Статья "Ситуация успеха на уроках в начальной школе"
статья

Статья содержит интересный материал , различные приемы для создания ситуации успеха у младших школьников на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsiya_uspeha_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx34.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технология моделирования ситуации успеха на уроках для младших школьников.

«Успех меняет человека.

Он делает человека уверенным в себе,

Придает ему достоинство, и человек обнаруживает

в себе качества, о которых не подозревал раньше»

Джой Бразерс

             Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения.                              Однако часто приходится слышать от учащихся фразы, выражающие негативное отношение в школе. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно актуальны для представителей педагогической общественности.

          Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.      Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной  личностью.

Содержание понятий “успех”, “ситуация успеха”

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.

         С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. 

       Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. 

Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

Технологические операции создания ситуаций успеха:

  1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
  2. Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
  3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
  4. Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
  5. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
  6. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”
  7. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

Варианты моделирования ситуаций успеха на уроках.

  1. Похвала

Самый мощный инструмент учителя. Оговоримся сразу: если этот инструмент применяется правильно. Естественно, если с ваших уст будут сыпаться сплошные дифирамбы, то цена такой похвале — ноль. С другой стороны, еще А. Камю заметил: "Для человека больше пользы, когда его изображают в выгодном свете, чем когда его без конца попрекают его недостатками. Всякий человек, естественно, старается походить на свой лучший образ".

То есть важно научится вербально создавать правильный настрой. С помощью похвалы можно, к примеру, помочь преодолеть неуверенность закрепить эмоцию позитива ("У вас обязательно получится"), заинтересовать лично ("Это задание я могу поручить только тебе"), позволить порадоваться даже незначительному успеху ("Сочинение не совсем получилось, зато тебе здорово удалось раскрыть характер главного героя").

Как часто хвалить? — это вопрос вопросов. Бывает, что один учитель не скупится на дифирамбы, другой, наоборот, скуп на лестные слова, считая, что похвалу нужно заслужить. И оба по-своему правы. Наверное, этот вопрос должен решаться индивидуально учителем и конкретно для каждого ученика. Бывает, что доброе слово толкает ребенка на совершение "новых подвигов". А вот другие ученики начинают "светиться от радости", когда слышат только заслуженную оценку. Третьим (особенно из числа тех, кого постоянно хвалят) нередко бывает полезен и "холодный душ".

  1. Коллективная похвала

Каждый ребенок желает утвердиться не только в глазах учителя, но и среди одноклассников. В этой связи неплохо будет, если за определенные достижения хвалить ребенка всем классом. Например, можно овациями встречать победителя школьного конкурса, предметной олимпиады или просто ученика, выполнившего интереснейший проект, или ученика победившего в каком либо соревновании.

  1. Прием "Эврика"

Суть его в том, что учитель создает такую ситуацию, в ходе которой ученик сам приходит к интересному выводу, который раскрывает доселе неизвестные ему собственные личностные качества. Например, можно предложить ученикам создать образ главного героя произведения любыми методами: с помощью рисунка, музыки, сняв фильм, сложив песню или стихотворение. Подобные творческие задания раскрывают потенциал детей, а учитель в результате получает целый "букет" талантливо выполненных работ.

  1. Задания разной сложности

Этот прием взят из методов дифференцированного обучения и позволяет каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. При этом более сильные ученики получают шанс блеснуть своей эрудицией, "середнячки" могут отличиться творческим походом, зато и самые слабые получат удовлетворение от выполненного задания.

  1. Самостоятельный выбор задания

Ученикам предлагается выбрать себе задание самостоятельно. Содержание задания должно быть одинаковым, ученики же могут выбрать объем, сложность выполнения, выбрать индивидуальное задание или работу в парах/группе, самостоятельную подготовку или с помощью учителя.

Во-первых, у детей формируется навык не теряться в ситуации выбора, во-вторых, это приучает к осознанному выбору, к адекватной оценке своих сил и способностей.

  1. Портфолио

Один из методов, который позволяет ученику наглядно видеть свои достижения: есть повод для гордости и переживания успеха. Портфолио можно разделить на несколько разделов: "Мои достижения", "Мои награды", "Мое творчество", "Отзывы". Хорошо, если к наполнению портфолио привлекаются не только учителя, но и родители, и одноклассники.   

         Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и  взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.  

          Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Учитель должен создать такие условия, в которых учащиеся испытывали бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение, он должен помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создать ситуацию успеха.

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

     Переживание учеником ситуации успеха:

 - повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

 - стимулирует к высокой результативности труда;

 - корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

 - развивает инициативность, активность;

 - поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

       Созданию ситуации успеха, на мой взгляд, способствует использование в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения.В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет оживить занятие и  предоставляет возможность реализовать коммуникативные потребности учеников.

Приведу в качестве примера фрагмент урока литературного чтения в 1классе.

Тема урока: К.И.Чуковский  «Телефон».  

     I.Организация начала урока.

     II. Самоопределение к учебной деятельности. Определение темы урока.

     III. Постановка учебной задачи.

    - Ребята, посмотрите на экран, чей это портрет? (На слайде портрет                К.И.Чуковского.)

- Определите какое слово подойдёт к схеме, и тогда вы узнаете, название произведения, с которым мы познакомимся сегодня. (Телефон.)

    -Назовите тему нашего урока.

 (Открывается запись на слайде: К.И.Чуковский  «Телефон».)

- Чему мы будем учиться на уроке? (выразительно читать, отвечать на вопросы)

       IV.Усвоение новых знаний и способов действий.

  1. Рассказ о жизни и творчестве К.И. Чуковского
  2. Чтение сообщения о Чуковском (учебник, с.96)
  3. Работа с  отрывком из сказки К.И.Чуковского «Телефон» (с. 96)
  4. Слушание аудиозаписи  (чтение произведения «Телефон» автором)
  5. Первичное чтение про себя
  6. Словарная работа.
  7. Подготовка к выразительному  чтению.

        V.Закрепление знаний и способов действий.

1.Выразительное чтение по ролям отрывка из стихотворения     «Телефон».

         VI. Работа в группах. 

- Поработаем в группах.

- Давайте вспомним правила работы в группе:

1.Говори вполголоса

2.Не перебивай

3.Уважай мнение товарища

4.Думаем вместе – говорим по одному

5. Сделал сам – помоги товарищу

-Сейчас мы будем подбирать слова, которыми можно охарактеризовать отдельных героев сказки.

1. Характеристика отдельных героев сказки. 

- Возьмите в файле карточку с заданием.

1 группа – Слон   ( заботливый, внимательный, любящий отец, большой, маленький, злой )

2 группа Крокодил ( добрый, заботливый, хороший семьянин, зубастый, маленький )

3 группа Носорог   (большой, хороший друг, добрый, неравнодушный, злой )

4 группа – Газели  ( ленивые, глупые, надоедливые, внимательные, невоспитанные )

   ( Представитель от каждой группы выходит к доске, закрепляет свой лист под картинкой и доказывает, почему они подобрали именно эти слова для характеристики героя.)  

-Кто уже готов, поднимите руки «в замочке».

- Какие слова вы не выбрали, почему?

- Оцените работу каждой группы.

2.Правила общения по телефону. 

-Почему стихотворение называется «Телефон»?

- Соблюдают ли звери правила общения по телефону?

              - Давайте сформулируем правила общения по телефону.

    ( Правила записаны на карточках, но в каждом предложении пропущено слово.)

- Вам нужно догадаться и (добавить) вписать по смыслу пропущенное слово.

1.Не звоните очень рано или поздно.

2. Внимательно слушайте собеседника.

3. Используйте в разговоре вежливые слова.

4. Если не туда попали – извинитесь. 

5.Закончив разговор, попрощайтесь.

-Кто уже готов, поднимите руки «в замочке».

-Оцените работу каждой группы.

VI.Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

-С творчеством какого писателя мы сегодня познакомились?

- С каким произведением мы работали?

-Чему учит эта сказка? ( Помогать друг другу, сочувствовать, любить животных, быть добрыми.)

- Оцените  свою  работу на уроке. Продолжите фразу …..

-Наш урок заканчивается, но не заканчивается дружба с книгами К.И. Чуковского, которые согреты добром и юмором.

       

БАНК СИТУАЦИЙ УСПЕХА

1. Ролевые ситуации («наблюдатель», «мудрец», «хранитель знаний»)

2. Конкурс эрудитов (на предметных неделях)

3. Прием-подсказка (План-ответ, рисунок-подсказка, таблица, опорные сигналы и пр.)

4. Частично-поисковые и эвристические ситуации (проблемные задания)

5. Минутки психологической разгрузки или эмоциональной зарядки (шутки, загадки, скороговорки).

6. Игры-системы на уроках

7. Какую отметку хочешь получить в конце четверти?

8. Вопросы, которые задают сами дети. + Задай вопрос учителю

9. Проведи урок (обмен ролями)

10. Объясни свои действия (рефлексия)

11. Служба «Скорая помощь»

12. Эмоциональное «поглаживание»

13. Заполни пропуск в информации

14. Найди ошибку.

15. Репетиция самостоятельной к/работы (анонсирование)

16. Ожидание радости

17. Подбор заданий нарастающей сложности

18. Дифференцированная помощь ученикам в выполнении заданий одной и той же сложности

19. Публичное выступление.

20. Выделение персональной исключительности (персональные задания)

21. Эмоциональный всплеск

22. «Даю шанс» (исправить оценку или поставить незаслуженную «5».

           Каждый педагог использует свои методы и способы создания ситуации успеха на уроках. Не случайно Роллан Быков говорил: «Формула успеха – это вопрос выбора». Но мы должны помнить, что учитель не научит искренности, если сам далеко не искренен, добру – если сам далеко не добр, и не раскроется перед ним сердце ребенка, если сердце самого учителя для учеников заперто. Педагог не воспитает успешную личность, если и сам не верит в успех своей деятельности.

     

Тест для самих педагогов

    А  теперь попробуйте протестировать себя:

1. Всегда ли вы одобряете учащихся за правильный ответ (речь идет не только об оценке, а о похвале, улыбке и т.д.)?

2. Готовы ли вы похвалить не только хорошего ученика, но и слабого, старающегося?

3. Часто ли в ваших оценках встречаются слова «молодец», «удачное решение», «хорошо придумано» и т.д.?

4. Часто ли вы называете ребят по имени, оценивая ответ?

5. Часто ли показываете учащимся, что верите в их возможности?

6. Всегда ли вы способны внушать своим ученикам уверенность в их собственных познавательных и нравственных возможностях?

7. Хотели бы вы присутствовать в качестве ученика на своих уроках?

8. Вам самим интересны ваши уроки?

       Если на все эти вопросы вы ответили утвердительно, значит, вы умеете создать ситуацию успеха при обучении.

       Создание ситуации успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе

      Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформи...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе

Выступление на районном семинаре учителей начальной школы...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

В век научно-технической революции не только не уменьшается значение игры в социализации и воспитании личности, но, напротив, повышается её роль, ставится в качестве актуальной задачи – развитие...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

Игра -занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акт...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

Игра-занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акти...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Каждое время рождает свои требования к учебному процессу. Индикатором этих требований является по-прежнему урок. Современный ур...

Организация ситуации успеха на уроках в начальной школе

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться...