Давайте любимую книжку откроем и будем её беречь
план-конспект занятия (2 класс) по теме
Знакомство с историей создания книги
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_vo_2_klasse.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие во 2 классе
(начало учебного года, сентябрь)
«Давайте любимую книжку откроем и будем её беречь»
Цель: воспитание бережного отношения к книгам
Задачи:
- познакомить с историей создания книги и процессом её изготовления;
- составить правила обращения с книгами;
- принять участие в проекте по созданию книги «Как я летом отдыхал»
Планируемые результаты:
Познавательные УУД
- Проводить отбор материала, выбирая верное решение
- Работа с пословицами
Регулятивные УУД
- Использование речи для регуляции своего действия.
- Применение установленных правил при создании книги
Коммуникативные УУД
- Умение работать в паре.
- Строить понятные для партнёра высказывания.
- Личностные УУД
- Самостоятельное определение и высказывание самых простых общих для всех людей правил поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Предметные УУД
- Создание книжки.
Оборудование: доска класса оформлена пословицами, рисунки книг (опрятная и грязная), книги для выставки, карточки с названиями профессий (поэты, редакторы, художники, писатели, рабочие типографии, маляры, ткачи), плакат «Просьба книги»
Ход мероприятия
- Самоопределение к деятельности.
-Добрый день, ребята! Я рада снова видеть вас в стенах нашей школы. За каникулы вы отдохнули, повзрослели, окрепли.
- Актуализация знаний
-Без чего нам трудно будет учиться? (знания, умение, внимание и т.д.)
- Кто же нам помогает?
Послушайте загадку:
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней-
Станешь вчетверо умней! (книга)
-Книги, как мудрые добрые друзья, вводят нас в удивительный и прекрасный мир. О чём могут рассказать книги? (моря, животные, страны и т.д.)
-Поднимите руки те, у кого дома есть книги. У всех. Книги можно увидеть в каждой семье, в шкафах, на полках, в школьных сумках, а у иных заядлых книгочеев… даже под подушкой!
-Книга - самое занимательное чудо! Вы берёте книгу. На белых страницах напечатаны какие-то значки, точки, крючки, штучки-закорючки. Наши глаза смотрят на таинственные знаки и, о чудо, вдруг начинается волшебство! Перед нами оживают Буратино, царевна - Лебедь, сестрица Алёнушка и другие персонажи. Нет на свете удивительнее предмета, чем книга.
-Прочитайте пословицы о чтении и книгах (на доске) и объясните их смысл.
3. История создания книги.
История книги тесно связана с развитием письменности. В стародавние времена на земле не было книг, так как люди ещё не умели их делать. Но необходимость записывать, передавать другим какие - то сведения, опыт, знания возникла у людей очень давно.
Поэтому «страницами» древних книг становились камни, стены пещер, щиты воинов. Писали на всём.
Со временем древние люди додумались писать на глиняных табличках, которые потом высушивали и обжигали на огне. Но разве много можно было написать на этих страницах? К тому же книги эти были тяжёлые и некрасивые.
Когда, к примеру, какой-то учёный собирался в дорогу и брал с собой 2-3 такие «книги», ему нужна была для этого целая телега. Поэтому люди продолжали искать материал, из которого можно было бы изготовить книги.
И нашли… А случилось это в далёкой Африке, где на берегах полноводных рек растут в изобилии заросли папируса. Однажды древние египтяне обнаружили, что волокна этого растения превращаются в сухие узенькие ленточки, которые, к тому же, хорошо впитывают краску. Вот так и появились книги из папируса.
Отдельные листы папируса склеивали в длинную полосу - свиток. На таких свитках, достигавших в длину до 100 метров, записывали различные тексты. Писать на сухих стеблях папируса было удобно, но со временем такие книги «ломались» и рассыпались.
Позже книги делали из тонкой козьей, овечьей или телячьей кожи. Первая из них появилась в городе Пергаме в Малой Азии, поэтому и назвали такую бумагу пергамент.
Первая бумага была изготовлена в Китае.
С 13 столетия в Европе основным материалом стала бумага. Это было великое изобретение. Написать книгу – было особым мастерством.
В старых рукописях применялось двухцветное, а иногда и многоцветное письмо. Наиболее употребительной была красная краска (киноварь), которую использовали в тексте для смыслового подчеркивания, написания отдельных букв, выделения начала отдельных фраз, важных фрагментов текста (отсюда понятия "красная строка", "рубрика" - от лат. ruber - красный). В парадных, торжественных изданиях пергамен или бумага специально окрашивались (тонировались), текст писался золотом или серебром.
Художественное убранство рукописных книг состоит из орнамента и миниатюры.
Орнаментальные украшения древнерусских книг включают:
- заставки - небольшие орнаментальные или сюжетные изображения;
- концовки - различные изображения, помещаемые в конце книги или ее разделов;
- инициалы - заглавные буквы большего размера, помещаемые в начале книги или ее раздела;
- украшения на полях в виде веточки или цветочка.
Иван Федоров - первый русский печатник. Он изобрёл печатный станок. В 1553 г. Иоанн IV приказал строить в Москве особый дом для типографии. Книги стали печатать.
Книги живут уже несколько тысяч лет, но всегда ли они были такими, какими мы их привыкли видеть?
- Печатные книги возникли не сразу.
Писец переписывал каждую фразу.
Глаза уставали, дрожала рука.
И так продолжалось века и века.
4. Создание современной книги.
А как теперь печатают книги?
- Сейчас книги печатаются очень быстро машинами. Но даже самая умная техника без человека сделать книгу не может.
- Кто участвует в создании книги? Вы знаете, кто помогает книге выйти в свет?
Выберите из списка людей тех профессий, которые создают книги (авторы, редакторы, художники, писатели, рабочие типографии).
А ведь прежде чем книгу напечатают в типографии, над ней работает писатель, затем художник (показать яркую книгу с иллюстрациями). Вам всем нравятся книги с яркими, красочными иллюстрациями, они помогают зримо представить героев книг, лучше понять то, о чем хотел рассказать автор. Иллюстрации помогают и при выборе книг, так как по ним можно определить содержание книги.
Ученик:
Бумагу сделали для нас
В бумажном комбинате,
но разговор идет сейчас
о мастерах печати.
Взяла машина лист простой
И наложила краску.
И вот писатель
Лев Толстой
Рассказывает сказку.
Хоть у машины нет ума,
Машина знает дело:
Листы нарежет вам сама
И сложит их умело.
А переплетчик их сошьет,
Края обрежет мигом.
Потом оденет в переплет.
И вот пред вами книга!
Приятно книжки почитать,
А сделать их попробуй!
Искусство тонкое печать
И требует учебы.
Теперь вам понятно, сколько людей вкладывает свой труд для того, чтобы появилась книга, и поэтому мы с вами должны их беречь.
А к нам обращается книга со своими просьбами.
Девочка – книга
Просьба книги.
«Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками, мне будет стыдно, если меня потом возьмут другие.
Не исчеркивайте меня пером и карандашом - это так некрасиво.
Не ставьте на меня локти и не кладите раскрытой на стол лицом вниз, потому что вам самим не понравилось бы, если бы с вами так обращались.
Если вы закончили читать и боитесь потерять место, где остановились, не делайте никаких заметок, а вложите в меня закладку, чтобы я смогла спокойно отдыхать.
Помогите мне остаться чистой, и свежей, а я помогу вам быть счастливыми!»
5. Выставка книг.
- Много книг на свете. Мне очень хочется, чтобы вы с ними подружились. Возьмите понравившуюся вам книгу и рассмотрите её. Какие части есть в каждой книге? (обложка, переплёт, страницы)
6. Работа над проектом.
-Сегодня мы тоже попробуем создать свою книгу. У нас нет печатного станка, нет редактора. Но мы с вами сами писатели и художники, пусть пока и маленькие. Есть книги, в которых помещены произведения одного автора. А у нас авторов много. Мы издадим книгу о том, как вы отдыхали летом.
-Предложите своё название книги (обсуждение).
- О чём бы вы хотели рассказать на свое страничке? Расскажите своему соседу по парте (работа в парах)
-Каждый из вас напишет свой небольшой рассказ и дополнит его рисунками. А как же нам оформить всё в книжку? (соединить листы с рассказами, оформить обложку, составить оглавление книги).
(детям раздаются листы одного формата для работы дома)
-Я надеюсь, что каждый из вас постарается, и в скором времени у нас появится своя книга. Ведь книги - наши лучшие друзья!
7. Итог.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какое интересное задание нам предстоит сделать?
Учитель:
Мои лучшие друзья.
Рита Левашова.
Морозный вечер. Тишина.
Сажусь я с книгой у окна.
И погружаюсь в мир чудес…
Вот кто-то в норочку залез,
И вдруг пропеллер зашумел-
Над нами Карлесон пролетел.
Там ведьмы водят хоровод…
Жар-птица вдаль меня зовёт.
Вот едет Золушка на бал,
А у Алисы - карнавал.
Улыбчивый Чеширский кот
Мне тихо песенку поёт.
Руслан Людмилу полюбил.
И Черномора погубил.
Из лампы вылетает джинн.
Его хозяин-Аладдин.
Семь гномиков идут в поход,
Их Белоснежка дома ждёт,
Всегда и всюду с ними я,
Ведь Книга – спутница моя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по литературному чтению "Моя любимая книжка" (для учащихся 2-4 классов)
Чтение книг – занятие увлекательное и полезное, но способностью осмыслить их суть и назначение обладают не все. Знакомство с произведениями различных жанров литературы поможет юным читателям по-...
Мои любимые книжки
викторина по литературному чтению для 2 класса...
Сценарий для презентации учащихся "Моя любимая книжка по сказкам А.С. Пушкина"
Данный сценарий разработан для учащихся начальных классов с целью повышения мотивации младших школьников к чтению книг по русской литературе....
Брошюра Мои любимые книжки
Книги, рекомендованные для чтения в начальных классах...
Мои любимые книжки
Классный час "Общение"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Любимые книжки" 1 класс
Программа реализуется во внеурочной деятельности, направление развития личности – духовно-нравственное.Книги окружают человека с раннего детства. Вначале это &ndash...
"Иллюстрируем любимую книжку" - внеурочное занятие
В жизни каждого ребенка рано или поздно возникает вопрос: для чего нужны книги, как обращаться с книгами? Выбор книг также необходим для развития познавательного интереса детей.Предлагаемое внеу...