Комплексная программа по воспитательной работе.
рабочая программа (1 класс) по теме

Турак Наталья федоровна

Данная работа предназначена для учителей начальных классов. В ней представлена комплексная программа по воспитательной работе для учащихся с 1 по 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_turak.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Турак Наталья Федоровна. МБОУ ХМР НОШ п.Горноправдинск, учитель. Комплексная программа по воспитательной работе в начальной школе. 2012г.

Аннотация :

Данная работа предназначена для учителей начальных классов. В ней представлена комплексная программа по воспитательной работе для учащихся с 1 по 4 класс.

          Комплексная программа по воспитательной работе в начальной школе.

Планирование воспитательной работы является  значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Мною была составлена комплексная программа воспитательной работы. По данной программе я работаю уже четвертый год. Программа имеет четкую структуру.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного  адаптироваться к  процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.           Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к  новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.    Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

         С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года  обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

На   втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».

Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.

Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.

Цели и задачи:

         Цели данной программы: обеспечение целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, создание основы для сознательного, обдуманного управления развитием с  учётом возрастных изменений.

 – оказать помощь учителю в непосредственной организации воспитательного процесса. Она предусматривает широкий выбор видов и форм  деятельности младших школьников, конкретизируя результаты каждого года воспитания.

         Пользуясь данной программой, можно найти немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и  активную работу со всеми учащимися класса.  Помочь учащимся раскрыть свои способности, задатки, свою индивидуальность.

    Данная программа решает следующие задачи:

  • Способствовать воспитанию важных личностных качеств младшего школьника: доброты, милосердия, терпимости, уважения другого через учебно-воспитательный процесс;
  • Развивать навыки самопознания, самоорганизации, самоконтроля;
  • Формировать коммуникативные навыки учащихся;
  • Совершенствовать воспитательную работу класса через использование современных педагогических технологий, достижений в области психологии младшего школьника, технологии управления воспитательным процессом;
  • Установить тесное сотрудничество семьи и школы в решении воспитательных задач;
  • Формировать классный коллектив, основываясь на принципах реализуемых данной программой.

 Программа основывается на следующих принципах:

  1. Принцип развития и творчества личности;
  2. Принцип гуманизации и демократизации воспитательных отношений;
  3. Принцип опоры на интересы и потребности учащихся, педагогов, родителей и других участников образовательного процесса;
  4. Принцип ориентации на общечеловеческие ценности и опоры на национальные и местные традиции;
  5. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания учащихся.

Функции:

Данная программа несет в себе следующие функции:

  1. Образовательная, направленная на формирование у детей целостной и научно – обоснованной картины мира.
  2. Воспитательная, содействующая нравственному становлению личности школьника.
  3. Защитная, связанная, прежде всего с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды.
  4. Компенсирующая, предполагающая создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации в таких сферах деятельности, как познание, игра, общение.
  5. Интегрирующая и корректирующая, заключающиеся в том, что при соблюдении определенных условий, класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок, как в классе, так и вне его.

Предполагаемые результаты:

  • вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм; формирование коммуникативных умений и навыков, Предполагаемым результатом данной воспитательной программы  является    формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе  в среднее  образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам. А именно:
  • формирование навыков и привычек нравственного поведения;
  • обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;
  • накопление и обогащение опыта нравственного поведения у детей путем организации их практической деятельности;
  • формирование у детей ответственности за свое здоровье;
  • способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;      Формы проведения мероприятий:
  • беседа
  • классный час
  • рассказы детей, беседа
  • викторина
  • праздник
  • акция
  • конкурсы рисунков, стихов, сочинений
  • экскурсии
  • спортивные праздники
  • игры
  • игра - путешествие
  • конкурс для всей семьи
  • исследовательская работа
  • диагностические исследования
  • семейные викторины
  • классное самоуправление

                                    Этапы  развития воспитательной системы класса

1 класс. «Давайте познакомимся»                         

Для учеников младшего школьного возраста характерны следующие особенности:

   Возникновение и закрепление личностной характеристики ребёнка, которая определяет его успехи в различных видах деятельности; безграничное доверие к взрослым, главным образом родителям и учителям, подчинение и подражание им. Учитывая эти возрастные особенности, организуются мероприятия, которые помогут каждому ребёнку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о своих одноклассниках, найти новых друзей.

Воспитательная работа опирается на доверительные отношения, которые складываются у ребят в семье, поэтому, активно привлекаются родители к делам класса. Это помогает первоклассникам легче перенести адаптационный период при переходе в начальную школу.

Цель воспитательной работы в 1 классе: помочь каждому ребёнку осознать неповторимость своей личности и личности каждого одноклассника

     Задачи:

1.      Изучать интересы, потребности и личностные характеристики каждого ребёнка;

2.      Воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим;

3.      Формировать умения терпимо воспринимать информацию о себе от других

Результат реализации воспитательной программы в 1 классе:

1. Становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам.

2. Формирование собственного поведения в коллективе, характера.

3. Проявление внутренней позиции ученика.

4. Выявление потенциальных возможностей школьников.

2 класс «Учись дружить»

На втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.  Во 2 классе после знакомства друг с другом особое значение приобретают отношения со сверстниками. Для психологического комфорта ребёнка в коллективе необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому воспитательная работа класса направлена на формирование межличностных отношений.

Цель воспитательной работы во 2 классе: формирование межличностных отношений в классном коллективе

     Задачи:

1.      Формировать навыки культуры общения;

2.      Формировать восприятие другого как иного, имеющего право на собственные интересы, потребности, особенности;

3.      Развивать коммуникативные навыки;

4.      Помочь ребёнку осознать роль и значение семьи, воспитать любовь, понимание, сочувствие близким людям.

 Результат реализации воспитательной программы во 2 классе:

1. Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

2. Проявление внутренней позиции.

3. Формирование навыков внутренней позиции.

4. Формирование нравственных понятий

3 класс «Азбука коллективной жизни»

На третьем этапе - умение жить  и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.

Цель воспитательной работы в 3 классе: формирование и развитие чувства сплоченности классного коллектива

Задачи:

1.     Формировать традиций классного коллектива;

2.      Способствовать воспитанию у детей чувства товарищества и дружбы;

3.      Укреплять позитивные межличностные связи в коллективе.

4.      Развивать умения и навыки ведения диалога в семье, цивилизованных способов убеждения другого.

5.      Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Результат реализации воспитательной программы в 3 классе

1. Формирование нравственных понятий.

2. Понимание важнейших общечеловеческих ценностей, таких как дружба, умение ценить и дорожить дружбой.

3. Накопление опыта нравственного поведения.

4. Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение.

4 класс « Вместе мы сила»

На завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный  анализ своей деятельности, поступков.

Цель воспитательной работы в 4 классе: формирование толерантных отношений между детьми, развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться

    Задачи:

1.     Формировать установки на понимание и принятие чужой культуры, чужого      мнения;

2.     Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

Результат реализации воспитательной программы в 4 классе

1. Формирование и развитие положительных общечеловеческих качеств личности.

2. Формирование у детей ответственности за свое здоровье.

3. Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности.

4. Снижение агрессивности в поведении учащихся.

5. Формирование навыков и привычек нравственного поведения.

6. Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных качеств и чувств.

Содержание программы делится на 5 направлений, исходя из направлений  общешкольного плана воспитательной работы:

Направления:

  1. Учебно – познавательная деятельность. Традиции школы.

Цель: воспитание потребности познания окружающего мира средствами различных видов деятельности.

Задачи:

  • Создать условия для развития продуктивных приемов и навыков учебной деятельности учащихся;
  • Раскрывать индивидуальные способности и развивать способности детей;
  • Организовывать внеурочную воспитательную работу с учетом развития самостоятельных возможностей учащихся на данном этапе.
  1. Нравственно – патриотическое и трудовое воспитание.

Цель: Формирование гражданского самосознания и воспитания чувства коллективизма, товарищества.

Задачи:

  • Развитие патриотического чувства.
  • Приобщение к нормам и ценностям эстетической и нравственной культуры.
  • Укрепление нравственно – этических норм общения.
  1. Краеведение и экология.

Цель: формирование ориентации на гармонизацию отношений человека с природой.

Задачи:

  • Продолжение экологического воспитания учащихся;
  • Расширение сферы деятельности экологического направления;
  • Побуждение к созидательной творческой деятельности;
  1. Физкультурно - оздоровительная деятельность. ОБЖ.

Цель: Формирование здорового образа жизни, как компонента общечеловеческой культуры.

Задачи:

  • Воспитание и развитие навыков управления своим здоровьем.
  • Стимулирование деятельности школьников по самопознанию.
  • Формирование у детей потребности в физическом совершенствовании, привлекательности в здоровом образе жизни.
  1. Работа с родителями.

Цель: Укрепление взаимодействия, взаимопонимания семьи, школы.

Задачи:

  • Установление тесного контакта с родителями,
  • достижение взаимопонимания по общим проблемам и вопросу их участия в жизни  класса и школы.

Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование, открытые мероприятия

                     

Литература:

  1. Е. Н. Арсенина “Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе” М.: “Глобус”, 2001
  2. Н. И. Дереклеева “Родительские собрания” М., “Вербум”, 2001.
  3. Н. И. Дереклеева “Справочник классного руководителя” М.: “Вако”, 2003.
  4. “Классный руководитель” № 1, 2003.
  5. М. П. Нечаев “Практика управления воспитанием в школе” М., 2003,
  6. Е. В. Титова “Если знать, как действовать” М., 1993.
  7. Л. Н. Яровая “Внеклассные мероприятия” М.: “Вако”, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по воспитательной работе в начальных классах "Волшебные острова"

Программа по воспитательной работе в начальных классах....

Программа по воспитательной работе

Программа по воспитательной работе...

Авторская программа по воспитательной работе"Азбука жизни"

Программа  расчитана для проведения воспитательных  часов в 1 классе....

Программа по воспитательной работе.

Программа по воспитательной программе соответствует новым требованиям....

Программа по воспитательной работе "Солнечный круг"

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо воспитательной работе«Солнечный круг»учителя начальных классовМОУ СОШ№ 39г.ЧебоксарыКосолаповой Марины Александровны...

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Комплексная программа по социальной работе 2019-2020 учебный год

     Комплексная программа по социальной работе рассчитана на 5 лет и призвана обеспечить комбинированный подход к работе по выявлению обучающихся, нуждающихся в социальной подде...