Проект «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»
проект по чтению (3 класс)
Развитие интереса к чтению у учащихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt.docx | 29.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему:
«РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ КАК ОДНО ИЗ
УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»
Актуальность проблемы:
В современном мире всё меньше и меньше стало уделяться внимания чтению литературы. Это связано с развитием новых технологий. Дети увлечены компьютерными играми, просмотром телевизионных программ. Порой эти приспособления отнимают всё свободное время ребят. Наукой доказано, что такие увлечения отрицательно отражаются на здоровье и качестве жизни ребят, так как иногда не разграничивается реальное и виртуальное.
Объект исследования - чтение школьников.
Предмет исследования - читательский интерес и его формирование.
Цель проекта – пробудить у детей интерес к чтению, воспитать читателя, который на основе классической литературы впитает в себя особенности русской души – патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за свою судьбу и судьбу Родины.
Задачи проекта:
Выявить наличие или отсутствие интереса у школьников к чтению.
Создать условия для формирования активного читателя через развитие собственных творческих способностей ученика.
Организовать работу школьников по развитию интереса к чтению.
Гипотеза исследования
В момент чтении ребята многое открывают для себя: учатся распознавать добро и зло, узнают нормы и правила поведения в той или иной ситуации, формируют свой читательский вкус, учатся нравственному и эстетическому восприятию, т.е. распознают красоту и уроки художественного слова. Чтение литературы – это главнейший незаменимый и неизменный источник информации, источник знаний, мудрости, и опыта предшествующих поколений.
Описание проекта
Настоящий проект направлен на продвижение и популяризацию чтения среди школьников, на привлечение интереса к литературе, на формирование понимания у детей того, что чтение – это увлекательно, познавательно, любопытно, полезно.
Участники проекта: школьный библиотекарь, учитель, ученики школы.
Школьная библиотека играет огромную роль в развитии читательской культуры обучающихся.
Основной задачей школьной библиотеки является привитие любви
к книге и воспитание культуры чтения.
Культура чтения – это умение ориентироваться в книжном мире, быстро и продуктивно усваивать содержание книг; совокупность интереса и любви к книге, широкого знакомства с литературой, специальных знаний о книге и способах работы с ней; умение читать книгу с максимальной пользой; умение понимать значение книги в жизни людей, ее места среди других видов массовой
информации.
Основные функции школьной библиотеки:
Информационная— предоставление возможности использования
информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.
Воспитательная – способствует развитию чувства патриотизма по
отношению к государству, своему краю и школе.
Культурологическая— организация мероприятий, воспитывающих
культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональномуразвитию учащихся.
Образовательная — поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в задачах развития школы и в образовательных программах по предметам.
Практическая значимость проекта состоит в том, что развитие
потребности в чтении позволяет превращать учебный процесс в учебно-исследовательский с постоянными элементами развития культуры чтения.
Целенаправленное развитие читательского интереса школьников приводит не только к увеличению объема чтения, но и к изменению его характера, а также способствует расширению круга познавательных интересов учащихся.
В результате чего повышается уровень общей успеваемости по всемпредметам учебно-образовательной программы.
Этапы реализации проекта:
Диагностический (анкетирование учащихся , статистическая обработка и анализ данных о проведении техники чтения ).
Создание условий для побуждения детей к чтению.
Развитие интереса к чтению учащихся школы через урочную и
внеклассную деятельность.
План реализации:
1) привитие интереса к чтению на уроках русского языка и литературы через применение :
-личного примера учителя при прочтении произведений, так как учитель и ученик занимают позицию “старшего” и “младшего” читателей – возникнет резонанс;
-чтение на уроках вслух выразительно и с явным удовольствием;
-проведение читательских конференций (турнир литературных героев, театр миниатюр, литературный ринг, литературная гостиная писателя, литературная встреча).
2) развитие интереса к чтению во внеурочное время:
-занятие исследовательской и проектной работой;
- проведение факультативов, кружков, конкурсов, олимпиад и конкурсов;
- применение внеурочных форм познавательной деятельности
(конференции, чтения, защита проекта, реферата, олимпиады, КВН, концерт по теме, познавательные игры);
- посещения театральных постановок, музеев, выставок и т. д.
-торжественное открытие “Книги рекордов Гиннеса класса” в результате проведения конкурсов (знатока русской поэзии, книжного полиглота, самого внимательного читателя, знатока программных произведений, самого лучшего подражателя автору, знатока исторической литературы, знатока литературных жанров и т.д.);
-участие в конкурсах сочинений разного уровня с публикацией сборников;
- встречи учеников с искусствоведами, писателями, поэтами-людьми, влюбленными в настоящую литературу.
Шаги исследователя:
Этап 1 Проводим анкетирование школьников.
На данном этапе организуется школьный форум «Книга в нашей жизни», на котором обсуждаем вопросы связанные с литературными произведениями, какие книги сейчас читают ребята, какая литература интересует школьников.
Варианты вопросов для форума:
1 Какие прочитанные книги за последнее время Вам наиболее понравились?
Почему?
2 Произведения каких авторов Вы посоветуете прочитать своим
сверстникам?
3 Сколько времени в день у Вас занимает чтение литературы?
4 Что можете рассказать о современной литературе в регионе, где
проживаете?
5 Когда и какие открытия Вы совершили относительно чтения литературы?
Последующие шаги строятся на основе анализа проведенного исследования.
Отметим, что по результатам проведенного исследователем анкетирования были сделаны следующие выводы:
- многие дети откровенно отвечают, что не любят читать литературу; в своих предпочтениях между чтением литературы
и компьютерными играми ребята чаще выбирают второе;
- многие школьники затрудняются назвать писателей и поэтов своего региона;
- часть из опрашиваемых ребят посещают библиотеки от случая к случаю.
Данные выводы подтвердили обозначенную выше проблематику и укрепили убеждённость в необходимости и важности проделываемой работы.
Этап 2 Организуем серию мероприятий, направленных на демонстрацию увлекательных сторон чтения.
План мероприятий:
Конкурсно-игровая программа «По страницам литературных произведений».
Здесь каждый класс должен продумать конкурс или игру по заданной теме ипровести её среди школьников.
Литературный брейн-ринг (между классами).
Общешкольная конференция «Современный школьник и литература».
Все желающие участвовать в конференции готовят доклад. Остальные ребята-участники задают вопросы, высказывают собственные мнения. На конференции для поддержки активности всех участников можно использовать интерактивные техники.
Бал литературных героев. Необходимо прийти в костюме своего самого любимого литературного героя и подготовить творческую презентацию.
Экспедиция на планету литературы. Каждый класс должен подготовить свою экспедицию (по выбору: литературное произведение или автор).
Разнообразные конкурсы:
Конкурс собственного стихотворения.
Конкурс на самый интересный рассказ.
Конкурс сочинений «Я – необыкновенный герой».
Конкурс «Читатель месяца».
Серия экскурсий: библиотеки города, типографии, литературные музеи, книжные магазины.
Посещение театров и кинотеатров.
Встречи с интересными людьми: современными поэтами и писателями нашего региона.
Презентации, выставки литературы, которые организуют сами ребята в своих классах, здесь могут быть и выставки рисунков по страницам прочитанных произведений, конкурсные, игровые программы.
Этап 3 После серии мероприятий проводится тестирование ребят-
участников с целью выяснения отзывов ребят, как о самих мероприятиях, так и о собственных предпочтениях в литературе.
ОПРОС ШКОЛЬНИКОВ для проведения анализа по
«Проекту повышения интереса школьников к чтению литературы».
Ф.И.О. № школы,
класс_____________________________________________________
1.Как ты относишься к уроку литературы?
__________________________________________________________
2.Сколько раз в день ты читаешь, сколько это занимает у тебя времени?
3.Какую книгу ты сейчас читаешь?
_______________________________________________________
4.Делишься ли ты после прочтения книги своими впечатлениями?
_______________________________________________________
5.В роли какого литературного героя ты себя представляешь?
__________________________________________________________
6.Какие произведения тебе нравится читать: рассказы, романы, или стихи?
_____________________________________________________
7.Каких писателей и поэтов Брянского края ты знаешь?
__________________________________________________________
8.Посещаешь ли ты библиотеки нашего города?
_________________________________________________________
9.Посещаешь ли ты театры нашего края и как часто?
________________________________________________________
10.Какого литературного героя ты хотел бы сыграть в кино и почему?
________________________________________________________
11.Любишь ли ты писать сочинения, стихи, рассказы?
__________________________________________________________
12.Какую бы интересную книгу ты мне посоветуешь прочитать?
__________________________________________________________
Ожидаемые результаты:
использование новых образовательных технологий позволит развить творческие способности учащихся;
изучение лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы сверх программы будет способствовать формированию читательского вкуса;
читающий сверстник будет иметь привлекательный имидж в глазах
одноклассников;
реализация проекта позволит увеличить количество читающих ребят, повысить у большинства из них интерес к чтению, сформировать понимание у младших школьников важности чтения в образовании для каждого человека;
личностные качества учителя и повышение мотивации к чтению станут ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению в период обучения и после него.
Перспективы развития:
Реализация проекта позволит увеличить количество читающих ребят, повысить у большинства из них интереса к чтению, сформировать понимание у младших школьников важности чтения в образовании для каждого человека.
Автор проекта: Ворона Т. М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса и внимания на уроках математики - основное условие успешного обучения.
сообщение из опыта работы, тема по самообразованию...
«Формирование навыков беглого и правильного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы».
Причины низкого темпа чтения и упражнения, которые помогут их ликвидировать....
Формирование навыков беглого осознанного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы.
Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка. Возникает ряд противоречий между возрастающей в условиях информационной усложненности необходимостью много читать и отсутствием инт...
Из опыта работы "Профилактика утомления учащихся на уроке – одно из условий успешного обучения"
Профилактика утомления учащихся на уроке – одно из условий успешного обучения...
Проведение педагогической диагностики стартовой готовности как одно из условий успешного обучения
Статья описывает проведение педагогической диагностики стартовой готовности, которая проводится в начале школьного обучения. Для диагностики использован комплект Битяновой М. Р. "Школьный старт"....
Индивидуальный образовательный маршрут логопедического сопровождения как одно из условий успешного обучения детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении.
Cовременная школа должна обучать не только обычных школьников, но и дифференцированно подходить к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывать особые образовательные потребности д...
Развитие интереса к чтению, как одна из форм приобщения к самостоятельной читательской деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Главная цель современной школы – формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели – введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов...