Тема сегодняшнего урока «Зачем творить добро?» (с. 68 учебника) Мы узнаем, как подражают Христу? Чему радуются святые?
презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему
Цели: помочь обучающимся понять причины, по которой христиане стремятся творить добро; осмыслить понятия «добро», «самоотверженность», «святой»; сформировать понимание того, что творить добро – испытывать духовную радость.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок
по учебному предмету ОРКСЭ
по модулю «Основы православной культуры»
в 4 классе «А»
на тему: « Зачем творить добро?»
Автор: Жеребятьева Екатерина Игоревна
учитель начальных классов
Урок на тему « Тема: Зачем творить добро?»
Цели: помочь обучающимся понять причины, по которой христиане стремятся творить добро; осмыслить понятия «добро», «самоотверженность», «святой»; сформировать понимание того, что творить добро – испытывать духовную радость.
Задачи: обучающие: узнать о двух причинах совершения христианами добрых поступков (благодарность за подвиг Христа и подражание подвигу Христа);
развивающие: понять, почему самоотверженность (отказ от своих сиюминутных желаний) может приносить духовную радость;
воспитывающие: привить стремление жить и творить добро другим людям, осознать, что библейские заповеди ведут к духовной радости.
Оборудование: мультимедиа проектор, учебники, рабочие листки для письма, тетради.
1. Ход урока.
1. Организационный момент.
- Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся добра и радости.
2. Проверка домашнего задания.
3. Постановка темы урока.
Учитель предлагает посмотреть притчу «Все оставляет свой след».
После просмотра притчи задает вопросы:
- Ребята, как вы думаете, какая сегодня у нас тема урока?
Запись темы урока: «Зачем творить добро?»
4. Беседа по содержанию притчи.
- Ребята, как вы думаете, какая основная мысль этой притчи?
Подводит детей к морали притчи.
ВСЕ оставляет свой след. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что остались на воротах. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.
- А какой вывод вы сделали для себя? (Заслушивает ответы учеников)
Учитель: Тема сегодняшнего урока «Зачем творить добро?» (с. 68 учебника)
Мы узнаем, как подражают Христу?
Чему радуются святые?
- Вспомните и скажите Золотое правило этики? (Мы хотим, чтобы нам делали добро, значит, мы сами тоже должны делать добро людям). (Слайд 1)
2.Работа над темой урока.
Учитель: Сегодня мы узнаем причины, побуждающие делать добро.
- Вы узнаете, как христиане подражают Христу? Чему радуются святые?
Ребята, за чем вы совершаете добрые поступки? Я вас дома просила подумать над этим вопросом. (ответы детей).
Христиане совершали добрые поступки в знак благодарности Христа.
У И. Христа были ученики, которые называются апостолами.
Апостол – в христианской мифологии: ученик Христа, распространитель Его учения.
- Найдите текст об одном из учеников И. Христа в учебнике с. 68. (Чтение текста «по – цепочке»).
-Учитель: Сделаем вывод:
- О каком апостоле узнали? ( Об Апостоле Петре).
-Кто поджег город, чтобы ложно обвинить христиан и казнить их? (Император Нерон).
- Кого встретил Петр, покидая Рим? (Самого Христа).
-Куда спешил Христос? Зачем? (Он спешил в Рим. «Умереть еще раз»,- ответил Он. Христос не оставляет христиан, Он с ними в страдании).
- Как поступил Петр? ( Он вернулся, чтоб в минуту тяжких преследований поддержать христиан словом, примером).
- Прочтите, что говорил Христос? Как вы понимаете это?
(2 слайд)
( Он пришел не для того, чтоб Ему служили, но чтобы послужить христианам. Кто хочет быть благодарным Богу за Его жертву, тот должен быть добрым к людям, делать добро им.)
(3слайд).
Учитель: Подражая жертвенному подвигу Христа, Его ученики стремились меньше думать о себе, об опасностях, о смерти.
- Прочтите на с. 69 текст «Это интересно» об апостоле Петре. (1 абзац).
(Щелчок).
( Чтение текста учеником).
-Прочтите об апостоле Андрее.(2 абзац). (Чтение текста учеником). (Щелчок).
(3слайд). (Чтение учеником 3 абзаца).
(4 слайд).
- Посмотрите внимательно, можем ли сказать, что последователи Христа, подражая Богу, совершили подвиг, самоотверженный поступок? (Да).
Самоотверженный – жертвующий своими интересами ради других людей, ради общего блага; героический, благородный. (По словарю Ожегова).
Самоотверженный человек - тот, кто поборол в себе все мирские страсти и живет для других. (По словарю Даля).
- Есть ли разница в толковании?
(5 слайд).
-Чем пожертвовал Христос для людей? (Жизнью).
(6 слайд).
-Чем можете жертвовать вы для другого человека? ( Ответы детей).
3. Физкультминутка.
Учитель: Вспомните примеры самоотверженности героев из истории.
-На уроке внеклассного чтения вы читали произведения Андерсена . Вспомните его произведения , где герои совершают самоотверженный поступок? ( «Русалочка», «Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Снежная королева»).
(7 слайд).
-Как называется сказка? («Снежная королева»).
-Как звали героев? (Герда, Кай, Снежная Королева).
-Кто больше всего понравился? Почему? ( Герда. Она добрая, верная, самоотверженная).
- Какие самоотверженные поступки совершает Герда, от чего она отказывается?
-По ходу ответов начертите лесенку самоотверженности Герды в тетрадях.
(8 слайд).
-От чего отказывается Герда, чтобы спасти Кая? ( Ответы детей сопровождаются слайдами, дети рисуют лесенку):
-Отдает реке башмаки, чтобы узнать о Кае.
-Покидает бабушку, родной дом, близких и друзей.
(9 слайд).
-Убегает от старушки и оставляет покой, тепло, красивые цветы и дом.
(10 слайд).
-Уезжает из дворца и лишается роскоши, богатства, жизни во дворце.
-Уезжает на олене из разбойничьего замка и лишается защиты разбойницы, очага, еды.
-Отъезд от финки лишает ее сапожек, варежек в холоде. Она остается одна- одинешенька среди холода и снежной пустыни.
( 11 слайд).
Учитель: С каждым разом степень самоотверженности возрастает, и в конце она находит Кая. Своей добротой она растопила ледяное сердце Кая, и они вернулись домой.
Учитель: Давайте сделаем вывод. (Ответы детей).
-Да. И люди из жизни, и герои произведений совершают самоотверженные поступки. Человек должен подниматься по лесенке вверх, преодолевая трудности. Люди это делают за похвалу? За награду или деньги? (Бескорыстно, не требуя ничего взамен, по зову души).
-Кто такие святые? Обратимся к словарю (Чтение детьми определения):
Святой - проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный; обладающий Божественной благодатью. (По Ожегову).
Святой – духовно и нравственно непорочный, чистый, совершенный, угодный Богу; первообраз человека. (По Далю).
Учитель: Сделайте вывод.
Вывод: Святой – это такой добрый человек, в сердце котором родился духовный опыт, признан Богом образцом для других людей за праведную жизнь и стойкость в вере.
- О каких святых вы слышали, знаете? (Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Ксения Петербуржская, Блаженная Матрона, Целитель Пантелеимон и. д.)
-Поработаем с учебником с.69. Читаем текст со слов «Святой….» и до конца страницы.
(12 слайд).
- Как поняли притчу о царе и дикаре? Объясните.
-Сделаем вывод: Какими качествами обладают люди, святые, которые делают добро другим, но ищут радость для своего сердца? (Ответы детей).
4. Выступления детей по теме урока.
-А какие материалы о добре, о добрых поступках подготовили вы? Давайте поделимся своими маленькими открытиями.
Саяпина Дарья , стихотворение В.Дорожкиной «Добро», исполнение песни всем классом«Иди мой друг, всегда иди, дорогою добра».
.
5. Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
- Как вы работали на этапах урока?
-Как оцениваете свою работу и работу своих товарищей?
-Назовите 2 причины, которые побуждают христианам делать добрые дела?
Что вас сегодня удивило?
-Чему радуются святые? К чему они стремятся?
- Что лежит в основе добра?
-Что делает человека счастливым?
-Захотелось ли самим творит добро?
-А какие добрые дела вы можете делать? (Ответы детей)
- Молодцы. Вы все сегодня работали дружно и активно. Пусть этот урок оставит в вашем сердце добрые семена и они обязательно дадут всходы ДОБРОТЫ.
- Творите добро, и вы соберете сокровища на Небе.
6. Домашнее задание: Прочитайте текст с. 68 -69, Выполнить задание в рабочем листе, посмотрите в словаре слово «Добродетель».
Приложение.
Загадки:
У кого она в достатке,
С тем дружить легко и гладко.
Для души приобрету
Я у Бога _________ .
Ответ: Доброту.
Он пошел без размышлений —
Где Господь, там нет сомнений!
Все оставил поскорей
Первозванным стал _________.
Ответ: Андрей.
На земле жили - душу часто мыли.
С земли ушли - к Богу пришли.
Ответ: Святые.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Кто думает, что любовь к врагам непрактична, тот не просчитал практические последствия ненависти к врагам» Эрих Фрид
Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними Золотое правило этики
Мученичество апостола Петра
Мученичество апостола Андрея
Самоотвержение ???
Г.Х.Андерсен. Снежная королева .
Сотворение добра требует самоотвержения
В. Железников «Чучело»
Вопрос: Почему в Лене, пережившей унижение, есть больше готовности к духовной радости, чем в её одноклассниках?
Домашнее задание: 1 . Состав слова «добродетель» 2. Список добродетелей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока «Зачем творить добро»
Данный урок был разработан и проведен в рамках районного семинара учителей ОРКСЭ и ОПК....
Тема урока: Зачем творить добро?
Тема урока: Зачем творить добро? Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции и понимание того, что творить добро – духовная ...
Конспект урока "Зачем творить добро" ОПК 4 класс
Данный урок раскрывает для детей нравственные категории нашего мира, помогает определить для себя важное и необходимое, научиться чувствовать себя счастливым...
Работа с притчей. Тема урока: «Зачем творить добро?»
Работа с притчей. Тема урока: «Зачем творить добро?»...
Технологическая карта урока. Основы православной культуры, 4 класс. Тема урока: «Зачем творить добро?»
Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра....
конспект урока" Зачем творить добро?"
Конспект урока...
Подборка материала к уроку "Зачем творить добро?"
Собранный материал поможет учителю выстроить свой урок по теме "Зачем творить добро?". Здесь вы найдёте пословицы, стихи, синквейны, притчи, рассказы и сказки, мудрые высказывани...