Проект «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»
проект по чтению (3 класс)

Развитие интереса к чтению у учащихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему:

«РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ КАК ОДНО ИЗ

УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»

Актуальность проблемы:

В современном мире всё меньше и меньше стало уделяться внимания чтению литературы. Это связано с развитием новых технологий. Дети увлечены компьютерными играми, просмотром телевизионных программ. Порой эти приспособления отнимают всё свободное время ребят. Наукой доказано, что такие увлечения отрицательно отражаются на здоровье и качестве жизни ребят, так как иногда не разграничивается реальное и виртуальное.

Объект исследования - чтение школьников.

Предмет исследования - читательский интерес и его формирование.

Цель проекта – пробудить у детей интерес к чтению, воспитать читателя, который на основе классической литературы впитает в себя особенности русской души – патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за свою судьбу и судьбу Родины.

Задачи проекта:

Выявить наличие или отсутствие интереса у школьников к чтению.

Создать условия для формирования активного читателя через развитие собственных творческих способностей ученика.

Организовать работу школьников по развитию интереса к чтению.

Гипотеза исследования

В момент  чтении ребята многое открывают для себя: учатся распознавать добро и зло, узнают нормы и правила поведения в той или иной ситуации, формируют свой читательский вкус, учатся нравственному и эстетическому восприятию, т.е. распознают красоту и уроки художественного слова. Чтение литературы – это главнейший незаменимый и неизменный источник информации, источник знаний, мудрости, и опыта предшествующих поколений.

Описание  проекта

Настоящий проект направлен на продвижение и популяризацию чтения среди школьников, на привлечение интереса к литературе, на формирование понимания у детей того, что чтение – это увлекательно, познавательно, любопытно, полезно.

Участники проекта: школьный библиотекарь, учитель, ученики школы.

 Школьная библиотека играет огромную роль в развитии читательской культуры обучающихся.

Основной задачей школьной библиотеки является привитие любви

к книге и воспитание культуры чтения.

 Культура чтения – это умение ориентироваться в книжном мире, быстро и продуктивно усваивать содержание книг; совокупность интереса и любви к книге, широкого знакомства с литературой, специальных знаний о книге и способах работы с ней; умение читать книгу с максимальной пользой; умение понимать значение книги в жизни людей, ее места среди других видов массовой

информации.

Основные функции школьной библиотеки:

Информационная— предоставление возможности использования

информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.

Воспитательная – способствует развитию чувства патриотизма по

отношению к государству, своему краю и школе.

Культурологическая— организация мероприятий, воспитывающих

культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональномуразвитию учащихся.

Образовательная — поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в задачах развития школы и в образовательных программах по предметам.

Практическая значимость проекта состоит в том, что развитие

потребности в чтении позволяет превращать учебный процесс в учебно-исследовательский с постоянными элементами развития культуры чтения.

Целенаправленное развитие читательского интереса школьников приводит не только к увеличению объема чтения, но и к изменению его характера, а также способствует расширению круга познавательных интересов учащихся.

В результате чего повышается уровень общей успеваемости по всемпредметам учебно-образовательной программы.

Этапы реализации проекта:

Диагностический (анкетирование учащихся , статистическая обработка и анализ данных о проведении техники чтения ).

Создание условий для побуждения детей к чтению.

Развитие интереса к чтению учащихся школы через урочную и

внеклассную деятельность.

План реализации:

1) привитие интереса к чтению на уроках русского языка и литературы через применение :

-личного примера учителя при прочтении произведений, так как учитель и ученик занимают позицию “старшего” и “младшего” читателей – возникнет резонанс;

-чтение на уроках вслух выразительно и с явным удовольствием;

-проведение читательских конференций (турнир литературных героев, театр миниатюр, литературный ринг, литературная гостиная писателя, литературная встреча).

2) развитие интереса к чтению во внеурочное время:

-занятие исследовательской и проектной работой;

- проведение факультативов, кружков, конкурсов, олимпиад и конкурсов;

- применение внеурочных форм познавательной деятельности

(конференции, чтения, защита проекта, реферата, олимпиады, КВН, концерт по теме, познавательные игры);

- посещения театральных постановок, музеев, выставок и т. д.

-торжественное открытие “Книги рекордов Гиннеса класса” в результате проведения конкурсов (знатока русской поэзии, книжного полиглота, самого внимательного читателя, знатока программных произведений, самого лучшего подражателя автору, знатока исторической литературы, знатока литературных жанров и т.д.);

-участие в конкурсах сочинений разного уровня с публикацией сборников;

- встречи учеников с искусствоведами, писателями, поэтами-людьми, влюбленными в настоящую литературу.

Шаги исследователя:

Этап 1 Проводим анкетирование школьников.

На данном этапе организуется школьный форум «Книга в нашей жизни», на котором обсуждаем вопросы связанные с литературными произведениями, какие книги сейчас читают ребята, какая литература интересует школьников.

Варианты вопросов для форума:

1 Какие прочитанные книги за последнее время Вам наиболее понравились?

Почему?

2 Произведения каких авторов Вы посоветуете прочитать своим

сверстникам?

3 Сколько времени в день у Вас занимает чтение литературы?

4 Что можете рассказать о современной литературе в регионе, где

проживаете?

5 Когда и какие открытия Вы совершили относительно чтения литературы?

Последующие шаги строятся на основе анализа проведенного исследования.

Отметим, что по результатам проведенного исследователем анкетирования были сделаны следующие выводы:

- многие дети откровенно отвечают, что не любят читать литературу; в своих предпочтениях между чтением литературы

и компьютерными играми ребята чаще выбирают второе;

- многие школьники затрудняются назвать писателей и поэтов своего региона;

- часть из опрашиваемых ребят посещают библиотеки от случая к случаю.

Данные выводы подтвердили обозначенную выше проблематику и укрепили убеждённость в необходимости и важности проделываемой работы.

Этап 2 Организуем серию мероприятий, направленных на демонстрацию увлекательных сторон чтения.

План мероприятий:

Конкурсно-игровая программа «По страницам литературных произведений».

Здесь каждый класс должен продумать конкурс или игру по заданной теме ипровести её среди школьников.

Литературный брейн-ринг (между классами).

Общешкольная конференция «Современный школьник и литература».

 Все желающие участвовать в конференции готовят доклад. Остальные ребята-участники задают вопросы, высказывают собственные мнения. На конференции для поддержки активности всех участников можно использовать интерактивные техники.

Бал литературных героев. Необходимо прийти в костюме своего самого любимого литературного героя и подготовить творческую презентацию.

Экспедиция на планету литературы. Каждый класс должен подготовить свою экспедицию (по выбору: литературное произведение или автор).

Разнообразные конкурсы:

 Конкурс собственного стихотворения.

 Конкурс на самый интересный рассказ.

 Конкурс сочинений «Я – необыкновенный герой».

 Конкурс «Читатель месяца».

Серия экскурсий: библиотеки города, типографии, литературные музеи, книжные магазины.

 Посещение театров и кинотеатров.

Встречи с интересными людьми: современными поэтами и писателями нашего региона.

Презентации, выставки литературы, которые организуют сами ребята в своих классах, здесь могут быть и выставки рисунков по страницам прочитанных произведений, конкурсные, игровые программы.

Этап 3 После серии мероприятий проводится тестирование ребят-

участников с целью выяснения отзывов ребят, как о самих мероприятиях, так и о собственных предпочтениях в литературе.

ОПРОС ШКОЛЬНИКОВ  для проведения анализа по

 «Проекту повышения интереса школьников к чтению литературы».

Ф.И.О. № школы,

класс_____________________________________________________

1.Как ты относишься к уроку литературы?

__________________________________________________________

2.Сколько раз в день ты читаешь, сколько это занимает у тебя времени?

3.Какую книгу ты сейчас читаешь?

_______________________________________________________

4.Делишься ли ты после прочтения книги своими впечатлениями?

_______________________________________________________

5.В роли какого литературного героя ты себя представляешь?

__________________________________________________________

6.Какие произведения тебе нравится читать: рассказы, романы, или стихи?

_____________________________________________________

7.Каких писателей и поэтов Брянского края ты знаешь?

__________________________________________________________

8.Посещаешь ли ты библиотеки нашего города?

_________________________________________________________

9.Посещаешь ли ты театры нашего края и как часто?

________________________________________________________

10.Какого литературного героя ты хотел бы сыграть в кино и почему?

________________________________________________________

11.Любишь ли ты писать сочинения, стихи, рассказы?

__________________________________________________________

12.Какую бы интересную книгу ты мне посоветуешь прочитать?

__________________________________________________________

Ожидаемые результаты:

использование новых образовательных технологий позволит развить творческие способности учащихся;

изучение лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы сверх программы будет способствовать формированию читательского вкуса;

читающий сверстник будет иметь привлекательный имидж в глазах

одноклассников;

реализация проекта позволит увеличить количество читающих ребят, повысить у большинства из них интерес к чтению, сформировать понимание у младших школьников важности чтения в образовании для каждого человека;

личностные качества учителя и повышение мотивации к чтению станут ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению в период обучения и после него.

Перспективы развития:

 Реализация проекта позволит увеличить количество читающих ребят, повысить у большинства из них интереса к чтению, сформировать понимание у младших школьников важности чтения в образовании для каждого человека.

Автор проекта: Ворона Т. М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование навыков беглого и правильного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы».

Причины низкого темпа чтения и упражнения, которые помогут их ликвидировать....

Формирование навыков беглого осознанного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы.

Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка. Возникает ряд противоречий между возрастающей в условиях информационной усложненности необходимостью много читать и отсутствием инт...

Из опыта работы "Профилактика утомления учащихся на уроке – одно из условий успешного обучения"

Профилактика утомления учащихся на уроке – одно из условий успешного обучения...

Проведение педагогической диагностики стартовой готовности как одно из условий успешного обучения

Статья описывает проведение педагогической диагностики стартовой готовности, которая проводится в начале школьного обучения. Для диагностики использован комплект Битяновой М. Р. "Школьный старт"....

Индивидуальный образовательный маршрут логопедического сопровождения как одно из условий успешного обучения детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении.

Cовременная школа должна обучать не только обычных школьников, но и дифференцированно подходить к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывать особые образовательные потребности д...

Развитие интереса к чтению, как одна из форм приобщения к самостоятельной читательской деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Главная цель современной школы – формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели – введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов...