Комплексная программа по воспитательной работе.
рабочая программа (1 класс) по теме
Данная работа предназначена для учителей начальных классов. В ней представлена комплексная программа по воспитательной работе для учащихся с 1 по 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_turak.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Турак Наталья Федоровна. МБОУ ХМР НОШ п.Горноправдинск, учитель. Комплексная программа по воспитательной работе в начальной школе. 2012г.
Аннотация :
Данная работа предназначена для учителей начальных классов. В ней представлена комплексная программа по воспитательной работе для учащихся с 1 по 4 класс.
Комплексная программа по воспитательной работе в начальной школе.
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Мною была составлена комплексная программа воспитательной работы. По данной программе я работаю уже четвертый год. Программа имеет четкую структуру.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
Цели и задачи:
Цели данной программы: обеспечение целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, создание основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений.
– оказать помощь учителю в непосредственной организации воспитательного процесса. Она предусматривает широкий выбор видов и форм деятельности младших школьников, конкретизируя результаты каждого года воспитания.
Пользуясь данной программой, можно найти немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми учащимися класса. Помочь учащимся раскрыть свои способности, задатки, свою индивидуальность.
Данная программа решает следующие задачи:
- Способствовать воспитанию важных личностных качеств младшего школьника: доброты, милосердия, терпимости, уважения другого через учебно-воспитательный процесс;
- Развивать навыки самопознания, самоорганизации, самоконтроля;
- Формировать коммуникативные навыки учащихся;
- Совершенствовать воспитательную работу класса через использование современных педагогических технологий, достижений в области психологии младшего школьника, технологии управления воспитательным процессом;
- Установить тесное сотрудничество семьи и школы в решении воспитательных задач;
- Формировать классный коллектив, основываясь на принципах реализуемых данной программой.
Программа основывается на следующих принципах:
- Принцип развития и творчества личности;
- Принцип гуманизации и демократизации воспитательных отношений;
- Принцип опоры на интересы и потребности учащихся, педагогов, родителей и других участников образовательного процесса;
- Принцип ориентации на общечеловеческие ценности и опоры на национальные и местные традиции;
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания учащихся.
Функции:
Данная программа несет в себе следующие функции:
- Образовательная, направленная на формирование у детей целостной и научно – обоснованной картины мира.
- Воспитательная, содействующая нравственному становлению личности школьника.
- Защитная, связанная, прежде всего с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды.
- Компенсирующая, предполагающая создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации в таких сферах деятельности, как познание, игра, общение.
- Интегрирующая и корректирующая, заключающиеся в том, что при соблюдении определенных условий, класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок, как в классе, так и вне его.
Предполагаемые результаты:
- вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм; формирование коммуникативных умений и навыков, Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам. А именно:
- формирование навыков и привычек нравственного поведения;
- обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;
- накопление и обогащение опыта нравственного поведения у детей путем организации их практической деятельности;
- формирование у детей ответственности за свое здоровье;
- способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях; Формы проведения мероприятий:
- беседа
- классный час
- рассказы детей, беседа
- викторина
- праздник
- акция
- конкурсы рисунков, стихов, сочинений
- экскурсии
- спортивные праздники
- игры
- игра - путешествие
- конкурс для всей семьи
- исследовательская работа
- диагностические исследования
- семейные викторины
- классное самоуправление
Этапы развития воспитательной системы класса
1 класс. «Давайте познакомимся»
Для учеников младшего школьного возраста характерны следующие особенности:
Возникновение и закрепление личностной характеристики ребёнка, которая определяет его успехи в различных видах деятельности; безграничное доверие к взрослым, главным образом родителям и учителям, подчинение и подражание им. Учитывая эти возрастные особенности, организуются мероприятия, которые помогут каждому ребёнку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о своих одноклассниках, найти новых друзей.
Воспитательная работа опирается на доверительные отношения, которые складываются у ребят в семье, поэтому, активно привлекаются родители к делам класса. Это помогает первоклассникам легче перенести адаптационный период при переходе в начальную школу.
Цель воспитательной работы в 1 классе: помочь каждому ребёнку осознать неповторимость своей личности и личности каждого одноклассника
Задачи:
1. Изучать интересы, потребности и личностные характеристики каждого ребёнка;
2. Воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим;
3. Формировать умения терпимо воспринимать информацию о себе от других
Результат реализации воспитательной программы в 1 классе:
1. Становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам.
2. Формирование собственного поведения в коллективе, характера.
3. Проявление внутренней позиции ученика.
4. Выявление потенциальных возможностей школьников.
2 класс «Учись дружить»
На втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких. Во 2 классе после знакомства друг с другом особое значение приобретают отношения со сверстниками. Для психологического комфорта ребёнка в коллективе необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому воспитательная работа класса направлена на формирование межличностных отношений.
Цель воспитательной работы во 2 классе: формирование межличностных отношений в классном коллективе
Задачи:
1. Формировать навыки культуры общения;
2. Формировать восприятие другого как иного, имеющего право на собственные интересы, потребности, особенности;
3. Развивать коммуникативные навыки;
4. Помочь ребёнку осознать роль и значение семьи, воспитать любовь, понимание, сочувствие близким людям.
Результат реализации воспитательной программы во 2 классе:
1. Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
2. Проявление внутренней позиции.
3. Формирование навыков внутренней позиции.
4. Формирование нравственных понятий
3 класс «Азбука коллективной жизни»
На третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
Цель воспитательной работы в 3 классе: формирование и развитие чувства сплоченности классного коллектива
Задачи:
1. Формировать традиций классного коллектива;
2. Способствовать воспитанию у детей чувства товарищества и дружбы;
3. Укреплять позитивные межличностные связи в коллективе.
4. Развивать умения и навыки ведения диалога в семье, цивилизованных способов убеждения другого.
5. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Результат реализации воспитательной программы в 3 классе
1. Формирование нравственных понятий.
2. Понимание важнейших общечеловеческих ценностей, таких как дружба, умение ценить и дорожить дружбой.
3. Накопление опыта нравственного поведения.
4. Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение.
4 класс « Вместе мы сила»
На завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
Цель воспитательной работы в 4 классе: формирование толерантных отношений между детьми, развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться
Задачи:
1. Формировать установки на понимание и принятие чужой культуры, чужого мнения;
2. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
Результат реализации воспитательной программы в 4 классе
1. Формирование и развитие положительных общечеловеческих качеств личности.
2. Формирование у детей ответственности за свое здоровье.
3. Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности.
4. Снижение агрессивности в поведении учащихся.
5. Формирование навыков и привычек нравственного поведения.
6. Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных качеств и чувств.
Содержание программы делится на 5 направлений, исходя из направлений общешкольного плана воспитательной работы:
Направления:
- Учебно – познавательная деятельность. Традиции школы.
Цель: воспитание потребности познания окружающего мира средствами различных видов деятельности.
Задачи:
- Создать условия для развития продуктивных приемов и навыков учебной деятельности учащихся;
- Раскрывать индивидуальные способности и развивать способности детей;
- Организовывать внеурочную воспитательную работу с учетом развития самостоятельных возможностей учащихся на данном этапе.
- Нравственно – патриотическое и трудовое воспитание.
Цель: Формирование гражданского самосознания и воспитания чувства коллективизма, товарищества.
Задачи:
- Развитие патриотического чувства.
- Приобщение к нормам и ценностям эстетической и нравственной культуры.
- Укрепление нравственно – этических норм общения.
- Краеведение и экология.
Цель: формирование ориентации на гармонизацию отношений человека с природой.
Задачи:
- Продолжение экологического воспитания учащихся;
- Расширение сферы деятельности экологического направления;
- Побуждение к созидательной творческой деятельности;
- Физкультурно - оздоровительная деятельность. ОБЖ.
Цель: Формирование здорового образа жизни, как компонента общечеловеческой культуры.
Задачи:
- Воспитание и развитие навыков управления своим здоровьем.
- Стимулирование деятельности школьников по самопознанию.
- Формирование у детей потребности в физическом совершенствовании, привлекательности в здоровом образе жизни.
- Работа с родителями.
Цель: Укрепление взаимодействия, взаимопонимания семьи, школы.
Задачи:
- Установление тесного контакта с родителями,
- достижение взаимопонимания по общим проблемам и вопросу их участия в жизни класса и школы.
Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование, открытые мероприятия
Литература:
- Е. Н. Арсенина “Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе” М.: “Глобус”, 2001
- Н. И. Дереклеева “Родительские собрания” М., “Вербум”, 2001.
- Н. И. Дереклеева “Справочник классного руководителя” М.: “Вако”, 2003.
- “Классный руководитель” № 1, 2003.
- М. П. Нечаев “Практика управления воспитанием в школе” М., 2003,
- Е. В. Титова “Если знать, как действовать” М., 1993.
- Л. Н. Яровая “Внеклассные мероприятия” М.: “Вако”, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по воспитательной работе в начальных классах "Волшебные острова"
Программа по воспитательной работе в начальных классах....
Программа по воспитательной работе
Программа по воспитательной работе...
Авторская программа по воспитательной работе"Азбука жизни"
Программа расчитана для проведения воспитательных часов в 1 классе....
Программа по воспитательной работе.
Программа по воспитательной программе соответствует новым требованиям....
Программа по воспитательной работе "Солнечный круг"
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо воспитательной работе«Солнечный круг»учителя начальных классовМОУ СОШ№ 39г.ЧебоксарыКосолаповой Марины Александровны...
презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"
В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....
Комплексная программа по социальной работе 2019-2020 учебный год
Комплексная программа по социальной работе рассчитана на 5 лет и призвана обеспечить комбинированный подход к работе по выявлению обучающихся, нуждающихся в социальной подде...