Комплексная программа по социальной работе 2019-2020 учебный год
рабочая программа

Богданович Марина Александровна

       Комплексная программа по социальной работе рассчитана на 5 лет и призвана обеспечить комбинированный подход к работе по выявлению обучающихся, нуждающихся в социальной поддержке как во время учебного процесса, так и в обеспечении социальной поддержки вне учебно-воспитательного процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnaya_programma_po_sots._rabote_19-20.doc284 КБ

Предварительный просмотр:

 

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14

МИКРОРАЙОНА «ПАВШИНСКАЯ ПОЙМА»

143405, Московская область, г. Красногорск, ул. Игната Титова, дом 5

тел. 8-495-562-13-81, тел./факс 8-498-754-09-13

 Принято:                                                                                                    Утверждаю:

на педагогическом                                                                        Директор МБОУ СОШ №14

совете школы                                                                                                                                                                                    

                                                                                                      ___________Н.С. Грицук

Протокол №       от                  г .                                               Приказ №        от                  г.

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК, СРЕДИ УЧАЩИХСЯ

 МБОУ СОШ №14 г. КРАСНОГОРСКА

Пояснительная записка

        Создание программы по комплексному решению вопросов социальной поддержки учебно-воспитательного процесса вызвано непрерывно возрастающим уровнем социального неблагополучия на территории Московской области, г. Красногорска и МБОУ СОШ №14, в частности.

В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезодаптации детей и подростков. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей (законных представителей) за содержание и воспитание детей. Растет количество безнадзорных подростков. Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация. Перед каждым образовательным учреждением стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков – профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Во все времена предметом заботы учителя являются не только знания учащихся, но и их нравственный облик, культура поведения.

 Представления несовершеннолетнего о морали и праве в силу возрастных причин находятся на вербальном уровне, не являются осознанными регуляторами его поведения. Зависимое положение подростка, мнением и желанием которого мало интересуются, не может не вызывать протеста. Бездуховность и её результат – потребительско-эгоистическое отношение к жизни порождают у многих подростков апатию, безразличие к себе и к другим. В результате преступность среди несовершеннолетних растёт. Находясь в одинаковых, в общем, условиях, далеко не каждый подросток совершает преступление в связи с тем, что существуют ещё и личностные причины противоправного поведения. Это прежде всего особенности ценностных ориентаций подростка, задаваемых микросоциумом в котором развивается растущий организм.

Бесспорно, наиболее значима для подростка его семья, особенности внутрисемейных отношений. Состояние внутрисемейных отношений во многом определяют поведение подростка. Даже борясь с родителями за независимость, подросток демонстрирует всё то, чему он у них научился.

Важнейшей средой приложения сил и понимания собственной значимости для несовершеннолетнего является учёба и работа. Здесь подросток сталкивается с наибольшими жизненными трудностями, от их преодоления зависит его внутреннее состояние. Достижение успеха в учёбе и труде важно для ощущения собственной полноценности. Социальная незрелость подростка часто становится причиной срывов и конфликтов в среде учёбы и труда, может породить у подростка чувство аутсайдерства, влиять на желание любым способом компенсировать неудовлетворённость.

Компенсация неудовлетворённости для трудных подростков – это чаще всего сфера досуга. Не добившись успеха в учёбе, в результате чего не получив возможности заниматься престижным трудом, подросток пытается найти удовлетворение в общении со сверстниками, причём не всегда приемлемыми для общества способами, а часто и совершая преступления.

Помочь подростку найти своё место в жизни, понять его стремления, интересы, дать возможность развиваться его индивидуальности, значит во многом предотвратить преступление. В связи с этим очень важна работа педагогов с теми учащимися и семьями, которые относятся к «группе риска». И эта работа должна проводиться не только в рамках учебно-воспитательного процесса, но и в каникулярное время, а также во внеурочное время.

Анализ совершённых преступлений и правонарушений несовершеннолетними показывает, что основными причинами совершения преступлений, употребления спиртных напитков и ПАВ подростками являются:

  • незанятость большинства несовершеннолетних в свободное время, коммерциализация досуга, уменьшение количества кружков имеющих современные требования подрастающего поколения;
  • отсутствие надлежащего контроля за детьми со стороны многих родителей, распространение пьянства в семьях, увеличение количества неблагополучных и социально-уязвимых семей.
  • разрушение большинства социальных институтов, которые воздействуют на процесс социализации подростка;
  • повышение уровня соматической и психической патологии среди подрастающего поколения.

       На решение всех этих проблем и рассчитана данная программа.        

       Комплексная программа по социальной работе рассчитана на 5 лет и призвана обеспечить комбинированный подход к работе по выявлению обучающихся, нуждающихся в социальной поддержке как во время учебного процесса, так и в обеспечении социальной поддержки вне учебно-воспитательного процесса.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цели:

  • создание условий для социальной и педагогической защиты подростков;
  • создание единой системы досуговой занятости несовершеннолетних во внеурочное время;
  • обеспечение гармонизации процесса первичной социализации подростков;
  • снижение уровня соматической и психической патологии среди обучающихся;
  • налаживание системы ранней идентификации обучающихся, нуждающихся в социальной поддержке;
  • Налаживание системы временного трудоустройства несовершеннолетних.

Задачи программы:

  • создание благоприятного микроклимата для учащихся школы;
  • повышение уровня профилактической работы в школе;
  • активизация просветительской работы среди учащихся и родителей по вопросам воспитания и обучения детей;
  • привлечение учащихся к укреплению правопорядка в школе;
  • повышение самосознания учащихся через разнообразные формы работы;
  • организация досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» и детей из социально-уязвимых семей в каникулярное время;
  • обеспечение социальной защиты прав и интересов несовершеннолетних;
  • социально-психологическая работа по предупреждению правонарушений;
  • коррекционная работа с детьми девиантного и деликвентного поведения;
  • создание внутри школьного и межведомственного банка данных по подросткам «группы риска»;
  • совершенствование системы ранней идентификации обучающихся с чертами девиантного и деликвентного поведения;
  • совершенствование системы профориентационной работы в школе;

Этапы реализации программы

        1   этап - (2017-2018 учебный год) Эмпирический  

Обобщение накопленного теоретического и практического опыта социально-психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса и анализ недостатков существующих методик.            

2   этап - (2018-2019 учебный год) Экспериментальный

Внедрение методик социально-психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в школе.

3 этап - (2019-2022 учебный год) Рефлексия

    Анализ результативности программы. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами. Определение перспектив развития школы в данном направлении.

        

Принципы организации педагогической деятельности

  • Системность и планомерность деятельности.
  • Единый для школы подход к планированию учебно-воспитательного процесса в целом.
  • Сотрудничество педагогов с учащимися и их родителями в достижении воспитательных результатов.
  • Ориентация педагогической деятельности на интересы, потребности и возможности каждого ребёнка.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 Реализация данной программы предлагает наличие четырёх ступеней:

  1. Организационно-подготовительный (сентябрь – октябрь):
  • анализ работы в предыдущем учебном году, изучение состояния правонарушений в школе;
  • выбор задач, форм и методов работы в данном направлении в текущем учебном году;
  • проведение инструктивно-методических совещаний;
  • координация деятельности с различными учреждениями системы профилактики;
  • подготовка материально-технической базы.

2. Механизм реализации этапа программы.

        3. Итогово-аналитический этап:

  • подведение итогов работы, анализ, выявление инновационных       подходов в работе с детьми «группы риска» и социально-уязвимыми семьями.

        4. Корректировка программы в процессе её реализации по мере  

            необходимости.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Кадровый состав: администрация, учителя, учащиеся, родители, инспектор ОПДН, учреждения дополнительного образования, КДНиЗП, органы опеки и попечительства, Управление образования.
  2. Материально - техническая база школы.
  3. Нормативно-правовая и отчетно-бланочная документация по социально-психологическому сопровождению учебно-воспитательного процесса в школе.

НОРМОТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 1. Конституция Российской Федерации.

 2. Конвенция о правах ребенка.

 3. Семейный кодекс РФ.

 4. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО

 5. Закон РФ «Об образовании».

 6. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120.

 8. Устав МБОУ СОШ №14

11. Локальный акт «Положение о постановке учащихся и семей на внутришкольный учет».

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Организационные мероприятия;

  • планирование и корректировка работы по профилактике правонарушений совместно с ОПДН, психологической службой школы;
  • выявление педагогически запущенных школьников;
  • систематическая работа и обновление списка и картотеки «трудных» подростков;
  • участие в районных программах по социально-психологической и воспитательной работе;
  • использование ресурсов системы дополнительного образования и социальных институтов в работе с детьми;
  • своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся.

Работа с учащимися:

  • изучение Устава школы, Конвенции ООН о правах ребёнка и соблюдение этих прав всеми учащимися гимназии;
  • организация труда и отдыха подростков «группы риска» во время каникул, во внеурочное время и интересного досуга в течение года;
  • организация социологических и медицинских исследований подростков на предмет употребления ПАВ;
  • Осуществление педагогической деятельности по воспитанию здорового образа жизни и формированию негативного отношения к вредным привычкам;
  • организация коррекционных занятий для подростков;
  • Посещение на дому
  • Ежедневный контроль классными руководителями за посещаемостью уроков
  • Осуществление правового просвещения обучающихся, использование в целях правового воспитания учащихся предмета «Обществознание». Участие в районных конкурсах и акциях правовой тематики.

Работа с семьёй

  • выявление социально-уязвимых семей. Организация работы с ними;  
  • организация консультаций с привлечением администрации, педагогов, социального педагога и психолога, медработников для родителей;
  • организация встреч родителей со специалистами различных ведомств, занимающихся проблемами воспитания и обучения детей и подростков.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- директор МБОУ СОШ №14

 - заместители директора по ВР;

 - педагоги;

- совет Профилактики;

- методическое объединение классных руководителей;

- психолог;

 - социальный педагог;

 - руководители кружков и секций;

 - родители (законные представители);

 -библиотекарь;

-  инспектор ПДН;

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

1. Высокий уровень медико-психологической компетентности педагогического коллектива школы.

 2. Отсутствие факторов риска потребления ПАВ, алкоголя, наркотических веществ в детско-подростковой среде.

3. Отсутствие фактов вовлечения подростков и детей в преступные деяния, в экстремистские группировки.

 4. Снижение количества детей «группы риска»,  

детей и подростков, поставленных на учет в КДНиЗП и ВШУ.

5. Активное и результативное участие учащихся школы в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, форумах, семинарах, круглых столах.

 6. Сформированный образ выпускника школы, как личности, отличающейся физическим, духовным, нравственным и психологическим здоровьем, имеющей высокое самосознание, ориентированное на человеческие ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными принципами.

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ

Контроль за реализацией Программы осуществляет социальный педагог школы  и основные исполнители.

Механизм реализации программы

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Ожидаемый результат

Раздел 1.

Общие направления (включают защитно-профилактические, компенсаторно-нейтрализующие, стимулирующие здоровье формирующие и здоровье сберегающие технологии)

1.

Поддержание санитарно-гигиенического режима в школе (световой, тепловой, проветривание, состояние мебели, окон)

В течение года

Администрация,

Соблюдение норм СЭН

2.

Эстетическое оформление школы (кабинеты, информационные стенды «ЗОЖ», «Правильное питание», оформление стенда «Наши спортивные достижения»)

В начале учебного года

Администрация, классные руководители, учителя-предметники, заместитель директора по ВР

Формирование взаимоотношений с окружающим миром; соответствие требованиям

3.

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок

Начало учебного года

Заместитель директора по УВР

Соответствие требованиям

4.

Организация полноценного горячего питания в школе, пропаганда правильного питания (беседы, информационные стенды)

В течение года

Классные руководители, социальный педагог

Сохранение здоровья школьников

5.

Проведение медицинских осмотров, вакцинация учащихся и педработников

Ежегодно

Администрация   школы, медицинская сестра

Карта здоровья учащихся, медицинские книжки сотрудников

6.

Вовлечение учащихся в активные занятия физической культурой и спортом в свободное (внеурочное) время; проведение физкультминуток, зарядок перед первым уроком

В течение года

Преподаватели физической культурой, классные руководители

Формирование ЗОЖ

7.

Расширение ассортимента спортивных секций

Ежегодно

Администрация школы

Приобщение большего количества учащихся к ЗОЖ

8.

Работа школьного стадиона (футбольное поле, волейбольная площадка)

Ежегодно

Преподаватели физической культуры, заместители директора по ВР, АХР

Организация активного досуга, проведение спортивных секций

9.

Разработка и осуществление плана на учебный год по организации спортивно-массовых мероприятий

В начале учебного года

Заместитель директора по ВР, преподаватели физической культуры

Организация активного досуга, проведение спортивных секций

10.

Участие в районных, городских и областных соревнованиях

В течение года

Учителя физической культуры, заместитель директора по ВР

Формирование ответственного отношения  учащихся  к здоровью, физическому воспитанию

11.

Создание условий для занятий спортом детям, состоящим на внутришкольном учете, детям «группы риска»

Постоянно

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

Профилактическая  работа среди несовершеннолетних, приобщение детей и подростков к

12.

Оздоровление детей в пришкольном лагере( прогулки и игры на свежем воздухе,    психологические игры и тренинги на снятие психологических «зажимов» и др.)

Июнь

Начальник пришкольного лагеря «Солныщко», вожатые, медсестра, преподаватели физической культуры

Работа ОУ с новым содержанием по оздоровлению учащихся, оздоровление детей в каникулярное время

Раздел 2.

Направления, позволяющие раскрыть информационно-обучающий характер здоровье сберегающих технологий

1.

Отражение в плане воспитательной работы всех классов тематических классных часов, проводимых в течение года

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Систематическая пропаганда ЗОЖ в рамках классных часов

2.

Проведение декады по теме «СПИД», «ЗОЖ», участие в антинаркотической декаде

Декабрь, март, ноябрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители, учителя физической культуры, преподаватель-организатор ОБЖ

Комплексная  пропаганда ЗОЖ

3.

Анкетирование среди учащихся по проблеме наркомании, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ/СПИД, немедицинского потребления ПАВ в 7-11 классах .

Ноябрь

Заместители директора по ВР и социальный педагог, психолог, медработник

Анализ исследований, определение дальнейшей просветительской работы

4.

Консультации родителей учащихся, состоящих на профилактических учетах по проблеме курения, токсикомании и наркомании, обследование условий жизни детей в семьях, где родители злоупотребляют спиртными напитками

В течение года

Социальный педагог, психолог

Повышение компетенции родителей в вопросах алкоголизма,  курения, токсикомании и наркомании

5.

 Организация и проведение совместно с представителями учреждений здравоохранительных и правоохранительных органов единых дней профилактики, декад, месячников, информационно-  пропагандистских мероприятий

В течение года

Зам. директора по ВР, специалисты здравоохранения и правоохранительных органов

Формирование ЗОЖ

7.

Участие в проведении Международного дня борьбы со СПИДом (работа агитбригад, конкурсные сочинения, гимны здоровью, создание мультимедийных презентаций, видеороликов, конкурс плакатов, участие в конкурсах разных уровней, направленных на пропаганду ЗОЖ.

Декабрь

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, учителя ОБЖ, медицинский работник

Приобщение детей к ЗОЖ, реализация возможности вызвать в душе учащихся горячий отклик на глобальные проблемы 21
века

8.

Проведение и участие в конкурсах, выступления агитбригад: «ЮДП», «ДЮПС»

По плану

Заместитель директора по ВР, руководители отрядов

Формирование у учащихся ответственного отношения

9.

Проведение мероприятий, ориентированных на формирование ЗОЖ, его пропаганду, повышения массовости физкультурно-спортивного движения, формирование высокой личной ответственности обучающихся за состоянием здоровья:

- участие в городских спартакиадах, первенствах

В течение года, по плану

Заместитель директора по ВР, учителя физической культуры

Сохранение и укрепление здоровья школьников

10.

Организация и проведение родительских собраний по вопросам профилактики

В течение года, по плану

Заместитель директора по ВР,  классные руководители

Формирование ответственного отношения родителей к

табакокурения, алкоголизма, вредных зависимостей

здоровью детей

11.

Всеобучи для родителей учащихся по темам ЗОЖ, профилактике девиантного поведения и др. темам, касающимся пропаганды здоровья  

По плану классных часов

Администрация, классные руководители

Пропаганда ЗОЖ среди родителей учащихся

12.

Индивидуальные консультации учащихся по вопросам профилактики употребления наркотических веществ

В течение года

Социальный педагог, психолог

Формирование ответственного поведения

13.

Приобщение семьи к проведению совместных спортивных праздников – «Крещенские морозы», Мама, папа, я – здоровая семья»

Январь

Администрация, педагоги физической культуры

Формирование ответственного отношения родителей к здоровью детей, их физическому воспитанию

14.

Анализ занятости учащихся в спортивных секциях и объединениях дополнительного образования

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители преподаватели физической культуры

Создание банка данных

Раздел 3.

Направления, осуществить совместную работу школы и семьи по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних

1

Административные совещания по совместной работе школы и семьи по профилактике суицидального поведения

В течение года

Администрация школы

Информирование педагогического состава о вопросах профилактики суицидального поведения

2

Включение в планы, работу по профилактике суицидального поведения детей-подростков на заседании МО классных руководителей

По плану заседаний МО классных руководителей

Зам. директора по ВР, педагог-психолог

Включение в план классного руководителя мероприятий по суицидальному поведению учащихся

3

Книжные выставки «За здоровый образ жизни», выставки методической литературы по теме: «Профилактика суицидального поведения детей и подростков»

В течение года

Библиотекарь

Формирование ЗОЖ

4

Классный час по теме: «Полезные привычки» 1-4 классы, «Полезные навыки» 5-9 класс, «Полезный выбор» и другие.

В течение года

Классные руководители

Формирование ЗОЖ

5.

Рассмотрение вопросов на совещании при зам.

Сентябрь,

Зам. директора по ВР

Профилактика суицидального

директора по ВР о контроле над организацией профилактических мероприятий, направленных на предупреждение суицидального поведения детей и подростков

октябрь, январь, апрель

поведения

6.

Привлечение обучающихся к проведению акции, выступлению в агитбригадах, созданию рекламы, стенгазет по вопросам пропаганды ценности человеческой жизни

В течение года

Зам. директора по ВР, педагог-организатор, социальный педагог, классные руководители, педагог-организатор

Пропаганда активных форм воспитательной и просветительской работы по формированию ЗОЖ

7.

Создание благоприятных условий для адаптации вновь прибывших детей, вновь принятых на работу работников

В течение года

Администрация школы, педагог-психолог, классные руководители

Повышение успеваемости учащихся и работоспособности педагогического состава

8

Привлечение к профилактической работе попечительского совета, родительских комитетов

По плану

Администрация школы

Взаимодействие школы и родителей

9

Включение в анализ воспитательной работы за 2017-2021 учебный год, в план работы на 2017-2021 учебный год вопросы взаимодействия семьи и школы, в том числе в вопросах профилактики суицидального поведения

Май, август

Зам. директора по ВР

Сотрудничество семей и школы

10.

Включение в раздел годового плана работы школы вопроса о деятельности классных руководителей, социального педагога, педагога-психолога по проведению профилактики суицидального поведения детей-подростков

Август

Администрация школы

Пропаганда активных форм воспитательной и просветительской работы по формированию ЗОЖ

11.

Включение в планы, работы МО классных руководителей вопрос о предупреждении конфликтных ситуаций

Август

Зам. директора по ВР

Приобщение детей к ЗОЖ

12.

Формирование банка данных суицидально ориентированных несовершеннолетних через:

- выявление лиц с повышенным риском суицида;

- разработку для этой группы учащихся комплексы специальных психопрофилактических, психогигиенических мероприятий, их организация и личное участие в их реализации педагога-психолога;

- обучение педагогов, администрации школы формам и методам работы с учащимися «группы риска»;

- оказание учащимся и их

Сентябрь-декабрь

Социальный педагог, педагог-психолог

Изменение жизненной позиции в сторону ценности человеческой жизни

родителям психологической помощи и поддержки.

Раздел 4.

Направления, позволяющие осуществить профилактику ксенофобии и экстремизма в молодежной среде

1.

Рассмотрение на совещании при директоре вопросов профилактики экстремизма, формирование у детей и подростков установок толерантного сознания  

Сентябрь

Заместитель директора по ВР, заместитель директора по безопасности

Формирование отношений с окружающим миром

2.

Напоминание ФЗ от 06.10.2003г №131, от 06.03.06г № 35, от 25.07.02г №114 ,№120 от 24.06.1999

Сентябрь

Директор

Формирование правовой культуры

3.

Проведение разъяснительной работы среди учащихся и родителей

В течение года

Заместитель директора по ВР, заместитель директора по безопасности, учителя ОБЖ

Формирование правовой культуры

4.

Рейды в неблагополучные семьи

В течение года

Заместитель директора по ВР, социальный педагог

Выявление группы риска

5.

Организация и проведение инструктажа летнего оздоровительного  пришкольного лагеря

  Май

Администрация школы

Формирование ЗОЖ

6.

Организация и проведение мероприятий «Внимание – дети!»

Сентябрь - июнь

Заместитель директора по ВР, заместитель директора по безопасности, учителя ОБЖ, классные руководители

Формирование знаний ПДД

7.

Контроль посещаемости учащимися из проблемных семей спортивных секций, кружков

В течение года

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

Формирование ЗОЖ у детей группы риска

8.

Проведение мероприятий, направленных на:

- исключение случаев национальной вражды;

- воспитание толерантности

В течение года

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, психолог, классные руководители, педагог-организатор

Формирование толерантного отношения

9.

Оказание правовой и информационной помощи учащимся, родителям на классных часах, родительских собраниях

В течение года

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, психолог, классные руководители

Систематическая пропаганда ЗОЖ в рамках классных часов и родительских собраний

10.

Проведение тематических праздников:

  • День народного  единства  
  • Международный день толерантности
  • День славянской письменности

4 ноября

 

17 ноября

24 мая

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, педагог-организатор

Формирование взаимоотношений с окружающим миром

  • День родного нерусского языка  

21 февраля

11.

Оформление паспорта безопасности

Сентябрь

Заместитель директора по безопасности

Формирование ответственного отношения к собственной жизни Выявление группы риска

             

План работы по профилактике правонарушений, безнадзорности, вредных привычек

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

1.

Сверка списков обучающихся неблагополучных семей, состоящих на ВШУ, КДН ОДН,  учёте.

Формирование банка данных.

сентябрь

 Кл. руководители, соц. педагог, инспектор ПДН

2.

Сбор информации о детях и семьях, состоящих на разных формах учёта, формирование банка данных. Оформление личного дела учащихся, поставленных на учёт.

В течении года

Кл. руководители, соц. педагог

3.

Контроль за занятостью обучающихся, состоящих на разных формах учёта, в дополнительном образовании

В течении года

Кл. руководители, соц. педагог,

4.

Сбор информации о занятости в каникулярное время обучающихся, состоящих на разных формах учета.

Организация работы по вовлечению учащихся во внешкольные мероприятия.

Перед каникулами (в течение года)

Классные руководители, соц. педагог, зам. директора по ВР,

5.

Рейды по неблагополучным семьям, семьям учащихся группы риска. Обследование условий жизни опекаемых детей (в соответствии с планом, по запросам)

В течении года, ежемесячно

Зам.директора по ВР, классные руководители, соц. педагог

6.

Заседание школьного Совета профилактики.

1 раз в месяц

Председатель СП

7.

Деятельность по программе всеобуча:

-выявление и учет детей, подлежащих обучению в школе (выполнение ФЗ РФ «Об образовании»);

-обследование семей детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и имеющих риск социального сиротства в целях защиты их прав.

Сентябрь, В течение учебного года

Классные руководители, инспектор ПДН, социальный педагог

8.

Оперативное информирование и предоставление статистического материала по состоянию преступности среди обучающихся ОУ.

Сентябрь. апрель

Социальный педагог

9.

Проведение дней профилактики.

Организация работы по правовому просвещению школьников.

В течение года

Зам.директора В.Р

Кл. руководители, инспектор ПДН

10.

Организация диагностической и коррекционной работы с учащимися, состоящими на разных формах учета.

В течение года

Психолог

11.

Организация летнего отдыха учащихся  

Март-май

Зам.директора по ВР, начальник летнего лагеря дневного пребывания, социальный педагог

12.

Организация летнего трудоустройства учащихся, состоящих на учете в ОДН

Май-август

социальный педагог

ПЛАН ПО

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ

ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос.

Изучение причин социальной дезадаптации детей, условий жизни и поведенческих тенденций,

сбор банка данных детей группы «группы риска»

Сентябрь- ноябрь

Соц. педагог, психолог,

классные руководители

2

Проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми «группы риска»

В течение года

Педагог-психолог

3

Оформление психолого-педагогических карт, индивидуальных карт развития на учащихся «группы риска»

В течение года

Педагог-психолог,

Социальный педагог

4

Контроль за успеваемостью, посещаемостью детей «группы риска»

Ежедневно

Кл. руководитель

5

Оформление информационных стендов

1 раз в четверть

Кл. руководитель, Педагог-организатор

6

Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение детей асоциального поведения

В течение года

Психолог.

Соц. педагог

7

Исследование адаптации к школе

Первая четверть

Психолог

8

Классные часы на правовые темы, о правах и ответственности несовершеннолетних, на тему толерантность, ЗОЖ

В течение года

Кл. руководитель,

Инспектор ПДН

9

 Социально-психологическое тестирование детей «группы риска»

ноябрь

Соц. педагог

10

Медицинское тестирование на ПАВ

По плану

Кл. руководитель,

Соц. педагог.

11

- контроль за курильщиками на территории школы;

- проведение профилактических бесед, с просмотром видео с детьми «группы риска».

Темы:

  1. Алкоголь: признать виновным!
  2. Наркотик- знак беды
  3. Вредные привычки
  4. Наше здоровье в наших руках.
  5. Компьютер- враг или друг.
  6. Как найти общий язык с родителями.
  7. ВИЧ: знать, чтобы жить
  8. Агрессия, и что с ней делать?

Каждую четверть

Кл. руководитель,

Соц. педагог.

Педагог-организатор

12

Профориентационная работа

Февраль,

апрель

Социальный педагог,

Психолог.

13

Проведение межведомственных профилактических мероприятий, привлечение к участию детей «группы риска»

По плану

Зам. директора по ВР,

Кл. руководитель, Соц. Педагог

 

14

Организация внеурочной занятости детей «группы риска»

В течении года

Зам. директора по ВР,

Кл. руководитель, Соц. Педагог

15

Проведение классных часов и бесед по вопросам сохранения здоровья

1 раз в четверть

Классные руководители

16

Спортивно-оздоровительные мероприятия:

-привлечение к участию в спортивных соревнованиях,

-кружках и секциях,

В течение года

Зам. директора по ВР., учителя физкультуры

17

Заседания Совета профилактики, Совета ПМПК (комиссия)

1 раз в месяц

Социальный педагог

18

Рейды в семью

1 раз в четверть

Кл. рук.

Соц. педагог

19

Организация летнего отдыха детей «группы риска»

май

Кл. руководитель, зам. директора по ВР

ПЛАН

мероприятий по профилактике суицидального поведения среди обучающихся МБОУ СОШ №14

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Работа с педколлективом

1

Проведение методического объединения для классных руководителей с целью изучения нормативной базы по данному вопросу

Сентябрь

Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог

2

Семинар «Профилактика суицида в школе»

Октябрь

Педагог-психолог

3

Разработка и изготовление информационных листовок, памяток для классных руководителей по профилактике суицида среди обучающихся

Октябрь

Педагог-психолог, социальный педагог

4

Обеспечение классных руководителей начального звена школы памятками «Признаки депрессии у детей. Факторы суицидального риска»

Сентябрь

Педагог-психолог

5

Обеспечение классных руководителей среднего и старшего звена школы памятками «Признаки депрессии у подростков. Факторы суицидального риска»

Сентябрь

Педагог-психолог

6

Методическая работа с классными руководителями начального звена. «Профилактика суицидальных тенденций у детей».  Тематика выступления:

1. Особенности суицидального поведения и статистические данные по суицидальному поведению у детей младше 11 лет.

2. Способы профилактики суицидальных тенденций.

Методические рекомендации по проведению классными руководителями начального звена школы классного часа «Детям о поведении в трудных эмоциональных ситуациях», направленного на формирование жизнеутверждающих установок у детей младше 11 лет.

Ноябрь

Педагог-психолог

7

Методическая работа с классными руководителями среднего и старшего звена школы «Профилактика суицидального поведения у подростков».

Тематика выступления:

1. Особенности суицидального поведения и статистические данные по суицидальному поведению у подростков.

2. Способы профилактики суицидальных тенденций.

Методические рекомендации по проведению классными руководителями среднего и старшего звена школы классного часа «Ценность жизни», направленного на профилактику суицидальных тенденций у подростков и формирование жизнеутверждающих установок.

Ноябрь

Педагог-психолог

Работа с учащимися

8

Распространение информации о работе Службы общероссийского телефона доверия.

Оформление всех учебных кабинетов информационными листовками службы телефона доверия.

Оформление информационного стенда на тему: "Психологическая помощь. Телефон доверия"

Сентябрь

Классные руководители, педагог-психолог

9

 Оформление информационного стенда на тему: "Линия помощи "Дети онлайн". О получении психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования Интернетом или мобильной связью.

Ноябрь

Педагог-психолог, классные руководители

10

Мероприятия, посвященные Международному дню предотвращения суицида.

-  Оформление информационного стенда на тему: "Советы подросткам. Если чувствуешь себя одиноким"

  1. - Оформление информационного стенда на тему: "Советы подросткам. Как бороться с депрессией"

Сентябрь

Педагог-психолог, классные руководители, зам. директора по ВР,

11

Групповая диагностика адаптации учащихся 1-х,5-х,10-х классов

Сентябрь-октябрь

Педагог-психолог

12

Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, проживающих в неблагополучных семьях

В течение учебного года

Классные руководители, соц.педагог,

педагог-психолог

13

Индивидуальная работа с учащимися, имеющими высокий уровень склонности к депрессии

В течение учебного года

Педагог-психолог, классные руководители

14

Индивидуальная работа с дезадаптированными учащимися

В течение учебного года

Педагог-психолог, классные руководители

15

Индивидуальная работа с учащимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию

В течение учебного года

Зам. директора по ВР, соц.педагог, инспектор ПДН, классные руководители, педагог-психолог, медработник.

16

Привлечение учащихся «группы риска» в соответствии с их интересами и способностями к внеурочной деятельности и мероприятиям школы (кружки, секции, спортивные мероприятия, художественная самодеятельность, акции, конкурсы и т.п.),

В течение учебного года

Классные руководители, зам. директора по ВР, педагог-психолог, соц. педагог

17

Регулирование взаимоотношений и конфликтных ситуаций среди обучающихся в общеобразовательном учреждении

В течение учебного года

Администрация, классные руководители, педагог-психолог, служба медиации

18

Организация и проведение классных часов, формирующих у обучающихся такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни».

В течение учебного года

Классные руководители, педагог-психолог

19

Участие в акции «Безопасные окна»

Апрель

 Классные руководители, зам. директора по ВР, соц. педагог

20

Классные часы «Профилактика деструктивного стресса во время подготовки и сдачи экзаменов»

Апрель

Педагог-психолог, классные руководители

21

Оформление информационного стенда на тему: «Экзамены. Как снизить стресс».

Апрель

Педагог-психолог

22

Проведение консультативной помощи учащимся во время подготовки и проведения ОГЭ, ЕГЭ

Апрель-май

Администрация, педагог-психолог

23

Мероприятия, направленные на просвещение учащихся о работе службы телефона доверия:

Оформление информационного стенда на тему: «17 мая - Международный день Детского телефона доверия»

- Классные часы «Телефон доверия»

Май

Педагог-психолог, классные руководители, зам. директора по ВР,

Работа с родителями

24

Выявление семей, в которых практикуется жестокое обращение с детьми

В течение учебного года

Классные руководители, соц.педагог

25

Индивидуальная работа с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию

В течение учебного года

Зам. директора по ВР, соц.педагог, инспектор ПДН, классные руководители, педагог-психолог, медработник.

26

Индивидуальная работа с родителями учащихся, имеющих высокий уровень склонности к депрессии, признаки суицидального поведения

В течение учебного года

Зам. директора по ВР, педагог-психолог, классные руководители, соц.педагог

27

Размещение на сайте школы информации для родителей: «Признаки депрессии у младшего школьного возраста», «Признаки депрессии у подростков  

Сентябрь

Педагог-психолог, разработчики сайта.

28

Размещение на сайте школы информации для родителей: "Психологическая помощь. Линия помощи "Дети онлайн".

Консультирование родителей по теме безопасного использования Интернета и мобильной связи детьми. Оказание помощи родителям, чьи дети которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования Интернетом или мобильной связью (виртуальное преследование, домогательство, грубость, шантаж, мошенничество, несанкционированный доступ к ПК, нежелательный контент и т.д.).

Сентябрь

Педагог-психолог, разработчики сайта.

29

Размещение на сайте школы информации для родителей: «Телефон доверия для детей и родителей»

Сентябрь

Педагог-психолог, разработчики сайта.

30

Просвещение родителей (законных представителей) по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних (родительское собрание)

Апрель

Классные руководители, педагог-психолог

31

Проведение консультативной помощи родителям во время подготовки и проведения ОГЭ, ЕГЭ

Апрель-май

Администрация, педагог-психолог

Взаимодействие с КДН, структурами, ведомствами

32

Незамедлительное информирование комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о выявленных случаях дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения с несовершеннолетними

В течение учебного года

Зам. директора по ВР, соц.педагог

33

Незамедлительное информирование Центр «Созвездие» о случаях выявления суицидальных рисков

В течение учебного года

Зам. директора по ВР, соц.педагог

План работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами на


п/п

Мероприятие

Ответственные

1.

Создание банка данных детей с ОВЗ, детей -инвалидов

Соц.педагог, зам.директора поУВР

2.

Изучение состояния здоровья, возможностей детей с ОВЗ .

Кл.руководитель, соц.педагог,

Медицинская сестра

3.

Разработка ИПРА

Соц.педагог, зам.директора поУВР

4.

Составление программы индивидуального обучения учащихся с ОВЗ, организация обучения на дому, организация дистанционного обучения.

Зам.директора по УВР

5.

 Индивидуальные и групповые консультации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, с детьми на дистанционном обучении.

Педагог-психолог, кл.руководители, учителя-предметники, зам.директора поУВР

6.

Изучение личности учащихся с ОВЗ

Кл.руководитель, психолог

7.

Изучение семьи (семейных отношений) детей с ОВЗ  

Кл.руководитель, Соц.педагог

8.

Изучение интересов и способностей учащихся с ОВЗ

Кл.руководитель, социальный педагог

9.

Вовлечение учащихся с ОВЗ во внеурочную деятельность

Кл.руководитель, зам.директора по ВР

10.

Контроль за организацией питания учащихся с ограниченными возможностями

Соц.педагог

11.

Индивидуальные консультации психолога для родителей детей с ОВЗ.

Педагог-психолог

12.

Изучение уровня адаптации детей с ОВЗ        

Педагог-психолог

 13

Изучение микроклимата в классных коллективах, в которых обучаются дети с ОВЗ.

Кл.руководитель,

педагог-психолог

14

Контроль за успеваемостью детей с ОВЗ. Оказание своевременной помощи в обучении детей с ОВЗ

Кл.руководитель Зам.директора по УВР

 

15

Консультации по вопросам воспитания, социальной адаптации

Педагог-психолог, кл.руководители, соц.педагог

16

Помощь в организации летнего отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями.

Социальный педагог

ПЛАН РАБОТЫ

С ПОДОПЕЧНЫМИ ДЕТЬМИ И ИХ СЕМЬЯМИ

№ П/П

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

1

Уточнение списка подопечных детей, ознакомление классных руководителей

сентябрь

 Классные руководители, соц. педагог, психолог

2

Организация   питания подопечных детей

 сентябрь

Социальный педагог

3

Вовлечение подопечных детей в кружки и секции.

сентябрь

Классные руководители, зам. по ВР

4

Обеспечение подопечных детей учебниками

сентябрь

Классные руководители, администрация

5

Осуществление контроля успеваемости и посещаемости занятий учащимися

ежедневно

Классные руководители

6

Индивидуальное консультирование обучающихся по вопросам прав ребенка

 по запросу

Классные руководители, соц. педагог

7

Консультации опекунов по вопросам воспитания детей

 по запросу

Классные руководители, соц. педагог, психолог

8

Контроль посещения кружков и секций.

1 раз в месяц

классные руководители

9

 Информация опекунов о благополучии и проблемах подопечных

 систематически

 Классные руководители

11

Обследование условий жизни и воспитания подопечных детей.

 по необходимости

Классные руководители, зам. по ВР соц. педагог,

12

Организация летнего отдыха детей

 май- август

Классные руководители, соц. педагог

13

Оказание помощи в летнем трудоустройстве детей  

май- август

Классные руководители, соц. педагог,

14

Проведение медицинских осмотров детей

В течении года

Врачи, школьная мед. сестра

15

Взаимодействие школы с органами социальной защиты, городским отделом опеки и попечительства, ОДН, КДН

 по мере необходимости

Администрация, соц. педагог

Приложение № 1

Рекомендации

по стабилизации преступности при работе с

подростками «группы риска».

Работа по предупреждению правонарушений начинается с выявления «группы риска», которая осуществляется:

  • в результате фронтальной диагностики (адаптация к среднему звену, диагностика по запросу: исследование уровня тревожности, межличностных отношений и т.п.);
  • в результате сотрудничества с социальной службой (это дети из неблагополучных и социально-уязвимых семей);
  • в результате запроса классных руководителей, либо родителей с указанием на снижение успеваемости учащихся, девиантное и деликвентное поведение.

В целях профилактики правонарушений и коррекции тех или иных психологических сфер, с этими учащимися ведётся работа в трёх направлениях:

  1. Составление индивидуальной программы коррекции;
  2. Включение учащегося в различные групповые формы работы;
  3. Работа с семьёй.

С учащимися совершившими правонарушения, работа ведётся в тесном сотрудничестве с социальным педагогом, что обеспечивает полный обмен информацией и наиболее точный социально-психологический портрет личности ученика.

Приложение № 2

Примерная схема работы с этими учащимися:

  1. Информирование психолога социальной службой об учащихся, состоящих на учёте.
  2. Индивидуальная диагностика причин девиантного поведения. (Исследуются все сферы: интеллектуальные способности, особенности личности, межличностные отношения, познавательные процессы);
  3. На основе диагностики составления плана работы с учащимися совместно с социальным педагогом.

План включает следующие направления:

  • индивидуальные и групповые коррекционные занятия с психологом;
  • консультации для классного руководителя и учителей-предметников об особенностях личности учащегося и рассмотрение конкретных стратегий поведения на уроке с учащимися;
  • консультации для родителей или направление в специальные службы для коррекции детско-родительских отношений, т.к. именно эта сторона жизни ребёнка чаще всего является причиной правонарушений и труднее всего поддаётся коррекции.

Такая работа носит длительный характер и направлена на формирование  ценностных ориентаций и переориентации ребёнка, умение сопротивляться воздействию негативных групп, принимать ответственные решения. Ученик по возможности, активно включается в общественную жизнь, кружки, факультативы, что способствует переориентации ценностно-мотивационной сферы ребёнка.

Приложение № 3

Рекомендации

классному руководителю по профилактической работе с трудными подростками.

  1. Проведение ежедневной аналитической деятельности.
  2. Систематическое письменное фиксирование педагогического взаимодействия классного руководителя с учащимися.
  3. Выделение нравственных проблем, существующих в классе у отдельных учеников.
  4. Определение результативных мер воздействия.
  5. Анализ проводимых мероприятий.
  6. Систематический учёт взаимодействия с семьёй.
  7. Выяснение проблем семейного воспитания
  8. Подбор результативных форм работы с семьёй.
  9. Обобщённый анализ за четверть.
  10.  Анализ классным руководителем собственной педагогической деятельности.

Приложение № 4

План работы

с трудными детьми

(примерная схема для классных руководителей)

  1. Индивидуальная работа (формы мероприятий, темы, сроки проведения).
  2. Вовлечение в коллективную деятельность:
  • занятость в свободное время;
  • поручение по классу (разовые, временные постоянные);
  • участие в классных и школьных мероприятиях.
  1. Привлечение специалистов для корректирования отклоняющегося поведения (учреждение, тема, сроки встречи).
  2. Работа с родителями (форма работы, темы, сроки проведения).

 

Дата составления плана                   Подпись классного руководителя

Приложение №5

Основные направления работы школы

 по профилактике правонарушений и преступлений

Система профилактики правонарушений и преступлений учащихся включает в себя 6 основных компонентов:

  1. Выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права, отстающих в учёбе.
  2. Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников.
  3. Составление плана педагогической коррекции личности и устранение причин её нравственной деформации, отклонений в поведении.
  4. Изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми.
  5. Вовлечение трудных учащихся в различные виды деятельности.
  6. Изменение условий семейного воспитания.

В воспитательной работе с учащимися принимают участие:  администрация школы, классные руководители, работники внешкольных детских учреждений, инспектор ОПДН, успех дела во многом зависит от тесного единства между руководством школы, деятельностью педагогов и ученического самоуправления.


  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Галичкина О.В. система работы администрации школы по профилактике наркомании.- Волгоград, «Учитель», 2006
  2. Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам все о наркомании.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005
  3. Ковалько В.И. Здоровье сберегающие технологии: школьник и компьютер.- М., 2007
  4. Лепешева Е. Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников/школьный психолог, №9, 2007
  5. Понамарева Е.А. Коллекция педагогического инструментария \ Методист, №6, 2007. С47 - 48
  6. Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая поддержка // Социальная педагогика  №5,2009
  7. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград, «Учитель», 2005
  8. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М., 2005

                   

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для первого класса (2019-2020 учебный год)

Данный материал содержит рабочие программы для 1 класса ("УМК Школа России"), а также программы внеурочной деятельности и ПДД....

Рабочая программа по математике на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по математие 1 класс...

Комплексная программа воспитательной работы 2019-2020 4 класс

Комплексная программа для 4 класса по воспитательной работе...

Рабочая программа по математике на 2019-2020 учебный год

Перспектива. Математика. Г.В.Дорофеев; Т.Н.Миракова....

План работы социального педагога 2019-2020 уч. год

План работы социального педагога...

Рабочая программа по воспитательной работе 2019-2020 уч.год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с обучающимися  4«Б» класса...

План воспитательной работы 2019 - 2020 учебный год

План воспитательной работы 2019 - 2020 учебный год...