Программа пришкольного лагеря "Наш дом - Земля" экологической направленности
материал (1 класс) по теме
Программа пришкольного лагеря "Наш дом - Земля" имеет экологическую направленность и рассчитана на детей начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_prishkolnogo_lagerya_2013_g.zip | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Таловская средняя общеобразовательная школа
Змеиногорский район
Алтайский край
Программа
летнего оздоровительного лагеря «Солнечный»
с дневным пребыванием детей
на 2013 год
«Наш дом – Земля»
(направление деятельности – экологическое)
Автор:
Ключникова Н.А.- учитель начальных классов
с. Таловка 2013 г.
Содержание программы
- Паспорт программы
- Пояснительная записка
- Цели и задачи организации работы лагеря
- Содержание и формы реализации программы
- Условия реализации программы
- Кадровое обеспечение
- Методическое обеспечение
- Педагогические условия
- Материально-техническое обеспечение
10. Критерии эффективности программы
11. Наличие опыта реализации
12. Предполагаемые результаты программы
13. Реабилитационная работа с детьми
14. Литература
15. Приложение
Паспорт программы.
Полное название программы | Программа летнего оздоровительного лагеря «Солнечный» с дневным пребыванием детей «Наш дом - Земля» |
Название проводящей организации | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Таловская СОШ |
Срок реализации | 18 дней |
Направление программы | Экологическое |
Автор программы | Ключникова Н.А. |
Цель программы | Дать ребятам представление о Земле как об уникальном творении Вселенной, о природе планеты, о влиянии человека на природу, о способах общения человека с природой, воспитывать экологическую культуру учащихся |
Основные задачи программы | -создание условий для удовлетворения интересов детей, развития личности, раскрытия её творческого потенциала; - дать детям представление о Земле как об уникальном творении Вселенной, о природе планеты, о влиянии человека на природу, о способах общения человека с природой; -воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой; - формирование экологической культуры, ответственности за состояние окружающей среды, бережного отношения к ней; -воспитание эстетического отношения к труду как к источнику радости и творчества людей, стремления к активной природоохранной деятельности, практическому решению экологических проблем родного края; -воспитание у детей уверенности в своей значимости, чувства человеческого достоинства, понимания ценности человеческой жизни и осознание собственной ответственности за сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни; -создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - совершенствование личности и раскрытие ее творческого потенциала; - развитие личностных качеств: эстетического отношения к миру, к природе; - повышение экологической культуры, ответственности за состояние окружающей среды; - умение находить решение по устранению экологических проблем родного края; - понимание и осознание ценности человеческой жизни, ответственности за сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни. |
Система организации контроля | Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря. |
Пояснительная записка.
«Мы – хозяева нашей Родины и она для нас
кладовая солнца с великими сокровищами жизни»
М. Пришвин
Одной из важнейших проблем стоящих перед современным обществом является экологическая проблема. В 2013 год признан годом защиты экологии. Истоки современных проблем в экологии – в бездумном и жестоком отношении человека к природе. Эпоха НТП привела к истощению и загрязнению природной среды, причем с каждым десятилетием противоречия во взаимодействии общества и природы обостряются. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства. В решение данной проблемы включена работа школьного лагеря, где создаются условия для разностороннего воспитания - эстетического, этического, научного, а это главное условие для формирования экологической культуры. Учащиеся приобретают уникальный опыт, формируются информационные, коммуникативные и социальные компетенции; овладевают различными способами деятельности, приобретают активную жизненную позицию.
Работа оздоровительного лагеря направлена на развитие бережного отношения к природе, на привитие любви к своей Родине, на развитие потребности в здоровом образе жизни на основе экологического воспитания, духовной, познавательной, игровой и художественной деятельности.
Отличительной особенностью данной программы является то, что экологическое воспитание рассматривается как один из важнейших аспектов социализации личности, т.е. принятие и ответственное выполнение законов существования человека в природе и обществе.
Программа рассчитана на детей начальной школы.
Срок реализации 18 дней 1 сезон в июне месяце.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
- Продолжение образовательного и воспитательного процесса в условиях лета;
- Проблема летней занятости детей;
- Укрепление здоровья учащимися.
При написании программы педагогический коллектив руководствовался принципами, заложенными в воспитательной системе школы:
- Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
- Принцип творческого отношения к делу;
- Принцип добровольности участия в делах;
- Принцип учета возрастных особенностей детей;
- Принцип доступности выбранных форм работы.
Создание пришкольного лагеря с экологической направленностью является актуальной. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Новизна данной программы заключается в том, что весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью связанной с экологической темой, причём тему дня дети выбирают сами согласно запланированным и предложенным станциям, по которым они путешествуют.
Цель и задачи программы
Цель программы: Дать ребятам представление о Земле как об уникальном творении Вселенной, о природе планеты, о влиянии человека на природу, о способах общения человека с природой, воспитывать экологическую культуру учащихся.
Задачи программы:
-создание условий для удовлетворения интересов детей, развития личности, раскрытия её творческого потенциала;
- дать детям представление о Земле как об уникальном творении Вселенной, о природе планеты, о влиянии человека на природу, о способах общения человека с природой;
- воспитание эстетического отношения к миру, чувства любви к природе, воспитание доброты и трепетного отношения ко всему живому;
-воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой;
- формирование экологической культуры, ответственности за состояние окружающей среды, бережного отношения к ней;
-воспитание эстетического отношения к труду как к источнику радости и творчества людей, стремления к активной природоохранной деятельности, практическому решению экологических проблем родного края;
-воспитание у детей уверенности в своей значимости, чувства человеческого достоинства, понимания ценности человеческой жизни и осознание собственной ответственности за сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни;
-создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.
Содержание и формы реализации программы
Реализация целей и задач смены осуществляется по программе «Наш дом – Земля». Все участники являются путешественниками по нашей планете Земля. Дети сами выбирают средства передвижения и пункт назначения, в который они завтра бы хотели попасть. Каждый день смены будет посвящен той или иной станции под названием:
- Здравствуй мир – это мы!
- Наш дом – Земля.
- Красота вокруг нас.
- Природе нужна наша помощь.
- Романтики, искатели, любители, мечтатели.
- Здоровый образ жизни – это здорово!
- Мир и его тайны.
- Что интересного на лугу и в поле?
- Лес полон таен и чудес.
- Путешествие по Тигирекскому заповеднику.
- Много есть чудес на свете, человек всех интересней.
- Волшебство своими руками.
- Быстрее ветра, выше гор.
- Будь здоровой, наша планета!
- Чем одарила нас природа.
- Мусор или подручный материал.
- По морям и океанам.
- Мы говорим «до свидания», но не говорим «прощай».
Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. На стенде изображена планета Земля весело шагающая вперед - это эмблема лагеря «Солнечный» и карта путешествия по станциям. Путешествуя по станциям (темам дня), дети узнают что-то новое, интересное. Рядом с планетой и картой путешествия планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди лагеря, режим дня (Приложение № 1) и информация, отражающая результаты прошедшего дня.
Педагогами-организаторами разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый путешественник может ежедневно получать «сувенир» за активное участие в творческом деле или в жизни лагеря в целом. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество сувениров. По итогам победители получают призы и грамоты.
Каждый член лагеря должен соблюдать Законы и Заповеди.
Законы:
- Закон точного времени
- Закон порядочности
- Закон доброты
- Закон дружбы
- Закон безопасности
- Закон взаимовыручки
Заповеди:
- Один за всех и все за одного.
- Порядок, прежде всего.
- Каждое дело вместе.
- Всё делай творчески, а иначе зачем?
- Даже если трудно, доведи дело до конца.
- Чистота – залог здоровья.
В течение смены планируется реализация программы по блокам:
- Экологический;
- Организационный;
- Интеллектуальный;
- Спортивно-оздоровительный;
- Творческий.
Формы и методы работы по программе, которые будут использоваться:
- тематические экскурсии;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- беседы, семинары, работа по проектам, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов, написание заметок о прошедшем дне;
- занятия на природе;
- изготовление поделок, оформление клумб на территории школы;
- театральные представления, концерты, фестивали, акции.
Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
1.Чёткое представление целей и постановка задач.
2.Конкретное планирование деятельности.
3.Кадровое обеспечение программы.
4.Методическое обеспечение программы.
5.Педагогические условия.
6.Материально-техническое обеспечение.
Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют:
- Педагог-организатор;
- Педагог-психолог;
- Учителя-воспитатели Таловской средней школы;
- Библиотекарь;
- Работники участковой больницы.
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы. Все участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение лагерных дел, организацию лагерной жизни.
Методическое обеспечение.
- Наличие программы лагеря, плана работы, плана-сетки.
- Должностные инструкции всех участников процесса.
- Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
- Проведение ежедневных планёрок.
- Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов
Педагогические условия.
- Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
- Организация различных видов деятельности.
- Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
- Создание ситуации успеха.
- Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
- Организация различных видов стимулирования.
Материально-техническое обеспечение.
- Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
- Материалы для оформления и творчества детей.
- Наличие канцелярских принадлежностей.
- Аудиоматериалы и видеотехника.
- Призы и награды для стимулирования.
Материально- технические условия предусматривают:
- медиотека;
- актовый зал;
- спортивный зал;
- спортивная площадка;
- детский городок;
- стадион;
- школьный двор;
- медицинский кабинет;
- школьная библиотека;
- школьная столовая;
Критерии эффективности программы.
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
- Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
- Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
- Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
- Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Наличие опыта реализации.
Учитывая опыт прошлого года, можно с уверенностью сказать, что программа летней оздоровительной площадки, построенная в форме игры, дает положительные результаты. Ребята, посещающие летний лагерь становятся более коммуникабельными, физически выносливыми, раскрывают свои скрытые таланты, становятся активнее в школьной жизни. Желающих, посещать лагерь в этом году очень много, что говорит о том, что работа ведется в правильном направлении. В этом году предполагается, что Программа «Наш дом Земля» даст толчок к развитию нового этапа экологического направления в школе, новых творческих способностей. Программа построена так, что при доработке её вполне можно использовать при работе любых детских объединений.
Предполагаемые результаты программы.
- Повышение уровня экологической культуры.
- Приобретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине
- Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).
- Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
- Развитие творческой и исследовательской активности каждого ребенка, творческий рост детей.
- Профилактика правонарушений несовершеннолетними.
- Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях.
- Развитие лидерских качеств.
- Эстетическое оформление клумб пришкольного участка.
Реабилитационная работа с детьми
Многофункциональность программы дает основание для создания условий самореализации детей различного возраста и особенностей характера, помогает детям найти своё место в детском коллективе, развить своё творчество, укрепить здоровье.
Направление | Мероприятия | Сроки | Ответствен-ный | Отметка о проведении |
1. Педагоги-ческая поддержка | 1. Оформление отрядного уголка. 2. Ярмарка идей и предложений. 3. Конкурсы рисунков: «Здравствуйте – это мы!», «Наш дом – Земля», «Мы за здоровый образ жизни!». | Начало смены | Воспитатели | |
2. Психо-логическая поддержка | 1. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детском коллективе 2. Диагностика «Социометрия» 3. Индивидуальные беседы с детьми о соблюдении режима дня, здоровом образе жизни. 4. Диагностика «Уровень тревожности» | Начало смены | Психолог | |
3. Медицин- ская поддержка | 1. осмотр детей медицинским работником. 2. Утренняя гимнастика. 3. принятие солнечных и воздушных ванн. 4. Беседы: «Здоровый образ жизни – это здорово!», «Ожоги», «Солнечный и тепловой удары», «Путешествие в страну Витаминию» | Ежедневно Ежедневно В течение пребывания в лагере В течение смены | Медработник |
Литература:
1.Анисимова Т.Б. 100 замечательных идей для детских праздников. / Т.Б. Анисимова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 . - 320 с. - (Мир вашего ребенка)
2. Балашова Т.Д.В помощь организатору детского оздоровительного лагеря./ Т.Д. Балашова - Москва – 2000.- 112 с.
3.Бузырева Л.М. Копилка вожатских премудростей: Методическое пособие. /Л.М. Бузырева - Изд-во ЦГЛ, 2003. - 128 с.
4.. Григоренко Ю.Н. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и дома. / Ю.Н. Григоренко - «Кипарис»-1999.- 166 с.
5.Газета «Педсовет» за 2000-2009 год.
6.Елжова Н.В. Лето, ах, лето! Праздники, развлечения, конкурсы при организации досуга в детских оздоровительных центрах. /Н.В. Елжова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 224 с.
7. Зайцева О.В, Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе.Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль:»Академия развития», «Академия К», 1998. – 192 с.
8. Коган М.С. С игрой круглый год./ М.С. Коган - Сибирское университетское Издательство: Новосибирск, 2006. – 136 с.
9.Кувватов С.А. Активный отдых на свежем воздухе. / С.А.Кувватов - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 311 с. - (Мир вашего ребенка)
10.Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2008.
11. Сысоева М.С. Организация летнего отдыха детей./ М.С. Сысоева - Москва – 1999. 12.Серия: «Праздник в школе». Минск. «Красико- Принт». 2007. – 136 с.
Приложение № 1
Режим дня.
8.15 – 8.30 – Сбор детей.
Солнышко встает – спать ребятам не дает.
8.45 – 8.50 – Утренняя зарядка.
Чтобы день твой был в порядке, ты начни его с зарядки!
8.55 – 9.00 – Организационная линейка.
Пора – пора на линейку, детвора!
9.00 - 9.30 – Завтрак.
Даже пасмурное утро не испортит завтрак нам,
Любим мы молочный супчик, и «спасибо» поварам!
9.30 – 13.00 – организация и проведение коллективных творческих дел, прогулки, оздоровительные процедуры.
Солнце светит ярко-ярко,
Нам от солнца жарко-жарко!
Лето, воздух и вода-
Наши лучшие друзья!
13.00 – 13.30 – Обед.
Раз, два - три, четыре!
Три, четыре - раз, два!
Подкрепиться всем нам нужно!
На обед идем мы дружно!
14.00 – 14.30 - Свободная деятельность по интересам.
Лучше отряда нет на свете,
Знают воспитатели, знают дети.
Если ты час посвятишь сей отряду,
Будет всем весело, будет все рады.
14.30– 14.40 – Уборка игрового зала.
Будет все у нас в порядке!
14.40 – Уход домой.
Вот и кончилась игра,
Расставаться нам пора!
Дома мы поспим чуть-чуть,
Утром снова в лагерь! В путь!
14.40-15.00 – совещание педагогов, анализ дня.
Приложение № 2
План работы лагерной смены.
Название дня | Мероприятия |
Здравствуй мир – это мы! | 1.Праздничная программа, посвященная открытию лагерной смены «Здравствуй мир – это мы!» 2.Изображение своего портрета для портфолио. 3.Подвижные игры на свежем воздухе. |
Наш дом – Земля. | 1. Конкурс на создание эмблемы лагеря. 2. « Россия- Родина моя» - праздник, посвященный Дню России, викторина «Из истории символов России», «Природа нашего края»,просмотр презентации. 3.Игры на свежем воздухе. |
Красота вокруг нас. | 1. Разработка проекта «Красота вокруг нас» (оформление пришкольного участка). 2.Прогулка по парку, игры на свежем воздухе. 3.Конкурсная программа «День защиты животных». |
Природе нужна наша помощь. | 1. Трудовой десант. 2. Викторина «В гостях у доктора Айболита» 3. Конкурс рисунков «Мы – юные друзья природы» |
Романтики, искатели, любители, мечтатели. | 1. Подвижные игры «Сказочные эстафеты» 2.Конкурсная программа «УХОХОЧЕШЬСЯ…» 3.Просмотр мультфильмов. |
Здоровый образ жизни – это здорово! | 1.Рисунки на тему «Здоровый образ жизни – это здорово!» 2.Спортивные соревнования на стадионе. 3. Игра «Здоровье в саду и на грядке». |
Мир и его тайны. | 1. Игра Брейн-ринг про животных. 3.Экологическая игра: "Тайны лесной тропинки". |
Что интересного на лугу и в поле? | 1. Игра - соревнование "Что? Где? Когда?” 2.Экскурсия на природу. |
Лес полон таен и чудес. | 1.Конкурсная программа «Бенефис Бабы-Яги» 3.Поделки из природных материалов. |
Путешествие по Тигирекскому заповеднику. | 1.«Путешествие по Тигирекскому заповеднику» беседа с презентацией. 2.Просмотр слайдовой презентации «Чёрная книга» 3.Игры на свежем воздухе. |
Много есть чудес на свете, человек всех интересней. | 1. Детская игровая программа «В гостях у старой, старой сказки…» 2.Поход в сельскую библиотеку. 3.Пушкинский день в России. Викторина по сказкам Пушкина. |
Волшебство своими руками. | 1.Поделки из соли. 2.Выполнение проекта «Красота вокруг нас» (оформление пришкольного участка). 3.Подвижные игры на свежем воздухе. |
Быстрее ветра, выше гор. | 1.Игра-соревнование «Быстрее ветра, выше гор» на стадионе. 2.Занятия оригами, животные из бумаги. 3.Занятия по интересам. |
Будь здоровой, наша планета! | 1. «Экологическая сказка» - конкурс сочинений. 2.Игры на свежем воздухе. 3.Выполнение проекта «Красота вокруг нас» (для оформление пришкольного участка). |
Чем одарила нас природа. | 1.Спортивные игры-соревнования на стадионе. 2.Интеллектуальная игра на тему: "Эти забавные животные" 3.Занятия по интересам. |
Мусор или подручный материал. | 1. Трудовой десант. 2.Выполнение проекта «Красота вокруг нас» (для оформление пришкольного участка). 3.Просмотр мультфильмов. |
По морям и океанам. | 1.Викторина «Экологическое ассорти». 2.Игры на свежем воздухе. 3.Занятия по интересам. |
Мы говорим «до свидания», но не говорим «прощай». | 1. Завершение проекта «Красота вокруг нас», оформление пришкольного участка. 2. Праздник закрытие лагерной смены «Мы говорим «до свидания», но не говорим «прощай»». 3.Конкурс рисунков на асфальте «Лагерь – это здорово!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа пришкольной лагерной смены
Программа и план работы пришкольной лагерной смены "Тропинка"...
Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МОУ «СОШ № 42»
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деят...
Программа пришкольного лагеря с дневным прибыванием "Каникулы"
Целью пришкольного оздоровительного лагеря является – выявление способностей ребенка и его развитие в спорте, туризме, искусстве, техническом творчестве и др...
программа пришкольного лагеря
Пояснительная записка, план сетка...
Программа пришкольного лагеря "Атлет"
Летний лагерь является, с одной стороны- формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня разв...
Программа пришкольного лагеря на время осенних каникул "Открытые двери"
Пришкольный лагерь во время каникул проводится в течение всего пяти дней. Возраст детей, посещающих лагерь, от 7 до 10 лет. Они не знают кабинеты своей школы, не знают многих учителей. Благодаря ...
программа пришкольного лагеря "Цветочный город"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе общеобразовательного учреждения...