Развитие самоконтроля – одно из условий успешного усвоения русского языка
статья по русскому языку по теме

Лобусова Наталия Юрьевна

В статье говорится о о детях, имеющих проблемы с грамотностью, но не являющихся дисграфиками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие самоконтроля – одно из условий успешного усвоения русского языка

С каждым годом растёт число детей с проблемами чтения и письма. В чём же дело? Что-то случилось с системой образования или мы правда вырождаемся?

Письменная речь – одна из форм существования языка. Исторически выделяют:

1.Пиктографию – рисуночное картинное письмо.

2.Иероглифическое письмо, где один знак равен одному слову. В странах, где распространена такая форма письма, практически нет дисграфии.

3.Фонетическое письмо (слоговое и звуковое), распространённое у европейских народов и в России. Один звук равен одной букве. Именно это обусловливает сложность механизмов письма.

Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, то есть хорошо усвоить звуки и написание букв, из которых состоят слова, и научиться точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». К сожалению, даже это удается далеко не всем детям, и у многих из них  возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребенка так называемой дисграфии. Под этим термином понимаются стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.

В зависимости от совместной работы многих анализаторов выделяют следующие операции письма:

1.Мотив, т.е. побуждение к действию.

2. Планирование и выделение главной мысли.

3. Оформление мысли в предложение.

4. Анализ предложения на слова.

5. Анализ слова на звуки.

6. Соотнесение звука с буквой.

7. Запись – моторное движение руки.

Именно такая сложность письма объясняет трудности усвоения грамоты у детей. Любое нарушение речевых и неречевых функций могут вызвать дисграфию или дислексию. При этом неспособность к письму может отмечаться при очень высоком коэффициенте умственного развития.

Проблема дисграфии существует давно, почти целое столетие, но по-прежнему остаётся теоретически, практически и социально значимой. Разные исследователи называют дисграфию критически актуальным и недостаточно разработанным в методическом плане вопросом. Возможное решение этого вопроса связывают с прогрессом всего общего образования. Однако выход из проблемы ещё не найден, а количество детей с дисграфией очень велико.

Симптоматика дисграфии выражена двумя симптомами:

  1. Замедленность письма. Это обусловлено замедленным протеканием всех основных психических функций.
  2. Стойкие повторяющиеся на письме специфические ошибки, не связанные с незнанием орфографических правил. Например, ребёнок стабильно заменяет букву ц буквой ч или сочетанием ть.

Но есть категория детей, которая делает огромное количество ошибок. И эти ошибки не носят специфического характера. А значит эти дети не дисграфики. Это группа детей с ослабленным самоконтролем. Отличительной чертой детей с низким самоконтролем является недостаточность произвольного внимания.

Формирование внимания представляет сложную задачу, т.к. оно наименее содержательно и трудно управляемо, как психическое явление.

Для формирования контроля рекомендуется определить его порядок, средства, способы проверки, способ фиксации результатов.

Вначале формируется само действие контроля, затем его переводят в идеальный план и доводят до автоматизма.

Задания и упражнения:

- уточнение дифференциации звука (буквы) и слога;

- вставление пропущенных в записи слова букв, слогов, с опорой  на предметные картинки;

- подбор и запись слов с заданным количеством звуков, слогов;

- составление предложений по картинкам и их схематическое изображение,  с последующим  заполнением схемы языковыми элементами;

- угадывание предложений, «записанных» в виде схем под сюжетными картинками;

- вставление пропущенных слов в записи предложений под сюжетными картинками;

- расширение или преобразование слов и предложений;

- уточнение грамматического значения флексий: подбор к предметной картинке слов, отвечающих на определенные вопросы, запись словосочетаний;

- уточнение значений и написания предлогов, составление и запись предложений с предлогами.

После уточнения представлений детей о структуре слов и предложений можно начинать второй этап работы — формирование контроля с помощью проверки записей предложений, текстов. Когда школьники научатся осуществлять проверку текста без опоры на карточку и молча, наступает третий этап коррекции — формирование контроля непосредственно в процессе выполнения письменных работ.

                                        Правило проверки записи

                                      (по С. Л. Кабылышцкой)

Наметь порядок выполнения проверки: сначала проверяем по смыслу, затем — по написанию.

-Читай предложение вслух.

-Подходят ли слова друг к другу?

-Нет ли пропуска слов?

-Читай слова вслух по слогам и выделяй каждый слог
чертой.

-Подходят ли буквы к слову?

-Нет ли пропуска букв?

                                        Правило проверки записи

                                    (Н. П. Карпенко и А. И. Подольский) 

-Читай слово вслух, выделяя каждый слог чертой.

-Нет ли пропуска слога или буквы?

-Нет ли замены букв, сходных по звучанию?

-Правильно ли написаны буквы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ как одно из условий успешного овладения письменной речью.

В данной работе описана проблема недоразвития фонематического восприятия у младших школьников, теоретическое обоснование данного вопроса и практический материал для решения поставленных задач. В прило...

«Партнерские отношения семьи и школы — одно из условий успешного развития ребенка».

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из осн...

Формирование действия самоконтроля в учебной деятельности младших школьников как необходимое условие успешности обучения русскому языку.

Инновационный педагогический проект  "Формирование действия самоконтроля в учебной деятельности младших школьников как необходимое условие успешности обучения русскому языку".В настоящее время на...

Выполнение учащимися домашнего задания, как одно из необходимых условий успешного усвоения учащимися программного материала

Выполнение учащимися домашнего задания, как одно из необходимых условий успешного усвоения учащимися программного материала.(Выступление на родительском собрании)...

Проект «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»

Развитие интереса к чтению у учащихся начальных классов....

«Игра, как условие успешного усвоения знаний учащимися начальной школы.»

Описание опыта работы. Использование игровых методик на уроках русского языка во 2 классе....

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности

В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстник...