Комплексная программа по социальной работе 2019-2020 учебный год
рабочая программа
Комплексная программа по социальной работе рассчитана на 5 лет и призвана обеспечить комбинированный подход к работе по выявлению обучающихся, нуждающихся в социальной поддержке как во время учебного процесса, так и в обеспечении социальной поддержки вне учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnaya_programma_po_sots._rabote_19-20.doc | 284 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14
МИКРОРАЙОНА «ПАВШИНСКАЯ ПОЙМА»
143405, Московская область, г. Красногорск, ул. Игната Титова, дом 5
тел. 8-495-562-13-81, тел./факс 8-498-754-09-13
Принято: Утверждаю:
на педагогическом Директор МБОУ СОШ №14
совете школы
___________Н.С. Грицук
Протокол № от г . Приказ № от г.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК, СРЕДИ УЧАЩИХСЯ
МБОУ СОШ №14 г. КРАСНОГОРСКА
Пояснительная записка
Создание программы по комплексному решению вопросов социальной поддержки учебно-воспитательного процесса вызвано непрерывно возрастающим уровнем социального неблагополучия на территории Московской области, г. Красногорска и МБОУ СОШ №14, в частности.
В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезодаптации детей и подростков. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей (законных представителей) за содержание и воспитание детей. Растет количество безнадзорных подростков. Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация. Перед каждым образовательным учреждением стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков – профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Во все времена предметом заботы учителя являются не только знания учащихся, но и их нравственный облик, культура поведения.
Представления несовершеннолетнего о морали и праве в силу возрастных причин находятся на вербальном уровне, не являются осознанными регуляторами его поведения. Зависимое положение подростка, мнением и желанием которого мало интересуются, не может не вызывать протеста. Бездуховность и её результат – потребительско-эгоистическое отношение к жизни порождают у многих подростков апатию, безразличие к себе и к другим. В результате преступность среди несовершеннолетних растёт. Находясь в одинаковых, в общем, условиях, далеко не каждый подросток совершает преступление в связи с тем, что существуют ещё и личностные причины противоправного поведения. Это прежде всего особенности ценностных ориентаций подростка, задаваемых микросоциумом в котором развивается растущий организм.
Бесспорно, наиболее значима для подростка его семья, особенности внутрисемейных отношений. Состояние внутрисемейных отношений во многом определяют поведение подростка. Даже борясь с родителями за независимость, подросток демонстрирует всё то, чему он у них научился.
Важнейшей средой приложения сил и понимания собственной значимости для несовершеннолетнего является учёба и работа. Здесь подросток сталкивается с наибольшими жизненными трудностями, от их преодоления зависит его внутреннее состояние. Достижение успеха в учёбе и труде важно для ощущения собственной полноценности. Социальная незрелость подростка часто становится причиной срывов и конфликтов в среде учёбы и труда, может породить у подростка чувство аутсайдерства, влиять на желание любым способом компенсировать неудовлетворённость.
Компенсация неудовлетворённости для трудных подростков – это чаще всего сфера досуга. Не добившись успеха в учёбе, в результате чего не получив возможности заниматься престижным трудом, подросток пытается найти удовлетворение в общении со сверстниками, причём не всегда приемлемыми для общества способами, а часто и совершая преступления.
Помочь подростку найти своё место в жизни, понять его стремления, интересы, дать возможность развиваться его индивидуальности, значит во многом предотвратить преступление. В связи с этим очень важна работа педагогов с теми учащимися и семьями, которые относятся к «группе риска». И эта работа должна проводиться не только в рамках учебно-воспитательного процесса, но и в каникулярное время, а также во внеурочное время.
Анализ совершённых преступлений и правонарушений несовершеннолетними показывает, что основными причинами совершения преступлений, употребления спиртных напитков и ПАВ подростками являются:
- незанятость большинства несовершеннолетних в свободное время, коммерциализация досуга, уменьшение количества кружков имеющих современные требования подрастающего поколения;
- отсутствие надлежащего контроля за детьми со стороны многих родителей, распространение пьянства в семьях, увеличение количества неблагополучных и социально-уязвимых семей.
- разрушение большинства социальных институтов, которые воздействуют на процесс социализации подростка;
- повышение уровня соматической и психической патологии среди подрастающего поколения.
На решение всех этих проблем и рассчитана данная программа.
Комплексная программа по социальной работе рассчитана на 5 лет и призвана обеспечить комбинированный подход к работе по выявлению обучающихся, нуждающихся в социальной поддержке как во время учебного процесса, так и в обеспечении социальной поддержки вне учебно-воспитательного процесса.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели:
- создание условий для социальной и педагогической защиты подростков;
- создание единой системы досуговой занятости несовершеннолетних во внеурочное время;
- обеспечение гармонизации процесса первичной социализации подростков;
- снижение уровня соматической и психической патологии среди обучающихся;
- налаживание системы ранней идентификации обучающихся, нуждающихся в социальной поддержке;
- Налаживание системы временного трудоустройства несовершеннолетних.
Задачи программы:
- создание благоприятного микроклимата для учащихся школы;
- повышение уровня профилактической работы в школе;
- активизация просветительской работы среди учащихся и родителей по вопросам воспитания и обучения детей;
- привлечение учащихся к укреплению правопорядка в школе;
- повышение самосознания учащихся через разнообразные формы работы;
- организация досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» и детей из социально-уязвимых семей в каникулярное время;
- обеспечение социальной защиты прав и интересов несовершеннолетних;
- социально-психологическая работа по предупреждению правонарушений;
- коррекционная работа с детьми девиантного и деликвентного поведения;
- создание внутри школьного и межведомственного банка данных по подросткам «группы риска»;
- совершенствование системы ранней идентификации обучающихся с чертами девиантного и деликвентного поведения;
- совершенствование системы профориентационной работы в школе;
Этапы реализации программы
1 этап - (2017-2018 учебный год) Эмпирический
Обобщение накопленного теоретического и практического опыта социально-психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса и анализ недостатков существующих методик.
2 этап - (2018-2019 учебный год) Экспериментальный
Внедрение методик социально-психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в школе.
3 этап - (2019-2022 учебный год) Рефлексия
Анализ результативности программы. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами. Определение перспектив развития школы в данном направлении.
Принципы организации педагогической деятельности
- Системность и планомерность деятельности.
- Единый для школы подход к планированию учебно-воспитательного процесса в целом.
- Сотрудничество педагогов с учащимися и их родителями в достижении воспитательных результатов.
- Ориентация педагогической деятельности на интересы, потребности и возможности каждого ребёнка.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация данной программы предлагает наличие четырёх ступеней:
- Организационно-подготовительный (сентябрь – октябрь):
- анализ работы в предыдущем учебном году, изучение состояния правонарушений в школе;
- выбор задач, форм и методов работы в данном направлении в текущем учебном году;
- проведение инструктивно-методических совещаний;
- координация деятельности с различными учреждениями системы профилактики;
- подготовка материально-технической базы.
2. Механизм реализации этапа программы.
3. Итогово-аналитический этап:
- подведение итогов работы, анализ, выявление инновационных подходов в работе с детьми «группы риска» и социально-уязвимыми семьями.
4. Корректировка программы в процессе её реализации по мере
необходимости.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Кадровый состав: администрация, учителя, учащиеся, родители, инспектор ОПДН, учреждения дополнительного образования, КДНиЗП, органы опеки и попечительства, Управление образования.
- Материально - техническая база школы.
- Нормативно-правовая и отчетно-бланочная документация по социально-психологическому сопровождению учебно-воспитательного процесса в школе.
НОРМОТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Конституция Российской Федерации.
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Семейный кодекс РФ.
4. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО
5. Закон РФ «Об образовании».
6. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120.
8. Устав МБОУ СОШ №14
11. Локальный акт «Положение о постановке учащихся и семей на внутришкольный учет».
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Организационные мероприятия;
- планирование и корректировка работы по профилактике правонарушений совместно с ОПДН, психологической службой школы;
- выявление педагогически запущенных школьников;
- систематическая работа и обновление списка и картотеки «трудных» подростков;
- участие в районных программах по социально-психологической и воспитательной работе;
- использование ресурсов системы дополнительного образования и социальных институтов в работе с детьми;
- своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся.
Работа с учащимися:
- изучение Устава школы, Конвенции ООН о правах ребёнка и соблюдение этих прав всеми учащимися гимназии;
- организация труда и отдыха подростков «группы риска» во время каникул, во внеурочное время и интересного досуга в течение года;
- организация социологических и медицинских исследований подростков на предмет употребления ПАВ;
- Осуществление педагогической деятельности по воспитанию здорового образа жизни и формированию негативного отношения к вредным привычкам;
- организация коррекционных занятий для подростков;
- Посещение на дому
- Ежедневный контроль классными руководителями за посещаемостью уроков
- Осуществление правового просвещения обучающихся, использование в целях правового воспитания учащихся предмета «Обществознание». Участие в районных конкурсах и акциях правовой тематики.
Работа с семьёй
- выявление социально-уязвимых семей. Организация работы с ними;
- организация консультаций с привлечением администрации, педагогов, социального педагога и психолога, медработников для родителей;
- организация встреч родителей со специалистами различных ведомств, занимающихся проблемами воспитания и обучения детей и подростков.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- директор МБОУ СОШ №14
- заместители директора по ВР;
- педагоги;
- совет Профилактики;
- методическое объединение классных руководителей;
- психолог;
- социальный педагог;
- руководители кружков и секций;
- родители (законные представители);
-библиотекарь;
- инспектор ПДН;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
1. Высокий уровень медико-психологической компетентности педагогического коллектива школы.
2. Отсутствие факторов риска потребления ПАВ, алкоголя, наркотических веществ в детско-подростковой среде.
3. Отсутствие фактов вовлечения подростков и детей в преступные деяния, в экстремистские группировки.
4. Снижение количества детей «группы риска»,
детей и подростков, поставленных на учет в КДНиЗП и ВШУ.
5. Активное и результативное участие учащихся школы в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, форумах, семинарах, круглых столах.
6. Сформированный образ выпускника школы, как личности, отличающейся физическим, духовным, нравственным и психологическим здоровьем, имеющей высокое самосознание, ориентированное на человеческие ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными принципами.
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ
Контроль за реализацией Программы осуществляет социальный педагог школы и основные исполнители.
Механизм реализации программы
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственные | Ожидаемый результат | ||
Раздел 1. Общие направления (включают защитно-профилактические, компенсаторно-нейтрализующие, стимулирующие здоровье формирующие и здоровье сберегающие технологии) | ||||||
1. | Поддержание санитарно-гигиенического режима в школе (световой, тепловой, проветривание, состояние мебели, окон) | В течение года | Администрация, | Соблюдение норм СЭН | ||
2. | Эстетическое оформление школы (кабинеты, информационные стенды «ЗОЖ», «Правильное питание», оформление стенда «Наши спортивные достижения») | В начале учебного года | Администрация, классные руководители, учителя-предметники, заместитель директора по ВР | Формирование взаимоотношений с окружающим миром; соответствие требованиям | ||
3. | Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок | Начало учебного года | Заместитель директора по УВР | Соответствие требованиям | ||
4. | Организация полноценного горячего питания в школе, пропаганда правильного питания (беседы, информационные стенды) | В течение года | Классные руководители, социальный педагог | Сохранение здоровья школьников | ||
5. | Проведение медицинских осмотров, вакцинация учащихся и педработников | Ежегодно | Администрация школы, медицинская сестра | Карта здоровья учащихся, медицинские книжки сотрудников | ||
6. | Вовлечение учащихся в активные занятия физической культурой и спортом в свободное (внеурочное) время; проведение физкультминуток, зарядок перед первым уроком | В течение года | Преподаватели физической культурой, классные руководители | Формирование ЗОЖ | ||
7. | Расширение ассортимента спортивных секций | Ежегодно | Администрация школы | Приобщение большего количества учащихся к ЗОЖ | ||
8. | Работа школьного стадиона (футбольное поле, волейбольная площадка) | Ежегодно | Преподаватели физической культуры, заместители директора по ВР, АХР | Организация активного досуга, проведение спортивных секций | ||
9. | Разработка и осуществление плана на учебный год по организации спортивно-массовых мероприятий | В начале учебного года | Заместитель директора по ВР, преподаватели физической культуры | Организация активного досуга, проведение спортивных секций | ||
10. | Участие в районных, городских и областных соревнованиях | В течение года | Учителя физической культуры, заместитель директора по ВР | Формирование ответственного отношения учащихся к здоровью, физическому воспитанию | ||
11. | Создание условий для занятий спортом детям, состоящим на внутришкольном учете, детям «группы риска» | Постоянно | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители | Профилактическая работа среди несовершеннолетних, приобщение детей и подростков к | ||
12. | Оздоровление детей в пришкольном лагере( прогулки и игры на свежем воздухе, психологические игры и тренинги на снятие психологических «зажимов» и др.) | Июнь | Начальник пришкольного лагеря «Солныщко», вожатые, медсестра, преподаватели физической культуры | Работа ОУ с новым содержанием по оздоровлению учащихся, оздоровление детей в каникулярное время | ||
Раздел 2. Направления, позволяющие раскрыть информационно-обучающий характер здоровье сберегающих технологий | ||||||
1. | Отражение в плане воспитательной работы всех классов тематических классных часов, проводимых в течение года | В течение года | Заместитель директора по ВР, классные руководители | Систематическая пропаганда ЗОЖ в рамках классных часов | ||
2. | Проведение декады по теме «СПИД», «ЗОЖ», участие в антинаркотической декаде | Декабрь, март, ноябрь | Заместитель директора по ВР, классные руководители, учителя физической культуры, преподаватель-организатор ОБЖ | Комплексная пропаганда ЗОЖ | ||
3. | Анкетирование среди учащихся по проблеме наркомании, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ/СПИД, немедицинского потребления ПАВ в 7-11 классах . | Ноябрь | Заместители директора по ВР и социальный педагог, психолог, медработник | Анализ исследований, определение дальнейшей просветительской работы | ||
4. | Консультации родителей учащихся, состоящих на профилактических учетах по проблеме курения, токсикомании и наркомании, обследование условий жизни детей в семьях, где родители злоупотребляют спиртными напитками | В течение года | Социальный педагог, психолог | Повышение компетенции родителей в вопросах алкоголизма, курения, токсикомании и наркомании | ||
5. | Организация и проведение совместно с представителями учреждений здравоохранительных и правоохранительных органов единых дней профилактики, декад, месячников, информационно- пропагандистских мероприятий | В течение года | Зам. директора по ВР, специалисты здравоохранения и правоохранительных органов | Формирование ЗОЖ | ||
7. | Участие в проведении Международного дня борьбы со СПИДом (работа агитбригад, конкурсные сочинения, гимны здоровью, создание мультимедийных презентаций, видеороликов, конкурс плакатов, участие в конкурсах разных уровней, направленных на пропаганду ЗОЖ. | Декабрь | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, учителя ОБЖ, медицинский работник | Приобщение детей к ЗОЖ, реализация возможности вызвать в душе учащихся горячий отклик на глобальные проблемы 21 | ||
8. | Проведение и участие в конкурсах, выступления агитбригад: «ЮДП», «ДЮПС» | По плану | Заместитель директора по ВР, руководители отрядов | Формирование у учащихся ответственного отношения | ||
9. | Проведение мероприятий, ориентированных на формирование ЗОЖ, его пропаганду, повышения массовости физкультурно-спортивного движения, формирование высокой личной ответственности обучающихся за состоянием здоровья: - участие в городских спартакиадах, первенствах | В течение года, по плану | Заместитель директора по ВР, учителя физической культуры | Сохранение и укрепление здоровья школьников | ||
10. | Организация и проведение родительских собраний по вопросам профилактики | В течение года, по плану | Заместитель директора по ВР, классные руководители | Формирование ответственного отношения родителей к | ||
табакокурения, алкоголизма, вредных зависимостей | здоровью детей | |||||
11. | Всеобучи для родителей учащихся по темам ЗОЖ, профилактике девиантного поведения и др. темам, касающимся пропаганды здоровья | По плану классных часов | Администрация, классные руководители | Пропаганда ЗОЖ среди родителей учащихся | ||
12. | Индивидуальные консультации учащихся по вопросам профилактики употребления наркотических веществ | В течение года | Социальный педагог, психолог | Формирование ответственного поведения | ||
13. | Приобщение семьи к проведению совместных спортивных праздников – «Крещенские морозы», Мама, папа, я – здоровая семья» | Январь | Администрация, педагоги физической культуры | Формирование ответственного отношения родителей к здоровью детей, их физическому воспитанию | ||
14. | Анализ занятости учащихся в спортивных секциях и объединениях дополнительного образования | В течение года | Заместитель директора по ВР, классные руководители преподаватели физической культуры | Создание банка данных | ||
Раздел 3. Направления, осуществить совместную работу школы и семьи по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних | ||||||
1 | Административные совещания по совместной работе школы и семьи по профилактике суицидального поведения | В течение года | Администрация школы | Информирование педагогического состава о вопросах профилактики суицидального поведения | ||
2 | Включение в планы, работу по профилактике суицидального поведения детей-подростков на заседании МО классных руководителей | По плану заседаний МО классных руководителей | Зам. директора по ВР, педагог-психолог | Включение в план классного руководителя мероприятий по суицидальному поведению учащихся | ||
3 | Книжные выставки «За здоровый образ жизни», выставки методической литературы по теме: «Профилактика суицидального поведения детей и подростков» | В течение года | Библиотекарь | Формирование ЗОЖ | ||
4 | Классный час по теме: «Полезные привычки» 1-4 классы, «Полезные навыки» 5-9 класс, «Полезный выбор» и другие. | В течение года | Классные руководители | Формирование ЗОЖ | ||
5. | Рассмотрение вопросов на совещании при зам. | Сентябрь, | Зам. директора по ВР | Профилактика суицидального | ||
директора по ВР о контроле над организацией профилактических мероприятий, направленных на предупреждение суицидального поведения детей и подростков | октябрь, январь, апрель | поведения | ||||
6. | Привлечение обучающихся к проведению акции, выступлению в агитбригадах, созданию рекламы, стенгазет по вопросам пропаганды ценности человеческой жизни | В течение года | Зам. директора по ВР, педагог-организатор, социальный педагог, классные руководители, педагог-организатор | Пропаганда активных форм воспитательной и просветительской работы по формированию ЗОЖ | ||
7. | Создание благоприятных условий для адаптации вновь прибывших детей, вновь принятых на работу работников | В течение года | Администрация школы, педагог-психолог, классные руководители | Повышение успеваемости учащихся и работоспособности педагогического состава | ||
8 | Привлечение к профилактической работе попечительского совета, родительских комитетов | По плану | Администрация школы | Взаимодействие школы и родителей | ||
9 | Включение в анализ воспитательной работы за 2017-2021 учебный год, в план работы на 2017-2021 учебный год вопросы взаимодействия семьи и школы, в том числе в вопросах профилактики суицидального поведения | Май, август | Зам. директора по ВР | Сотрудничество семей и школы | ||
10. | Включение в раздел годового плана работы школы вопроса о деятельности классных руководителей, социального педагога, педагога-психолога по проведению профилактики суицидального поведения детей-подростков | Август | Администрация школы | Пропаганда активных форм воспитательной и просветительской работы по формированию ЗОЖ | ||
11. | Включение в планы, работы МО классных руководителей вопрос о предупреждении конфликтных ситуаций | Август | Зам. директора по ВР | Приобщение детей к ЗОЖ | ||
12. | Формирование банка данных суицидально ориентированных несовершеннолетних через: - выявление лиц с повышенным риском суицида; - разработку для этой группы учащихся комплексы специальных психопрофилактических, психогигиенических мероприятий, их организация и личное участие в их реализации педагога-психолога; - обучение педагогов, администрации школы формам и методам работы с учащимися «группы риска»; - оказание учащимся и их | Сентябрь-декабрь | Социальный педагог, педагог-психолог | Изменение жизненной позиции в сторону ценности человеческой жизни | ||
родителям психологической помощи и поддержки. | ||||||
Раздел 4. Направления, позволяющие осуществить профилактику ксенофобии и экстремизма в молодежной среде | ||||||
1. | Рассмотрение на совещании при директоре вопросов профилактики экстремизма, формирование у детей и подростков установок толерантного сознания | Сентябрь | Заместитель директора по ВР, заместитель директора по безопасности | Формирование отношений с окружающим миром | ||
2. | Напоминание ФЗ от 06.10.2003г №131, от 06.03.06г № 35, от 25.07.02г №114 ,№120 от 24.06.1999 | Сентябрь | Директор | Формирование правовой культуры | ||
3. | Проведение разъяснительной работы среди учащихся и родителей | В течение года | Заместитель директора по ВР, заместитель директора по безопасности, учителя ОБЖ | Формирование правовой культуры | ||
4. | Рейды в неблагополучные семьи | В течение года | Заместитель директора по ВР, социальный педагог | Выявление группы риска | ||
5. | Организация и проведение инструктажа летнего оздоровительного пришкольного лагеря | Май | Администрация школы | Формирование ЗОЖ | ||
6. | Организация и проведение мероприятий «Внимание – дети!» | Сентябрь - июнь | Заместитель директора по ВР, заместитель директора по безопасности, учителя ОБЖ, классные руководители | Формирование знаний ПДД | ||
7. | Контроль посещаемости учащимися из проблемных семей спортивных секций, кружков | В течение года | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители | Формирование ЗОЖ у детей группы риска | ||
8. | Проведение мероприятий, направленных на: - исключение случаев национальной вражды; - воспитание толерантности | В течение года | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, психолог, классные руководители, педагог-организатор | Формирование толерантного отношения | ||
9. | Оказание правовой и информационной помощи учащимся, родителям на классных часах, родительских собраниях | В течение года | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, психолог, классные руководители | Систематическая пропаганда ЗОЖ в рамках классных часов и родительских собраний | ||
10. | Проведение тематических праздников:
| 4 ноября
17 ноября 24 мая | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, педагог-организатор | Формирование взаимоотношений с окружающим миром | ||
| 21 февраля | |||||
11. | Оформление паспорта безопасности | Сентябрь | Заместитель директора по безопасности | Формирование ответственного отношения к собственной жизни Выявление группы риска |
План работы по профилактике правонарушений, безнадзорности, вредных привычек
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Сверка списков обучающихся неблагополучных семей, состоящих на ВШУ, КДН ОДН, учёте. Формирование банка данных. | сентябрь | Кл. руководители, соц. педагог, инспектор ПДН |
2. | Сбор информации о детях и семьях, состоящих на разных формах учёта, формирование банка данных. Оформление личного дела учащихся, поставленных на учёт. | В течении года | Кл. руководители, соц. педагог |
3. | Контроль за занятостью обучающихся, состоящих на разных формах учёта, в дополнительном образовании | В течении года | Кл. руководители, соц. педагог, |
4. | Сбор информации о занятости в каникулярное время обучающихся, состоящих на разных формах учета. Организация работы по вовлечению учащихся во внешкольные мероприятия. | Перед каникулами (в течение года) | Классные руководители, соц. педагог, зам. директора по ВР, |
5. | Рейды по неблагополучным семьям, семьям учащихся группы риска. Обследование условий жизни опекаемых детей (в соответствии с планом, по запросам) | В течении года, ежемесячно | Зам.директора по ВР, классные руководители, соц. педагог |
6. | Заседание школьного Совета профилактики. | 1 раз в месяц | Председатель СП |
7. | Деятельность по программе всеобуча: -выявление и учет детей, подлежащих обучению в школе (выполнение ФЗ РФ «Об образовании»); -обследование семей детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и имеющих риск социального сиротства в целях защиты их прав. | Сентябрь, В течение учебного года | Классные руководители, инспектор ПДН, социальный педагог |
8. | Оперативное информирование и предоставление статистического материала по состоянию преступности среди обучающихся ОУ. | Сентябрь. апрель | Социальный педагог |
9. | Проведение дней профилактики. Организация работы по правовому просвещению школьников. | В течение года | Зам.директора В.Р Кл. руководители, инспектор ПДН |
10. | Организация диагностической и коррекционной работы с учащимися, состоящими на разных формах учета. | В течение года | Психолог |
11. | Организация летнего отдыха учащихся | Март-май | Зам.директора по ВР, начальник летнего лагеря дневного пребывания, социальный педагог |
12. | Организация летнего трудоустройства учащихся, состоящих на учете в ОДН | Май-август | социальный педагог |
ПЛАН ПО
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ
ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1 | Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос. Изучение причин социальной дезадаптации детей, условий жизни и поведенческих тенденций, сбор банка данных детей группы «группы риска» | Сентябрь- ноябрь | Соц. педагог, психолог, классные руководители |
2 | Проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми «группы риска» | В течение года | Педагог-психолог |
3 | Оформление психолого-педагогических карт, индивидуальных карт развития на учащихся «группы риска» | В течение года | Педагог-психолог, Социальный педагог |
4 | Контроль за успеваемостью, посещаемостью детей «группы риска» | Ежедневно | Кл. руководитель |
5 | Оформление информационных стендов | 1 раз в четверть | Кл. руководитель, Педагог-организатор |
6 | Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение детей асоциального поведения | В течение года | Психолог. Соц. педагог |
7 | Исследование адаптации к школе | Первая четверть | Психолог |
8 | Классные часы на правовые темы, о правах и ответственности несовершеннолетних, на тему толерантность, ЗОЖ | В течение года | Кл. руководитель, Инспектор ПДН |
9 | Социально-психологическое тестирование детей «группы риска» | ноябрь | Соц. педагог |
10 | Медицинское тестирование на ПАВ | По плану | Кл. руководитель, Соц. педагог. |
11 | - контроль за курильщиками на территории школы; - проведение профилактических бесед, с просмотром видео с детьми «группы риска». Темы:
| Каждую четверть | Кл. руководитель, Соц. педагог. Педагог-организатор |
12 | Профориентационная работа | Февраль, апрель | Социальный педагог, Психолог. |
13 | Проведение межведомственных профилактических мероприятий, привлечение к участию детей «группы риска» | По плану | Зам. директора по ВР, Кл. руководитель, Соц. Педагог
|
14 | Организация внеурочной занятости детей «группы риска» | В течении года | Зам. директора по ВР, Кл. руководитель, Соц. Педагог |
15 | Проведение классных часов и бесед по вопросам сохранения здоровья | 1 раз в четверть | Классные руководители |
16 | Спортивно-оздоровительные мероприятия: -привлечение к участию в спортивных соревнованиях, -кружках и секциях, | В течение года | Зам. директора по ВР., учителя физкультуры |
17 | Заседания Совета профилактики, Совета ПМПК (комиссия) | 1 раз в месяц | Социальный педагог |
18 | Рейды в семью | 1 раз в четверть | Кл. рук. Соц. педагог |
19 | Организация летнего отдыха детей «группы риска» | май | Кл. руководитель, зам. директора по ВР |
ПЛАН
мероприятий по профилактике суицидального поведения среди обучающихся МБОУ СОШ №14
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
Работа с педколлективом | |||
1 | Проведение методического объединения для классных руководителей с целью изучения нормативной базы по данному вопросу | Сентябрь | Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог |
2 | Семинар «Профилактика суицида в школе» | Октябрь | Педагог-психолог |
3 | Разработка и изготовление информационных листовок, памяток для классных руководителей по профилактике суицида среди обучающихся | Октябрь | Педагог-психолог, социальный педагог |
4 | Обеспечение классных руководителей начального звена школы памятками «Признаки депрессии у детей. Факторы суицидального риска» | Сентябрь | Педагог-психолог |
5 | Обеспечение классных руководителей среднего и старшего звена школы памятками «Признаки депрессии у подростков. Факторы суицидального риска» | Сентябрь | Педагог-психолог |
6 | Методическая работа с классными руководителями начального звена. «Профилактика суицидальных тенденций у детей». Тематика выступления: 1. Особенности суицидального поведения и статистические данные по суицидальному поведению у детей младше 11 лет. 2. Способы профилактики суицидальных тенденций. Методические рекомендации по проведению классными руководителями начального звена школы классного часа «Детям о поведении в трудных эмоциональных ситуациях», направленного на формирование жизнеутверждающих установок у детей младше 11 лет. | Ноябрь | Педагог-психолог |
7 | Методическая работа с классными руководителями среднего и старшего звена школы «Профилактика суицидального поведения у подростков». Тематика выступления: 1. Особенности суицидального поведения и статистические данные по суицидальному поведению у подростков. 2. Способы профилактики суицидальных тенденций. Методические рекомендации по проведению классными руководителями среднего и старшего звена школы классного часа «Ценность жизни», направленного на профилактику суицидальных тенденций у подростков и формирование жизнеутверждающих установок. | Ноябрь | Педагог-психолог |
Работа с учащимися | |||
8 | Распространение информации о работе Службы общероссийского телефона доверия. Оформление всех учебных кабинетов информационными листовками службы телефона доверия. Оформление информационного стенда на тему: "Психологическая помощь. Телефон доверия" | Сентябрь | Классные руководители, педагог-психолог |
9 | Оформление информационного стенда на тему: "Линия помощи "Дети онлайн". О получении психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования Интернетом или мобильной связью. | Ноябрь | Педагог-психолог, классные руководители |
10 | Мероприятия, посвященные Международному дню предотвращения суицида. - Оформление информационного стенда на тему: "Советы подросткам. Если чувствуешь себя одиноким"
| Сентябрь | Педагог-психолог, классные руководители, зам. директора по ВР, |
11 | Групповая диагностика адаптации учащихся 1-х,5-х,10-х классов | Сентябрь-октябрь | Педагог-психолог |
12 | Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, проживающих в неблагополучных семьях | В течение учебного года | Классные руководители, соц.педагог, педагог-психолог |
13 | Индивидуальная работа с учащимися, имеющими высокий уровень склонности к депрессии | В течение учебного года | Педагог-психолог, классные руководители |
14 | Индивидуальная работа с дезадаптированными учащимися | В течение учебного года | Педагог-психолог, классные руководители |
15 | Индивидуальная работа с учащимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию | В течение учебного года | Зам. директора по ВР, соц.педагог, инспектор ПДН, классные руководители, педагог-психолог, медработник. |
16 | Привлечение учащихся «группы риска» в соответствии с их интересами и способностями к внеурочной деятельности и мероприятиям школы (кружки, секции, спортивные мероприятия, художественная самодеятельность, акции, конкурсы и т.п.), | В течение учебного года | Классные руководители, зам. директора по ВР, педагог-психолог, соц. педагог |
17 | Регулирование взаимоотношений и конфликтных ситуаций среди обучающихся в общеобразовательном учреждении | В течение учебного года | Администрация, классные руководители, педагог-психолог, служба медиации |
18 | Организация и проведение классных часов, формирующих у обучающихся такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни». | В течение учебного года | Классные руководители, педагог-психолог |
19 | Участие в акции «Безопасные окна» | Апрель | Классные руководители, зам. директора по ВР, соц. педагог |
20 | Классные часы «Профилактика деструктивного стресса во время подготовки и сдачи экзаменов» | Апрель | Педагог-психолог, классные руководители |
21 | Оформление информационного стенда на тему: «Экзамены. Как снизить стресс». | Апрель | Педагог-психолог |
22 | Проведение консультативной помощи учащимся во время подготовки и проведения ОГЭ, ЕГЭ | Апрель-май | Администрация, педагог-психолог |
23 | Мероприятия, направленные на просвещение учащихся о работе службы телефона доверия: Оформление информационного стенда на тему: «17 мая - Международный день Детского телефона доверия» - Классные часы «Телефон доверия» | Май | Педагог-психолог, классные руководители, зам. директора по ВР, |
Работа с родителями | |||
24 | Выявление семей, в которых практикуется жестокое обращение с детьми | В течение учебного года | Классные руководители, соц.педагог |
25 | Индивидуальная работа с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию | В течение учебного года | Зам. директора по ВР, соц.педагог, инспектор ПДН, классные руководители, педагог-психолог, медработник. |
26 | Индивидуальная работа с родителями учащихся, имеющих высокий уровень склонности к депрессии, признаки суицидального поведения | В течение учебного года | Зам. директора по ВР, педагог-психолог, классные руководители, соц.педагог |
27 | Размещение на сайте школы информации для родителей: «Признаки депрессии у младшего школьного возраста», «Признаки депрессии у подростков | Сентябрь | Педагог-психолог, разработчики сайта. |
28 | Размещение на сайте школы информации для родителей: "Психологическая помощь. Линия помощи "Дети онлайн". Консультирование родителей по теме безопасного использования Интернета и мобильной связи детьми. Оказание помощи родителям, чьи дети которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования Интернетом или мобильной связью (виртуальное преследование, домогательство, грубость, шантаж, мошенничество, несанкционированный доступ к ПК, нежелательный контент и т.д.). | Сентябрь | Педагог-психолог, разработчики сайта. |
29 | Размещение на сайте школы информации для родителей: «Телефон доверия для детей и родителей» | Сентябрь | Педагог-психолог, разработчики сайта. |
30 | Просвещение родителей (законных представителей) по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних (родительское собрание) | Апрель | Классные руководители, педагог-психолог |
31 | Проведение консультативной помощи родителям во время подготовки и проведения ОГЭ, ЕГЭ | Апрель-май | Администрация, педагог-психолог |
Взаимодействие с КДН, структурами, ведомствами | |||
32 | Незамедлительное информирование комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о выявленных случаях дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения с несовершеннолетними | В течение учебного года | Зам. директора по ВР, соц.педагог |
33 | Незамедлительное информирование Центр «Созвездие» о случаях выявления суицидальных рисков | В течение учебного года | Зам. директора по ВР, соц.педагог |
План работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами на
№ п/п | Мероприятие | Ответственные |
1. | Создание банка данных детей с ОВЗ, детей -инвалидов | Соц.педагог, зам.директора поУВР |
2. | Изучение состояния здоровья, возможностей детей с ОВЗ . | Кл.руководитель, соц.педагог, Медицинская сестра |
3. | Разработка ИПРА | Соц.педагог, зам.директора поУВР |
4. | Составление программы индивидуального обучения учащихся с ОВЗ, организация обучения на дому, организация дистанционного обучения. | Зам.директора по УВР |
5. | Индивидуальные и групповые консультации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, с детьми на дистанционном обучении. | Педагог-психолог, кл.руководители, учителя-предметники, зам.директора поУВР |
6. | Изучение личности учащихся с ОВЗ | Кл.руководитель, психолог |
7. | Изучение семьи (семейных отношений) детей с ОВЗ | Кл.руководитель, Соц.педагог |
8. | Изучение интересов и способностей учащихся с ОВЗ | Кл.руководитель, социальный педагог |
9. | Вовлечение учащихся с ОВЗ во внеурочную деятельность | Кл.руководитель, зам.директора по ВР |
10. | Контроль за организацией питания учащихся с ограниченными возможностями | Соц.педагог |
11. | Индивидуальные консультации психолога для родителей детей с ОВЗ. | Педагог-психолог |
12. | Изучение уровня адаптации детей с ОВЗ | Педагог-психолог |
13 | Изучение микроклимата в классных коллективах, в которых обучаются дети с ОВЗ. | Кл.руководитель, педагог-психолог |
14 | Контроль за успеваемостью детей с ОВЗ. Оказание своевременной помощи в обучении детей с ОВЗ | Кл.руководитель Зам.директора по УВР
|
15 | Консультации по вопросам воспитания, социальной адаптации | Педагог-психолог, кл.руководители, соц.педагог |
16 | Помощь в организации летнего отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями. | Социальный педагог |
ПЛАН РАБОТЫ
С ПОДОПЕЧНЫМИ ДЕТЬМИ И ИХ СЕМЬЯМИ
№ П/П | МЕРОПРИЯТИЯ | СРОКИ | ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
1 | Уточнение списка подопечных детей, ознакомление классных руководителей | сентябрь | Классные руководители, соц. педагог, психолог |
2 | Организация питания подопечных детей | сентябрь | Социальный педагог |
3 | Вовлечение подопечных детей в кружки и секции. | сентябрь | Классные руководители, зам. по ВР |
4 | Обеспечение подопечных детей учебниками | сентябрь | Классные руководители, администрация |
5 | Осуществление контроля успеваемости и посещаемости занятий учащимися | ежедневно | Классные руководители |
6 | Индивидуальное консультирование обучающихся по вопросам прав ребенка | по запросу | Классные руководители, соц. педагог |
7 | Консультации опекунов по вопросам воспитания детей | по запросу | Классные руководители, соц. педагог, психолог |
8 | Контроль посещения кружков и секций. | 1 раз в месяц | классные руководители |
9 | Информация опекунов о благополучии и проблемах подопечных | систематически | Классные руководители |
11 | Обследование условий жизни и воспитания подопечных детей. | по необходимости | Классные руководители, зам. по ВР соц. педагог, |
12 | Организация летнего отдыха детей | май- август | Классные руководители, соц. педагог |
13 | Оказание помощи в летнем трудоустройстве детей | май- август | Классные руководители, соц. педагог, |
14 | Проведение медицинских осмотров детей | В течении года | Врачи, школьная мед. сестра |
15 | Взаимодействие школы с органами социальной защиты, городским отделом опеки и попечительства, ОДН, КДН | по мере необходимости | Администрация, соц. педагог |
Приложение № 1
Рекомендации
по стабилизации преступности при работе с
подростками «группы риска».
Работа по предупреждению правонарушений начинается с выявления «группы риска», которая осуществляется:
- в результате фронтальной диагностики (адаптация к среднему звену, диагностика по запросу: исследование уровня тревожности, межличностных отношений и т.п.);
- в результате сотрудничества с социальной службой (это дети из неблагополучных и социально-уязвимых семей);
- в результате запроса классных руководителей, либо родителей с указанием на снижение успеваемости учащихся, девиантное и деликвентное поведение.
В целях профилактики правонарушений и коррекции тех или иных психологических сфер, с этими учащимися ведётся работа в трёх направлениях:
- Составление индивидуальной программы коррекции;
- Включение учащегося в различные групповые формы работы;
- Работа с семьёй.
С учащимися совершившими правонарушения, работа ведётся в тесном сотрудничестве с социальным педагогом, что обеспечивает полный обмен информацией и наиболее точный социально-психологический портрет личности ученика.
Приложение № 2
Примерная схема работы с этими учащимися:
- Информирование психолога социальной службой об учащихся, состоящих на учёте.
- Индивидуальная диагностика причин девиантного поведения. (Исследуются все сферы: интеллектуальные способности, особенности личности, межличностные отношения, познавательные процессы);
- На основе диагностики составления плана работы с учащимися совместно с социальным педагогом.
План включает следующие направления:
- индивидуальные и групповые коррекционные занятия с психологом;
- консультации для классного руководителя и учителей-предметников об особенностях личности учащегося и рассмотрение конкретных стратегий поведения на уроке с учащимися;
- консультации для родителей или направление в специальные службы для коррекции детско-родительских отношений, т.к. именно эта сторона жизни ребёнка чаще всего является причиной правонарушений и труднее всего поддаётся коррекции.
Такая работа носит длительный характер и направлена на формирование ценностных ориентаций и переориентации ребёнка, умение сопротивляться воздействию негативных групп, принимать ответственные решения. Ученик по возможности, активно включается в общественную жизнь, кружки, факультативы, что способствует переориентации ценностно-мотивационной сферы ребёнка.
Приложение № 3
Рекомендации
классному руководителю по профилактической работе с трудными подростками.
- Проведение ежедневной аналитической деятельности.
- Систематическое письменное фиксирование педагогического взаимодействия классного руководителя с учащимися.
- Выделение нравственных проблем, существующих в классе у отдельных учеников.
- Определение результативных мер воздействия.
- Анализ проводимых мероприятий.
- Систематический учёт взаимодействия с семьёй.
- Выяснение проблем семейного воспитания
- Подбор результативных форм работы с семьёй.
- Обобщённый анализ за четверть.
- Анализ классным руководителем собственной педагогической деятельности.
Приложение № 4
План работы
с трудными детьми
(примерная схема для классных руководителей)
- Индивидуальная работа (формы мероприятий, темы, сроки проведения).
- Вовлечение в коллективную деятельность:
- занятость в свободное время;
- поручение по классу (разовые, временные постоянные);
- участие в классных и школьных мероприятиях.
- Привлечение специалистов для корректирования отклоняющегося поведения (учреждение, тема, сроки встречи).
- Работа с родителями (форма работы, темы, сроки проведения).
Дата составления плана Подпись классного руководителя
Приложение №5
Основные направления работы школы
по профилактике правонарушений и преступлений
Система профилактики правонарушений и преступлений учащихся включает в себя 6 основных компонентов:
- Выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права, отстающих в учёбе.
- Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников.
- Составление плана педагогической коррекции личности и устранение причин её нравственной деформации, отклонений в поведении.
- Изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми.
- Вовлечение трудных учащихся в различные виды деятельности.
- Изменение условий семейного воспитания.
В воспитательной работе с учащимися принимают участие: администрация школы, классные руководители, работники внешкольных детских учреждений, инспектор ОПДН, успех дела во многом зависит от тесного единства между руководством школы, деятельностью педагогов и ученического самоуправления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Галичкина О.В. система работы администрации школы по профилактике наркомании.- Волгоград, «Учитель», 2006
- Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам все о наркомании.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005
- Ковалько В.И. Здоровье сберегающие технологии: школьник и компьютер.- М., 2007
- Лепешева Е. Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников/школьный психолог, №9, 2007
- Понамарева Е.А. Коллекция педагогического инструментария \ Методист, №6, 2007. С47 - 48
- Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая поддержка // Социальная педагогика №5,2009
- Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград, «Учитель», 2005
- Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М., 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для первого класса (2019-2020 учебный год)
Данный материал содержит рабочие программы для 1 класса ("УМК Школа России"), а также программы внеурочной деятельности и ПДД....
Рабочая программа по математике на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по математие 1 класс...
Комплексная программа воспитательной работы 2019-2020 4 класс
Комплексная программа для 4 класса по воспитательной работе...
Рабочая программа по математике на 2019-2020 учебный год
Перспектива. Математика. Г.В.Дорофеев; Т.Н.Миракова....
План работы социального педагога 2019-2020 уч. год
План работы социального педагога...
Рабочая программа по воспитательной работе 2019-2020 уч.год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с обучающимися 4«Б» класса...
План воспитательной работы 2019 - 2020 учебный год
План воспитательной работы 2019 - 2020 учебный год...