концепция воспитательной работы
материал (1 класс) по теме
концепция воспитательной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_vospitatelnoy_sistemy_klassa.docx | 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция воспитательной системы
« От возможностей каждого - к успешному классному коллективу»
Анализ реального положения дел, уровня удовлетворенности обучающихся, педагогов гимназической жизнью выявил следующие противоречия:
- между желанием каждого быть успешным и неопределенными представлениями о сфере своей успешности, неполным осознанием путей достижения цели;
- потребностью обучающихся в индивидуальной траектории образования и единым содержанием образования;
- высокой информатизацией образовательной среды и недостаточной подготовленностью родителей в конкретных условиях.
Данные противоречия могут быть решены путем:
- планирования воспитательной системы, ориентированной на успех;
- повышения образовательного уровня родительской общественности в области воспитания через систему лекториев, мастер-классов, практических семинаров;
- освоения личностно ориентированных подходов в образовании;
- разработки и внедрения методов и способов создания ситуаций успеха;
- реализации рейтинговой системы оценки и самооценки обучающихся;
- расширения системы коллективно-творческих дел, с активным привлечением родителей обучающихся
Выделенные направления работы, проблемы, сопровождающие их реализацию и пути преодоления проблем, в целом определяют перспективы работы и стратегию развития воспитанников в будущем.
Миссия – «Через конкурентоспособность к воспитанию элиты России».
Я стремлюсь к созданию такой среды в классе и за ее пределами, которая позволит обеспечить успешность каждого ребенка в процессе самореализации в системе социальных отношений. Девиз гимназии: « От возможностей каждого - к успешному классному коллективу».
Такая трактовка миссии классного коллектива логично подтолкнула меня к выбору единственно возможной (исходя из социальных, культурных, экономических, демографических условий) модели – успешный классный коллектив, которая, по моему мнению, способна удовлетворить культурно-образовательные потребности различных категорий обучающихся и их родителей и в то же время способствовать реализации разнообразных инициатив всех участников образовательного процесса.
Опыт и традиции – с одной стороны и социальные запросы – с другой обусловили выбор основного направления развития – создания условий в рамках одного классного коллектива, помогающих актуальной и потенциальной успешности ученика в процессе личностной самореализации, личностно профессиональной успешности учителя и успешности классного коллектива как социального института.
Цель воспитательной системы успешного классного коллектива – создание условий для формирования успешной личности, готовой к жизненному самоопределению.
В определении перспектив развития воспитательной системы классного коллектива я исходила из того, что развитие не должно заменять функционирование, которое позволяет добиваться достаточно стабильных результатов благодаря устоявшимся условиям работы: удовлетворительному состоянию программно-методического и материального обеспечения. Развитие воспитательной системы, на мой взгляд, должно не ломать то, что устоялось, а органически входить в систему ценностей, традиций и всего того, что составляет «дух воспитания».
Основные идеи концепции воспитательной системы
Основными идеями, которые позволяют раскрыть сущность основного направления развития классного коллектива, являются:
1. Идея актуальной и потенциальной успешности личности ученика в процессе самореализации.
2. Идея педагогической поддержки личности ученика в процессе самореализации и на пути к успеху.
3. Идея вариативности развития и самореализации личности в процессе достижения успеха.
4. Идея стимулирования стремления личности учителя и ученика к успеху.
5. Идея целостности и взаимосвязи личностной и профессиональной успешности учителя.
6. Идея развития классного коллектива как открытой, саморазвивающейся системы, взаимодействующей с социальными объектами.
7. Идея успешности классного коллектива как социального института.
Основным понятием концепции воспитательной системы является категория «успех», которая получает отражение в триедином результате развития классного коллектива: актуальная и потенциальная успешность личности ученика, личностно профессиональная успешность учителя, успешность классного коллектива.
В исследованиях ученых понятия «успех», «успешность» раскрываются как общественное признание, хорошие результаты в учебе, работе, удача в достижении чего-либо.
В моем понимании успех – это не просто хорошая оценка результатов деятельности, успех – это состояние человека, его качественная характеристика, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов. Такие ощущения возникают у человека при достижении полного физического, душевного и социального благополучия. Успешным человек может стать в условиях только той среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализует личностно ориентированные подходы в образовании, использует технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье учащихся. Успех личности рассматривается как рост личности по сравнению с собой.
Определить путь личности к успеху возможно на основе изучения, раскрытия ее склонностей, дарований путем предоставления широкого спектра образовательных услуг и применения различных технологий стимулирования ее успешности.
В рамках концепции воспитательной системы выделены три аспекта успешности, каждый из которых имеет свои отличительные признаки:
- актуальная и потенциальная успешность личности ученика в процессе самореализации понимается нами как проявление школьником своих индивидуальных возможностей и способностей, достижение им определенных личностно и социально значимых результатов в процессе самореализации, определение и осмысление им перспективных личностных жизненных планов;
- личностно-профессиональная успешность учителя рассматривается нами как: достижение учителем состояния личностной и профессиональной идентичности, сопряженной с компетентностью и удовлетворенностью профессиональной деятельностью, направленностью на творческую самореализацию;
- успешность гимназии понимается нами как: востребованность и конкурентоспособность образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, мобильность в реализации направлений образовательной и воспитательной практики, интегрированность в систему социальных отношений.
Говоря о личностной самореализации участников образовательного процесса, подразумевается в первую очередь обучающиеся и педагог, так как родители задействованы в педагогическом процессе косвенно.
Самореализация обучающихся – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка и их осуществление в процессе включения в различные виды деятельности в рамках классного коллектива. Выявление, реализация и развитие всех детских инициатив – это условие продуктивной работы, как самого ребенка, так и классного руководителя.
Самореализация классного руководителя – это становление профессиональной компетентности в процессе педагогической деятельности, это удовлетворенность результатами своего труда; это стремление к творчеству и самосовершенствованию. Самореализация классного руководителя становится возможной только в условиях компетентного, свободного, открытого педагогического сообщества.
Предвосхищаемый образ выпускника начальной школы гимназии
Выстраивая предвосхищаемый образ выпускника начальной школы, я буду исходить из того, что это динамическая система, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника начальной школы – это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должен максимально способствовать классный коллектив. Исходя из этого, определяем следующий образ выпускника (прописана в Программе развития ОУ).
Организация воспитательного процесса
Воспитательная система, построена на идее актуальной и потенциальной успешности ученика. Все обучающиеся должны иметь личное портфолио (см. табл.), где они систематически будут отмечать свои достижения. Так как успех понимается как рост личности по сравнению с собой в прошлом, то позитивное продвижение личности за определенный период – это и есть его успех.
Портфолио ученика
Вид деятельности | Результат | Кто заполняет |
Учебная деятельность | Средний балл за неделю | сам |
Внеучебная деятельность (кружки, клубы, секции) | Где занимается, сколько занятий посетил | сам |
Работа в ученическом самоуправлении | Что сделал за неделю | сам |
Поощрения, награды (устные, письменные, УДЕ) | Сколько УДЕ заработал за неделю | сам |
Дисциплина | классный руководитель | |
Позитивная инициатива в отношениях с близкими | Что сделал дома, в семье | родители |
Педагогическую поддержку осуществляют классный руководитель, родители, педагоги дополнительного образования. Системная работа строится на основе программы самосовершенствования Г.К. Селевко (1–11 классы), которая способствует самопознанию, самовоспитанию и саморазвитию личности ребенка
Личностно значимые достижения
– здоровье – активное принятие здорового образа жизни – душевное благополучие – позитивная оценка себя – позитивная оценка других | – социальная коммуникабельность – знание собственной сферы наибольшей успешности – качественное среднее полное образование – усвоение выбранного профиля на уровне, достаточном для успешного обучения в вузах – осознанное определение перспективных жизненных планов | – сохранение традиций народа – толерантность – отношение к окружающей природной среде в соответствии с этнокультурными традициями |
В воспитательной деятельности используются следующие технологии:
1. Групповая проблемная работа
2. Коллективные творческие дела
3. «Информационное зеркало»
4. Шоу-технология
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной работы "Город РАДОСТИ".
Данная концепция была представлена на городском конкурсе классных руководителей г.Кирова в 2007 году. Победитель конкурса "Самая классная классная"“Воспитывает все: люди, вещи, явления, но преждевсего...
Концепция воспитательной работы моего класса
Воспитательная система моего класса. Победитель конкурса "Классный самый классный"...
Концепция воспитательной работы
Концепция воспитательлной работы. Цели и задачи воспитания. Идеи воспитательной системы....
статью "Концепция воспитательной работы".
Статья по воспитательной работе....
Концепция воспитательной работы.
О будущем,которое начинается сегодня....
Концепция воспитательной работы учителя начальных классов
В данном материале рассказывается о построении воспитательной системы класса через работу с семьей и школой....