ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
статья по теме

 

 

 

            Остановимся на наиболее важныхпсихолого-педагогических возможностях игры, которые могут быть использованы на уроках.

           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11111_2.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ

Воспитатель ГПД, Соловьева Лидия Романовна.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 485 с углубленным изучением французского языка Московского района Санкт-Петербурга.

        Остановимся на наиболее важных, на наш взгляд, психолого-педагогических возможностях игры, которые могут быть использованы на уроках истории.

        Во-первых, и это отмечалось многими исследователями, игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является, то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые учащиеся участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.

        Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.

В настоящее время ученые выяснили разницу функционального назначения правого и левого полушарий головного мозга. Левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях, а правое - на пространственно-синтетических. Так, например, при работе правого полушария  проявляется высокий уровень ассоциаций, абстрактного мышления, обобщения понятий, а при функциональном лидировании левого полушария облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий. Образная память, способность сохранять длительное время впечатления от увиденного - это тоже правое полушарие, а также ориентироваться в пространстве:помнить обстановку в своей квартире, расположение районов и улиц в городе.  Именно правое полушарие напоминает нам, где лежит та или иная вещь, как пользоваться различными приборами и приспособлениями.1

При исследовании творческого процесса можно выделить два разных типа: аналитический, рациональный - левополушарный; с доминированием интуиции - правополушарный. Существует мнение, что школа переоценивает левополушарное речевое мышление  в ущерб правополушарному.2

Игра  же эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.  В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В научно-педагогических исследованиях об игре даже появился термин «эмоциональный ускоритель» обучения.

  Чтобы понять причины подобной функциональной способности игры, необходимо вспомнить некоторые особенности подростковой психологии. В подростковом возрасте устраняются все условности в действиях, игра приближается к жизни. Игра интересна, когда даётся возможность не только познать что-то, но и применять свои знания и одновременно с этим,  уйти "в мир желаемой фантазии, приоткрыть завесу будущего и побывать там хотя бы в игровой ситуации"3.

       В. М. Григорьев замечает, что умело организованные дидактические игры позволяют задействовать в учебных целях энергию, которую школьники расходуют на "подпольную игровую деятельность". Последняя ведётся "на уроках всех (без исключения!) преподавателей. Способы "конспирации" оттачивались сотнями поколений школьников, а обмен подпольных проделок налажен с завидной оперативностью". При этом, если педагог "войной пошёл" на игры ребят, он сам же ставит их в роль "подпольщиков",  и тогда найдите для подростков более привлекательную игру! Не лучше ли использовать игровую энергию ребят в "мирных целях"? "Умело направив этот интерес и эту активность в нужное русло, учитель может извлечь из них педагогическую пользу. Многие из самостоятельных игр подростков могут стать материалом для разработки дидактических игр"4.

       Подростковый возраст характеризуется психологами как "переломный" период в развитии личности, отличающийся трудностью учения, быстрой утомляемостью, неустойчивостью психики, что связано с переходом на новую ступень умственного и психического развития. Основой успешного усвоения любого учебного предмета у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности.( Эмоциональность игры - очень важная её особенность, которая делает её успешной и нужной не только у младших школьников, но и у подростков. )

       Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, возраст исканий, кипучей деятельности. Важно утвердиться в коллективе, следовательно, мнение одноклассников для него важнее, чем отношение учителя. Подростку присуще стремление отмежеваться от всего. Свойственна тяга к новому, неожиданному, необычному, ко всему, что даёт пищу воображению. Подросткам нравятся коллективные формы выполнения заданий, основанные на совместных действиях, соревнованиях или игровой ситуации, разнообразие видов деятельности и быстрый темп работы; с трудом переносятся паузы. Учителю необходимо реализовать стремление подростков поспорить, посоревноваться в умениях и навыках, интерес к перевоплощениям и импровизациям.

       Всё это прекрасно реализуется в игре. В подростковом возрасте внешние игровые действия свёртываются и переносятся в воображение (Л. С. Выготский , А.В. Запорожец, Ф.И.Фрадкина, Аникеева и др.)

       Уникальная особенность игры в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребёнка, "вообразить то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было".

       Игра создаёт особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении "на равных", где исчезает робость, возникает ощущение - "я тоже могу", т.е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что игра является классическим способом обучения действием. В игре органично заложена познавательная задача. В игре ребёнок может осуществлять самостоятельный поиск знаний.

       В игре также происходит воспитательная работа, что неоднократно рассматривалось в трудах многих ведущих педагогов. Достаточно ярко воспитательную сущность игры показывает в своей работе В. М. Букатов: "Для педагога, работающего в социо-игровой стилистике, учебный материал - это россыпи счастливых предлогов для того, чтобы каждый из учеников занялся установлением (возобновлением, укреплением, обновлением и т.п.) деловых взаимоотношений со сверстниками. Идеал социо-игровой педагогики не "передача знаний", а формирование поколения. Начинается оно с проявления у учеников чувства ровесничества, при котором для учеников очевидна и уважаема взаимная и равная заинтересованность в проявлении себя друг перед другом. И первоначально именно учебный материал и продвижение в нём делают эту заинтересованность очевидной. Тривиальный стиль обучения открывает глаза ученикам на неравенство. Это, конечно, не способствует формированию поколения. Поэтому оно начинает формироваться не в классе, а во дворе, в подворотне, на дискотеке, в подвале. "Лучше там, чем нигде!" - считают юные представители грядущего поколения. Лучше в счастье, пусть иллюзорном или подозрительном, чем в трясине скуки! Но для них было бы лучше, если - в стенах школы! во время урока! легально! на дневном свету, когда, казалось бы, все условия для доброго знакомства друг с другом, для открытия в других и в себе родственной таинственности, человеческой прозрачности. На чаще всего дневной свет используется для выявления и демонстрирования неравенства…". В игре же "именно овладение знаниями становится новым уникальным условием сплачиванием сверстников, условием приобретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу - и "обретения себя"6.

РОЛЬ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

        Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Молодым учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавание в школе очень скоро развенчивает такое представление. Особенно в сегодняшней школе, которая, конечно же, не остаётся в стороне от перемен, происходящих в нашей стране. Другие школьники, другие программы, другая история.

        Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности - усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка.

        Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео , радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра способна решить еще одну проблему. Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей. Игра по своей природе синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

Игра - это естественная для ребёнка форма обучения. Она - часть его жизненного опыта.  Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка, а не исключительно из своих соображений удобства, порядка целесообразности.

В процессе игры ребёнка осуществляется жизненный баланс между ним и взрослым человеком. В повседневной жизни взрослый почти всегда выступает в качестве субъекта: воспитывающего, ведущего. Ребёнок соответственно, объект: воспитуемый, обучаемый, ведомый. Это становится стереотипом отношений, который маленький человек не в силах изменить. В силу сложившихся стереотипных взаимоотношений со взрослым, ребёнок, являющийся объектом и субъектом одновременно, не всегда может проявить свою субъективную сущность. В игре же он решает эту проблему, создавая собственную реальность, творя свой мир.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ

           В публикациях, посвященных дидактической игре, уделялось внимание, в основном, использованию игр на повторение и обобщение исторического материала. В этом ряду можно назвать викторины, КВН, олимпиады, игру «Что? Где? Когда?» (А.А. Борисов, И.М. Лебедева, Ю.М. Суворов и др.); кроссворды, чайнворды, головоломки (М.А. Гузик, А.Б. Драхлер, Г.А. Кулагина и др.); ролевые игры.

Исследований по дидактике игр, предназначенных для использования на уроке истории при изучении нового материала практически нет. Исключение составляют несколько поисковых игр, описанных М.Г. Цыреновой, и ролевых игр Т.Н. Ивановой. Поэтому в данной книге этому вопросу отводится особое внимание. Отметим следующие важные в рамках данной проблемы положения, касающиеся этапа изучения нового материала.

1.        Изучение нового материала - наиболее важная часть процесса обучения. В это время происходит восприятие и осмысление учебного материала.

2.        Изучение нового состоит из двух этапов: подготовки к изучению нового материала и собственно изучения нового материала.

3.          Подготовка школьников к изучению нового учебного материала на уроке истории призвана: мобилизовать их внимание, познавательную активность, актуализировать знания, полученные ранее и необходимые для лучшего усвоения новых фактов и явлений, возбудить интерес к тем вопросам, которые им предстоит изучить, поставить перед школьниками определенные учебные задачи.

4.         В современной педагогике эффективным средством под готовки школьников к изучению нового учебного материала на уроке является постановка познавательной задачи (И.Я. Лернер), логического задания (Н.Г. Дайри), предваряющих изучение нового материала. Это специально подготовленные задания которые учащиеся должны выполнить в ходе изучения новой темы, причем «ответ в данной ситуации нельзя получить  простым восприятием, ни немедленным воспоминанием чего либо, хорошо известного, ни только выполнением хорошо известных и привычных умственных операций»7. Во многих игрax органически заложено познавательное задание. В связи с этим дидактический потенциал игры может проявляться не только в момент ее проведения, но и на этапах, предваряющих  игровое действо (введение в игру и подготовка к ней). Это активизирует познавательную деятельность учащихся.

И.Я. Лернер, определяя поисковую познавательную задачу, отмечал обязательность самостоятельного решения и наличие одного «из двух других условий: 1) либо нахождение новых знаний об истории общества известными ученику спо¬собами; 2) либо нахождение новых путей поисков знаний» («...речь идет о знаниях и способах, новых для ученика, а не для общества...»).8

Н.Г. Дайри, поясняя сущность логического задания, писал, что оно «может составлять для учащегося одну из сторон проблемной ситуации, так как разрешение проблемы может ока-заться противоречивым, иметь несколько направлений, иметь различную логическую структуру, различную полноту, детализацию и т.д.» 9

Таким образом, логические задания могут включать в себя: выделение общих черт и различий исторических явлений, установление основных этапов в развитии явления, оценку изучаемых событий или исторического лица, выражение школьниками своего личного отношения к ним, составление плана по ходу объяснения учителя, доказательство выводов, данных учителем или сформулированных в учебнике и др.

5.         Организация изучения нового материала на уроке достигается:

а)        посредством устного изложения материала;

б)        посредством работы с печатным текстом;

в)        В процессе работы с наглядностью;

г)        в ходе практической работы учащихся.

Лучше, если при изучении нового материала учащиеся имеют возможность и слышать (устное изложение), и видеть (наглядность), и выполнять при этом какое-либо задание, т.е. привлекать моторику (учебно-познавательную задачу). Задания могут быть даны как перед изучением нового, так и во время его изложения. Материал проходит через все возможные каналы восприятия, это, с одной стороны, тренирует все виды памяти (слуховую, зрительную, моторную), с другой - является гарантом индивидуального подхода. Если, например, у ученика плохая слуховая память (что встречается довольно часто: умение слушать - дефицит и среди взрослых, и среди детей), то привлечение наглядности и моторики помогут ему все-таки усвоить материал, опираясь на другие виды памяти и мышления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Макарьев И. "Если ваш ребенок левша" СПб. 1995, стр. 27-28

2. Макарьев И. "Если ваш ребенок левша" СПб. 1995, стр. 27-28

3. Крутецкий В.А. , Лукин Н.С.  "Психология подростка" М., 1965, с. 306

4. Григорьев В.М. "Педагогическое руководство игровой деятельностью подростков"Кан.дис.М, 1984, с 119-121.

5. Выготский Л.С. "Воображение и творчество в детском возрасте" М. ,1967, с.93

6. Букатов В.М. "Педагогические таинства дидактических игр" М., 1997, с 37-38

7. Шеварев П.А. Психология М., 1946, с 126

8. Лернер И.Я. "Познавательные задачи в изучении истории", М 1968, с.14

9.  Дайри Н.Г. "Обучение истории в старших классах средней школы. Познавательная активность учащихся и эффективность обучения."М., 1966, с .94.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогическая помощь в адаптации первоклассников к обучению в школе и воспитание толерантности»

Формирование новой образовательной среды в условиях полиэтнической школы...

Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в начальной школе

Игра позволяет преподавателю организовать деятельность обучаемых, сделать ее более активной, заинтересовать их в изучении предмета и в поиске дополнительных средств для получения информации – то...

Психолого – педагогические основы формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста

Данная статья предназначена для воспитателей ДОУ, учителей начальных классов и родителей....

Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения учащегося, имеющего трудности в обучении

Данная разработка предназначена для специлистов школ, имеющих детей с трудностями обучения, поведения и социализации. В карте прописана не только работа специалистов с детьми, но и их родителями....

Психолого-педагогическая диагностика уровня готовности к школьному обучению

Данный материал предназначен для диагностики уровня готовности к школьному обучению детей 6-7 лет.  Будет интересен школьным учителям-логопедам, практикующим данный вид обследования....

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка, испытывающего трудности в обучении и социальной адаптации (из опыта работы)

Данная программа представляет собой индивидуальный маршрут для обучающегося, испытывающего трудности в обучении и социальной адаптации. Во многих классах есть ученики, родители которых категорически о...