Урок - экскурсия
план-конспект урока (1 класс) по теме

Урок -экскурсия по селу Успенское.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок экскурсия по с. Успенское 21.59 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ В ГРУППЕ

 «Туризм в начальной школе»

ТЕМА: «ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА УСПЕНСКОЕ»

(УРОК-ЭКСКУРСИЯ)

,

Руководитель: Комарова Е.В.

г.Ногинск 2012г.


Цели урока-экскурсии:  

1) совершить пешеходную экскурсию по селу Успенское;

2) поближе познакомиться с историей родного края (посмотреть старые здания с.Успенское и церковь Успения Божьей Матери, пройти по старой Владимирке).

Задачи:  1) образовательная (расширить знания учащихся о родном крае);

2) развивающая (наглядно показать учащимся, как Петровские преобразования в России коснулись нашего края);

3) воспитательная (сплотить коллектив ребят, увлеченных изучением истории родного края).

Используемые технологии:

  1. педагогика сотрудничества;
  2. здоровьесберегающая;
  3. групповая.

План проведения занятия

  1. Сбор учащихся – в 10.00 часов.

Инструктаж по технике безопасности.

Проверка одежды и обуви детей и их соответствия погодным условиям.

  1. Осмотр исторических мест (рассказ педагога, беседа с учащимися).
  2. Итоги урока-экскурсии (закрепление материала). Беседа с жителями Успенска.
  3. Домашнее задание.

Содержание урока-экскурсии

Урок-экскурсия начинается у новой плотины. Когда-то на месте села Успенское среди соснового бора, на берегу реки Клязьмы, находилось поселение Исады, что значит «прибрежное». Здесь, в начале 18 века, по указу Петра 1 начинается строительство порохового завода.

18 век – Петровские преобразования в России.

Вопросы к ребятам (проверка домашнего задания)

  1. Вспомнить время царствования Петра 1.
  2. Сподвижники Петра 1 (в частности Я.В.Брюс). Вспомнить экскурсию в усадьбу Я.В.Брюса в Глинках.
  3. Преобразования Петра 1.

Информация педагога

Преобразования Петра 1 прежде всего коснулись армии (создание регулярной армии). Следовательно, в стране строятся пороховые, суконные, кожевенные, литейные заводы.

На месте, где сейчас находится новая плотина, в 1710-1720 годах ведется строительство порохового завода. По одним данным, этот завод принадлежал Ф.Аникееву, по другим данным этот завод строил купец Г.Клюев по велению Петра 1. В 1720 году завод начал давать порох.

Из наиболее известных владельцев порохового завода можно назвать Клюевых, Мусиных-Пушкиных, Губиных. При них в Успенске в 1756 году строится церковь Успения Божьей Матери, открывается небольшой кирпичный завод, а также бумажная фабрика. С постройкой церкви поселение получает название «село Успенское».

От плотины идем к церкви Успения Божьей Матери. (Посещение церкви).

 Затем идём к барскому дому. Он построен из местного кирпича (изготовлен из глин, добытых в Успенске).

Барский дом когда-то был очень красив. Рядом был парк с липовыми, березовыми аллеями, фруктовый сад. (Фотографирование.)

Затем наша пешеходная экскурсия движется по улице Каляева. Это 1-я улица Успенска. Здесь появляются дома крестьян, строивших пороховой завод. Позже на этой улице живут состоятельные люди поселка: владельцы мастерских, магазинов. Улица Каляева еще и самая широкая. Ежегодно в праздник Успения  здесь проводили ярмарку. Вдоль улицы размещались торговые палатки, устанавливали карусели, лодочные качели, балаганы.

Беседа с ребятами

Ребята предполагают, чем могли торговать на ярмарке; рассказывают о традициях жителей того времени. С интересом они рассматривают дома на улице Каляева.

На этой же улице находятся два дома фабриканта Филлипова – владельца Челночной фабрики.

Затем осматриваем постройки времен Памфилова.

Информация педагога

В 70-х годах 19-го века Богородские промышленники Памфиловы покупают бумажную фабрику, поместье и лес, принадлежащие Рохмановым. После пожара на бумажной фабрике Памфилов начал строительство ткацкой фабрики и плотины на реке Клязьме. Изменяется русло реки, строится электростанция. В эти годы были построены: больничный комплекс, баня, дом для служащих, контора, дом для приезжих.

Из окрестных сел и деревень в село Успенское стекается большое количество рабочих.

Осматриваем дом, в котором жил управляющий ткацкой фабрикой Памфилова - А.И.Бирюков (после революции он был директором этой фабрики). Сейчас в этом здании   находится библиотека. (Фотографирование).

Осматриваем здание пожарного депо, оно было построено на средства фабрикантов Памфиловых и Филлиповых в начале 20-го столетия. В селе была своя пожарная дружина, она насчитывала более 100 пожарных, была хорошо оснащена и считалась лучшей в округе. Её начальником был управляющий ткацкой фабрикой Памфилова – А.И.Бирюков.

Затем пешеходная экскурсия выходит на улицу Луначарского (бывшая Столбовая). Беседа с ребятами о топонимике. Ответы учеников на вопрос педагога: «Почему улица называлась Столбовой и что такое «верстовой столб»?».

Рассматриваем дома-пятистенки, дом и двор под одной крышей.

Выходим на старую Владимирскую улицу, идём по знаменитой дороге Владимирке, которая проходила когда-то здесь. Беседа с учащимися о Владимирской дороге. Ребята говорят об А.С.Пушкине, который любил путешествовать и несколько раз проезжал по Владимирской дороге. Они вспоминают и читают стихи А.С.Пушкина.

Рассматриваем старинные дома с красивыми наличниками. Фотографирование интересных зданий, построек.

Этнографический  материал

Информация для учащихся: «конёк-охлупень», «полотенце», «чело», «причелина», «лобовая доска», «наличники», «подклет». Объяснение педагога.

Затем переходим к осмотру здания, где находится Успенская школа №4.

Для переключения внимания детей: проведение детской игры и небольшой физкультминутки (на спортивной площадке во дворе школы №4)  - 10 минут.

Заканчивается наш урок-экскурсия у памятника жителям Успенска, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Ребята читают фамилии погибших. Информация педагога о ВОВ, о Ногинске в годы ВОВ.

Подведение итогов урока-экскурсии «Из истории села Успенское»

Во время вторжения Наполеона в Россию в 1812 году Успенский пороховой завод был частично разрушен. Пороховой завод прекратил своё существование в конце 20-х годов 19 века.

Год 1710 считается годом образования села Успенское. В 1910 году отмечалось 200-летие Успенска (теперь это район г.Ногинска).

Вопросы к ребятам

Что запомнили ребята из рассказанного и увиденного на экскурсии?

Закрепление материала. Викторина.

Беседа ребят с местными жителями

Ребята обращаются к жителям Успенска с вопросами. Расспрашивают их о плотине, о пожарном депо; интересуются названиями улиц.

Домашнее задание

(для самостоятельной работы учащихся)

  1. Зарисовать интересные здания Успенска.
  2. Посмотреть в местной периодической печати материалы по Успенску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...

Интегрированный урок-экскурсия окружающего мира с элементами краеведения и английского языка по теме «Экскурсия в зоопарк» во 2 классе (УМК М.З. Биболетовой, Enjoy English – 2; )

Тема: В зоопарке. Лексика по теме «Животные, обитающие в зоопарке». Монологическая речь по теме «He/She can(can’t)», «I have got».Цели:Образовательные: активизировать лексический материал по тем...

Урок математики.Числа 1-10.Урок-экскурс в Сочи 2014

Урок  математики  в  1  классе .Урок-экскурсия,посвященный  Олимпиаде  2014  в  г Сочи.  Закрепление  изученного  материала.Отрабатывает  сч...

Урок-экскурсия по окружающему миру во 2-м классе Тема урока: "Живая и неживая природа осенью"«В гости к осени"

Необходимо организовать  и направить деятельность учащихся на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жи...

План-конспект урока "Урок-экскурсия по окружающему миру" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Какие бывают растения"....