Программа пришкольного лагеря
рабочая программа на тему

Малютина Екатерина Валерьевна                                                          МБОУ СОШ № 17

Данная программа рассчитана на детей, которые отдыхают в пришкольном оздоровительном лагере. Возраст детей от 7 до 15 лет. Главная цель работы пришкольного лагеря – оздоровление детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_letnego_lagerya.doc267 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ,

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17 Г.УЗЛОВАЯ

ПРОГРАММА

летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания

«Планета детства»

г. Узловая 2011

Пояснительная записка

        Данная программа рассчитана на детей, которые отдыхают в пришкольном оздоровительном лагере. Возраст детей от 7 до 15 лет. Главная цель работы пришкольного лагеря – оздоровление детей. Однако, нельзя забывать о воспитании. Миссия  воспитания    раскрывать  и поддерживать  внутренние  человеческие  и  творческие  ресурсы  детей  и  направлять  их  на решение  социально  значимых  и  личностных  проблем,  оказывать  помощь  в  формировании активной жизненной позиции.  Духовно-нравственное воспитание традиционно является основным направлением работы МОУ СОШ №17. Программа направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся,  подготовку  их  к  жизни  в  высокотехнологичном конкурентном  мире.

Данная смена посвящена значительной дате в истории нашей страны – 70-летию начала Великой Отечественной войны. Поэтому наряду с традиционными мероприятиями планируется работа, посвященная этой теме.

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы.

Цель программы:

Создание условий для воспитания здорового, нравственного, ответственного, творческого, инициативного, гражданина  России,  принимающего  судьбу Отечества  как свою личную, осознающего  ответственность за настоящее и будущее  своей страны,  укорененного в духовных и культурных традициях российского  народа,  умеющего  оценивать  и  выстраивать  на  основе  национальных  и общечеловеческих ценностей  отношение  к  себе,  людям,  обществу  способного  к  успешной социализации и адаптации в современном мире.  

Задачи:  

•  формирование  гражданственности  как  интегративного  качества  личности, заключающего  в  себе  внутреннюю  свободу,  любовь  к  родине  и  стремление  к  миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированности, проявления патриотических чувств и культуры межнационального общения;

•  формирование  способности  к  духовно  –  нравственному  развитию,  основанной    на  духовных  отечественных    традициях,  общенациональных  ценностей,  внутренней установки поступать согласно совести;

•  формирование   осознания необходимости  поведения,  принятого  в обществе,  укрепление  позитивной  нравственной  самооценки,  самоуважения, нравственного самосознания, самоконтроля;  

•  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

•  формирование  способности  открыто  выражать  и  отстаивать  свою  нравственно позицию,  проявлять  критичность  к  собственным  намерениям,  мыслям,  поступкам, действиям, совершаемым на основе морального выбора;

•  формирование  способности  к  самостоятельным  поступкам  и,  развитие  трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
•  формирование творческих способностей воспитанников;

  •  осознание    ценности  человеческой  жизни,  формирование  умения  противостоять  в пределах  своих  возможностей  действиям  и  влияниям,  представляющим  угрозу  для жизни,  физического  и  нравственного  здоровья,  духовной  безопасности  личности  в пределах своих возможностей;

Методические основы и принципы работы

Методической базой для проектирования воспитательной работы в лагере являются достижения отечественной лагерной педагогики и методики воспитания. Мы используем комплексный подход к организации работы с детьми в лагере на основе разнообразия видов и форм деятельности, отказа от излишнего увлечения массовыми мероприятиями, от авторитарного принуждения, внимания к личностному росту каждого ребенка.

Программа  летнего оздоровительного лагеря «Планета детства» с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:

  • Принцип гуманизации отношений
  • уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
  • уважение и терпимость к мнению детей;
  • самоуправление в сфере досуга;
  • создание ситуаций успеха;
  • приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
  • защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
  • создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
  • формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

  • Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности

Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере «Планета детства» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

  • Принцип  дифференциации  воспитания

Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
  • взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
  • активное участие детей во всех видах деятельности.
  • Принцип  творческой индивидуальности

Творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

  • Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
  • оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
  • Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
  • сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
  • постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
  • Принцип интегративно-гуманитарного подхода.

Этот принцип определяет пять «граней»:

  • грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично   меня»);
  • грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
  • грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
  • грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
  • грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
  • Принцип личностного Я

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • при развитии детского самоуправления;
  • при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
  • при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
  • Принцип уважения и доверия.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
  • доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
  • в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов
  • Принцип открытости.

Участие в процессе воспитания максимального количества институтов и людей. 

Педагогические методы:

  • метод коллективного действия;
  • метод демократического принятия решений по общезначимым вопросам;
  • творческие методы подготовки воспитателей и вожатых;
  • метод воздействия доброжелательной обстановкой;
  • метод эмоционального заражения привлекательной деятельностью;
  • метод поощрения;
  • метод индивидуализации способов участия ребенка в деятельности.

Объективные факторы работы лагеря

Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:

  • Временный характер детского объединения.
  • Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
  • Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
  • Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
  • Природно-климатическая база – природное окружение, чистый воздух является важной составляющей успеха лагеря.
  • Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
  • Здоровьесберегающие технологии - закаливание. Использование методики  Базарного и дыхательной гимнастики Стрельниковой.

Этапы реализации программы

  1. Подготовительный этап.

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;
  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
  • подготовка методического материала для работников лагеря;
  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

  1. Организационный этап смены.

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • запуск программы;
  • формирование органов самоуправления,
  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

  1. Основной этап смены

Основной деятельностью этого этапа является:

  • реализация основной идеи смены;
  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
  • работа творческих мастерских.

  1. Заключительный этап смены.

Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены;
  • выработка перспектив деятельности организации;
  • анализ предложений по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем, внесенных детьми, родителями, педагогами;
  • сбор отчетного материала;
  •  выпуск фотодневника лагеря.

Методическое сопровождение программы

Для эффективной  работы в лагере активно используются:

  1. Методика КТД.

В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.

Коллективно-творческое дело (КТД) -  событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.

Виды КТД:

  1. Организаторские дела (метод взаимодействия)
  2. Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)
  3. Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать  

         как можно больше об окружающем мире)

  1. Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)
  2. Художественные дела (творчество: рисование, оформление)
  3. Спортивные дела (зарядки, Веселые старты, комический футбол и др.)

  1. Методика самоуправления

Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.

Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.

Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение смены.

Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и  система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.

Компоненты психолого – педагогического сопровождения:

  • Диагностический;
  • Консультационный;
  • Прогностический
  • Практический.

Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:

  • Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
  • Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать  имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
  • Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;
  • Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.
  1. Подпрограммы:

 «Зеленый мир»;

«Я - гражданин России»;

 «Здоровье»

  1. Документы в помощь воспитателям, вожатым, родителям.

Механизм реализации программы

Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

  1. Организационный модуль.

Формы работы:

планирование;

подготовка к лагерной смене;

оформление лагеря;

подготовка материальной базы;

определение обязанностей;

подготовка к сдаче приемной комиссии.

организация питания в школьном оздоровительном лагере.

  1. Оздоровительный модуль.

Формы работы:

утренняя зарядка;

закаливание

встречи с медицинским работником, сотрудниками ГИБДД, пожарной части;

влажная уборка, проветривание;

беседы о вредных привычках;

организация питания воспитанников;

спортивные праздники;

экскурсии;

работа спортивных секций;

подвижные игры;

работа инструктора по физической культуре и спорту.

  1. Творческий модуль

Формы работы:

коллективно-творческая деятельность;

участие в городских мероприятиях;

участие в общелагерных мероприятиях;

работа творческих мастерских;

конкурсы;

викторины.

  1. Патриотический модуль

Формы работы:

беседы;

экскурсии в УХКМ, библиотеку;

экскурсии по местам боевой славы;

мероприятия, посвящённые 70-летию начала Вов;

возложение цветов к Вечному огню.

  1. Нравственно-экологический модуль

Формы работы

экскурсии на природу;

беседы о нравственности;

экологический КВН;

работа библиотекаря школы;

встречи с иереем Свято-Успенского храма отцом Сергием;

викторины, конкурсы;

мероприятия природоохранной направленности.

  1. Социально-психологический модуль

Формы работы:

работа педагога-психолога;

диагностика;

тестирование;

индивидуальные беседы;

групповая работа;

анкетирование.

  1. Самоуправление

работа вожатского отряда;

занятия в «Школе лидера»;

организация коллективных творческих дел.

Основное содержание программы

Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работает по следующим направлениям:

Спортивно - оздоровительная работа.

Подпрограмма «Здоровье»

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи:

Провести витаминизацию питания детей.

Осуществлять соблюдение охранительного режима и правил техники безопасности.

Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей,  поэтому в программу  включены следующие мероприятия:

ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;

спортивные игры;

эстафеты и соревнования;

спортивные праздники;

осмотр детей медицинским работником;

утренняя зарядка с использованием дыхательной гимнастики  Стрельниковой;

принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);

организация здорового питания детей;

организация спортивно-массовых мероприятий;

подвижные спортивные игры;

Организация активного досуга.

Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.

Задачи:

1. Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.

2. Организовать деятельность творческих мастерских.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Формы работы:

Игра;

Конкурс;

Викторина;

Праздник;

Просмотр фильма;

Соревнование;

Эстафеты;

Трудовой десант;

Занятия в кружках.

Виды досуговой деятельности:

  • развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревновании, представлений, прогулки, путешествия;
  • отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
  • самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
  • творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
  • Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.

Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:

  • добровольное включение ребенка в досуговую деятельность;
  • альтернативное провождение времени;
  • свободное время;
  • совместное планирование досуговой деятельности.

Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:

  • уровень целостного детского коллектива смены;
  • уровень отряда;
  • уровень организации досуга в группах по интересам;
  • уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.

Организация кружковой деятельности.

Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в периода каждой смены работаю постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.

Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.

Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.

Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:

  • изучение интересов детей;
  • презентация кружков на линейке в начале смены4
  • ознакомление детей с режимом работы кружков;
  • самоопределение детей и запись их в кружки;
  • деятельность ребят в кружках;
  • текущее отражение результатов деятельности детей;
  • подведение итогов работы кружков в конце смены.

Организация трудовой деятельности.

Содержание деятельности детей в лагере определяется общими целями и задачами воспитания в условиях летнего отдыха. Труд позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой. В процессе формирования общетрудовых умений и навыков ребенок определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.

Цель:  подготовка детей к самоопределению и к осознанному выбору профессии, формирование трудовых умений и навыков, развитие через трудовую деятельность способностей ребенка.

Задачи:

  1. Освоение социально – трудовых ролей.
  2. Развитие у детей волевых качеств, чувства долга и ответственности.
  3. Воспитание уважения к членам коллектива, бережного отношения к результатам труда.
  4. Формирование умений и навыков самообслуживания.

Работа по патриотическому воспитанию

Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины.

Формы:

экскурсия в музей «Узловчане в боях за Родину», по городу,

беседа «Символика Российской Федерации»

дискуссия на тему «Природа моего края»

конкурс рисунков «Чтобы не было войны!»

«Армейские забавы», конкурсно-развлекательная программа

Экологическая викторина

Условия реализации программы.

Нормативно-правовые условия

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в МОУСОШ №17   разработана в соответствии с:

-   Законом «Об образовании»;

-  Концепции  духовно-нравственного  развития  и  воспитания  личности гражданина России;  

- программой развития МОУ СОШ №17 на 2008-2011г.

- целевой программы «Воспитание нравственности, гражданственности, духовности»

Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.

Устав МОУ СОШ №17

Положение о лагере дневного пребывания.

Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.

Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.

Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.

Должностные инструкции работников.

Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

Заявления от родителей.

Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.

Акт приемки лагеря.

Планы работы.

Материально-технические условия предусматривают:

  • финансирование за счет Фонда социального страхования, средств

местного бюджета

  • большой спортивный зал
  • малый спортивный зал
  • школьная библиотека
  • столовая
  • игровая площадка
  • спортивная площадка
  • кабинеты
  • комната психологической разгрузки
  • ТСО
  • художественные средства, игры настольные и др.
  • хозяйственный инвентарь
  • аудиотека, фонограммы
  • канцелярские принадлежности
  • компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор

Кадровые условия.

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Координаторы смены:

директор школы

заместитель директора школы по ВР

начальник лагеря

педагог-психолог

педагоги-организаторы

руководитель физической культуры

Кураторы отрядов:

воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);

вожатые (из числа старшеклассников вожатского отряда «Созвездие»)

Педагогические условия:

  • соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие общелагерных мероприятий в дополнительном образовании по интересам;
  • отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
  • обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;
  • единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.

Методические условия предусматривают:

  • наличие необходимой документации, программы, плана
  • проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены
  • коллективные творческие дела
  • творческие мастерские
  • индивидуальная работа
  • тренинги
  • деловые и ролевые игры
  • самоуправление в отряде и в лагере

Мероприятия по реализации программы лагеря

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1.

Обсуждение проблем занятости детей и подростков в каникулярное время:

  1. совещание при директоре школы
  2. собрание методических объединений классных руководителей.
  3. совещание ответственных за организацию занятости учащихся в каникулярное время

Апрель

Директор, зам. дир. по УВР, зам. дир. по ВР

2.

Определение направлений и форм организации каникулярного времени.

Апрель

Директор, зам. дир. по ВР

3.

Диагностика.


Учет мнений и запросов родителей.


Учет пожеланий учащихся по организации каникулярного времени.



Составление карты занятости учащихся в каникулярное время.


Определение уровня адаптации детей к условиям жизнедеятельности лагеря.


Удовлетворенность работой лагерной смены.



Апрель-май



Май





Май




Май




Май



Педагог-психолог,



Начальник лагеря





Начальник лагеря




Начальник лагеря




Начальник лагеря

4.

Кадровое обеспечение.

Подбор кадров для организации каникулярного времени школьников.


Консультации, индивидуальная работа с педагогическим коллективом по вопросам содержания программы и деятельности лагеря.


Проведение педагогических советов лагеря.


Проведение производственных совещаний по видам инструктажа.



Апрель-май





Май





Май



Директор, зам. по ВР,  начальник лагеря, старший вожатый








Начальник лагеря





Начальник лагеря

5.

Организация оздоровительного лагеря.

Комплектование отрядов

Разработка плана воспитательной работы

Оформление лагерной смены.

Подготовка к сдаче приемной комиссии.

Организация питания в оздоровительном лагере

Май

Начальник лагеря

6.

Проведение лагерных смен

Июнь

Начальник лагеря, педагогический коллектив лагеря

                             

Схема управления программой

Система контроля за реализацией программы

№ п/п

Мероприятие

Срок проведения

Ответственные

1.

Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря.

Апрель

Начальник лагеря

2.

Анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере.

1 день смены

Педагог-психолог

3.

Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.

В течение смены

Начальник лагеря,  отрядные воспитатели

4.

Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.

Последний день смены

Педагог-психолог

5.

Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену.

В течение смены

Педагог-психолог.

6.

Самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния

В течение смены

Педагог-психолог

7.

Определение уровня развития коллектива

В начале смены

В конце смены

Педагоги-воспитатели

8.

Ведение бортовых журналов

Финансовое обеспечение.

Финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета, привлечение родительских средств.

Ожидаемые результаты

  1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
  2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
  3. Развитие интереса к занятиям физкультурой и спортом.
  4. Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
  5. Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.
  6. Личностный рост участников смены.
  7. Социальная психологическая реабилитация «трудных подростков».

                                                Наши законы

  1. Закон общения. 

    Уважай чужое мнение! Так гласит закон общения

  1. Закон поднятой руки. 

Если поднята рука – значит, все молчат пока.

  1. Закон поднятой руки. 

Если поднята рука – значит, все молчат пока.

  1. Закон чистоты.  

Лагерь наш – наш общий дом, чистоту храните в нем

  1. Закон территории.  

Без вожатых никогда не уходим никуда!

  1. Закон природы. 

Мир Природы – мир прекрасный, не губи ее напрасно.

     7. Закон творчества.

         Верь в себя – твори и пробуй. Не горюй и не ленись, а за «искорку»  

         борись!

  1. Закон коллектива. 

Если дело у отряда – сообща всё делать надо.

  1. Закон «0:0».  

Всё нужно делать точно в срок -  хоть это, братцы, не урок.

                             

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Радуга добрых дел»

1. Красный цвет - Организация безопасного образа жизни

Внутренние ресурсы: учителя ОБЖ

Внешние ресурсы: ПЧ №03, ГИБДД, УФСКН,

ДДТ «Планета детства»

Коллективное творческое дело

Форма проведения

Цель коллективного дела

участники

Ожидаемый

результат

1.

«Велосипед, не сделай бед!»

Конкурс рисунков

Реклама правил ПДД

Воспитанники,

ГИБДД

Уменьшение детского травматизма

2.

«Чтобы не было беды»

Учебная тревога

Формирование навыков эвакуация  

Воспитанники,

ПЧ МЧС

Уметь организовываться,

не паниковать

3.

«Дорожный патруль»

Спортивно – игровая программа

Формирование потребности в соблюдении ПДД.

Воспитанники,

ГИБДД

Формирование

навыков

безопасного движения

4.

«Скажем наркотикам «Нет!»

Познавательно – игровая программа

Формирование потребности в ЗОЖ

Воспитанники

Накопление опыта  ЗОЖ, формирование у подростков мотивации ЗОЖ

5.

«Мы – за будущее без наркотиков!»

Конкурс плакатов

Пропаганда ЗОЖ

Воспитанники, вожатые

Формирование у подростков мотивации ЗОЖ

6

«Здоровье – это модно!»

Выступление агитбригад

Пропаганда ЗОЖ

Воспитанники

Осознание ценности жизнедеятельности  без вредных привычек

7

 «Здоровы мы – здорова Россия!»

Открытый антинаркотический марафон

Профилактика употребления ПАВ, пропаганда ЗОЖ

Воспитанники

Формирование у подростков мотивации ЗОЖ

8

«Жизненный мотив – это креатив»

Акция, тренинг

Профилактика правонарушений и социально опасных зависимостей

Воспитанники

Развитие волонтерского движения, формирование мотивации ЗОЖ

9

«Летний лагерь – территория здоровья»

акция

Профилактика правонарушений и социально опасных зависимостей

Воспитанники

формирование мотивации ЗОЖ

10

«Мы вместе»

Конкурс фотоколлажей

Активизация творческого потенциала подростков

Воспитанники, вожатые

Формирование творческих способностей

11

Отряд специального назначения

экскурсия

Профилактика правонарушений и социально опасных зависимостей

Воспитанники

формирование мотивации ЗОЖ

12

 «Курить и пить – здоровью вредить»

Конкурс слоганов

Профилактика правонарушений и социально опасных зависимостей

Воспитанники

формирование мотивации ЗОЖ

2. Оранжевый цвет - Полноценное питание

Внутренние ресурсы: школьная столовая, мед. работник

Внешние ресурсы: медицинский центр «Здоровье»

Коллективное творческое дело

Форма проведения

Цель коллективного дела

Участ-

ники

Ожидаемый

результат

1.

«Витаминный ералаш»

Игровая программа

Активизация познавательной активности учащихся.

Развитие творческой деятельности детей.

Воспитанники, врач

Расширение знаний о витаминах

2.

«Формула

Правильного

Питания»

создание мини-проекта (меню правильного питания)

Дать научное обоснование рационального питания.

Воспитатели, врач

Расширение знаний о культуре питания

3. Жёлтый цвет - Спортивно – оздоровительное направление

Внутренние ресурсы: учитель физкультуры

Внешние ресурсы: ДЮСШ

Коллективное творческое дело

Форма проведения

Цель коллективного дела

участники

Ожидаемый

результат

1.

«Физкульт – Ура! Начинается с утра!»

Утренняя

зарядка

Формирование навыка систематического занятия физ. упражнениями

Воспитанники, вожатые

Применение ежедневно физ. упражнений

2.

Товарищеская встреча

Футбольный матч

Пропаганда любимого вида спорта.

Воспитанники

Двигательная активность детей

3.

«Спорт - залог здоровья»

Малая Олимпиада

Пропаганда ЗОЖ

Воспитанники

Желание играть в спортивные игры. Умение работать в команде.

4.

«Здравствуй, лето!

Это мы!»

Спортивно – игровая программа

Уметь работать в команде

Дети  

Желание играть в спортивные игры.

План проведения спортивных мероприятий в летнем оздоровительном лагере «Радуга здоровья» с дневным пребыванием

детей при МОУ СОШ №17

Спортивное мероприятие

Название мероприятия

Место проведения

Участники

1.

Спортивно – игровая программа

«Здравствуй, лето!

Это мы!»

стадион

Весь лагерь

2.

Музыкальная утренняя зарядка

«Чтобы день прошёл в порядке – начинаем мы с зарядки!»

стадион

Весь лагерь

3.

Спортивные игры

по волейболу, баскетболу, пионерболу, футболу

Спортзал, стадион

Лагерь


4.


Познавательно – спортивная программа


«Дорожный патруль»


спортзал


Весь лагерь

5.

Спортивно – профилактическая

программа

«Спорт против  наркотиков!»

спортзал

Весь лагерь


6.


Товарищеский матч

по футболу между отрядами


«Мы за ЗОЖ»


стадион


4 команды

4. Зелёный цвет - Экологическое  направление

Внутренние ресурсы: экологический класс

Внешние ресурсы: ТЭСИ

Коллективное творческое дело

Форма проведения

Цель коллективного дела

участники

Ожидаемый

результат

1.

«Чистые тротуары городу Узловая !»

Экологическая

акция

Привести близлежащую территорию лагеря  в порядок.

Воспитанники

Содержание прилегающей территории в порядке

2.

«Всемирный день окружающей среды»

Праздничная программа (Городской парк)

Активизация творческого потенциала подростков

Воспитанники

Воспитание экологической культуры

3.

«Моя цветочная клумба»

Социальный проект

Благоустройство и озеленение пришкольной территории

Воспитанники, вожатые

Озеленение, благоустройство территории школы

4.

«Природа родного края»

Экскурсия в Маш-заводской парк

Обогащение знаниями и опытом общения с природой

Воспитанники, вожатые

Воспитание любви и бережного отношение к природе

5.

«Мода из отходов»

Презентация  моделей

Умение дать вторую жизнь бросовому материалу.

Воспитанники, вожатые

Проявление творчества

6

«Экологическая кругосветка»

игра – путешествие

Расширение кругозора

Воспитанники, вожатые

Воспитание экологической культуры

5. Голубой цвет - Военно – патриотическое направление

Коллективное творческое дело

Форма проведения

Цель коллективного дела

участники

Ожидаемый

результат

1.

«Не забыть нам этой даты»

митинг, возложение венков  к Вечному огню,

Почитание памяти воинов, погибших на фронтах войны

Воспитанники

Воспитание патриотизма, уважения к подвигу воинов Великой Отечественной войны

2.

Акция «Всем отрядом в музей»

Экскурсия

«Узловая в годы войны»

Почитание памяти воинов

Воспитанники, художественно-краеведческий музей

Воспитание патриотизма, уважения к подвигу воинов Великой Отечественной войны

3.

«Завтра была война»

Круглый стол

Приобщение к общечеловеческим ценностям

Воспитанники, ветераны ВОВ

Воспитание патриотизма, уважения к подвигу воинов Великой Отечественной войны

4.

Государственные символы России

Викторина

Расширение знаний о государственной символике

Воспитанники, библиотека

Воспитание патриотизма

5.

Я люблю тебя, мой край родной!

Выставка

рисунков

Расширение кругозора, развитие творческих способностей

Воспитанники

Воспитание патриотизма

6. Синий цвет - Медицинское обслуживание

Внутренние ресурсы: школьный  врач

Внешние ресурсы: детская поликлиника

Коллективное творческое дело

Форма проведения

Цель коллективного дела

участники

Ожидаемый

результат

1.

Мое здоровье – в моих руках

Минутки здоровья

Профилактика

Лагерь

Знания, навыки по теме ЗОЖ

2.

«Витаминная ярмарка»

Праздничная

программа

Расширение у детей знаний о ценности витаминов

Лагерь

Навыки рационального питания

3.

«По тропинкам здорвья»

Кругосветка

Знакомство с полезными медицинскими советами и формирование навыка применения их в повседневной жизни.

Лагерь

Умение самостоятельно заботиться о здоровье

7. Фиолетовый цвет - Социально – психологическое направление

Внутренние ресурсы: школьная социально – психологическая служба

Внешние ресурсы: школьный психолог

Коллективное творческое дело

Форма проведения

Цель коллективного дела

участники

Ожидаемый

результат

1.

«Я и коллектив»

Игровые

занятия

Осознание своих эмоций;

умение понимать эмоции других людей

Весь

лагерь

Умение регулировать

свое настроение.

2.

«Жизненный мотив – это креатив»

Игровые

тренинги

Формирование ценностного отношения к своему здоровью

Весь

лагерь

Проявление заботы о своем здоровье

3.

«Как поднять настроение?»

Экран настроений

Способствовать осознанию своего настроения.

Весь

лагерь

Формирование навыков самооценки

Социальный состав воспитанников.

Всего детей –  130

Из них:

– многодетных семей -

– из числа детей (опекаемых) –

 – состоящих на учете в милиции –

– состоящих на учете в школе –

 

Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Планета детства» с социумом

   

Координационно – педагогический компонент в работе по программе.

 

Режим дня

8-30 -  9-00

9-00 – 9-15

9-15 – 9-30

Сбор детей

Линейка

Зарядка

9-30 - 10-00

10-00 - 12-00  





12-00 - 13-00


13-00 – 13-30

13-30 -  14-30

14-30 – 15-30

16-00 – 16-30

16-30 – 18-00



18-00

Завтрак

Работа по плану отрядов, общественно полезный труд,

работа кружков и секций  

Оздоровительные процедуры

Обед

Свободное время

Дневной сон

Полдник

Работа по плану отрядов,работа кружков и секций

Уход домой

Список используемой литературы

  1. «Лазурный» - страна детства: Из опыта работы государственного областного санаторно-оздоровительного образовательного детского центра «Лазурный». – Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002.
  2.  «Орленок»: книга вожатого. – М: Собеседник, 2005.
  3. Адреева В. И., Щетинская А. И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр инновационных технологий, 2001
  4. Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003
  5. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  6. Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
  7. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
  8. Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
  9. Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г.Радуга над Эколандией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря. Кипарис-10. Методическое пособие / Общ. Ред. И.В. Цветковой. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005.
  10. Черных В., Твой скаутский путь. – М.: Редакция журнала «Вокруг света», 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа пришкольного лагеря с дневным прибыванием "Каникулы"

Целью пришкольного оздоровительного лагеря является – выявление способностей ребенка и его развитие в спорте, туризме, искусстве, техническом творчестве и др...

программа пришкольного лагеря

Пояснительная записка, план сетка...

Программа пришкольного лагеря "Атлет"

Летний лагерь является, с одной стороны- формой организации            свободного времени детей разного возраста, пола и уровня разв...

Программа пришкольного лагеря на время осенних каникул "Открытые двери"

Пришкольный лагерь во время каникул проводится в течение всего пяти дней. Возраст детей, посещающих лагерь, от 7 до 10 лет. Они не знают кабинеты своей школы, не знают многих учителей. Благодаря ...

программа пришкольного лагеря "Цветочный город"

Программа летнего оздоровительного лагеря  с дневным пребыванием детей на базе общеобразовательного учреждения...

программа пришкольного лагеря "Мультляндия"

Программа летнего оздоровительного лагеря  с дневным пребыванием детей на базе общеобразовательного учреждения...

Программа пришкольного лагеря "Наш дом - Земля" экологической направленности

Программа пришкольного лагеря "Наш дом - Земля" имеет экологическую направленность и рассчитана на детей  начальной школы....