Интегрированное занятие кружка "Колокола,колокольный звон и житие Серафима Саровского"
методическая разработка (4 класс) по теме

Фролова Ольга Александровна

 

Занятие  будет посвящен очень хорошему  человеку – преподобному  Серафиму Саровскому   и замечательному явлению- колокольному звону и его значению в жизни русского человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеурочное занятие.189.3 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная занятость

кружок «Праздники,традиции и ремёсла народов России»

КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО

 СЕРАФИМА САРОВСКОГО.  

     

«Много лет живете вы, колокола,

Много знаете о жизни на Руси,

Много сможете, наверно, рассказать,

Что нельзя забыть и что нельзя простить».

Цель: 

Расширение знаний обучающихся  об  истории  жизни  известных людей, о видах колокольного звона и  их  значении  в жизни русского народа.

 Задачи: 

1)        Сформировать представление о жизни  преподобного Серафима Саровского, о его последнем пристанище , четвёртом уделе Пресвятой Богородицы – селе Дивееве. Сформировать представление о колокольном звоне как ярком явлении русской православной культуры,  показать изобразительные, музыкальные и выразительные возможности колокольного звона.

2)         Развивать  музыкальный слух, воображение, образно-художественное мышление, фантазию.

Тип урока: интегрированный урок.

Предметы: музыка, внеклассное чтение. [Внеурочная занятость ,кружок «Праздники,традиции и ремёсла народов России»]

Вид урока: расширение и углубление знаний.

Предметы: музыка, чтение .

Оборудование: 

для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, презентации к уроку,  выставка книг и фотографий о Серафиме Саровском, диск « Фотоэкскурсия по Дивеевскому  монастырю».

Музыкальный ряд: Н.В. Щукина песня «Колокола», аудиозапись колокольного звона, диски с классической  музыкой С. Рахманинова.

Ход занятия

 Организационный момент.  Вводная беседа.

Учитель нач. классов: Здравствуйте, ребята!

Учитель музыки: Добрый день!

Учитель нач. классов:  Мы уже знаем, что музыка связана очень тесно и с литературой и историей.

Учитель музыки: Музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные [живописные] образы, даже определенные картины.

Учитель нач. классов: А  знакомясь с жизнью известных людей , мы берём на вооружение многое из их жизни .

Учитель музыки: Поэтому урок музыки

Учитель нач. классов: и внеурочное занятие кружка

Учитель музыки:  пройдут сегодня в необычной для вас форме - как единое целое.

Мотивация

 звучит колокольный звон. 

Учитель музыки:  Ребята, скажите, пожалуйста, что за звуки открыли наш урок?  (ответ: Это колокольный звон)

Учитель музыки:  Правильно. А где можно услышать колокола? [ответ: на улице, в церкви, по ТВ и т.д.]

 Сообщение темы и цели урока.

 Слайд на доске с темой урока.

Колокола, колокольный звон и житие  Преподобного Серафима Саровского.

(портрет старца)

Учитель нач. классов :Вы уже, конечно, догадались, что наш сегодняшний урок будет посвящен замечательному человеку – Серафиму Саровскому  .

Учитель музыки: Также наш сегодняшний урок будет посвящен замечательному явлению – колокольному звону и его значению в жизни русского человека.

Освоение нового материала.

 Читает учитель нач. классов[ под нежный колокольный звон]

О, Русь, благословенная моя!

Познать тебя не хватит целой жизни.

Твоих церквей златые купола

И многовещный звон колоколов отчизны.

Тот небесный гул, идущий от небес,

Он гласом Божьим нисходил к народу.

Призывом к дальней жизни без мирских страстей,

И родником, где пьют живую воду.

Знакомый звон, любимый звон –

Руси наследие святое

Мое причастие к тебе да будет вечным,

Как и все живое.

Учитель музыки:  Какие чувства вызвало у вас стихотворение Евдокии Растопчиной, посвященное колокольному звону? [чувства радостные, восхищения, любви, гордости]

Учитель нач. классов:  Так уж устроен русский –разрушает, а потом строит, уничтожает, а потом возрождает. Возродилась и Серафимо –Дивеевская обитель. Звонят колокола в церквах, спешат по утрам и вечерам люди в храм и в своих молитвах прославляют преподобного чудотворца. Сотнями огоньков в ночи вспыхивает Дивеево. И эти огоньки такие же добрые, как батюшка Серафим. Они приглашают посетить святое место.

Фотоэкскурсия по Дивеевскому монастырю и рассказ  о жизни Серафима Саровского .

[диск Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь 2010 год]

Учитель музыки: - Как вы думаете, звон колоколов одинаковый или нет?

 (ответы детей)

  Правильно, звон колоколов различается. Русские колокола отличаются особой звучностью и певучестью.

 Сейчас мы ещё раз послушаем, как же звенят колокола [слушание записи].

Ребята, а можем ли мы назвать колокольный звон музыкой? [Да, т.к. в колокольном звоне мы можем услышать мелодию, в нем есть такие средства выразительности как лад, ритм, темп, гармония].

Существует несколько типов колокольного звона. С одним из них вы уже знакомы. Вспомните, как называются частые удары в один колокол, сообщающий о каком-либо бедствии. Он называется… [набат]

А сегодня  мы узнаем о таких типах колокольного звона ,как благовест, перезвон.

 [Идет слайдовая презентация разных видов колокольного звона.]

Учитель нач. классов:  Батюшка Серафим не основывал монастырей, не имел множества учеников,  не благословлял полков русских на битвы. Почему же хвала ему, как колокол гремит по миру?

На протяжении всей своей жизни он учил людей не лениться, а побуждать себя к лучшему. Однажды выбрав ,он ни разу не сошёл с пути избранного. Я призываю вас выбрать путь здорового образа жизни ,как это сделал  батюшка. Выбор ребята- самое сложное в жизни. Стоишь на перепутье и не знаешь, куда двинуться. Как трудно выбрать из всех конфет-самую вкусную, трудно выбрать свою будущую профессию. Я не хочу, чтобы вы задыхались от табачного дыма, травились алкоголем или наркотиками. Пусть ваш выбор будет в пользу силы ,здоровья и борьбы с негативными проявлениями жизни.

Учитесь стоять за себя и за других, не попадайте под влияние дурных привычек. Просите в мыслях отца Серафима , чтобы он помог вам не свернуть с пути здорового образа жизни. А он действительно может это сделать.

Чтение отрывка из книги   Н. Михайловой «Ангелоподобный Серафим» М-2011 г издательство «Сестричество во имя св. Игнатия Ставропольского»[ с. 44]

Учитель музыки: 

И только в одной стране мира – в России – живет колокольная музыка.

Ребята, колокольный звон был предметом воспевания в разных областях искусства, в том числе – музыке. Отечественные композиторы часто включали колокольный звон в свои произведения. Давайте освежим в памяти уже услышанные нами.

Сегодня мы еще раз обратимся к творчеству С.Рахманинова, так как колокол как символ России пронизывает все его творчество, являясь отзвуком ярких воспоминаний детства.

Сейчас мы услышим заключительную часть первой сюиты  для двух фортепьяно С.В.Рахманинова, посвященную «празднику праздников», «торжеству из торжеств» -  [включить музыку]

 Слушание финала Первой сюиты для двух фортепьяно «Светлый праздник». Ваши впечатления о прослушанной музыке. [Музыка звучит празднично, слышен непрерывный трезвон мелких колоколов. Колокольный напев носит плясовой характер.]

Рефлексия. Итог занятия.

Учитель музыки:  Давайте подведем небольшой итог. Что нового вы узнали о колокольном звоне, его значении в жизни русского народа? (Ответы детей)

Учитель нач. классов: В настоящее время, вы ребята видели на фотоэкскурсии, в Дивеево приезжают тысячи паломников. Звонят колокола Дивеевских церквей, приходят  люди к мощам преподобного старца, повторяя вслед за поколениями своих предков : «Отче Серафиме, моли Бога о нас»

Специалисты утверждают, что «контакт» с колокольным звоном делает общительным даже замкнутого человека.

Ученые установили факт вполне реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.

Говорят, когда звонит  колокол, душа светлее становится…

Исполняется песня «Колокола, колокола» [муз. и сл. Щукиной Н.В.]

 Учитель музыки:   Мы желаем  вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик. И дарим вам в подарок по вот такому колокольчику.

Учитель нач. классов: Мы приглашаем вас вместе с родителями совершить  поездку к батюшке Серафиму, послушать колокольный звон  монастырских церквей. Еженедельно из Саратова и Энгельса отправляются  экскурсионные автобусы  в Дивеево. Она навсегда останется в вашей памяти. Потому что оно –Дивеево, последнее пристанище великого чудотворца. Звонят колокола , хвалят человека, чей дух высок и смел. Гремит слава о Серафиме Саровском , так ,как его имя принадлежит к самым дорогим , к самым светлым именам нашей истории.

Информационно-методическое обеспечение:

  Н. Михайлова «Ангелоподобный Серафим» М-2011 г издательство «Сестричество во имя св. Игнатия Ставропольского»

Диск «Фотоэкскурсия по Дивеевскому монастырю»

О.А. Фролова с семьёй (сын, муж) на экскурсии в Дивееве. Колокольня.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "К 100-летию со дня канонизации преподобного Серафима Саровского"

Ход занятия: - На уроках мы с вами познакомились со святым Серафимом Саровским, дома вы должны были прочитать его житие, а сегодня мы проведем игру, чтобы проверить, хорошо ли вы знаете житие этого с...

Конспект занятия во 2 классе «Давайте жить дружно»

ЦЕЛЬ: способствовать формированию дружеских отношений в классе....

"Наставления Серафима Саровского", презентация, 3 класс

Наставления преподобного Серафима Саровского о любви к ближнему, о неосуждении, о прощении обид....

Классный час на тему: «Духовно-нравственный подвиг святого Серафима Саровского»

Цель мероприятия: познакомить учащихся начальной школы с жизнью и духовно-нравственными подвигами  святого Серафима Саровского....

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младшего школьника (из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Школа №32 им. прп. Серафима Саровского Безик Анны Александровны)

Данный материал может быть использован учителя начальных классов в качестве обобщения опыта по теме. Адрес презентации: https://cloud.mail.ru/public/CeEE/XRSY2ZvXj...

Воспитание толерантности учащихся на занятиях в группах продлённого дня Жить в мире, понять другого и выразить себя

Воспитание толерантности учащихся на занятиях в группах продлённого дняЖить в мире, понять другого и выразить себя...

Житие преподобного Серафима Саровского

познакомить учащихся с личностью святого Серафима Саровского;•показать значение деятельности Серафима Саровского в истории России;•вызвать интерес учащихся к знакомству с литературой, расска...