«Реализация духовно-нравственного компонента в контексте ФГОС второго поколения»
статья на тему

Филимонова Людмила Николаевна

«Стремление к высокой духовности и нравственности всегда было отличительной чертой русского национального менталитета, и развитие обучающихся в этом направлении всегда считалось важной задачей образовательного процесса. И в новых стандартах духовно-нравственное развитие по-прежнему считается ключевой задачей образования.

Духовно-нравственное воспитание, как никакое другое, требует комплексного подхода. Одним, отдельно введенным спецкурсом или внеклассным мероприятием проблему нравственной воспитанности не разрешить. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Реализация духовно-нравственного компонента в контексте ФГОС второго поколения»

Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает.                                                    

          В.А. Сухомлинский

       «Стремление к высокой духовности и нравственности всегда было отличительной чертой русского национального менталитета, и развитие обучающихся в этом направлении всегда считалось важной задачей образовательного процесса. И в новых стандартах духовно-нравственное развитие по-прежнему считается ключевой задачей образования.

Духовно-нравственное воспитание, как никакое другое, требует комплексного подхода. Одним, отдельно введенным спецкурсом или внеклассным мероприятием проблему нравственной воспитанности не разрешить.

         Планируя свою деятельность в рамках ФГОС, мы ориентируемся на нравственно-ценностный потенциал ребенка: это восприятие и понимание таких общечеловеческих ценностей, как  «семья», «школа», «Родина»,  «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим».

        Одним из способов  реализации задач новых стандартов,  на мой взгляд, является обучение детей навыкам исследовательской деятельности.                                                                                                                                                                                                                                               

          Я хочу поделиться отдельными примерами организации исследовательской работы в своём  классе.

        Первоклассникам даю небольшие, простые задания исследовательского характера. Например, по окружающему миру: «Какие цветы растут на вашей домашней клумбе?», «Какие комнатные растения есть у вас дома?». Каждому раздаю памятку-помощницу, в которой записан порядок выполнения мини-исследования. Работа трудоемкая, но интересная. Мои ученики оформили с помощью старшеклассников и родителей презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представлялись достижения учеников, оформили фотостенд, с моей помощью выпустили книгу «Путешествие в мир цветов», в которой представлены работы ребят.

Чтобы вызвать интерес у детей к  истории родного города, нашей малой родины, на классном часе, посвящённом Дню города, я задала своим ученикам  простые, на первый взгляд, вопросы: «Как называется улица, на которой ты живёшь?»,  вызвавший у всех улыбку, и второй: «Почему она так называется?», который  многим оказался не под силу. Поэтому я поняла, что учащимся необходим экскурс в историю родного края.

Учитывая специфику возраста своих учеников, я предложила детям тему  для  исследования  «Мой дом, моя улица…».

Для каждого из ребят проект носил не только познавательный характер, но и творческий. Мы являемся творцами истории родного города, поэтому эту историю надо создавать так, чтобы потомкам не было за нас стыдно.

Учитывая, что проектно-исследовательская деятельность позволяет реализовывать задачи новых стандартов ФГОС и успешно развивать

УУД, я разработала тематику проектно-исследовательской деятельности обучающихся по изучению истории родного края в рамках духовно-нравственного воспитания.

            Чтобы в душах, в сердцах детей поселилась гордость за наш родной город, чтобы они поняли, как мало мы знаем о нашем городе, я подготовила фильм-презентацию «Сталинград-Волгоград».

            Вековая история страны близка к православию, православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции. Без изучения православной культуры невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком – невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа. Работая над реализацией плана духовно-нравственного воспитания учащихся, я посвящаю ряд классных часов знакомству со святынями русского народа – православными храмами. Мною был создан фильм-презентация «Храмы Царицына-Сталинграда-Волгограда», который ребята посмотрели на одном из таких классных часов.

           Особый интерес у детей вызвала встреча с отцом Григорием, священнослужителем храма Иоанна Кронштадтского. Беседуя с детьми, он рассказывал об основах православной культуры, христианского вероучения, о нравственности, жизненных ценностях и выборе правильного пути. Беседа о православной культуре носила характер не наставнического, а дружеского общения с детьми, учила их размышлять, сравнивать, анализировать. Ни в коем случае нельзя навязывать ребенку свои убеждения, а надо, ознакомив с основами православной веры, предоставить ему возможность сделать свой выбор.

           Отец Григорий именно так и построил разговор с детьми, чтобы донести до них всю мудрость православной веры, христианской любви, но делал это ненавязчиво, без какого-либо давления.

           В заключение хочется сказать, что область духовно-нравственного воспитания, как никакая другая сфера жизнедеятельности школы, несет на себе отпечаток личности педагога. Трудно дать единые, эффективные во всех условиях методические рекомендации по выстраиванию системы работы по нравственному воспитанию школьников. Одно можно сказать однозначно – с любовью посеянные семена обязательно дадут всходы.

Автор статьи:  Филимонова Людмила Николаевна

         учитель начальных классов

                                               МОУ СОШ № 78.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...

Семинар «Современные педагогические технологии начального образования в контексте ФГОС второго поколения».

Презентация к выступлению на семинаре "Современные педагогические технологии начального образования в контексте ФГОС второго поколения"...

Проектирование программы формирования УУД в начальной школе на примере программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. в контексте ФГОС второго поколения

Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. В этих условиях современному российскому образованию отводится ключевая роль в деле воспитания нового поколен...

Формирование гражданской идентичности личности в ходе этномузыкального образования (в контексте ФГОС второго поколения)

Формирование гражданской идентичности личности в ходе этномузыкального образования (в контексте ФГОС второго поколения)...