манера поведения
* чувство времени
* удержание внимания аудитории
Ответы на вопросы:
- полнота
- аргументированность
- стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы проекта
- доброжелательность
- контактность
Виды рефлексивной деятельности:
- сочинение
- эссе
- отчёт
- рисунок
- аппликация
- рассказ
- стихотворение
Министерство образования и науки Самарской области ГОУ СИПКРО
Зачётная работа
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Проект
«Родительское благословение»
Психолого – педагогическое сопровождение проекта «Родительское благословение»
Авторы проекта:
Колокольцева О.П. – учитель нач. классов ГБОУООШ№11
Поднебесова Л.А. – учитель нач. классов ГБОУСОШ№17
Туйзюкова Л.В. – учитель нач. классов ГБОУСОШ№17
2012 г.
Психолого –педагогическое сопровождение проекта « Родительское благословение»
Этап | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат |
Организационный этап | Мотивация учащихся на предстоящую работу. | Слово учителя о результатах их учения в рамках 15 уроков. Познакомить учащихся с критериями оценивания усвоенного материала. | Уточняют критерии оценивания учения. | Принимают перечень критериев. |
Прогностический этап | Обучение целеполоаганию. | Организует прочтение сказки «Сивка – Бурка» на уроках внеклассного чтения и формулирует проблемный вопрос (Почему только третьему сыну удалось поймать кобылицу, которая топтала поле?), организует «мозговой штурм», в ходе которого учащиеся формулируют тему и цель проекта. | Ищут ответ на вопрос, определяют, что третьему сыну помогло родительское благословение. Ставят перед собой цель – выяснить значение благословения. Учащиеся записывают тему проекта, самостоятельно определяют порядок учения (выдвигают систему задач учения). | Учащиеся выбрали тему и сформулировали цель проекта. |
Этап изучения нового материала | Научить анализу изученного материала о благословении, умению обобщать и делать выводы о значимости родительского благословния. Выделить духовно – нравственные ценности родительского благословения. | Предлагает использовать различные источники информации (художественная литература, толковые словари, духовная литература, интернет - ресурсы), мотивирует на самостоятельную исследовательскую работу. | Работают с различными источниками информации, находят значение слова «благословение» в толковых словарях С.И.Ожегова, Д.М.Ушакова и других, подбирают иллюстративный материал, знакомятся с благословением священника, матери, отца. Узнают виды родительского благословения: на счастливую жизнь, на создание семьи, на успешную учёбу, на верную службу Родине, на добрые дела, на дальнюю дорогу. Учащиеся анализируют изученный материал и делают выводы о духовной значимости родительского благословения. | Проект. |
Презентационный этап | Обобщение и представление результатов работы над проектом. | Предлагает различные виды защиты проектов (реферат, альбом, презентация, газета и др.). Наблюдает за ходом презентации, задаёт уточняющие вопросы. | Демонстрируют презентацию выполненного проекта, отвечают на вопросы оппонентов. | Презентация учащихся в любой форме (портфолио, электронный альбом, реферат, доклад и др.). |
Рефлексивный этап | Обучение оценке результата освоения содержания проекта. | Даёт алгоритм для самооценки деятельности учащихся в соответствии с критериями, предложенными в начале урока (степень полноты раскрытия темы, аргументированность, степень самостоятельности выполнения проекта, оформление работы, манера поведения при проведении презентации, культура речи). | Оценивают собственную деятельность ( на основании установленных критериев), делают вывод об успешности учения в форме мини - сочинения. | Мини – сочинение «Что изменил во мне урок « Родительское благословение?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское благословение – духовно-нравственная ценность семьи в мировых религиях.
Презентация Цель: определение значения родительского благословения в жизни людей разных вероисповеданий. Задачи: - рассмотреть понятие «семья» в мировых религиях;- определить ценностные ориентиры се...
проект родительского собрания по теме "Как помочь ребёнку стать внимательным?"
Данный материал заинтересует тех педагогов, кто в тесном контакте работает с родителями своих учеников. По мнению автора, тема "Работа с родителями" очень актуальна в современной школе, особенно в усл...
презентация на тему "Родительское благословение"
презентация на тему "Родительское благословение"...
Проект родительского собрания "Режим дня школьника. За или против?"
Проект призван показать родителям, что режим дня ребенка – это рациональное распределение времени на виды деятельности и отдыха в течение суток. Основная цель организации режима дня – обеспечение высо...
Проект "Родительский день"
Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремя...
Интернет проект "Родительская Почемучка"
Социальное посредничество....
Проект - Родительский клуб "Берегиня"
Цель клуба: укрепление родительско-детских отношений, а так же создание модели партнерства и взаимодействия семьи и школы.Задачи клуба:Главная задача-семья должна стать опорой ребенка, это главное усл...