Статья "Ситуация успеха на уроках в начальной школе"
статья
Статья содержит интересный материал , различные приемы для создания ситуации успеха у младших школьников на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
situatsiya_uspeha_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx | 34.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология моделирования ситуации успеха на уроках для младших школьников.
«Успех меняет человека.
Он делает человека уверенным в себе,
Придает ему достоинство, и человек обнаруживает
в себе качества, о которых не подозревал раньше»
Джой Бразерс
Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Однако часто приходится слышать от учащихся фразы, выражающие негативное отношение в школе. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно актуальны для представителей педагогической общественности.
Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.
Содержание понятий “успех”, “ситуация успеха”
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”.
Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
Технологические операции создания ситуаций успеха:
- Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
- Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
- Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
- Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
- Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
- Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”
- Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
Варианты моделирования ситуаций успеха на уроках.
- Похвала
Самый мощный инструмент учителя. Оговоримся сразу: если этот инструмент применяется правильно. Естественно, если с ваших уст будут сыпаться сплошные дифирамбы, то цена такой похвале — ноль. С другой стороны, еще А. Камю заметил: "Для человека больше пользы, когда его изображают в выгодном свете, чем когда его без конца попрекают его недостатками. Всякий человек, естественно, старается походить на свой лучший образ".
То есть важно научится вербально создавать правильный настрой. С помощью похвалы можно, к примеру, помочь преодолеть неуверенность закрепить эмоцию позитива ("У вас обязательно получится"), заинтересовать лично ("Это задание я могу поручить только тебе"), позволить порадоваться даже незначительному успеху ("Сочинение не совсем получилось, зато тебе здорово удалось раскрыть характер главного героя").
Как часто хвалить? — это вопрос вопросов. Бывает, что один учитель не скупится на дифирамбы, другой, наоборот, скуп на лестные слова, считая, что похвалу нужно заслужить. И оба по-своему правы. Наверное, этот вопрос должен решаться индивидуально учителем и конкретно для каждого ученика. Бывает, что доброе слово толкает ребенка на совершение "новых подвигов". А вот другие ученики начинают "светиться от радости", когда слышат только заслуженную оценку. Третьим (особенно из числа тех, кого постоянно хвалят) нередко бывает полезен и "холодный душ".
- Коллективная похвала
Каждый ребенок желает утвердиться не только в глазах учителя, но и среди одноклассников. В этой связи неплохо будет, если за определенные достижения хвалить ребенка всем классом. Например, можно овациями встречать победителя школьного конкурса, предметной олимпиады или просто ученика, выполнившего интереснейший проект, или ученика победившего в каком либо соревновании.
- Прием "Эврика"
Суть его в том, что учитель создает такую ситуацию, в ходе которой ученик сам приходит к интересному выводу, который раскрывает доселе неизвестные ему собственные личностные качества. Например, можно предложить ученикам создать образ главного героя произведения любыми методами: с помощью рисунка, музыки, сняв фильм, сложив песню или стихотворение. Подобные творческие задания раскрывают потенциал детей, а учитель в результате получает целый "букет" талантливо выполненных работ.
- Задания разной сложности
Этот прием взят из методов дифференцированного обучения и позволяет каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. При этом более сильные ученики получают шанс блеснуть своей эрудицией, "середнячки" могут отличиться творческим походом, зато и самые слабые получат удовлетворение от выполненного задания.
- Самостоятельный выбор задания
Ученикам предлагается выбрать себе задание самостоятельно. Содержание задания должно быть одинаковым, ученики же могут выбрать объем, сложность выполнения, выбрать индивидуальное задание или работу в парах/группе, самостоятельную подготовку или с помощью учителя.
Во-первых, у детей формируется навык не теряться в ситуации выбора, во-вторых, это приучает к осознанному выбору, к адекватной оценке своих сил и способностей.
- Портфолио
Один из методов, который позволяет ученику наглядно видеть свои достижения: есть повод для гордости и переживания успеха. Портфолио можно разделить на несколько разделов: "Мои достижения", "Мои награды", "Мое творчество", "Отзывы". Хорошо, если к наполнению портфолио привлекаются не только учителя, но и родители, и одноклассники.
Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.
Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Учитель должен создать такие условия, в которых учащиеся испытывали бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение, он должен помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создать ситуацию успеха.
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Переживание учеником ситуации успеха:
- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
- стимулирует к высокой результативности труда;
- корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
- развивает инициативность, активность;
- поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
Созданию ситуации успеха, на мой взгляд, способствует использование в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения.В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет оживить занятие и предоставляет возможность реализовать коммуникативные потребности учеников.
Приведу в качестве примера фрагмент урока литературного чтения в 1классе.
Тема урока: К.И.Чуковский «Телефон».
I.Организация начала урока.
II. Самоопределение к учебной деятельности. Определение темы урока.
III. Постановка учебной задачи.
- Ребята, посмотрите на экран, чей это портрет? (На слайде портрет К.И.Чуковского.)
- Определите какое слово подойдёт к схеме, и тогда вы узнаете, название произведения, с которым мы познакомимся сегодня. (Телефон.)
-Назовите тему нашего урока.
(Открывается запись на слайде: К.И.Чуковский «Телефон».)
- Чему мы будем учиться на уроке? (выразительно читать, отвечать на вопросы)
IV.Усвоение новых знаний и способов действий.
- Рассказ о жизни и творчестве К.И. Чуковского
- Чтение сообщения о Чуковском (учебник, с.96)
- Работа с отрывком из сказки К.И.Чуковского «Телефон» (с. 96)
- Слушание аудиозаписи (чтение произведения «Телефон» автором)
- Первичное чтение про себя
- Словарная работа.
- Подготовка к выразительному чтению.
V.Закрепление знаний и способов действий.
1.Выразительное чтение по ролям отрывка из стихотворения «Телефон».
VI. Работа в группах.
- Поработаем в группах.
- Давайте вспомним правила работы в группе:
1.Говори вполголоса
2.Не перебивай
3.Уважай мнение товарища
4.Думаем вместе – говорим по одному
5. Сделал сам – помоги товарищу
-Сейчас мы будем подбирать слова, которыми можно охарактеризовать отдельных героев сказки.
1. Характеристика отдельных героев сказки.
- Возьмите в файле карточку с заданием.
1 группа – Слон ( заботливый, внимательный, любящий отец, большой, маленький, злой )
2 группа – Крокодил ( добрый, заботливый, хороший семьянин, зубастый, маленький )
3 группа – Носорог (большой, хороший друг, добрый, неравнодушный, злой )
4 группа – Газели ( ленивые, глупые, надоедливые, внимательные, невоспитанные )
( Представитель от каждой группы выходит к доске, закрепляет свой лист под картинкой и доказывает, почему они подобрали именно эти слова для характеристики героя.)
-Кто уже готов, поднимите руки «в замочке».
- Какие слова вы не выбрали, почему?
- Оцените работу каждой группы.
2.Правила общения по телефону.
-Почему стихотворение называется «Телефон»?
- Соблюдают ли звери правила общения по телефону?
- Давайте сформулируем правила общения по телефону.
( Правила записаны на карточках, но в каждом предложении пропущено слово.)
- Вам нужно догадаться и (добавить) вписать по смыслу пропущенное слово.
1.Не звоните очень рано или поздно.
2. Внимательно слушайте собеседника.
3. Используйте в разговоре вежливые слова.
4. Если не туда попали – извинитесь.
5.Закончив разговор, попрощайтесь.
-Кто уже готов, поднимите руки «в замочке».
-Оцените работу каждой группы.
VI.Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.
-С творчеством какого писателя мы сегодня познакомились?
- С каким произведением мы работали?
-Чему учит эта сказка? ( Помогать друг другу, сочувствовать, любить животных, быть добрыми.)
- Оцените свою работу на уроке. Продолжите фразу …..
-Наш урок заканчивается, но не заканчивается дружба с книгами К.И. Чуковского, которые согреты добром и юмором.
БАНК СИТУАЦИЙ УСПЕХА
1. Ролевые ситуации («наблюдатель», «мудрец», «хранитель знаний»)
2. Конкурс эрудитов (на предметных неделях)
3. Прием-подсказка (План-ответ, рисунок-подсказка, таблица, опорные сигналы и пр.)
4. Частично-поисковые и эвристические ситуации (проблемные задания)
5. Минутки психологической разгрузки или эмоциональной зарядки (шутки, загадки, скороговорки).
6. Игры-системы на уроках
7. Какую отметку хочешь получить в конце четверти?
8. Вопросы, которые задают сами дети. + Задай вопрос учителю
9. Проведи урок (обмен ролями)
10. Объясни свои действия (рефлексия)
11. Служба «Скорая помощь»
12. Эмоциональное «поглаживание»
13. Заполни пропуск в информации
14. Найди ошибку.
15. Репетиция самостоятельной к/работы (анонсирование)
16. Ожидание радости
17. Подбор заданий нарастающей сложности
18. Дифференцированная помощь ученикам в выполнении заданий одной и той же сложности
19. Публичное выступление.
20. Выделение персональной исключительности (персональные задания)
21. Эмоциональный всплеск
22. «Даю шанс» (исправить оценку или поставить незаслуженную «5».
Каждый педагог использует свои методы и способы создания ситуации успеха на уроках. Не случайно Роллан Быков говорил: «Формула успеха – это вопрос выбора». Но мы должны помнить, что учитель не научит искренности, если сам далеко не искренен, добру – если сам далеко не добр, и не раскроется перед ним сердце ребенка, если сердце самого учителя для учеников заперто. Педагог не воспитает успешную личность, если и сам не верит в успех своей деятельности.
Тест для самих педагогов
А теперь попробуйте протестировать себя:
1. Всегда ли вы одобряете учащихся за правильный ответ (речь идет не только об оценке, а о похвале, улыбке и т.д.)?
2. Готовы ли вы похвалить не только хорошего ученика, но и слабого, старающегося?
3. Часто ли в ваших оценках встречаются слова «молодец», «удачное решение», «хорошо придумано» и т.д.?
4. Часто ли вы называете ребят по имени, оценивая ответ?
5. Часто ли показываете учащимся, что верите в их возможности?
6. Всегда ли вы способны внушать своим ученикам уверенность в их собственных познавательных и нравственных возможностях?
7. Хотели бы вы присутствовать в качестве ученика на своих уроках?
8. Вам самим интересны ваши уроки?
Если на все эти вопросы вы ответили утвердительно, значит, вы умеете создать ситуацию успеха при обучении.
Создание ситуации успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе
Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформи...
Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе
Выступление на районном семинаре учителей начальной школы...
Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы
В век научно-технической революции не только не уменьшается значение игры в социализации и воспитании личности, но, напротив, повышается её роль, ставится в качестве актуальной задачи – развитие...
Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы
Игра -занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акт...
Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы
Игра-занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акти...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Каждое время рождает свои требования к учебному процессу. Индикатором этих требований является по-прежнему урок. Современный ур...
Организация ситуации успеха на уроках в начальной школе
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться...