Программа пришкольного лагеря
рабочая программа на тему
Данная программа рассчитана на детей, которые отдыхают в пришкольном оздоровительном лагере. Возраст детей от 7 до 15 лет. Главная цель работы пришкольного лагеря – оздоровление детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_letnego_lagerya.doc | 267 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ,
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17 Г.УЗЛОВАЯ
ПРОГРАММА
летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания
«Планета детства»
г. Узловая 2011
Пояснительная записка
Данная программа рассчитана на детей, которые отдыхают в пришкольном оздоровительном лагере. Возраст детей от 7 до 15 лет. Главная цель работы пришкольного лагеря – оздоровление детей. Однако, нельзя забывать о воспитании. Миссия воспитания раскрывать и поддерживать внутренние человеческие и творческие ресурсы детей и направлять их на решение социально значимых и личностных проблем, оказывать помощь в формировании активной жизненной позиции. Духовно-нравственное воспитание традиционно является основным направлением работы МОУ СОШ №17. Программа направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Данная смена посвящена значительной дате в истории нашей страны – 70-летию начала Великой Отечественной войны. Поэтому наряду с традиционными мероприятиями планируется работа, посвященная этой теме.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы.
Цель программы:
Создание условий для воспитания здорового, нравственного, ответственного, творческого, инициативного, гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа, умеющего оценивать и выстраивать на основе национальных и общечеловеческих ценностей отношение к себе, людям, обществу способного к успешной социализации и адаптации в современном мире.
Задачи:
• формирование гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу, любовь к родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированности, проявления патриотических чувств и культуры межнационального общения;
• формирование способности к духовно – нравственному развитию, основанной на духовных отечественных традициях, общенациональных ценностей, внутренней установки поступать согласно совести;
• формирование осознания необходимости поведения, принятого в обществе, укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения, нравственного самосознания, самоконтроля;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям, поступкам, действиям, совершаемым на основе морального выбора;
• формирование способности к самостоятельным поступкам и, развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
• формирование творческих способностей воспитанников;
• осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;
Методические основы и принципы работы
Методической базой для проектирования воспитательной работы в лагере являются достижения отечественной лагерной педагогики и методики воспитания. Мы используем комплексный подход к организации работы с детьми в лагере на основе разнообразия видов и форм деятельности, отказа от излишнего увлечения массовыми мероприятиями, от авторитарного принуждения, внимания к личностному росту каждого ребенка.
Программа летнего оздоровительного лагеря «Планета детства» с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
- Принцип гуманизации отношений
- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
- уважение и терпимость к мнению детей;
- самоуправление в сфере досуга;
- создание ситуаций успеха;
- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
- Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере «Планета детства» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
- Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
- Принцип творческой индивидуальности
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
- Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
- необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
- оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
- Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
- сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
- постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
- Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
- грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
- грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
- грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
- грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
- грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
- Принцип личностного Я
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- при развитии детского самоуправления;
- при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
- при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
- Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
- доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов
- Принцип открытости.
Участие в процессе воспитания максимального количества институтов и людей.
Педагогические методы:
- метод коллективного действия;
- метод демократического принятия решений по общезначимым вопросам;
- творческие методы подготовки воспитателей и вожатых;
- метод воздействия доброжелательной обстановкой;
- метод эмоционального заражения привлекательной деятельностью;
- метод поощрения;
- метод индивидуализации способов участия ребенка в деятельности.
Объективные факторы работы лагеря
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
- Временный характер детского объединения.
- Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
- Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
- Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
- Природно-климатическая база – природное окружение, чистый воздух является важной составляющей успеха лагеря.
- Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
- Здоровьесберегающие технологии - закаливание. Использование методики Базарного и дыхательной гимнастики Стрельниковой.
Этапы реализации программы
- Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
- Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы;
- формирование органов самоуправления,
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
- Основной этап смены
Основной деятельностью этого этапа является:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
- работа творческих мастерских.
- Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- выработка перспектив деятельности организации;
- анализ предложений по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем, внесенных детьми, родителями, педагогами;
- сбор отчетного материала;
- выпуск фотодневника лагеря.
Методическое сопровождение программы
Для эффективной работы в лагере активно используются:
- Методика КТД.
В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.
Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.
Виды КТД:
- Организаторские дела (метод взаимодействия)
- Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)
- Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать
как можно больше об окружающем мире)
- Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)
- Художественные дела (творчество: рисование, оформление)
- Спортивные дела (зарядки, Веселые старты, комический футбол и др.)
- Методика самоуправления
Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.
Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.
Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.
- Психолого-педагогическое сопровождение смены.
Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.
Компоненты психолого – педагогического сопровождения:
- Диагностический;
- Консультационный;
- Прогностический
- Практический.
Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:
- Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
- Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
- Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;
- Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.
- Подпрограммы:
«Зеленый мир»;
«Я - гражданин России»;
«Здоровье»
- Документы в помощь воспитателям, вожатым, родителям.
Механизм реализации программы
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
- Организационный модуль.
Формы работы:
планирование;
подготовка к лагерной смене;
оформление лагеря;
подготовка материальной базы;
определение обязанностей;
подготовка к сдаче приемной комиссии.
организация питания в школьном оздоровительном лагере.
- Оздоровительный модуль.
Формы работы:
утренняя зарядка;
закаливание
встречи с медицинским работником, сотрудниками ГИБДД, пожарной части;
влажная уборка, проветривание;
беседы о вредных привычках;
организация питания воспитанников;
спортивные праздники;
экскурсии;
работа спортивных секций;
подвижные игры;
работа инструктора по физической культуре и спорту.
- Творческий модуль
Формы работы:
коллективно-творческая деятельность;
участие в городских мероприятиях;
участие в общелагерных мероприятиях;
работа творческих мастерских;
конкурсы;
викторины.
- Патриотический модуль
Формы работы:
беседы;
экскурсии в УХКМ, библиотеку;
экскурсии по местам боевой славы;
мероприятия, посвящённые 70-летию начала Вов;
возложение цветов к Вечному огню.
- Нравственно-экологический модуль
Формы работы
экскурсии на природу;
беседы о нравственности;
экологический КВН;
работа библиотекаря школы;
встречи с иереем Свято-Успенского храма отцом Сергием;
викторины, конкурсы;
мероприятия природоохранной направленности.
- Социально-психологический модуль
Формы работы:
работа педагога-психолога;
диагностика;
тестирование;
индивидуальные беседы;
групповая работа;
анкетирование.
- Самоуправление
работа вожатского отряда;
занятия в «Школе лидера»;
организация коллективных творческих дел.
Основное содержание программы
Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работает по следующим направлениям:
Спортивно - оздоровительная работа.
Подпрограмма «Здоровье»
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
Провести витаминизацию питания детей.
Осуществлять соблюдение охранительного режима и правил техники безопасности.
Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
спортивные игры;
эстафеты и соревнования;
спортивные праздники;
осмотр детей медицинским работником;
утренняя зарядка с использованием дыхательной гимнастики Стрельниковой;
принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
организация здорового питания детей;
организация спортивно-массовых мероприятий;
подвижные спортивные игры;
Организация активного досуга.
Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.
Задачи:
1. Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.
2. Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Формы работы:
Игра;
Конкурс;
Викторина;
Праздник;
Просмотр фильма;
Соревнование;
Эстафеты;
Трудовой десант;
Занятия в кружках.
Виды досуговой деятельности:
- развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревновании, представлений, прогулки, путешествия;
- отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
- самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
- творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
- Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:
- добровольное включение ребенка в досуговую деятельность;
- альтернативное провождение времени;
- свободное время;
- совместное планирование досуговой деятельности.
Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:
- уровень целостного детского коллектива смены;
- уровень отряда;
- уровень организации досуга в группах по интересам;
- уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.
Организация кружковой деятельности.
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в периода каждой смены работаю постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.
Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.
Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
- изучение интересов детей;
- презентация кружков на линейке в начале смены4
- ознакомление детей с режимом работы кружков;
- самоопределение детей и запись их в кружки;
- деятельность ребят в кружках;
- текущее отражение результатов деятельности детей;
- подведение итогов работы кружков в конце смены.
Организация трудовой деятельности.
Содержание деятельности детей в лагере определяется общими целями и задачами воспитания в условиях летнего отдыха. Труд позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой. В процессе формирования общетрудовых умений и навыков ребенок определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.
Цель: подготовка детей к самоопределению и к осознанному выбору профессии, формирование трудовых умений и навыков, развитие через трудовую деятельность способностей ребенка.
Задачи:
- Освоение социально – трудовых ролей.
- Развитие у детей волевых качеств, чувства долга и ответственности.
- Воспитание уважения к членам коллектива, бережного отношения к результатам труда.
- Формирование умений и навыков самообслуживания.
Работа по патриотическому воспитанию
Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины.
Формы:
экскурсия в музей «Узловчане в боях за Родину», по городу,
беседа «Символика Российской Федерации»
дискуссия на тему «Природа моего края»
конкурс рисунков «Чтобы не было войны!»
«Армейские забавы», конкурсно-развлекательная программа
Экологическая викторина
Условия реализации программы.
Нормативно-правовые условия
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в МОУСОШ №17 разработана в соответствии с:
- Законом «Об образовании»;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- программой развития МОУ СОШ №17 на 2008-2011г.
- целевой программы «Воспитание нравственности, гражданственности, духовности»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Устав МОУ СОШ №17
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
Акт приемки лагеря.
Планы работы.
Материально-технические условия предусматривают:
- финансирование за счет Фонда социального страхования, средств
местного бюджета
- большой спортивный зал
- малый спортивный зал
- школьная библиотека
- столовая
- игровая площадка
- спортивная площадка
- кабинеты
- комната психологической разгрузки
- ТСО
- художественные средства, игры настольные и др.
- хозяйственный инвентарь
- аудиотека, фонограммы
- канцелярские принадлежности
- компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор
Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
директор школы
заместитель директора школы по ВР
начальник лагеря
педагог-психолог
педагоги-организаторы
руководитель физической культуры
Кураторы отрядов:
воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
вожатые (из числа старшеклассников вожатского отряда «Созвездие»)
Педагогические условия:
- соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие общелагерных мероприятий в дополнительном образовании по интересам;
- отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
- обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;
- единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
Методические условия предусматривают:
- наличие необходимой документации, программы, плана
- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены
- коллективные творческие дела
- творческие мастерские
- индивидуальная работа
- тренинги
- деловые и ролевые игры
- самоуправление в отряде и в лагере
Мероприятия по реализации программы лагеря
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Обсуждение проблем занятости детей и подростков в каникулярное время:
| Апрель | Директор, зам. дир. по УВР, зам. дир. по ВР |
2. | Определение направлений и форм организации каникулярного времени. | Апрель | Директор, зам. дир. по ВР |
3. | Диагностика. Учет мнений и запросов родителей. Учет пожеланий учащихся по организации каникулярного времени. Составление карты занятости учащихся в каникулярное время. Определение уровня адаптации детей к условиям жизнедеятельности лагеря. Удовлетворенность работой лагерной смены. | Апрель-май Май Май Май Май | Педагог-психолог, Начальник лагеря Начальник лагеря Начальник лагеря Начальник лагеря |
4. | Кадровое обеспечение. Подбор кадров для организации каникулярного времени школьников. Консультации, индивидуальная работа с педагогическим коллективом по вопросам содержания программы и деятельности лагеря. Проведение педагогических советов лагеря. Проведение производственных совещаний по видам инструктажа. | Апрель-май Май Май | Директор, зам. по ВР, начальник лагеря, старший вожатый Начальник лагеря Начальник лагеря |
5. | Организация оздоровительного лагеря. Комплектование отрядов Разработка плана воспитательной работы Оформление лагерной смены. Подготовка к сдаче приемной комиссии. Организация питания в оздоровительном лагере | Май | Начальник лагеря |
6. | Проведение лагерных смен | Июнь | Начальник лагеря, педагогический коллектив лагеря |
Схема управления программой
Система контроля за реализацией программы
№ п/п | Мероприятие | Срок проведения | Ответственные |
1. | Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря. | Апрель | Начальник лагеря |
2. | Анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере. | 1 день смены | Педагог-психолог |
3. | Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. | В течение смены | Начальник лагеря, отрядные воспитатели |
4. | Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий. | Последний день смены | Педагог-психолог |
5. | Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену. | В течение смены | Педагог-психолог. |
6. | Самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния | В течение смены | Педагог-психолог |
7. | Определение уровня развития коллектива | В начале смены В конце смены | Педагоги-воспитатели |
8. | Ведение бортовых журналов |
Финансовое обеспечение.
Финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета, привлечение родительских средств.
Ожидаемые результаты
- Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
- Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
- Развитие интереса к занятиям физкультурой и спортом.
- Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
- Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.
- Личностный рост участников смены.
- Социальная психологическая реабилитация «трудных подростков».
Наши законы
- Закон общения.
Уважай чужое мнение! Так гласит закон общения
- Закон поднятой руки.
Если поднята рука – значит, все молчат пока.
- Закон поднятой руки.
Если поднята рука – значит, все молчат пока.
- Закон чистоты.
Лагерь наш – наш общий дом, чистоту храните в нем
- Закон территории.
Без вожатых никогда не уходим никуда!
- Закон природы.
Мир Природы – мир прекрасный, не губи ее напрасно.
7. Закон творчества.
Верь в себя – твори и пробуй. Не горюй и не ленись, а за «искорку»
борись!
- Закон коллектива.
Если дело у отряда – сообща всё делать надо.
- Закон «0:0».
Всё нужно делать точно в срок - хоть это, братцы, не урок.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Радуга добрых дел»
1. Красный цвет - Организация безопасного образа жизни
Внутренние ресурсы: учителя ОБЖ
Внешние ресурсы: ПЧ №03, ГИБДД, УФСКН,
ДДТ «Планета детства»
№ | Коллективное творческое дело | Форма проведения | Цель коллективного дела | участники | Ожидаемый результат |
1. | «Велосипед, не сделай бед!» | Конкурс рисунков | Реклама правил ПДД | Воспитанники, ГИБДД | Уменьшение детского травматизма |
2. | «Чтобы не было беды» | Учебная тревога | Формирование навыков эвакуация | Воспитанники, ПЧ МЧС | Уметь организовываться, не паниковать |
3. | «Дорожный патруль» | Спортивно – игровая программа | Формирование потребности в соблюдении ПДД. | Воспитанники, ГИБДД | Формирование навыков безопасного движения |
4. | «Скажем наркотикам «Нет!» | Познавательно – игровая программа | Формирование потребности в ЗОЖ | Воспитанники | Накопление опыта ЗОЖ, формирование у подростков мотивации ЗОЖ |
5. | «Мы – за будущее без наркотиков!» | Конкурс плакатов | Пропаганда ЗОЖ | Воспитанники, вожатые | Формирование у подростков мотивации ЗОЖ |
6 | «Здоровье – это модно!» | Выступление агитбригад | Пропаганда ЗОЖ | Воспитанники | Осознание ценности жизнедеятельности без вредных привычек |
7 | «Здоровы мы – здорова Россия!» | Открытый антинаркотический марафон | Профилактика употребления ПАВ, пропаганда ЗОЖ | Воспитанники | Формирование у подростков мотивации ЗОЖ |
8 | «Жизненный мотив – это креатив» | Акция, тренинг | Профилактика правонарушений и социально опасных зависимостей | Воспитанники | Развитие волонтерского движения, формирование мотивации ЗОЖ |
9 | «Летний лагерь – территория здоровья» | акция | Профилактика правонарушений и социально опасных зависимостей | Воспитанники | формирование мотивации ЗОЖ |
10 | «Мы вместе» | Конкурс фотоколлажей | Активизация творческого потенциала подростков | Воспитанники, вожатые | Формирование творческих способностей |
11 | Отряд специального назначения | экскурсия | Профилактика правонарушений и социально опасных зависимостей | Воспитанники | формирование мотивации ЗОЖ |
12 | «Курить и пить – здоровью вредить» | Конкурс слоганов | Профилактика правонарушений и социально опасных зависимостей | Воспитанники | формирование мотивации ЗОЖ |
2. Оранжевый цвет - Полноценное питание
Внутренние ресурсы: школьная столовая, мед. работник
Внешние ресурсы: медицинский центр «Здоровье»
№ | Коллективное творческое дело | Форма проведения | Цель коллективного дела | Участ- ники | Ожидаемый результат |
1. | «Витаминный ералаш» | Игровая программа | Активизация познавательной активности учащихся. Развитие творческой деятельности детей. | Воспитанники, врач | Расширение знаний о витаминах |
2. | «Формула Правильного Питания» | создание мини-проекта (меню правильного питания) | Дать научное обоснование рационального питания. | Воспитатели, врач | Расширение знаний о культуре питания |
3. Жёлтый цвет - Спортивно – оздоровительное направление
Внутренние ресурсы: учитель физкультуры
Внешние ресурсы: ДЮСШ
№ | Коллективное творческое дело | Форма проведения | Цель коллективного дела | участники | Ожидаемый результат |
1. | «Физкульт – Ура! Начинается с утра!» | Утренняя зарядка | Формирование навыка систематического занятия физ. упражнениями | Воспитанники, вожатые | Применение ежедневно физ. упражнений |
2. | Товарищеская встреча | Футбольный матч | Пропаганда любимого вида спорта. | Воспитанники | Двигательная активность детей |
3. | «Спорт - залог здоровья» | Малая Олимпиада | Пропаганда ЗОЖ | Воспитанники | Желание играть в спортивные игры. Умение работать в команде. |
4. | «Здравствуй, лето! Это мы!» | Спортивно – игровая программа | Уметь работать в команде | Дети | Желание играть в спортивные игры. |
План проведения спортивных мероприятий в летнем оздоровительном лагере «Радуга здоровья» с дневным пребыванием
детей при МОУ СОШ №17
№ | Спортивное мероприятие | Название мероприятия | Место проведения | Участники |
1. | Спортивно – игровая программа | «Здравствуй, лето! Это мы!» | стадион | Весь лагерь |
2. | Музыкальная утренняя зарядка | «Чтобы день прошёл в порядке – начинаем мы с зарядки!» | стадион | Весь лагерь |
3. | Спортивные игры | по волейболу, баскетболу, пионерболу, футболу | Спортзал, стадион | Лагерь |
4. | Познавательно – спортивная программа | «Дорожный патруль» | спортзал | Весь лагерь |
5. | Спортивно – профилактическая программа | «Спорт против наркотиков!» | спортзал | Весь лагерь |
6. | Товарищеский матч по футболу между отрядами | «Мы за ЗОЖ» | стадион | 4 команды |
4. Зелёный цвет - Экологическое направление
Внутренние ресурсы: экологический класс
Внешние ресурсы: ТЭСИ
№ | Коллективное творческое дело | Форма проведения | Цель коллективного дела | участники | Ожидаемый результат |
1. | «Чистые тротуары городу Узловая !» | Экологическая акция | Привести близлежащую территорию лагеря в порядок. | Воспитанники | Содержание прилегающей территории в порядке |
2. | «Всемирный день окружающей среды» | Праздничная программа (Городской парк) | Активизация творческого потенциала подростков | Воспитанники | Воспитание экологической культуры |
3. | «Моя цветочная клумба» | Социальный проект | Благоустройство и озеленение пришкольной территории | Воспитанники, вожатые | Озеленение, благоустройство территории школы |
4. | «Природа родного края» | Экскурсия в Маш-заводской парк | Обогащение знаниями и опытом общения с природой | Воспитанники, вожатые | Воспитание любви и бережного отношение к природе |
5. | «Мода из отходов» | Презентация моделей | Умение дать вторую жизнь бросовому материалу. | Воспитанники, вожатые | Проявление творчества |
6 | «Экологическая кругосветка» | игра – путешествие | Расширение кругозора | Воспитанники, вожатые | Воспитание экологической культуры |
5. Голубой цвет - Военно – патриотическое направление
№ | Коллективное творческое дело | Форма проведения | Цель коллективного дела | участники | Ожидаемый результат |
1. | «Не забыть нам этой даты» | митинг, возложение венков к Вечному огню, | Почитание памяти воинов, погибших на фронтах войны | Воспитанники | Воспитание патриотизма, уважения к подвигу воинов Великой Отечественной войны |
2. | Акция «Всем отрядом в музей» | Экскурсия «Узловая в годы войны» | Почитание памяти воинов | Воспитанники, художественно-краеведческий музей | Воспитание патриотизма, уважения к подвигу воинов Великой Отечественной войны |
3. | «Завтра была война» | Круглый стол | Приобщение к общечеловеческим ценностям | Воспитанники, ветераны ВОВ | Воспитание патриотизма, уважения к подвигу воинов Великой Отечественной войны |
4. | Государственные символы России | Викторина | Расширение знаний о государственной символике | Воспитанники, библиотека | Воспитание патриотизма |
5. | Я люблю тебя, мой край родной! | Выставка рисунков | Расширение кругозора, развитие творческих способностей | Воспитанники | Воспитание патриотизма |
6. Синий цвет - Медицинское обслуживание
Внутренние ресурсы: школьный врач
Внешние ресурсы: детская поликлиника
№ | Коллективное творческое дело | Форма проведения | Цель коллективного дела | участники | Ожидаемый результат |
1. | Мое здоровье – в моих руках | Минутки здоровья | Профилактика | Лагерь | Знания, навыки по теме ЗОЖ |
2. | «Витаминная ярмарка» | Праздничная программа | Расширение у детей знаний о ценности витаминов | Лагерь | Навыки рационального питания |
3. | «По тропинкам здорвья» | Кругосветка | Знакомство с полезными медицинскими советами и формирование навыка применения их в повседневной жизни. | Лагерь | Умение самостоятельно заботиться о здоровье |
7. Фиолетовый цвет - Социально – психологическое направление
Внутренние ресурсы: школьная социально – психологическая служба
Внешние ресурсы: школьный психолог
№ | Коллективное творческое дело | Форма проведения | Цель коллективного дела | участники | Ожидаемый результат |
1. | «Я и коллектив» | Игровые занятия | Осознание своих эмоций; умение понимать эмоции других людей | Весь лагерь | Умение регулировать свое настроение. |
2. | «Жизненный мотив – это креатив» | Игровые тренинги | Формирование ценностного отношения к своему здоровью | Весь лагерь | Проявление заботы о своем здоровье |
3. | «Как поднять настроение?» | Экран настроений | Способствовать осознанию своего настроения. | Весь лагерь | Формирование навыков самооценки |
Социальный состав воспитанников.
Всего детей – 130
Из них:
– многодетных семей -
– из числа детей (опекаемых) –
– состоящих на учете в милиции –
– состоящих на учете в школе –
Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Планета детства» с социумом
Координационно – педагогический компонент в работе по программе.
Режим дня
8-30 - 9-00 9-00 – 9-15 9-15 – 9-30 | Сбор детей Линейка Зарядка |
9-30 - 10-00 10-00 - 12-00 12-00 - 13-00 13-00 – 13-30 13-30 - 14-30 14-30 – 15-30 16-00 – 16-30 16-30 – 18-00 18-00 | Завтрак Работа по плану отрядов, общественно полезный труд, работа кружков и секций Оздоровительные процедуры Обед Свободное время Дневной сон Полдник Работа по плану отрядов,работа кружков и секций Уход домой |
Список используемой литературы
- «Лазурный» - страна детства: Из опыта работы государственного областного санаторно-оздоровительного образовательного детского центра «Лазурный». – Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002.
- «Орленок»: книга вожатого. – М: Собеседник, 2005.
- Адреева В. И., Щетинская А. И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр инновационных технологий, 2001
- Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
- Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
- Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г.Радуга над Эколандией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря. Кипарис-10. Методическое пособие / Общ. Ред. И.В. Цветковой. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005.
- Черных В., Твой скаутский путь. – М.: Редакция журнала «Вокруг света», 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа пришкольного лагеря с дневным прибыванием "Каникулы"
Целью пришкольного оздоровительного лагеря является – выявление способностей ребенка и его развитие в спорте, туризме, искусстве, техническом творчестве и др...
программа пришкольного лагеря
Пояснительная записка, план сетка...
Программа пришкольного лагеря "Атлет"
Летний лагерь является, с одной стороны- формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня разв...
Программа пришкольного лагеря на время осенних каникул "Открытые двери"
Пришкольный лагерь во время каникул проводится в течение всего пяти дней. Возраст детей, посещающих лагерь, от 7 до 10 лет. Они не знают кабинеты своей школы, не знают многих учителей. Благодаря ...
программа пришкольного лагеря "Цветочный город"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе общеобразовательного учреждения...
программа пришкольного лагеря "Мультляндия"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе общеобразовательного учреждения...
Программа пришкольного лагеря "Наш дом - Земля" экологической направленности
Программа пришкольного лагеря "Наш дом - Земля" имеет экологическую направленность и рассчитана на детей начальной школы....