"Грамотеи в стране Затея"
методическая разработка (4 класс) по теме
Программа курса «ГРАМОТЕИ В СТРАНЕ ЗАТЕЯ» разработана для учащихся экспериментального 4-го класса в рамках реализации программы «Школа Нового Поколения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа второй половины дня | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Русский народ создал язык яркий,
как радуга после весеннего ливня,
меткий, как стрелы, певучий и
богатый, задушевный, как песня
над колыбелью…
Л. Н. Толстой
Программа курса «ГРАМОТЕИ В СТРАНЕ ЗАТЕЯ» разработана для учащихся экспериментального 4-го класса в рамках реализации программы «Школа Нового Поколения» в МБОУ СОШ № 4 на 2013-2014 учебный год. ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ реализации программы ШНП в МБОУ СОШ № 4 заключается в создании условий для развития творческой личности учащихся. Данная программа способствует развитию пытливости, любознательности каждого ученика, воспитанию любви к родному языку, интереса к познавательной игровой деятельности. Программа расчитана на учащихся, мотивированных на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование личности учащегося, полноценно владеющего устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями (герменевтика как метод понимания и интерпретации текстов), способного к самостоятельному поиску, активно участвующего в разнообразных творческих конкурсах и викторинах по предмету.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Обучающие:
- развивать интерес к русскому языку как средству общения и инструменту творческой деятельности;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
Воспитывающие:
- воспитание культуры общения с другими людими, чтения, письма;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
Развивающие:
- развивать навыки обдуманного чтения и понимания текста;
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Срок реализации данной Программы - 1 год. Форма организации – курс дополнительного образования детей во второй половине дня. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- индивидуальный подход к учащимся.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
- анализ и просмотр текстов, отработка техники глубокого понимания смысла текста (герменевтика как метод понимания и интерпретации текстов);
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
- подготовка материалов (творческих работ учащихся) для творческих конкурсов и викторин по предмету;
- самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ:
- технология дифференцированного обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- информационно-коммуникативная технология.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- Применение полученных знаний и умений в практической деятельности: подготовка материалов (статей) для публикации в школьной настенной газете, на страницах школьного сайта;
- участие в школьных и районных олимпиадах по предмету;
- участие в творческих конкурсах разного уровня по предмету.
Итоги реализации программы представлены двумя этапами:
- I) тематический праздник «Грамотеи в стране Затея»- отчет о работе кружка. Подготовка вечера делится на 4 этапа: выбор темы, собирание материалов, составление программы и подготовка отдельных номеров. При подготовке отчетного мероприятия участники кружка максимально самостоятельны. Учитель здесь - старший товарищ и режиссер-постановщик. Сама подготовка вечера подразумевает активную разностороннюю творческую и мыслительную деятельность. Дети демонстрируют свои знания, все, чему научились в течение года.
- II) олимпиада «Лучший Грамотей», где проверяются знания, уровень развития речи, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников. Олимпиада выявляет лучшего, т. е. ученика, который будет участвовать в районной олимпиаде по русскому языку.
Калентарно-тематическое планирование занятий курса
«Грамотеи в стране Затея»
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Планируемый результат |
1 | Удивительные невидимки - звуки | 1 | Научатся разгадывать ребусы | |
2 | Игры с буквами и словами | 1 | Развитие смекалки и сообразительности | |
3 | Одинаково звучащие слова | 1 | Научатся рифмовать слова | |
4 | Превращение слов | 1 | Научатся понимать смысл слов | |
5 | Грамматические сказки, ребусы | 1 | Дети составляют ребусы | |
6 | Лингвистические упражнения | 1 | Научатся выполнять лингвистические задания | |
7 | Анаграммы, метаграммы, головоломки. | 1 | Узнают, чем отличаются анаграммы, метаграммы; научатся разгадывать головоломки | |
8 | Дидактические игры и шарады | 1 | Научатся разгадывать шарады, составлять свои шарады | |
9 | Грамматическая эстафета | 1 | Научатся доверять одноклассникам в ходе групповой игры | |
10 | В гостях у слова | 1 | Научатся понимать смысл слов | |
11 | Попробуй изменить ударение! | 1 | Научатся использовать ударение для создания нового смысла текста | |
12 | Играем в прятки с буквами | 1 | Научатся составлять из слов шарады | |
13 | Занимательные кроссворды, шарады | 1 | Развитие логического мышления | |
14 | Занимательные квадраты | 1 | Научатся составлять кроссворды | |
15 | Слова – синонимы и слова - антонимы | 1 | Обогащение словарного запаса | |
16 | Поединок грамотеев | 1 | Научатся демонстрировать свои знания, решать кроссворды и ребусы | |
17 | Игры с буквами | 1 | Научатся составлять из слов шарады | |
18 | Фразеологизмы | 1 | Учить работе с книгой | |
19 | Сказочные фразеологизмы | 1 | Научатся понимать скрытый смысл текста | |
20 | Фразеологизмы и загадки - шутки | 1 | Научатся понимать смысл шуточных рассказов | |
21 | Выполнение заданий конкурса «Русский медвежонок» | 1 | Участие в конкурсе; Приобщение к самостоятельной работе; научатся искать информацию в интернете, в справочной литературе, оформлять творческие работы и ответы на викторины | |
22 | Выполнение заданий Всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку | 1 | ||
23 | Выполнение заданий Дистанционного конкурса Творческого центра «Академия Успеха» | 1 | ||
24 | Игры с пословицами и поговорками | 1 | Обогащение словарного запаса | |
25 | Лингвистические упражнения на сообразительность | 1 | Развитие сообразительности в играх и ребусах | |
26 | Конкурс знатоков русского языка | 1 | Развивать смекалку и сообразительность | |
27 | Лингвистические упражнения «Всезнайка» | 1 | Научатся составлять и разгадывать ребусы и шарады, кроссворды | |
28 | Загадки и головоломки | 1 | Коллективное составление головоломок | |
29 | Лексические упражнения на сообразительность | 1 | Развитие сообразительности в играх и ребусах | |
30 | Слова – невидимки и слова - перевёртыши | 1 | Научатся составлять и разгадывать ребусы и шарады, кроссворды | |
31 | Грамматическая арифметика | 1 | Научатся состалять занимательные рассказы с использованием цифр | |
32 | Дидактические игры, кроссворды, шарады | 1 | Коллективное составление крассордов | |
33 | Подготовка к празднику «Грамотеи в стране Затея» | 1 | Научатся декларировать стихи и свои произведения | |
34 | Волшебная грамматика | 1 | Научатся высказывать своё мнение, подводить итои своей деятельности, ставить цели на будущее |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Мы затеяли игру"
Презентация предназначена обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, специальный (коррекционный) класс VIII вида.Её можно использовать на уроке русского языка на физминутке....
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «ЗАТЕЯ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Театрализованная деятельность помогает детям преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Развивает творческие способности детей средствами театрального искусства....
Урок по обучению грамоте "Путешествие в страну Звуков и Букв"
На уроке закрепляются знания звуков и букв, их соответствие....
РАЗВЛЕЧЕНИЕ «В стране Музыкальной грамоты»
Данное развлечение предназначено для детей младшего школьного возраста с целью закрепления теоретического материала "динамические оттенки"....
Путешествие в страну "Грамота"
Внеклассное мероприятие для учащихся 2-3 классов коррекционных школ...
Конспект по обучению грамоте «Путешествие в страну Здоровячков. Заглавная буква З»
Цель урока :познакомить со звуками [з ]- [з']и буквой з, с написанием заглавной буквы З; развивать навык чтения, умения списывать с печатного текста, писать под диктовку, выделять знакомые о...