Статья : Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению.
статья по теме
Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива и пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление лучше учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_office_word.docx | 16.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ г. Москва воспитатель ГПД Соколова А.А.
Статья : Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению.
Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению.
Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива и пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление лучше учиться
Успех - важнейший стимул учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример другим. Впечатление от успеха бывает так велико, что может пересилить даже сложившееся отрицательное отношение к учению.
На уроке нередко складывается ситуация, когда ученик достигает особого успеха: правильно ответил на трудный вопрос, высказал интересную мысль, нашёл необычное решение. Его хвалят, некоторое время на нём сосредотачивается внимание класса. Такая ситуация может иметь большое значение. Активность ребёнка вызванная стремлением к похвале и всеобщему одобрению, переходит в неподдельный интерес к самой работе.
Если научиться управлять такими ситуациями, то можно влиять не только на отдельных учащихся, но и одновременно на целый класс. Младшие школьники склонны считать самым главным то, за что их хвалят или ставят в пример, поэтому содержание похвалы и её формулировка имеют большое значение в зависимости от тех задач, которые стоят перед учителем: хорошо выполненное домашнее задание, усвоение каких- либо знаний. Таким образом, ситуация успеха помогает учителю решать важнейшие задачи обучения и воспитания.
В ходе учебного процесса часто складываются условия, благоприятные для ситуации успеха: знакомство с новой информацией, творческое задание, проблемные вопросы. Однако, как правило, эти условия благоприятны для успевающих учеников, так как они знают материал, с удовольствием добывают новую информацию, прислушиваются к советам учителя. А слабоуспевающие информацию школьники обычно стараются не участвовать в работе класса, поэтому не приходится и говорить об их успехах. Следовательно, ситуации успеха для таких школьников надо создавать искусственно.
В любом учебном материале можно найти трудные и лёгкие задания. Учитель должен предложить для начала лёгкое и занимательное задание. Пусть ребёнок поверит в свои силы. Таким образом доступное содержание учебного материала способствует возникновению ситуации успеха. Ученика нужно сравнивать не с другими учениками, а с его прежними работами, т. е. оценивать продвижение.
Например, анализируя лучшие работы, учитель обращает внимание детей и на такую, в которой отлично выполнены лишь отдельные элементы задания, и подчёркивает, что ученик «раньше этого не умел, а теперь научился».
При организации ситуации успеха необходимо знать индивидуальные особенности ребёнка, иначе такая ситуация может обернуться неудачей и привести к обратному результату. Есть дети, которые не любят, чтобы на них обращали особое внимание. Все эти моменты очень важны. Ситуация успеха может «сорваться» из-за неосторожного слова учителя. Всё это нужно учитывать в своей работе.
Успех достигнутый без особого труда, часто забывается. Уже на следующем уроке у некоторых учащихся нет и следа той увлечённости, что была накануне.
Продолжить работу можно двумя путями: организовать на других уроках новые ситуации успеха, не связанные с предыдущей; напомнить о предшествующем успехе и определить новые задачи в рамках того же предмета.
Из всего изложенного можно заключить, что ситуация успеха - это эффективное средство формирования положительного отношения к учению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие критического мышления в игровых ситуациях"
В статье автор делится опытом проведения уроков в технологии развития критического мышления....
Статья "Как обеспечить ситуацию успеха на уроке слабоуспевающему ученику?"
В статье рассказывается о приёмах,способах создания ситуации успеха на уроке для слабоуспевающих учащихся в начальной школе....
Статья "Как обеспечить ситуацию успеха на уроке".
В данной статье я делюсь своим опытом по созданию ситуации успеха на уроках,рассказываю о приёмах и методах работы....
Статья «Проблемная ситуация на уроках русского языка – одна из особенностей активизации познавательной деятельности младших школьников»
Статья о том, что средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная...
Статья "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Статья "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...
Статья "Ситуация успеха на уроках в начальной школе"
Статья содержит интересный материал , различные приемы для создания ситуации успеха у младших школьников на уроках....